Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуальное и образное начало архитектурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На сегодняшний день возможность расширения проблемного поля при проведении анализа коммуникационных процессов современного музея все острее осознается учеными и получает теоретическое развитие и обоснование. Ю.М. Лотман отмечает, что решение о необходимости формирования единой концепции музея – основной вопрос создания модели музея, включающей его основные феноменообразующие признаки [14]. Культурный статус процесса деятельности определяется «…сознательным, целенаправленным, свободно избираемым по целям и по средствам способом опредмечивания человеческих замыслов. Эти способы предметной деятельности, как и формы общения, человечество «изобретает» и совершенствует на протяжении всей своей истории, а каждый индивид вырабатывает их в собственной своей жизни» [14, с. 120]. Роль концепции необходимо рассматривать на различных уровнях и этапах развития архитектурного творчества. «Концепция как целостный, абсолютно полноценный прообраз включена в таинство рождения произведения, определяя его живое многомерное начало… Концептуальное поле открыто трансформациям, сохраняя в каждой «точке» высокое значение завершенной системы – своего рода концептуальной реальности, при этом обладая возможностями коммуникации» [12, с. 45]. Непосредственным компонентом теории коммуникации является обобщающая теория знаков – семиотика, в которой предметом рассмотрения становятся языки и символы, выражающие определенные смысл. В центре изучения семиотики находится значение знаков, формирующееся в сознании человека. А.В. Соколов выделяет следующую группу знаков: образы, модели (копии и тексты), и группу коммуникационных знаков: устная и письменная речь, изобразительное и исполнительное искусство, жесты и искусственные знаки и т.д. Для определения и понимания коммуникации в основе творческого процесса проектного моделирования наиболее близкой будет семиотическая традиция (подход) Р. Крейга, являющаяся одной из системообразующих и важнейших в современной теории коммуникации, опирающаяся на понимание коммуникации в виде взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, разнообразными языками и кодами [26]. Семиотика выступает теоретическим «фундаментом» данного подхода с комплексом теорий, которые изучают природу, функции и виды знаков и свойства знаковых систем, изображений, символов, их образования, «их восприятие и понимание, а так же возникновение новых смыслов у субъектов при восприятии. Можно сказать, что знаки и символы являются «посредниками» между сущностью явлений, как отмечает Ф.И. Шарков, смыслом и его образом, а также идеями, которые находятся за пределами чувственного восприятия человека. Ф.Т. Мартынов отмечает, что рождение нового, архитектурного мира, взаимосвязанного со всем миром жизнедеятельности человека, средой, есть фундаментальное основание архитектуры: «Архитектура является одним из планов бытия, природно-духовно-социальной реальности, а именно архитектурной реальности, в структуру которой входят конструктивно упорядочивающий слой и образный, символический строй, архитектурный мир и архитектурно организованная среда… Она многомерна, единораздельное, цельное образование в составе природно-духовно-социальной реальности. Она предполагает моделирование, создание и существование новых материальных, социальных, духовных и смысловых пространственно-временных связей и отношений между различными видами и планами реальности» [18, с. 15]. А.В. Иконников выделяет ряд проблем архитектуры нового времени, находящих отражение и в концептуальных поисках создания музейных комплексов: – проблемы морфологии и формообразования; – проблема языка архитектуры; – взаимодействие архитектуры как искусства с прочими видами художественной культуры; – аксиологические аспекты архитектуры (включая художественную ценность как интегральный критерий качества). А.В. Иконников уделяет особое значение проблеме языка архитектуры, ее коммуникативной роли и междисциплинарным контактам. В монографии «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве» А.В. Иконников отводит архитектурной профессии роль моста между духовным и материальным в системе культуры, что образно раскрывает эстетическую и коммуникативную функции архитектуры [12, с.47]. «Деятельность человека целостна, и разные ее уровни, при всех особенностях каждого, связаны друг с другом взаимным опосредованием и взаимным проникновением – ярче всего это проявляется в архитектуре. Культура предстает перед нами, логически и исторически, прежде всего как преобразование натуры – естественной, природной среды, которую человек застает вокруг себя, в которой он существует…» [14, с. 40]. При исследовании образной составляющей архитектуры, речь идет о ее символических свойствах. Потому что «символизм» служит гранью выразительности и средством художественной репрезентации идеалов творческой личности архитектора, считает М.В. Дуцев, когда архитектура выступает как символическое общественное искусство. Творческий поиск архитектора включает работу с символами до реального воплощения объекта, «давая символическому миру архитектурных образов возможность самоценного существования в локальных временных интервалах и в единой истории культуры» [12, с. 57]. Пространственная организация архитектуры – выражает особенность природы архитектурной коммуникации, в которой согласно М.Р. Савченко, взаимосвязаны две темы: «тема бытия пространства, его онтология, и тема интеллектуального усилия, воплощения работы с пространством, бытия сознания. Он определяет Архитектуру как особую форму их диалога [26]. Стержневой элемент учения Курта Левина – это концепция, что человек «непосредственно связан со средой и в своих действиях детерминируется этой связью». Рассматривая и изображая взаимодействие человека со средой, Левин применяет вместо слов и чисел графическое описание, в котором графические символы обозначали «жизненное пространство», в котором происходит психологическое движение, т.е. преобразование мыслей. Импровизация через линейные композиции, цветовые гамы и светотеневые воздушные перспективные построения дают широкий диапазон креативных подходов и средств индивидуализации объекта, формирование большого количества идей-образов. [26, с. 145]. Каждый архитектор материализует замысел в своих эскизах – это процесс представляет собой интеграцию идейно-смысловой в зрительно-пространственную форму представления информации. Например, эскизы Mario Botta воплощены в схематичных и смысловых рисунках [26, с. 162]. Акварельные и карандашные рисунки человеческого тела и конструктивных схем С. Калатравы неразрывно присутствуют в построении пластики образа (рис. 38).
Рис. 38. Художественный музей Милуоки, павильон Квадраччи, Милуоки, Висконсин, США, 2001 год. [43] Архитектор Сантьяго Калатрава
Основной идеей архитектора Ренцо Пиано для создания комплекса Калифорнийской академии наук (включающего в себя музей естественной истории, планетарий, аквариум) было «поднять часть парка и поместить под нее помещения» и сделать стеклянный плафон над центральным внутренним двором и световые люки, распределенные по поверхности волнообразной крыши, пропускающие солнечный свет внутрь экспозиционного пространства. В эскизных набросках архитектор лаконично и ярко воплотил всю свою концепцию проекта (рис. 39, 40), передав через образную графику эмоционально-смысловую и цветовую нагрузку как развитие, зарождение мысли. Так вербальная и образная фиксация мысли развивается в эстетическую идею через синтез архитектуры, ландшафта и пространства, раскрывая смысл композиционной организации объекта, построенной на метафорических, образно-символических и фантастических основах.
Рис. 39. Концептуальный поиск [30]. Архитектор Ренцо Пиано Рис. 40. Художественные музеи Гарварда в Кембридже. Эскиз музейного комплекса [86]. Архитектор Ренцо Пиано Исходный пункт творчества Захи Хадид – средства представления идеи, замысла. Виртуозность подачи автор раскрывает на своих живописных полотнах и графических листах. Заха Хадид отмечает: «Я пыталась рисовать нечто, презентирующее идею, если даже и не вполне реалистичное» [31, с. 33]. В работах Захи Хадид «энергичная эксплуатация исследовательских и формопорождающих возможностей графики, рисунка как раз и составляет суть и особость ее проектного метода» [31, c. 34]. Образ Абу Даби Центра исполнительских искусств Заха Хадид создает в виде биологической структуры «как «биологическая аналогия», чьи основные компоненты (ветки, стебли, плоды и листья) – «трансформированный из этих абстрактных представлений в архитектурное проектирование» (рис. 41, 42) [55]. Для создания Центра исполнительских искусств (Performing Arts Centre) специалисты архитектурной студии Захи Хадид (Zaha Hadid) «применили набор алгоритмических моделей для ряда процессов, создавая с их помощью основные схемы конструкции, в последствии переработанные в планы и чертежи. В результате этого передового способа проектирования, у авторов проекта получились удивительно органические и динамичные формы… Выразительные интерьеры здания сочетают в себе черты современного дизайна двадцать первого века с узнаваемыми характеристиками модерна. Фантастическая структура включает пять помещений театров разных жанровых направлений: мюзик-холл, оперный театр, концертный зал, драматическая сцена и многофункциональный театр. Важной составляющей проекта стали зеленые зоны, органично интегрированные в конструктивные элементы здания». Данный футуристический проект центра Performing Arts Centre разработан в рамках национального музея Zayed National Mueum.[52]. Рис. 41. Центр исполнительских искусств в Абу-Даби. [52]. Архитектор Захи Хадид
Рис. 42. Эскизы и модель Центра исполнительских искусств в Абу-Даби. [52]. Архитектор Захи Хадид
«Китайский архитектор Ма Яньсун придерживается концепции эмоционально-чувственной архитектуры. Архитектор уверен, что архитектура должна быть похожа на современное искусство именно в аспекте свободного и разнообразного выражения чувств» [12, с. 539]. В своих проектных решениях У. Олсоп выступает в роли и архитектора, и художника одновременно, создав свой индивидуальный подход экспериментального игрового формообразования, базируясь на эмоциональной стороне будущего произведения (рис. 43). Он создает «неординарную архитектуру мечты ощущений, архетипов восприятия, детских фантазий и воспоминаний. Его индивидуальный подход опирается на поиск эмоционального впечатления от будущего произведения в наиболее свободной манере... В авторских акварелях и гуашах нет проектной точности: масштабной, функциональной, конструктивной. Это не традиционная архитектурная презентация, а попытка сломать стереотипы мышления, максимально раскрепостить воображение. Таким образом, архитектор-художник создает абстрактные эмоционально наполненные модели, выражающие авторские концепции игры воображения, диалога… в архитектуре» [12, с.537].
Рис. 43. Эскиз здания художественной галереи Garman Ryan Centre в Уолсолле (Великобритания), 1996 г. Архитектор Уильям Олсоп.
Яркий концептуальный проект представляет собой разработанный художественный музей под названием Pingtan Art Museum, который будет построен на искусственном острове в прибрежной акватории острова Пинтан, расположенного в провинции Фуцзянь на востоке Китая (рис. 44, 45). Автором данного оригинального проекта является пекинская архитектурная студия MAD. «По замыслу главных дизайнеров Йосуке Хаяно и Данга Куна музей построят в виде трех холмов с оазисом в центре строения, а его общая площадь составит примерно 4000 квадратных метров. Добраться в музей с острова можно будет через волнообразный мост. Интерьер белокаменного музея у Пинтана планируют выполнить в виде футуристических пещер, напоминающих собой созданные природой лабиринты, в которых разместятся несколько тысяч разнообразных произведений искусства, включая национальные ценности Китая» [62]. В настоящее время продолжается его строительство, начатое в 2011 году.
Рис. 44. План и разрез Художественного музея Пинтан. Пинтан, Китай.
Рис. 45. Художественный музей Пинтан. Пинтан, Китай. Проект в стадии разработки и строительства с 2011 года
Концептуальное и образное начало архитектуры появляется только тогда, когда в пространственной форме технического сооружения – здания музея – «общим композиционным строем, системой пропорций, тектоники, фактурных и цветовых отношений выражается определенное эмоционально-духовное состояние – торжественное или лирическое, скорбное или радостное, праздничное или обыденное». [14, с. 175]. Архитектура музея оказывает эмоциональное воздействие сооружения на зрителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.008 с.) |