Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научная инвентаризация музейных предметов↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инвентаризация - основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов основного фонда. Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступившие в постоянное пользование музея. Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии с классификацией основного фонда по отдельным группам, в зависимости от состава собрания. В музеях с большим собранием музейные предметы могут систематизироваться по отделам, а уже внутри отделов согласно принятой классификации по группам музейных предметов. Такое разделение облегчает их изучение и регистрацию в инвентарных книгах, создание надлежащих условий хранения. В краеведческих музеях предметы систематизируются по типам источников, коллекциям, видам материала, видам искусства, технике, назначению. Например, таким образом: вещевые источники - естественно - исторические памятники; - археологические коллекции; - нумизматические коллекции (монеты, ордена, медали, жетоны, знаки, плакеты, клады, бумажные деньги); - этнографические коллекции; - изделия из металла, дерева, керамики, тканей и др.; оружие, мебель и др.; изобразительные источники (живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство и фотографии); письменные источники (рукописные и печатные документы, редкая книга и др.); киноматериалы и памятники звукозаписи; мемориальные комплексы. В художественных музеях музейные предметы систематизируются по видам искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство и т.д.), материалу и технике (дерево, металл, кость, гравюра, рисунок), иногда по их назначению (мебель, нумизматика, осветительные приборы и т.д.). Для музеев с большими художественными коллекциями можно рекомендовать следующую систематизацию музейных предметов: - живопись; - иконопись; - графика (рисунки и акварели, гравюра и литография, плакаты, книги с гравюрами, прикладная графика); - скульптура; - архитектурные детали и фрагменты; - декоративно-прикладное искусство (керамика и стекло, изделия из металла, изделия из дерева, кости, камня, мебель); - нумизматические материалы (монеты, ордена, медали, жетоны, плакеты, клады, бумажные деньги); - археологические коллекции. В небольших художественных музеях число групп может быть уменьшено до 3-4: - живопись и иконопись; - графика и архитектурные чертежи; - скульптура и фрагменты архитектуры; - декоративно - прикладное искусство (мебель, ткани, фарфор и т.д.). По установлении количества таких групп весь наличный материал музея распределяется между соответствующими разделами. Последним присваивается установленный шифр. Каждый из разделов имеет свою инвентарную книгу снабженную шифром. Например, книга для записи живописи может иметь шифр "Ж", графики - "Г", скульптуры - "С", дерево - "Д", археологических коллекций - "А", фотографий - "Ф" и т.д. В музеях с большим количеством специальных коллекций допускается особая форма инвентарных книг для этих коллекций (например, гравюр, археологических, этнографических, нумизматических собраний, предметов художественной промышленности и др.). Инвентарные книги, как юридический документ музея, должны быть до их заполнения пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью вышестоящего учреждения, а также подписаны представителем этого учреждения. Записи в инвентарной книге предшествует составление инвентарной карточки, графы которой должны соответствовать графам инвентаря. Сотрудник музея, получивший предмет для инвентарного описания, в возможно более короткий срок изучает предмет, описывает его, после чего предмет вносится в инвентарную книгу за очередным порядковым номером, затем проставляется в соответствующей графе книги постоянных поступлений шифр и инвентарный номер предмета. Этим достигается взаимосвязь между книгой поступлений и инвентарем. Основные сведения по каждому предмету музея заносятся под отдельным номером в инвентарную книгу. Порядковый номер, под которым он занесен в книгу, является одновременно его инвентарным номером и проставляется на самом предмете: · предметы, состоящие из нескольких съемных частей, заносятся в инвентарь за одним номером, а каждая составная часть нумеруется отдельной литерой. Например, кубок с крышкой - инвентарный номер Ф 1230, кубок 1230/1, крышка Ф 1230/2; · в комплектах предметов (например, сервизы, гарнитуры мебели и т.д.) каждый отдельный предмет инвентаризируется за отдельным номером, а принадлежность его к комплекту оговаривается в графе "описание"; · альбомы рисунков, фотографий и пр. записываются под одним инвентарным номером, а каждый лист получает дробный номер, причем указывается общее количество листов с зарисовками или количество фотографий, количество пустых и отсутствующих листов или гнезд для фотографий. Если альбом состоит из произведений разных авторов, инвентаризации подлежит каждый лист в отдельности. В графе "описание предмета", так же как и в книге поступлений основного фонда, нужно давать наименование предмета, начиная его с главного предметного слова, например: ружье кременевое, костюм мужской, куропатка серая, плакат, рукопись и т.д. В нужных случаях указывается: чучело, модель, сухой препарат и т.д. В графу "сохранность" вносятся все имеющиеся дефекты, например: прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, осыпи красочного слоя, отсутствие какой-либо части или детали предмета и т.п., причем указываются места и размеры особенно значительных повреждений. При записи в инвентарные книги музея изделий из драгоценных металлов необходимо, кроме сведений, обязательных для всех других музейных предметов, включать данные об общем весе предмета (в граммах), а также название и вес каждого драгоценного металла, который входит в качестве составной части в этот предмет. При наличии на предмете драгоценных камней указывается их количество, название, размер и вес в каратах. Отмечается количество пустых гнезд. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней записываются в инвентарь лишь при наличии акта ювелирной экспертизы по определению подлинности драгоценных материалов и их точного веса. Разборка музейных предметов, имеющих детали из драгоценных металлов и камней, для определения их веса, равно как и изъятие драгоценных камней из своих гнезд, категорически запрещается. Основанием для списания и исключения музейных предметов из инвентарных книг музеев союзного подчинения является приказ министра культуры (или его заместителя). В случае разрушения предмета, его хищения, утраты музеи должны возбуждать ходатайство перед министерствами культуры с приложением всей необходимой документации в зависимости от конкретного случая: заключения комиссии реставраторов и хранителей о состоянии предмета и невозможности его реставрировать, акта, фиксирующего обстоятельства пропажи или повреждения предмета, документов об итогах сверки наличия с инвентарными книгами, а в случае хищения или серьезного повреждения предмета - документов о мерах, принятых дирекцией музея для розыска или восстановления поврежденных предметов и результатах этих мер, а также о привлечении виновных к ответственности в соответствии с требованиями закона. При исключении музейного предмета из инвентаря музея на основании приказа министра культуры, в графе "примечания" в книге поступлений основного фонда и инвентарной книге делается об этом специальная отметка с обязательной ссылкой на документ, содержащий разрешение на выдачу или исключение предмета. Строго запрещается использование инвентарных номеров, освободившихся после исключения выбывших музейных предметов, для записей других предметов. Перевод музейных предметов из одной инвентарной книги в другую и, соответственно, изменение его инвентарного номера и шифра могут быть произведены по решению фондовой комиссии, утвержденному приказом директора музея, при условии, что предмет остается в основном фонде музея. Замена старых инвентарных книг новыми производится только в исключительных случаях и с обязательного разрешения Министерства культуры, других министерств и ведомств согласно подчиненности. По получении разрешения на замену книг и после завершения работы по переписке старых инвентарей и оформления сличительной ведомости составляется акт на произведенную замену инвентарных книг. До утверждения акта замены старых инвентарных книг новыми действующим считается старый инвентарь. При введении в музее новых инвентарных книг в них переносятся все предметы из старых инвентарных книг, В новых книгах должна быть сделана ссылка на шифр и номер инвентаря старой, упраздненной книги. При составлении новых инвентарных книг категорически запрещается уничтожение или нарушение целости старых инвентарных книг, которые должны тщательно храниться в музеях наряду с остальной учетной документацией.
Дисциплина 5. Охрана памятников истории и культуры Охрана памятников в СССР Первые декреты Советского правительства, которые провозглашали новый порядок (1917-1923гг.): -«О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов»; -«О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции»; -«О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» и т.д.- говорят о полном отказе от выстроенной столетиями системы охраны памятников. После окончание гражданской войны и осуществление новой экономической политики в документах по охране памятников сер. 1920 гг. наблюдался некий позитивный поворот. Так, 7 янв. 1924 г. был издан Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы», с которого начинается отсчет более щадящих регламентаций в отношении культовых, дворцовых и иных досоветских архитектурных сооружений и прочих предметов старины. Была разработана подробная «Инструкция об учете и охране памятников искусства, старины, быта и природы». Разрушения и потери культурного наследия, вызванные Великой Отечественной войной. выдвинули ряд новых и сложных задач, отраженных в Постановлении Совета Министров СССР 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры». Если в первый период советской власти 1917-1925гг. принимались меры по созданию единой государственной системы охраны памятников, то период 1926-1953 гг. характеризуется ее распадом и отстранением общественности, значительными культурно-историческими утратами. Период 1953-1966 гг. отмечен мерами восстановления централизованного государственного контроля охраны памятников, но декларируемые в законодательных актах принципы и существующая реальность находились в известном противоречии: юридические нормы и повседневная практика редко совпадали. Вот почему с сер. 1960-х - н. 1990-х возрождается общественное движение, направленное на сохранение культурного наследия. Созданные в 1966 г. республиканские и региональные общества охраны памятников истории и культуры, берут на себя обязательства всемерно содействовать государству в охране памятников с привлечением к этому широких слоев населения, а также активно пропагандировать знания о памятниках. Благодаря общенародной поддержке, начался настоящий ренессанс в деле охраны памятников в РФ. Тысячи памятников на средства, собранные ВООПИиК, буквально были подняты из руин и восстали во всей своей сияющей красе, до сего дня украшая наши города и села, поднимая чувство гордости в сердцах наших граждан и восхищение иноземных гостей. Именно из-за настойчивости общественных организаций в стране начали возрождаться на региональном уровне государственные органы по охране памятников. В мае 1970 г. постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Госкомитета Совета Министров РСФСР был утвержден список 115 городов и населенных мест России, имеющих значительное количество объектов культурного наследия, куда вошел и г.Иркутск, единственный областной центр от Урала до Дальнего Востока. 29 октября 1976 принят Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Важным документом стало Постановление Совета Министров РСФСР «О состоянии и мерах по улучшению охраны памятников истории и культуры в РСФСР от 24 мая 1966 г. Кроме того, отношение государства и граждан к историческому и культурному наследию нашло отражение в Конституции СССР 1977г. На основе союзного закона 15 дек. 1978 г. был принят Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в котором несколько статей были отведены Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), а в 1982 г. вышло «Положение об охране памятников», которое отводило большую роль общественным организациям. В результате за 30 последних советских лет государство в сотрудничестве с общественностью совершило настоящее чудо по восстановлению и реставрации огромного числа памятников.
МОДУЛЬ III. Дисциплина История культуры
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.137 (0.008 с.) |