Форма № 5. Журнал учета индивидуальной работы с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма № 5. Журнал учета индивидуальной работы с детьми



Дата Тема занятий Цель занятия Ф.И.О. ребенка
       

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 13 февраля 2003 года № 20-12/259 «Об итогах республиканского конкурса «Психолог года» и о совершенствовании деятельности психологической службы учреждений образования»

18-20 декабря 2002 года на базе Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка» состоялся республиканский конкурс «Психолог года».

За высокий уровень проведения финальной части конкурса Министерство образования выражает благодарность оргкомитету, в состав которого вошли следующие сотрудники Учреждения образования «БГПУ им. М.Танка»:

Быкадоров Ю.А. - проректор по учебной работе, председатель оргкомитета;

Коптева С.И. - декан факультета психологии, заместитель председателя оргкомитета;

Попкович В.А. - заместитель декана по учебной работе факультета психологии;

Лобанов А.П. - заведующий кафедрой общей и педагогической психологии факультета психологии;

Слепкова В.И. - заведующая кафедрой прикладной психологии факультета психологии;

Финькевич Л.В. - заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии;

Колодич Е.Н. - заведующая лабораторией клинической психологии факультета психологии;

Олифирович Н.И. - заведующая лабораторией психологии и психотерапии семьи факультета психологии;

Дроздова Н.В. - заведующая лабораторией «Психология образования» факультета психологии;

Карпенко И.В. - начальник управления воспитательной работы с молодежью;

Кравченя Э.М. - заведующий кафедрой технических средств обучения.

За значительную подготовительную работу по проведению конкурса и участие в работе жюри конкурса Министерство образования благодарит:

Коломинского Я.Л. - заведующего кафедрой общей и детской психологии Учреждения образования «БГПУ им. М.Танка», председателя жюри;

Пергаменщика Л.А. - заведующего кафедрой психологии Учреждения образования «Академия управления при Президенте Республики Беларусь»;

Янчука В.А. - заведующего кафедрой психологии Учреждения образования «Академия последипломного образования»;

Севастьянову Е.Д. - педагога-психолога Гомельского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

Карасеву Н.А. - директора Сморгонского социально- педагогического центра Гродненской области;

Криволап Н.С. - главного специалиста Комитета по образованию Мингорисполкома;

Сычкову Н.Л. - заместителя директора Минского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

Валитова М.А. - заведующего кафедрой психологии Учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина»;

Метелицу А.С. - заведующую кафедрой управления и технологий образования Учреждения образования «Витебский областной государственный институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования»;

Авраменко В.В. - заведующую кафедрой специальных психолого-педагогических дисциплин Учреждения образования «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова».

На основании решения жюри конкурса места распределились следующим образом:

1 место - Божок Екатерина Михайловна, заместитель директора центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района Минской области, педагог-психолог;

2 место - Здоровцова Елена Васильевна, педагог-психолог СШ № 2 г. Гомеля; Климова Елена Николаевна, педагог-психолог Учреждения образования «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова»;

3 место - Миневич Ростислав Маркович, педагог-психолог гимназии
г. Мозыря Гомельской области; Бабинич Ольга Владимировна, педагог-психолог центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района Минской области.

Проведенный конкурс показал, что за последние годы наметился рост профессионального мастерства педагогов-психологов, обогатилось методическое оснащение их работы, в которой все чаще используются интерактивные методы, современные технологии. Психологические консультации приняли системный характер.

Вместе с тем, в работе психологической службы проявились определенные проблемы. Одна из них – медленные темпы введения должностей педагогов-психологов, что отражено в представленной таблице. В Брестской области даже произошло их снижение. Подготовка психологов в ВУЗах и институтах повышения квалификации в настоящее время может удовлетворить любые запросы учреждений образования.

 

Количество педагогов-психологов в общеобразовательных школах

 

Область На 1.10.200 г. На 1.10.2002 г.
Брестская    
Витебская    
Гомельская    
Гродненская    
г. Минск    
Минская    
Могилевская    
Всего    

 

Другая проблема – неудовлетворительное оснащение кабинетов психологической службы. Оно не соответствует нормативным требованиям, изложенным в приказе Министерства образования от 13 августа 1998 года
№ 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования». В некоторых учебных заведениях в кабинете педагога-психолога работают другие специалисты, что не обеспечивает сохранение конфиденциальности в работе с посетителями.

Руководители учреждений образования не выполняют приказ Министерства образования от 13 августа 1998 года № 497 «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования». Не определяют педагогу-психологу время для методической работы (консультации в научных, психологических центрах, работа в библиотеке с научно- методической литературой, участие в семинарах, методических объединениях). Министерство образования дополнительно разъясняет, что это время должно предоставляться педагогу-психологу для освоения новых методических разработок и технологий.

В отдельных случаях руководители поручают педагогу-психологу выполнение функций (дежурство по школе, курьерские поручения, замена уроков и т.п.), не связанных с должностными обязанностями.

Органами образования не налажено методическое руководство педагогами-психологами на уровне района, города, области. Не всегда на должном уровне осуществляется взаимодействие педагога-психолога с учителями, воспитателями и родителями. Педагоги-психологи не осваивают современные технологии работы с родителями, учителями и воспитателями (экспресс-консилиумы, профессиональные студии, организационно-деятельностные игры, кейс-методики, тренинги, бинарные лекции, родительские клубы, психологические гостиные).

Педагоги-психологи не проявляют гибкости в организации своей работы. Неудовлетворительное состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обеспокоенность всех государственных структур, что обязывает педагогов-психологов активно включиться в мероприятия по профилактике вредных привычек (в том числе курения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ), организовать психологическую помощь учащимся и студентам, страдающим зависимым поведением. Эта деятельность может быть организована и на платной основе как дополнительные психолого-образовательные и воспитательные услуги.

В то же время в Министерство образования поступают жалобы родителей на необоснованные платные массовые психологические тестирования детей и учащихся. В дошкольных учреждениях психологам вменяют в обязанность заполнять «Карты личности ребенка» на каждого воспитанника с использованием большого количества психологических методик для их углубленного изучения, что отнимает массу времени, снижает эффективность их деятельности. В таком углубленном психологическом обследовании всех детей нет необходимости. На протяжении нескольких лет из-за попустительства ряда руководителей школ, гимназий и лицеев в классах проводятся дорогостоящие массовые тестирования учащихся (компьютерная программа «Референт» и другие) по методикам сомнительного происхождения и качества, не рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.

В целях совершенствования деятельности психологической службы Министерство образования поручает руководителям учреждений образования и органов управления образованием:

1.Материально и морально поощрить названных выше организаторов, членов жюри и призеров конкурса, а также рассмотреть вопрос о присвоении победителям конкурса более высокой профессиональной категории.

2.Максимально использовать все резервы для увеличения количества ставок педагогов-психологов согласно Типовым штатам учреждений образования. Способствовать повышению уровня профессионального мастерства педагогов-психологов (за счет 8 часов в неделю, отведенных на профессиональное совершенствование).

3.Принять меры по оснащению кабинета психологической службы в соответствии с требованиями. Не допускать работу в кабинете других специалистов. Необходимо расширить практику проведения конкурсов «Лучший кабинет психологической службы», дополнительной оплаты педагогу-психологу за успешную организацию работы кабинета.

4.Обеспечить работу педагога-психолога в строгом соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 января 1998 года № 3. Не допускать выполнения педагогом-психологом обязанностей, не предусмотренных квалификационной характеристикой и профессиональными этическими нормами.

5.Обеспечить более рациональное планирование и использование рабочего времени педагога-психолога. Не поручать педагогам- психологам необоснованных трудоемких массовых психологических обследований детей и учащихся. Планирование 40-часовой, как правило, пятидневной рабочей недели педагога-психолога рекомендуется осуществлять, исходя из следующего распределения часов:

18 часов в неделю - индивидуальная или групповая работа с детьми, учащимися, студентами, педагогическими работниками, родителями (в дальнейшем «клиенты»).

6 часов в неделю - оказание экстренной психологической помощи клиентам, обработка, анализ и обобщение результатов диагностического обследования.

8 часов в неделю - участие в организационно-воспитательных мероприятиях, запланированных администрацией учреждения образования (педсовет, консилиум, воспитательное мероприятие в шестой день учебной недели и т.п.).

8 часов в неделю - профессиональное совершенствование и организационно-методическая деятельность. Это время согласовывается с руководителем и может проводиться в других учреждениях (работа в библиотеке, подготовка к работе с клиентами, работа с научно- методической литературой, просмотр учебного видеофильма, участие в работе семинара или методического объединения, посещение авторских курсов, консультации в научных и психологических центрах и др.). Это время не требует документального подтверждения. Все виды своей деятельности педагог-психолог регистрирует в журнале учета работы.

Обращения клиентов, которые являются конфиденциальными и их случайное оглашение может причинить им вред, обязательно шифруются. При увольнении педагога-психолога все материалы конфиденциального характера опечатываются руководителем, хранятся в сейфе и передаются педагогу-психологу, принятому на работу.

6.Организовать методические объединения педагогов-психологов в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогических центрах. Там, где такой возможности нет, обязать инспектора районного отдела образования, курирующего воспитательную работу, взять на себя эти методические функции.

7.Расширить деятельность педагога-психолога по сотрудничеству с педагогами (кураторами, классными руководителями, социальными педагогами) и родителями. Участие педагога-психолога в психопрофилактической работе с «трудными» детьми и учащимися, а также в реализации оздоровительных программ (в том числе и с использованием психологических методов профилактики употребления учащейся молодежью психоактивных веществ: табака, алкоголя, наркотиков), является обязательным.

8.Осуществлять контроль по недопущению несанкционированного вмешательства посторонних лиц (в любой форме: лекция, семинар, тренинг, реализация научно-методической литературы, психодиагностических методик и т.п.) в учебно-воспитательный процесс. При возникновении проблем, связанных с предлагаемыми посторонними лицами психологическими услугами, необходимо обращаться к заведующим кафедрами психологии ведущего в регионе государственного университета.

 

Заместитель Министра Т.Н.Ковалева

 

 

Законы Республики Беларусь

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.012 с.)