Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Философия нового времени и эпохи Просвещения

Поиск

91. (П) Ф.Бэкон выделил четыре вида идолов познания, создающих у человека ложные представления. К какому виду идолов по Бэкону относится слепая вера в авторитеты:

а) рода; б) пещеры; в) рынка; г) театра?

Ответ: г.

 

92. (П) Кто из философов XVII в. положил в основу своего учения суждение: "Мыслю, следовательно, существую":

а) Ф.Бэкон, б) Р.Декарт, в) Б.Спиноза, г) Д.Локк?

Ответ: Р.Декарт.

 

93. (П) Кто из философов Нового времени развил учение об индукции как основном и универсальном методе познания:

а) Ф.Бэкон, б) Р.Декарт, в) Б.Спиноза, г) Д.Локк, д) Г.Лейбниц?

Ответ: а.

 

94. (П) Демокриту принадлежит следующее высказывание:

"Есть два рода познания: один истинный, другой темный. К темному относятся все следующие (виды познания): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного (познания), то оно совершенно отлично от первого оно выступает в мышлении и обладает более тонким познавательным органом".

Определите, предшественником какого из направлений в гносеологии является Демокрит?

а) Сенсуализм. б) Рационализм. в) Эмпиризм. г) Агностицизм.

Ответ: б.

95. (П) Выделите из ряда нижеперечисленных философов представителей рационализма.

а)Ф.Бэкон б)Т.Гоббс в)Р.Декарт г) Д.Локк д)Б.Спиноза е)Г.Лейбниц

Ответ: в), д), е).

 

96. (С) Иллюстрируя ограниченность одного из методов научного познания, Б.Рассел проводит аналогию с курицей, которую, приучив выбегать на зов в надежде получить корм, в конце концов режут, "показывая, что для нее были бы полезны более утонченные взгляды о единообразии природы". О каком методе познания идет речь?

а) Анализ. б) Синтез. в) Индукция. г) Дедукция. д) Абстрагирование.

Ответ: в.

 

97. (П) Какую философскую позицию выражает суждение: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах":

а) сенсуализм, б) рационализм, в) диалектика, г) номинализм, д) агностицизм, е) реализм?

Ответ: а.

 

98. (П) Какое из нижеприведенных определений свободы принадлежит Б.Спинозе?

а) Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли.

б) Свобода есть познание необходимости и согласие с необходимостью. Свобода есть господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию.

в) Свобода - независимость человеческого поведения от законов природы и общества. Такая независимость возможна потому, что человек является мыслящим и активно действующим существом.

Ответ: б.

 

99. (П) Выберите из группы философов XVII в. авторов концепций естественного права и общественного договора:

а) Ф.Бэкон,

б) Р.Декарт,

в) Б.Спиноза,

г) Г.Лейбниц,

д) Т.Гоббс,

е) Д.Локк.

Ответ: д, е.

 

100. (С).Установите соответствие наборов философских понятий с именами четырех великих мыслителей XVII века.

Наборы философских понятий:

а) объективный идеализм, плюрализм, деизм, рационализм;

б) материализм, монизм, пантеизм, рационализм;

в) материализм, монизм, эмпиризм;

г) дуализм, рационализм.

Мыслители XVII века:

1 - Г.Лейбниц; 2 - Б.Спиноза; 3 - Ф.Бэкон; 4 - Р.Декарт.

Ответ: (а - 1), (б - 2), (в - 3), (г - 4).

101. (П) “... - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности.”

Вставьте пропущенное понятие.

Ответ: рационализм.

 

102. (П) “... - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и прежде всего научно-организованный опыт - эксперимент.”

Вставьте пропущенное понятие.

Ответ: эмпиризм.

 

103. (С) Какими характеристиками в учении Г.Лейбница обладают “истины разума” в отличие от “истин факта”:

а) всеобщность;

б) необходимость;

в) получение дедуктивным путем;

г) получение индуктивным путем;

д) извлекаемость из опыта.

Ответ: а, б, в.

 

104. (П) Установите соответствие ключевых понятий философских учений XVII века с именами философов:

Ключевые понятия философских учений:

а) идолы (призраки) познания, индукция;

б) монада, предустановленная гармония;

в) субстанция как “causa sui” (причина самой себя) и ее модусы;

г) интеллектуальная интуиция, дедукция, сомнение.

Философы:

1. Ф.Бэкон. 2. Р.Декарт. 3. Б.Спиноза. 4. Г.Лейбниц.

Ответ: (а – 1);(б – 4);(в – 3);(г – 2).

 

105. (П) Философия трех великих мыслителей XVII века - Р.Декарта, Б.Спинозы и Г.Лейбница носит в онтологическом плане различный характер:

а) монистический,

б) дуалистический,

в) плюралистический.

Установите соответствие онтологического характера философских систем и указанных авторов.

Ответ: а - Б.Спиноза; б - Р.Декарт; в - Г.Лейбниц.

 

106. (П) Кто является автором идеи разделения властей:

а) Локк, б) Гольбах, в) Вольтер, г) Гоббс, д) Гельвеций?

Ответ: а.

107. (П) Основоположником какой идеологии считается Д.Локк:

а) либеральной, б) консервативной, в) социалистической, г) анархической?

Ответ: а.

108. (П) Позиция какого философа отражена в следующем суждении: "Естественное состояние общества - это состояние войны всех против всех. Необходимым условием перехода от естественного состояния к гражданскому обществу является санкционированная общественным договором абсолютная власть"?

а) Руссо. б) Локк. в) Гоббс. г) Вольтер. д) Монтескье.

Ответ: в.

109. (С) Кто из французских просветителей наиболее детально обосновал идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума?

а) Вольтер. б) Дидро. в) Кондорсе. г) Монтескье.

Ответ: в.

 

110. (П) Какую характерную черту философии эпохи Просвещения отражает следующее высказывание П.Гольбаха: "Народы будут счастливы лишь тогда, когда философы станут королями или когда короли будут философами":

а) антиклерикализм, б) рационализм, в) гуманизм, г) материализм?

Ответ: б.

111. (С) Определите соответствие нижеприведенных характеристик философского знания с историческими этапами развития философской мысли.

Характеристика философского знания.

а) Критика схоластики.

б) Критика метафизики.

в) Преимущественный интерес к гносеологическим проблемам.

г) Преимущественный интерес к социальным проблемам.

д) Попытки гармонизировать религиозную и научную картины мира.

е) Попытки заменить религиозную картину мира научной.

Этапы развития философской мысли.

I – философия Нового времени (XVII век); II – философия эпохи Просвещения (XVIII в.)

Ответ: (I – а,в,д); (II – б,г,е).

112. (С) Какой смысл имел провозглашенный философией Просвещения принцип равенства всех людей?

а) Равенство экономических, социальных и прочих условий существования.

б) Равенство возможностей разных людей, т.е. правовое равенство.

в) Равенство всех перед Богом.

г) Равенство способностей разумного выбора поведения.

Ответ: б.

113. (П) Какой критерий общественного прогресса применялся в философии Просвещения?

а) Уровень развития производительных сил общества.

б) Степень совершенства человеческого разума.

в) Степень демократичности политического устройства.

г) Уровень религиозности общества.

д) Уровень народонаселения.

Ответ: б.

 

114. (С) Выберите из нижеприведенного списка характеристики, свойственные философии Просвещения:

а) преобладание материализма;

б) преобладание идеализма;

в) антиклерикальный характер (вплоть до атеизма);

г) религиозный характер;

д) исторический оптимизм;

е) исторический эсхатологизм;

ж) преимущественный интерес к социальным вопросам;

з) преобладание онтологической и гносеологической проблематики;

и) социальный радикализм;

к) социальный консерватизм.

Ответ: а, в, д, ж, и.

 

115. (С) В нижеприведенном перечне философских положений французского Просвещения укажите те из них, которые являются новациями:

а) объявление разума доминантой общественного развития: “мнения правят миром”;

б) идея определяющей роли социальной среды в формировании и воспитании человека;

в) открытие материалистического понимания истории;

г) концепция разумного эгоизма;

д) эгалитаристский вариант теории общественного договора;

е) концепция общественного прогресса;

ж) создание системы законов и категорий диалектики;

з) принцип гармонии веры и разума.

Ответ: а, б, г, д, е.

 

116. (ПС) В трактате Ж.-Ж.Руссо “О причинах неравенства” можно прочесть: “Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: “это мое”, и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья из земли и засыпав ров, крикнул бы своим близким: “Не слушайте лучше этого обманщика, Вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля - никому!”.

Что в итоге предлагал Ж.-Ж.Руссо:

а) упразднить частную собственность;

б) оставить ее в покое, раз уж она смогла возникнуть;

в) ограничить небольшими размерами, распределив по возможности поровну между всеми?

Ответ: в.

 

117. (П) За что многие французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:

а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;

б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;

в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам?

Ответ: б.

 

118. (С) “... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства.” (П.Гольбах)

Какую основополагающую философскую категорию определял подобным образом П.Гольбах? Вставьте пропущенное понятие.

Ответ: материя.

 

119. (ПС) Установите соответствие видов материализма в философии французского Просвещения XVIII века и философов:

Виды материализма:

а) умеренный материализм деистического толка (допускавший существование Бога как первопричины) и

б) последовательный атеистический материализма.

Философы:

1. Руссо, 2. Дидро, 3. Вольтера, 4. Гольбаха, 5. Ламетри, 6. Монтескье.

Ответ: (а-1),(а-3),(а-6); (б-2),(б-4),(б-5).

 

120. (П) Гельвеций сравнивал процесс познания с судом: 5 органов чувств - это 5 свидетелей, только они могут прояснить истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, что он забыл судью. Что они имели в виду:

а) Бога,

б) разум,

в) интуицию,

г) общественное мнение,

д) опыт?

Ответ: б.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.193 (0.009 с.)