Построение и порядок проведения психологического эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение и порядок проведения психологического эксперимента



 

1. Построение психологического эксперимента

 

Одной из основных задач, стоящих перед психологом, является помощь психиатру в дифференциально-диагностической работе. Поэтому психологическое исследование должно быть направлено на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов психических нарушений. Если речь идет об изменении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются те или иные мыслительные операции больного, как видоизменяется процесс приобретения новых связей, в какой форме искажается возможность пользования системой старых связей. Исходя из того, что всякий психический процесс имеет известную динамику и направленность, исследование следует строить таким образом, чтобы оно отразило нарушение этих параметров. Полученные экспериментальные данные должны быть надежны и качественно психологически интерпретированы.

Принцип качественного анализа психической деятельности является крайне важным. Главное не только в том, насколько трудным или большим по объему было задание и как больной его выполнил, но и в том, как он его осмыслил, чем были обусловлены ошибки и затруднения. Не только количество ошибок и трудности в процессе выполнения эксперимента, но, главным образом, структура и анализ их дают наиболее интересный и показательный материал для оценки тех или иных особенностей психической деятельности больных.

Другой принцип построения психологического эксперимента заключается в том, чтобы получить возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохраненными форм психической деятельности больного. Такой подход особенно важен при решении вопросов восстановления нарушенных функций, работоспособности, активности и т.д. Соблюдать этот принцип необходимо при решении психокоррекционных и реабилитационных задач (оценка трудоспособности, возможности продолжения учебы, смена профессии и т.д.). Поэтому построение эксперимента должно давать возможность учитывать поиски решений самого больного, а психологу вмешаться в "стратегию" исследования, чтобы обнаружить как больной принимает "помощь" экспериментатора, может ли он ею воспользоваться. В этой связи эксперимент, построенный по типу жестко стандартизированных тестов, не позволяет выявить сохранные звенья.

Особенно остро стоит вопрос о принципах, лежащих в основе методических приемов, направленных на изучение особенностей личности больного. Здесь необходимо четко уяснить те теоретические взгляды, которые стоят за методическими приемами. В настоящее время используются проективные методики: тематический апперцептивный тест (ТАТ), пятна Роршаха, тест Розенцвейга, методика Векслера и др. Следует отметить, что проективные методы не предусматривают каких-либо определенных способов решения. В отличие от теста, который требует выполнения задачи соответственно определенным условиям, проективный метод использует любую задачу лишь как повод для того, чтобы испытуемый мог проявить свои переживания, особенности своей личности и характера. Поэтому экспериментатор особое внимание обращает на личностные реакции испытуемого, на характер его суждений и ассоциаций. Сами по себе проективные методы представляют безусловный интерес и могут быть использованы при изучении личности и поведения больных, но они подлежат апробации на основании принципов отечественной психиатрии.

Сущность психологического эксперимента состоит в том, что, предлагая то или иное задание, психолог просит больного проделать определенную работу в заданном или свободном режиме. В ходе эксперимента фиксируются реакции больного, его высказывания, вопросы, поведение. Задание должно быть содержательным, а инструкция к нему - краткой, четкой, понятной и мотивированной. Оно должно представлять адекватную модель психической деятельности, типичной для обучения, общения и труда. Такой принцип моделирования психической деятельности делает психологический эксперимент похожим на общепринятый в медицине прием "функциональной пробы". В патопсихологическом исследовании роль такой пробы могут играть экспериментальные задачи, помогающие анализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности.

 

2. Порядок проведения психологического эксперимента

 

Экспериментально-психологическое исследование состоит из нескольких этапов:

1. Изучение истории болезни. Знание анамнеза болезни, психического статуса, а также других клинических данных дают возможность психологу сформулировать конкретные задачи эксперимента, продумать ход его, сделать правильный выбор методик и порядка их предъявления, подобрать наиболее адекватный тон в беседе, установить доверительные отношения с больным.

Необходимо учитывать данные истории болезни при анализе экспериментальных данных. Он может быть качественным в том случае, если они сопоставляются с клиническими данными и рассматриваются на их фоне. Так, например, если больной находится в депрессивном состоянии, то пониженную кривую памяти нельзя безоговорочно рассматривать как показатель плохой памяти. Она может быть понижена из-за безучастного отношения больного к самому исследованию.

Психолог, ознакомившись с историей болезни, должен избегать обсуждения с больным его болезненных переживаний, во всяком случае не вести этого обсуждения по собственной инициативе. Это требование диктуется тем, чтобы не мешать стратегии и тактике лечащего врача, не вмешиваться в его компетенцию, не подменять его.

 

3. Проведение психологического эксперимента

 

Его нужно начинать после того, как с больным установлен благожелательный контакт и взаимопонимание. Задачу следует ставить четко, а инструкцию давать в доходчивой форме. Обязательно нужно знать, все ли понял больной, и только после этого предъявлять задание.

Опыт показывает, что свыше 1,5-2 часов с больным работать нельзя: он утомляется, восприятие его ухудшается, а результаты искажаются. Поскольку продолжительность полного психологического исследования чаще составляет 3-4 часа, то его следует проводить в течение 2 дней. Эксперимент следует планировать, как правило, в утренние часы и проводить в спокойной обстановке, наедине с больным или в присутствии лаборанта, который записывает ход исследования, реакции больного, его высказывания и ответы. По окончании экспериментатор проводит беседу: разъясняет, дает рекомендации, успокаивает больного.

 

4. Обработка и анализ экспериментальных данных

 

Многие методики требуют определенной обработки и подсчета ошибок: составляется график, выводится кривая. Анализируются и сопоставляются способы работы и ошибки по разным методикам, сравниваются результаты опосредованного и непосредственного запоминания. Оцениваются рисунки и написанные к ним тексты. После тщательного подсчета ошибок, пропусков проводится качественный анализ экспериментальных данных, сопоставление с клинической картиной заболевания. Этот этап работы позволяет изменить ход последующего эксперимента, включить в него новые методические приемы.

 

5. Заключение по данным психологического исследования

 

Оно пишется по определенной схеме и должно содержать ответ на поставленный клиникой вопрос. Те или иные особенности или нарушения психики должны подтверждаться фактами, полученными в эксперименте, или базироваться на примерах суждений и действий больного, свидетельствующих о патологии. В конце заключения суммируются наиболее важные данные, полученные при исследовании. Диагноз заболевания не ставится, так как это должен делать психиатр на основании полного клинического изучения больного. Но в то же время заключение, несомненно, должно содержать сведения, имеющие диагностическое значение. Например, если в заключении на первом плане стоит символичность, псевдоабстрактность мышления больного и неадекватная эмоциональная реакция на исследование, то это более типично для шизофрении. Если же главным является истощаемость, ослабление памяти и внимания, но суждения конкретные и ассоциации содержательные, то можно говорить об органическом поражении мозга.

Заключение не должно дублировать психический статус больного. Оно дополняет клиническое описание сведениями, которые нельзя получить, не проходя психологического эксперимента.

Вопросы организационного характера

 

1. Кадры психологов

 

Один психолог в течение года может провести около 500 полноценных экспериментально-психологических исследований (т.е. по 2 исследования ежедневно в течение 253 рабочих дней). В случае неоднократного исследования каждого больного психолог в течение года способен исследовать около 200 человек и составить на них заключения. Психолог также должен принимать участие в конференциях, консультациях и в работе экспертных комиссий при разборе исследованных им больных. Это необходимо для обогащения его психологического и клинического опыта.

Должности психологов укомплектовываются лицами, имеющими высшее психологическое образование (окончившие факультеты психологии университетов, педагогических институтов), получившие специализацию по психологии при институтах психиатрии.

Лица, не имеющие высшего психологического образования (врачи, педагоги, биологи и др. специалисты), но успешно выполняющие психологические исследования психически больных и характеризующиеся по своей работе положительно, могут оставаться на должностях психологов. Однако их необходимо обеспечить первоочередным правом повышения квалификации по психологии. В дальнейшем на эти должности следует зачислять только психологов, а в детские отделения и олигофренопедагогов.

 

 

Документы Министерства труда и социальной защиты

 

 

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 22 февраля 2000 г. N 8/3011

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 февраля 2000 г. N 10

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ

КРИЗИСНОМ ЦЕНТРЕ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ

 

Во исполнение президентской программы "Дети Беларуси", утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 1998 г. N 3 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 1, ст. 10), и в целях совершенствования и развития инфраструктуры социального обслуживания Министерство социальной защиты ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить согласованное с заинтересованными Примерное положение о территориальном Кризисном центре помощи женщинам.

2. Управлению адресной социальной помощи и гендерных проблем довести указанное Положение до сведения министерств, других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома.

 

Первый заместитель Министра Г.С.БЕСПАЛОВ


 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КРИЗИСНОМ ЦЕНТРЕ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Территориальный Кризисный центр помощи женщинам (далее - Центр) является учреждением системы социального обслуживания населения, предназначенным для оказания квалифицированной психологической, юридической, материальной, реабилитационной и иной социальной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации.

2. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь, иными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, решениями местных исполнительных и распорядительных органов, а также настоящим Примерным положением о территориальном Кризисном центре помощи женщинам (далее - Положение).

3. Центр:

3.1. создается, реорганизуется и ликвидируется местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с действующим законодательством;

3.2. является юридическим лицом, имеет банковские счета (в том числе внебюджетный счет для поступления средств от предприятий, организаций, общественных объединений и граждан), печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственное имущество;

3.3. размещается в помещениях, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого учреждения и располагать всеми необходимыми видами коммуникаций, отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и требованиям охраны труда.

4. Финансирование Центра осуществляется за счет средств местных бюджетов, специальных фондов, фондов предприятий, учреждений и организаций, благотворительной помощи, а также средств, вырученных за оказание платных услуг, и других предусмотренных законодательством источников.

5. Центр возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Директор обеспечивает организацию и руководство Центром и несет ответственность согласно действующему законодательству.

6. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также другие отделения, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Возглавляют структурные подразделения Центра заведующие, которые назначаются директором.

7. Структура и штатное расписание Центра в пределах штатных нормативов утверждаются директором Центра по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом.

8. Директор по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом может в пределах фонда заработной платы вводить другие должности в штат Центра или дополнительные должности за счет привлеченных средств.

9. Правила внутреннего трудового распорядка Центра утверждаются директором с участием профсоюзов, а правила обслуживания граждан - директором по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

10. Директор принимает на работу и увольняет работников Центра в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.

11. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями социальной защиты населения, взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими организациями и учреждениями, осуществляющими работу с населением, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях эффективной социальной поддержки женщин, находящихся в кризисных ситуациях.

12. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности.

13. Ответственность за соблюдение анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в Центр, несет как руководство, так и каждый работник Центра в рамках действующего законодательства.

 

Глава 2. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

 

14. Цель создания Центра - оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для здоровья и жизни состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

15. Основными задачами Центра являются: создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению их проблем, координация их действий в этом направлении.

16. Направления деятельности Центра:

выявление и учет женщин, остро нуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи;

предоставление клиенткам Центра необходимых социальных услуг разового или постоянного характера;

формирование банка данных об организациях и специалистах, оказывающих платную и бесплатную медицинскую, психологическую, адаптационную и информационную помощь женщинам, оказавшимся в кризисном положении;

поддержка женщин в решении проблем путем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов на преодоление сложных жизненных ситуаций;

социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, предоставление временного приюта;

повышение стрессоустойчивости, психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;

помощь женщинам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений; социально-психологическая помощь женщинам в социальной адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям жизни;

рекламно-пропагандистская работа (распространение информации о задачах, перечне услуг, деятельности Центра; взаимодействие со средствами массовой информации; издание листовок, бюллетеней, информационно-просветительских материалов);

взаимодействие со средствами массовой информации для привлечения внимания общественности к проблеме насилия над женщинами;

организация семинаров, конференций, проблемно-тематических "круглых столов".

17. Центр оказывает социальные услуги следующим категориям:

женщинам, потерпевшим от насилия;

одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей;

несовершеннолетним матерям;

беременным женщинам (в том числе несовершеннолетним и одиноким), находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;

женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

женщинам, находящимся в конфликте с членами семьи;

самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и интернатов;

женщинам, вышедшим на пенсию и испытывающим психологический дискомфорт, в том числе одиноким пожилым женщинам, брошенным детьми.

18. Центр может иметь следующие подразделения: отделение дневного пребывания; стационарное отделение.

18.1. Отделение дневного пребывания осуществляет:

диагностику состояния женщин;

разработку мероприятий по реабилитации женщин и координацию их выполнения;

оказание экстренной психологической помощи по телефону доверия;

организацию поэтапного выполнения мероприятий по реабилитации женщин;

оказание женщинам медико-социальной, психолого-педагогической, юридической, бытовой помощи;

проведение досуговых мероприятий (в том числе с целью профилактики);

индивидуальную работу с клиентками по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка;

консультирование по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальных расстройств, психосексуальное развитие и др.);

содействие в направлении в специализированные учреждения лиц, требующих лечения в специализированных учреждениях органов здравоохранения.

Отделение работает в течение рабочей недели в дневное и вечернее время.

18.2. Стационарное отделение создается для пребывания в нем женщин и обеспечивает бытовые, психологические и прочие условия их жизнедеятельности на срок не более двух месяцев.

Стационарное отделение осуществляет:

обеспечение доступной, своевременной и эффективной помощи женщинам, нуждающимся во временном приюте;

оказание квалифицированного и разностороннего (психологического, педагогического, медицинского, юридического и др.) консультирования в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;

проведение индивидуальных диагностических бесед с целью выявления актуальных проблем и степени психологического стресса, помощь в их разрешении, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;

предоставление бесплатного питания;

содействие в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности женщин в семье, на работе;

привлечение к сотрудничеству организаций, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку.

Центр может оказывать социальные услуги как женщинам, обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и др.

19. Социальные услуги оказываются Центром, как правило, бесплатно.

По решению местных исполнительных и распорядительных органов и местной администрации отдельные виды социальных услуг могут предоставляться за плату. Денежные средства, взимаемые за предоставление таких услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие и улучшение социального обслуживания клиенток.

20. Оказание помощи женщинам осуществляется в любое время суток. Независимо от места жительства любая женщина может получить в Центре первичную консультацию специалистов, а в ряде конкретных случаев пройти курс реабилитации в отделении дневного пребывания и в стационарном отделении.

21. Срок пребывания в Центре зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей обратившихся за помощью, но не более двух месяцев.

 

 

 

 

 

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 15 августа 2002 г. N 8/8460

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 августа 2002 г. N 113

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ, ДРУГИХ

КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ

 

(в ред. постановления Минтруда от 16.05.2003 N 58)

 

В целях дальнейшего развития системы профессиональной ориентации населения в республике, осуществления психологической поддержки безработных Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении профессиональной ориентации безработных, других категорий населения в государственной службе занятости.

2. Признать утратившим силу Временное положение об организации и проведении профессиональной ориентации безработных, других категорий населения в Государственной службе занятости, утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. N 122.

 

Министр А.П.МОРОВА

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

К.С.Фарино

05.08.2002

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства

труда и социальной защиты

Республики Беларусь

05.08.2002 N 113

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

БЕЗРАБОТНЫХ, ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ В

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ

 

(в ред. постановления Минтруда от 16.05.2003 N 58)

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Профессиональная ориентация безработных, других категорий населения в государственной службе занятости (далее - профориентация в службе занятости) является составной частью системы профессиональной ориентации населения, направленной на содействие профессиональному самоопределению и становлению личности, оказание гражданам практической помощи в выборе профессии, смену рода занятий и повышение квалификации с учетом личностных способностей, склонностей, а также потребностей рынка труда.

2. Профориентация в службе занятости осуществляется в рамках реализации государственной политики занятости населения, является одним из основных направлений работы государственной службы занятости.

3. Профориентация в службе занятости осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. "О занятости населения Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., N 19, ст. 273; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 4, 2/7), Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г. N 37, 2/844), Положением об организации профессионального обучения безработных, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 20 апреля 2000 г. N 66 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 49, 8/3431), другими нормативными правовыми актами в сфере занятости, профессионального образования и профессиональной ориентации населения, настоящим Положением.

4. Основными целями профориентации в службе занятости являются:

создание условий для свободного выбора профессий, формы занятости и путей самореализации личности;

достижение сбалансированности между профессиональными качествами и психофизиологическими особенностями человека и потребностями рынка труда;

прогнозирование профессионального успеха работника в какой-либо сфере трудовой деятельности;

содействие непрерывному росту профессионализма личности, максимальной реализации индивидуального потенциала.

5. Задачами профориентации в службе занятости являются:

снижение несоответствия между спросом и предложением на рынке рабочей силы в текущем периоде и на перспективу;

усовершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и других категорий незанятого населения и их трудоустройства;

развитие системы социально-психологической поддержки безработных, других категорий населения.

6. Профориентация осуществляется в следующих формах:

профессиональное информирование (далее - профинформирование) - ознакомление безработных и других категорий населения с их правами и обязанностями в случае безработицы; с услугами и видами помощи, которые оказываются государством в соответствии с существующим законодательством по вопросам занятости населения; ознакомление с состоянием рынка труда, потребностями экономики республики в кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями получения профессий; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями профессионально-квалификационного роста;

профессиональное консультирование (далее - профконсультирование) - выявление профессиональных интересов и предпочтений безработных, других категорий незанятого населения, их мотивации к труду, обучение технике поиска работы, оказание гражданам помощи в целях принятия ими осознанного решения в выборе профессионального пути;

профессиональный подбор (далее - профподбор) - предоставление рекомендаций обратившемуся в службу занятости за помощью в определении наиболее приоритетных для него сфер профессиональной деятельности на основе оценки его психофизиологических качеств, состояния здоровья;

профессиональный отбор (далее - профотбор) - определение степени профессиональной пригодности человека, обратившегося в службу занятости, к определенной профессии (должности, рабочему месту) в соответствии с нормативными требованиями;

психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры; содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов;

профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств и потребностей к активному творческому труду, осуществляемая в условиях реальной профессиональной деятельности.

7. Профориентационные услуги органами государственной службы занятости предоставляются:

учащимся выпускных и предвыпускных классов базовой и средней общеобразовательных школ - профинформирование и профконсультирование;

безработным, зарегистрированным в установленном порядке службой занятости, - профинформирование, профконсультирование, профподбор, профотбор, психологическая поддержка;

незанятым гражданам - профинформирование, профконсультирование, профподбор, психологическая поддержка;

гражданам, подлежащим высвобождению в связи с сокращением численности работников в организациях, - профинформирование;

руководителям и работникам кадровых служб организаций - профинформирование, профотбор (по заявкам нанимателей);

специалистам учреждений системы образования и профессиональной ориентации молодежи - профинформирование.

8. Основанием для получения профориентационных услуг являются:

личное обращение граждан к профконсультанту;

направление посетителя службы занятости специалистом по работе с обратившимся населением к профконсультанту центра занятости;

план работы (на год, квартал) центра занятости (отделения Минского городского центра занятости населения);

договоры о сотрудничестве и оказании соответствующих услуг с заинтересованными организациями.

9. В соответствии с целями и задачами профориентации в службе занятости органы государственной службы занятости осуществляют:

информационное и научно-методическое обеспечение (создание и обновление банка информационных профессиограмм; приобретение справочной и информационной литературы, видеофильмов о профессиях и консультативных тренингах; организация и подготовка интерактивных и мультимедийных программ, изготовление папок, буклетов, проспектов о профессиях и учебно-курсовой сети регионов;

размещение заказов на выполнение научно-исследовательских работ по профориентационной тематике с привлечением научно-исследовательских и иных организаций; выступления в средствах массовой информации);

практическое профинформирование, профконсультирование, оказание других профориентационных услуг безработным и другим категориям населения;

мероприятия по психологической реабилитации безработных, психологической поддержке незанятого населения;

превентивное (упреждающее) профинформирование работников организаций, подлежащих высвобождению, а также работников кадровых служб организаций;

оказание профинформационных услуг нанимателям; оказание информационной, методической помощи школьным психологам, социальным педагогам, другим специалистам по профориентации учащихся;

укрепление материально-технической базы профориентации в органах государственной службы занятости;

информационно-методический обмен, проведение совместных мероприятий и другие виды взаимодействия с Республиканским и областными центрами профессиональной ориентации молодежи;

деловое сотрудничество с организациями, заинтересованными в проведении профориентационной работы с населением.

 

Глава 2

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

БЕЗРАБОТНЫХ, ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

 

10. Управление организацией профориентации безработных, других категорий населения осуществляют Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, управления областных служб (Минский городской центр) занятости населения областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее - управления областных служб занятости).

(пункт 10 в ред. постановления Минтруда от 16.05.2003 N 58)

11. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь:

формирует государственную политику в области профориентации населения;

осуществляет координацию профориентационной работы в органах государственной службы занятости, взаимодействует с другими органами государственного управления, научно-методическими учреждениями, а также с заинтересованными государственными, негосударственными и общественными организациями;

обеспечивает взаимодействие профориентационной работы с другими направлениями деятельности органов государственной службы занятости;

организует разработку и осуществляет контроль над выполнением государственной программы занятости населения, утверждаемой постановлением Совета Министров Республики Беларусь, в части профориентации безработных, других категорий населения и оказания им психологической поддержки управлениями областных служб занятости и другими исполнителями программы;

оказывает информационную, методическую и консультационную помощь управлениям областных служб занятости и территориальным центрам занятости населения, а также центрам профессиональной ориентации молодежи;

готовит информацию о состоянии профориентационной работы в органах государственной службы занятости, а также по другим программам и проектам, реализуемым с участием службы занятости;

участвует в информационном и научно-методическом обеспечении профориентационной работы в органах государственной службы занятости;

организует повышение квалификации работников, занимающихся вопросами профориентации незанятого населения;

организует работу по обмену опытом профориентационной работы;

организует исследовательскую, экспериментальную и внедренческую работу с целью выработки наиболее эффективной технологии ведения профориентационной работы с различными категориями населения;

осуществляет подготовку заседаний Республиканского координационного совета по профориентации молодежи.

12. Управления областных служб занятости:

координируют профориентационную работу в областях и г.Минске, организуют разработку региональных программ занятости населения в части профориентации и оказания психологической поддержки незанятого населения;

оказывают городским, региональным, районным центрам занятости населения методическую, материально-техническую и консультационную помощь по организации и проведению профориентационной работы на местах;

обеспечивают информирование через средства массовой информации о деятельности службы занятости в вопросах выбора и получения профессии;

информируют в установленные сроки Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, другие вышестоящие органы о состоянии профориентационной работы на подведомственной территории;

осуществляют анализ эффективности профориентационной работы в области и г.Минске;

организуют внедрение эффективных методов, средств, технологий профессионального информирования и консультирования;

оказывают информационно-методическую помощь областным и территориальным центрам профессиональной ориентации молодежи (профконсультационным пунктам);

принимают участие в работе областных координационных советов по профориентации молодежи.

13. Профориентация в службе занятости организуется и проводится в соответствии с государственной и региональными программами занятости населения.

14. Функции непосредственной организации и проведения профориентации управлениями областных служб занятости возлагаются на соответствующее структурное подразделение, а в центрах (отделениях) занятости - на структурные подразделения или специалистов по организации профориентационной работы. В составе центров занятости могут работать психолог, врач-профпатолог.

15. Управления областных служб занятости определяют численность специалистов по организации профориентационной работы в структурных подразделениях и подведомственных центрах занятости населения.

(пункт 15 в ред. постановления Минтруда от 16.05.2003 N 58)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.162 с.)