Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музей современного искусства как феномен культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение вопросов, связанных с определением особенностей и сущности современного искусства, а так же критериев его оценки и роли в культуре в настоящее время посвящено большое количество работ отечественных искусствоведов, философов и культурологов: Е.Ю. Андреевой, А.Д. Боровского, В.М. Диановой, И.М. Бакштейна, М.Ю. Германа, Е.Ю. Деготь, А.В. Ипполитова, А.А. Курбановского, С.В. Кудрявцевой, Н.Б. Маньковской, В.А. Мизиано, А.В. Рыкова, В.В. Савчука, Е.Г. Соколова, И.Д. Чечота, А.К. Секацкого, Н.С. Степанян, А.М. Успенского и других авторов. Многое работы и западных исследователей, также посвящены данной тематике: теоретики искусства К. Гринберг, Ч. Дженкс, Р. Краусс, А.Б. Олива, Дж. Кошут, Б. Тейлор, В. Хофман, Д. Хопкинс, философы и культурологи Р. Барт, Х. Ортега-и-Гассет, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, М. Хайдеггер, У. Эко и другие. «Современная музееведческая мысль может быть представлена рядом подходов к исследованию музея: институциональным, предметным, языковым, коммуникационным, комплексным и др.» [16]. Но наиболее значимым можно выделить философско-культурологический подход, предложенный М.С. Каганом и развиваемый следующими теоретиками, как Т.П. Калугина, С.В. Пшеничная и А.А. Сундиева. Большой интерес, стремительное развитие и быстрый рост количества музейных комплексов и зданий музеев современного искусства наблюдается во многих странах мира. Проектирование и с троительствомузеев современного искусства является яркой авторской концепцией создания необычного архитектурного образа и присутствует в работах многих ведущих архитекторов. На сегодняшний день эта тема является очень актуальной и она интересна многим архитекторам и исследователям, так как приобретает важное значение в жизни общества. Музейный комплекс активно участвует в формировании архитектурно-пространственной среды города, объединяя в себя разнообразные компоненты и функции, получая их синтез для создания гармоничного образа и единого сложного организма (рис. 29, 30). Небывалый расцвет и популярность именно музеев современного искусства, как отмечает Карлова А.И., происходит в последней трети ХХ – начале XXI века, что обусловлено многими факторами социального, художественного и культурологического порядка, и что требует комплексного осмысления феномена Музея современного искусства: как выявление его специфики в контексте сопоставления с традиционной музейной формой, так и проведение сравнительного анализа, при изучении отечественного и международного опыта музейного дела в области современного искусства. Поэтому проведение такого подробного комплексного исследования возможно в рамках культурологического знания, вбирающего в себя методики и опыт исследования смежных наук [16]. «Значимость изучения Музея современного искусства с культурологических позиций определена также практическими потребностями отечественной культуры.
Рис. 29. Городской музей современного искуства в г. Нагоя, Япония. Архитектор К. Курокава
Рис. 30. Музей искусств в Филадельфии, США [69]. Проект реконструкции. Архитектор Френк Гери Современное актуальное искусство все чаще становится в нашей стране объектом выставочных и галерейных проектов, что свидетельствует о возросшем интересе к творчеству современных художников. Поэтому вопрос о необходимости создания Музея современного искусства в России является в начале XXI века одним из наиболее актуальных; он все чаще поднимается в средствах массовой информации, в художественной и музейной среде, на научных конференциях» [16, с. 3].Одним из главных видов музейной деятельности является художественная выставка. Формирование целого ряда архитектурных пространств музейного комплекса создаются для формирования экспозиционной среды, влияющую на творческой коммуникацию. «Трансформация сложившихся стереотипов музея и галереи в европейском опыте связана с предложениями Г. Земпера, О. Вагнера, У. Морриса по созданию «содружества искусств» в музеях нового типа. В теоретической рефлексии отечественных деятелей, К. Малевича и В. Кандинского, выявлена особая роль современного музея в формировании актуальной «художественной культуры» [12]. Развитие современного искусства стала «приоритетной задачей функционирования ведущих мировых центров искусства: МОМА, системы музеев фонда С. Гуггенхайма (в Нью-Йорке, Бильбао, Лас-Вегасе, Венеции), Центра Жоржа Помпиду в Париже. [12]. Большое влияние на формообразование в архитектуре оказали информационные технологии, используемые современными архитекторами. Яркой ассоциацией современного «эталона» образности является проект музея Гуггенхайма в Бильбао архитектор Фрэнк Оуэн Гери, который «начал новое направление архитекторов, которые используют компьютер не только для выполнения рисунков, построения светового решения…, а для разработки проектов от интуиции и идеи до конкретики реализации» [4, с. 368]. Его наброски, его графический поиск, выражают развитие мысли автора через интуитивную и спонтанную импровизацию [22]. Свой архитектурный образ музея Гуггенхайма в Бильбао архитектор Фрэнк Гери воплощал не только в карандашных набросках, эскизах, но и в подробном макетировании, а затем с помощью компьютерных технологий, моделирующих трехмерное пространство (рис. 31). Проект обращен к острейшей проблеме новой метафоры современной архитектуры, к выбору и модификацииязыка, к возможности развития и продления его вариаций, а также к раскрытию новых значений в архитектуре [10]. Выбор конструктивного решения – это «шедевр инженерного искусства – гальванизированная сталь, облицованная титановыми пластинами» [3, с. 369]. Музей поражает не только своим внешним видом, но и внутренними пространствами удивительных форм. «Оно состоит из невероятно искривленных, вытянутых поверхностей, «перетеканий»и изломов» [11, с. 128]. Материалы использованы на контрасте: стекло, известняк, титан. Галереи запроектированы так, что зритель каждый раз воспринимает музейное пространство по-новому. Роль атриума заключатся в смысловом и композиционном объединении всех галерей.
Рис. 31. Визуальное единство ансамбля Музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 1997 г. Архитектор Френк Гэри
Сегодня ведущими архитекторами мира представлен ряд проектных предложений для строительства в Вильнюсе современного художественного музея: нового художественного Музея Эрмитажа-Гуггенхайма, архитектор Заха Хадид (рис. 32) [89]; проект современного Художественного музея (Modern and Contemporary Art Museum) от студии Даниэля Либезкинда, соединяющий природу с архитектурой в удивительную скульптурную форму (рис. 33) и проект современного Художественного музея (Modern and Contemporary Art Museum) от Масимилиано Фуксаса (Massimiliano Fuksas Arhitect) (рис. 34) [48].
Рис. 32. Художественный Музей Эрмитажа-Гуггенхайма в Вильнюсе. Архитектор Заха Хадид [83; 48, с 192]
Рис. 33. Современный Художественный музей (Modern and Contemporary Art Museum) в Вильнюсе. Студия Даниэля Либезкинда [48, с 195]
Рис. 34. Художественный музей (Modern and Contemporary Art Museum) в Вильнюсе. Massimiliano Fuksas Arhitect. [48, с 200]. Государственная картинная галерея в Штутгарте, открылась в 1843 году и в последствии стала музеем изобразительного искусства. Здание Новой государственной галереи было построено в 1984 году архитектором Джоном Стирлингом и его архитектурный образ можно назвать основоположником современной архитектуры (рис. 35). Здание Новой государственной галереи выполнено в стиле постмодернизма и отличается необычным дизайном: внешние стены ярко-зеленого цвета своими очертаниями ассоциируются с волной, а голубые и розовые поручни лестниц привлекают внимание, «акцентируя, что здесь находится цитадель творчества» [80]. «Автор смог гармонично и умело соединить мягкие формы, наклонные плоскости и внутренние прямоугольные проёмы. Такое креативное соединение придало зданию контур корабля. Внутреннее пространство имеет общую схожесть с историческими дворцами Крита» [80]..Музей включает в себя произведения искусства, охватывающие период с XIV по XXI век, но основная специализация музея - это коллекции XX века.
Рис. 35. Новая государственная галерея в Штутгарте, 1984 г. [80] Архитектор Джон Стирлинг
Как отмечает в своей работе А.С. Панченко,экспозиционная и выставочная деятельность музеев развивалась от полной статичности к динамичности и новым формам демонстрации произведений искусства. «Для того чтобы осуществить тот или иной выставочный проект, современные технические и экспозиционные достижения позволяют преобразовывать выставочное пространство при необходимости, использовать мультимедийные технологии... Художественная выставка подобна театральному спектаклю: синтезируя в себе освещение, пространственную среду и предметы, она создает свою неповторимую художественную среду, в которую вовлекает посетителя и делает его соучастником художественного процесса» [29]. В современной теории искусства, по словам С.В. Богородского, выставка представляет собой «способность средствами различных экспозиционных форм заострять общественный интерес на непреходящих ценностях человеческого бытия, обращаясь к наиболее волнующим явлениям искусства» [2]. В Музее современного искусства выставка включает в себя большое количество различных подходов к организации экспозиционных решений: – новые решения образно-тематической композиции в структуре экспозиции; – сценарная организация экспозиционной среды; – органическое единство экспозиционного комплекса; – разнообразные приемы пространственной организации среды; – эмоционально-образное построение экспозиции. «Существуют различные типы экспозиции и различные методы ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экспозиционера и художника. Сегодня трудно говорить о преобладании того или иного метода - используется широчайший диапазон экспозиционных средств, сочетание разных методов» [29]. В научной литературе предлагаются различные типы классификации выставок: - «Тематические выставки, в основе которых лежит объединяющая разноплановые произведения искусства общая идея, проблема. Основа музейных тематических выставок (например, проекты Русского музея), по преимуществу, не привнесенный извне материал, а собственная коллекция музея, прошедшая тематическую селекцию. - Монографические выставки. Творческая судьба художника или скульптора показана через его работы разного периода. На выставке в таком случае экспонируются исключительно работы того художника, кому посвящена выставка. Как правило, спектр работ, призванных проиллюстрировать развитие таланта, поражает своим масштабом: графика, живопись, иногда скульптура и декоративно-прикладное искусство. - «Музейно-образные выставки» (Э.А. Шулепова). Экспонаты здесь акцентируют внимание не на бытовой среде, а на проблемах бытия. С помощью атмосферы, которую создают предметы, а также с помощью архитектурных и художественных средств, создается «памятник» соответствующей теме (Е.А. Розенблюм)» [29]. Виртуальная художественная культура - это «совокупность жанров, погружающих зрителя с помощью интерактивности и моделирующих механизмов вконцептуально новое пространство произведения, созданного и существующего на основе компьютерной виртуальной реальности» (И.И. Югай). Виртуальное бытие искусства радикально изменяет статус художника, художественного произведения и аудитории искусства. В условиях интерактивной виртуальной культуры на первый план выходит диалогичность восприятия, в основе своей имеющая не столько художественно-историческую, сколько личностную и ситуационную обусловленность. «Традиционные художественные институты и практики в эпоху интерактивной культуры становятся феноменами виртуального пространства» (A.B. Карпов) [29].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.3 (0.011 с.) |