ТОП 10:

Предмузейное собирательство периодов античности и Средневековья: основные тенденции



Формирование феномена коллекционирования относится к периодам глубокой древности. По археологическим раскопкам известны коллекции предметов религиозного культа эпохи неолита; библиотеки текстов, написанных на глиняных табличках.

Наиболее ярко феномен коллекционирования раскрылся в античную эпоху. Классический период истории Древней Греции (V – IV в. до н.э.) был отмечен созданием коллекций сакрального характера, которые являлись общим достоянием граждан в силу специфики полисной системы. Самоуправляющиеся общины, власть в которых принадлежала всему коллективу, инициировали создание основных видов протомузейных собраний – мусейонов, пинакотек, стой.

Мусейоны не были музеями в современном понятии. Они представляли собой места поклонения музам – образам девяти олимпийских богинь, где проходили общегреческие празднества, церемонии, творческие состязания поэтов – мусеи. Для устройства святилища выбирались природные ландшафты, соответствующие мифологическому мышлению древних греков: гора или искусственно созданная вершина воспринималась как место обитания богов; частью святилища был грот – место молитвенного уединения или поклонения герою; священные источники и священные рощи в языческом культе символизировали магические силы природы. По аналогии со священными долинами создавались мусейоны, принадлежащие городской культуре (Платоном в Академии и Аристотелем в Ликее). Они находились в предместье Афин и создавались в полном соответствии канону.

Священные долины были предметом человеческой заботы: природная среда заполнялась сакральными постройками, статуями богов и богинь. Все античные святилища обладали посвятительными коллекциями. Кроме того, в святилище жертвовались призы победителей соревнований, чаще всего, бронзовые треножники; делались надписи с именами победителей и посвящениями музам. Постепенно на пространстве святилища выделялись «мемориальные» зоны почитания мифических и исторических личностей. Под открытым небом стихийно накапливались все типы памятников пластического искусства. Со временем творения знаменитых мастеров стали вызывать желание любителей искусства прибыть в долину для их осмотра. Особыми служителями велся учет вотивных даров, обеспечивалась их охрана.

Античные мусейоны эллинистического периода (323 – 30 г. до н.э.) развивались как синтетические учреждения, имевшие зачатки многих явлений современного мира – университетов, научно-исследовательских центров, музеев, публичных библиотек, литературно-художественных салонов. В завоеванных древневосточных странах они выступали как символы связи с греческим миром. Одновременно испытывая влияние востока, они становились центрами диалога культур. Первенство в собирании коллекций периода эллинизма принадлежало Александрийскому мусейону, основанному Птолемеем I в III в. до н.э. как научное и сакральное объединение ученых. Храмовые собрания включали библиотеку свитков, собрание гемм, ботаническую экзотику, коллекции чучел животных и гербарии, коллекции медицинских препаратов. Эллинистические цари (династия Птолемеев) были по сути первыми коллекционерами античного мира и сделали коллекционирование частью государственной политики.

Таким образом, несмотря на то, что мусейон и музей принадлежат разным историческим культурам, ряд общих закономерностей развития позволяют охарактеризовать античный мусейон в качестве предшественника новоевропейского музея. К ним относятся, прежде всего, выполняемые мусейонами функции сохранения исторической памяти и передачи накопленного опыта. Это приводило к созданию коллекций (монументов, надписей, текстов, коллекций различных предметов) и их демонстрации, для чего была необходима организация пространственной предметной среды, , наличие специального «персонала» - служителей Муз. Открытость коллекций характеризует их вовлеченность в культурную жизнь эпохи.

Помимо мусейонов создавались и другие храмовые коллекции. Пинакотеки представляли собой хранилища картин, выполненных восковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках (самая известная находилась в афинском Акрополе). Стои – крытые галереи с коллонадой, служившие местом прогулок и общественных собраний, одновременно выступали в качестве хранилища даров и произведений искусства.

В культуре Древнего Рима активно развиваются частные собрания, чему способствует завоевательная политика Рима, формирование художественного рынка, появление института экспертов. Коллекции создаются представителями сословной верхушки общества – правителями, наместниками, военачальниками. Приоритетами коллекционирования становятся произведения греческого искусства, природные редкости, древности, изделия из драгоценных металлов, камней, кости, бронзы, редких пород дерева, горного хрусталя, янтаря, восточные ковры, камеи. В римском мире получают самостоятельное развитие уже на светской основе библиотеки, пинакотеки, дактилиотеки (форма хранения гемм – резных камней – допускавшая возможность подбора камней по разным принципам). Они не только украшают их дома и виллы, но и служат повышению общественного статуса владельцев.

Общественные собрания аккумулируются в римских храмах. Они становятся хранилищами произведений искусства, реликвий и редкостей, посвящаемых храму богатыми людьми. Демонстрации произведений искусства служили портики городских зданий, отдельно стоящие крытые галереи, общественные сооружения. Развиваются формы протомузейной деятельности: надзор за состоянием храмов, система учета находившихся в них предметов. Разрабатывались методы консервации статуй и реставрации, принципы показа произведений искусства. Развивалась художественная критика. Собрания охотно осматривались публикой в сопровождении специального служителя, выполнявшего функции гида, и изучались профессионалами.

Особенности коллекционирования периода Европейского Средневековья были предопределены глубоко религиозным характером культуры, развитием науки в форме теологии, направленностью искусства на религиозные нужды и низвержение античного идеала. Основными видами протомузейных собраний данного периода являлись церковные и светские сокровищницы, частные собрания.

Расцвет церковных сокровищниц связан с периодом правления императора Карла Великого (конец VIII – начало VIIIв.), завоевательные походы которого способствовали христианизации европейских народов и возникновению новых церквей и монастырей. Источником пополнения сокровищниц служили вклады и пожертвования прихожан. В XI - XIII в. к ним добавилась военная добыча, полученная в результате крестовых походов. Такова, например, история сокровищницы Сан-Марко в Венеции, основой которой стали памятники искусства и церковные святыни разграбленного в 1204 г. Константинополя. В состав храмовых сокровищниц входили христианские реликвии. Святые мощи помещались в специальные реликварии. Церкви хранили камеи и инталии античных мастеров, необычные образцы мира природы, привозимые паломниками из Святой Земли. Коллекции церковных сокровищниц включали и исторические реликвии (киевский храм Святой Софии хранил одежду первых князей, в ризнице Печерского монастыря сохранялись мемориальные вещи Ивана IV и Бориса Годунова).

Сложившиеся в этот период традиции декорации средневекового храма имели значение для дальнейшего развития экспозиционного искусства. Храм был формой выражения религиозного сознания, христианского образа мира. Обозрение его внутреннего плана, купола, алтаря, приделов должно было дать полное представление об устройстве мира. Таким образом, пространственно-предметная среда храма, созданная на основе определенной концепции, может рассматриваться как «праформа» музейной экспозиции.

Светские сокровищницы создавались светской властью в качестве хранилища дорогих предметов. Особым богатством отличались сокровищницы Карла Великого, Карла V Мудрого. Московская сокровищница русских царей начала формироваться во второй половине XIII в. она пополнялась изделиями мастеров кремлевских мастерских, дорогими вещами и тканями, приобретенными у заезжих купцов, посольскими дарами. Светские сокровищницы европейских монархов выполняли роль финансового резерва, при этом в них формировалась группа предметов, не подлежащих изъятию. К их числу относились особо ценные, редкие, а также мемориальные предметы, которые приобретали значение семейно-родовых реликвий.

В средневековой культуре проявили себя зачатки формирования частных коллекций. Так, целенаправленным приобретением предметов роскоши и редкостей природы отмечена коллекционерская деятельность герцога Жана Беррийского, чья гардеробная отражала вкусы тонкого знатока и ценителя искусства.

Таким образом, средневековые храмы и их сокровищницы отчасти выполняли функции, которые впоследствии станут выполнять музеи. Светские сокровищницы, несмотря на подвижный состав собраний, содержали ядро предметов, которые старались сохранить при любых обстоятельствах. Так постепенно складывались коллекции, впоследствии давшие начало крупным музеям мира (например, «Зеленый свод», Оружейная палата).

Литература:

Поршнев, В. П. Мусей в культурном наследии античности / В. П. Поршнев. – СПб: СПбГУКИ, 2006. – 296 с.

Юренева, Т. Ю. Коллекционирование в античную эпоху. Коллекционирование в эпоху Средневековья // Юренева Т. Ю. Музееведение. – М., 2006. – С. 15 – 67.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.39 (0.004 с.)