В основе создания архитектурного образа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В основе создания архитектурного образа



Формирование мира архитектуры, как отмечает Ю.И. Кармазин, складывается из синтеза материального и духовного, благодаря диалектическому единству противоположностей рационального и иррационального, «которые определяют характер научного и следования» [18, с. 104]. Таким образам, «архитектурная теория и архитектура как таковая в ее системном единстве должны, с одной стороны, откликаться на требования времени, а с другой, способствовать взаимному пониманию архитектора и адресата архитектуры, не ограничивая творческой свободы» [12, с. 48]. «Поэтому материальные средства опредмечивания духовного содержания становятся знаками, тем самым утрачивая свои чисто материальное бытие и функционирование, – их цель ведь состоит только в том, чтобы передавать доверенную им информацию, т. е. быть знаками неких значений, а не самоценными звуком, цветом, пластикой, движением. Так духовная культура обретает семиотический аспект... Духовная культура как живое системное целое есть единство содержания и формы, которые выступают здесь как информация и языки, ее выражающие, хранящие и транслирующие, как значения и определенные знаки, несущие эти значения. Богатство и разнообразие значений требуют разнообразия знаковых систем, способных адекватно воплощать и передавать эти значения, поэтому перед теорией культуры встает вопрос о необ­ходимости и достаточности известных нам языков культуры» [14, с. 123]. Проблемы семиотики и изучение знаковых систем раскрываются в работах С. К. Огдена, И. А. Ричардса, Р. Барта, Ч. Пирса, Ф. Соссюры, Ч. Морриса, Ю. С. Степанова, П. В. Капустина.

Сложность обеспечения процесса формирования профессионализма архитектора заключается в сочетании личностного и общепрофессионального уровней, так как профессионализм – это проблема не только развития творческой личности, но и исторической эволюции деятельности в целом, т.е. проблема сохранения, как отмечает Ю.И. Кармазин, реализации и развития ее креативного методологического потенциала [18].

Архитектурное образование направлено на развитие и трансляцию творческих способностей. В креативной основе образования важна субъективная интерпретация целей, которая превращает процесс творческой деятельности не в исполнение заранее готовых предписаний, а в поиск персональных способов «прочтения» задания, смысла и цели. Специфические черты самого творческого процесса создания архитектурного произведения заключаются в видах мышления, способах графического моделировании идеи, процессе формообразования и, как отмечает Э. Кассирер, в умении в многообразии внешних выражений духа отразить единство его сущности [26].

Проектному решению всегда предшествует творческий процесс – процесс концептуального поиска, представленный в авторских эскизах, набросках, макете. Стратегия концептуализма, или стратегия концептуального поиска, как отмечает Ю.И. Кармазин, представляет собой движение не от предметной определенности задачи, а от ее предельного смыслового расширения в философско-мировоззренческом контексте [18]. Одновременно вместе с задачей расширяется пространство поиска и пространство методов. Важным в фундаментальном методе проектирования Дж. К. Джонс считал обучение методике, которая выявляет характерные особенности мышления и дает возможность более простого решение задачи. Это не столько метод проектирования, сколько средство вырабатывания и регулирования стратегий проектирования. Методика архитектурного проектирования представляет собой единый творческий процесс, основанный на создании образно-смысловой модели объекта, развивающейся через определенные этапы создания и совершенствования проектной идеи в соответствии с многообразием средств и приемов закономерностей формообразования [26]. Становление проектного решения в теории и практике архитектурного проектирования можно представить через специальную технологию проектного поиска новых решений – это рассуждения о взаимодействии рациональных и иррациональных компонентов архитектурного творчества, ведущих к формированию мира архитектуры как синтеза материального и духовного.

Доказательством происходящей в искусстве «уникальной связи материального и духовного – их взаимного отождествления – является неизвестная ни материальной, ни духовной культуре его информационно-семиотическая осо­бенность: непереводимость духовного содержания произведения искусства из одной материальной формы в другую и невозможность замены одного духовного наполнения его материальной формы, другим содержанием» [14, с. 126].

В научной деятельности происходит постоянное перекодирование информации – то есть информация может быть представлена из «словесной формы в пространственную, графическую или объемную… материальность играет здесь чисто коммуникативную роль… К искусству же неприменим чисто технологический подход, который достаточен при изучении и оценке явлений материальной культуры, и чисто семиотический подход, который эффективен в анализе научных и идеологических коммуникаций, ибо конструктивно-технологическая и семиотически-коммуникативная стороны слиты здесь воедино, образуя одну целостную деятельность».

 

Любое художественное творение – это идея или знание. Это может быть и не просто знак, символ или код, и «не просто вещь, тело, конструкция, но единство, в котором они друг с другом отождествлены, т. е. выступают как разные стороны, грани, аспекты одного и того же явления: с гносеологического угла зрения художественный образ рассматривается как знание, жизненная правда, истина, с аксиологического – как идея, с семиотического – как знак, с технологического – как материальная конструкция (это и позволяло, например, К. Малевичу или В. Кандинскому называть многие свои полотна «конструкциями» с очередным номером, как композиторы нередко называют свои сочинения «Опус N...»). Абсолютизация любого из этих представлений объединяет искусство, ибо подменяет целое лишь одним аспектом бесконечно более богатого, разносторонне целостного его бытия» [14, с. 126]..

М.С. Каган отмечает, что художественная культура отличается от материальной культуры, а так же и от духовной культуры, что « сам культурный феномен «художественности» есть не что иное, как духовно-материальная слитность, созидаемая в творчестве человека… Чем более развитыми становятся все три способа человеческой деятельности – материальный, духовный и художественный, – тем дифференцированное оказываются порождаемые ими слои культуры – материальной, духовной, художественной. Однако самоопределение этих слоев культуры не мешало сохранению их связей, которые выражались и во взаимных влияниях, и в различных формах наложения одного на другой, их скрещения, а подчас и синтезирования. Наиболее очевидные проявления этой отчасти сохранявшейся, отчасти возникавшей связи разных способов опредмечивания – архитектура, вместе с ней все отрасли прикладного искусства, а в наше время и дизайн, которые органично соединили материальную культуру с художественной; с другой стороны, последняя находила возможность соединять свои усилия с физической культурой – в художественной гимнастике, в фигурном катании на коньках и других конкретных синтезах спортивной и художественной деятельности; аналогичные явления можно увидеть во взаимосвязи художественной и социально-организационной деятельности, из которой возникали необходимые для эффективной организации творчества и восприятия искусства художественные учреждения – музей, театр, филармония, союз писателей, издательство художественной литературы и т. д. и т. п. [14,. с. 126].

Каган предлагает трехстороннее строение духовных предметов, особенность которых выражается в том, что материальная форма их воплощения приобретает знаковый характер, что способствует возникновению системы языков культуры [14, с. 151]:

– итогом познавательной деятельности человека является знание;

– продуктом ценностно-ориентационной деятельности является ценность;

– итогом духовно-преобразовательной деятельности становится проект.

В этом смысле онтология искусства не может быть уподоблена предметному бытию ни материальной, ни духовной культуры, потому что художественная образность столь же духовна, как познание, ценностное осмысление и проектирование, но функционирует образ как материальный предмет, воспринимаемый в реальности его конкретного существования, обращенный именно этой своей конкретностью к переживанию воспринимающего его человека. «Архитектура, как отмечает Ф.Т. Мартынов, – это процесс, включающий в себя создание новой реальности и ее материальное, социальное и духовное смысловое существование… именно создание новых архитектурно-эстетических миров, воплощающих в конструктивно упорядочивающем и образном строе индивидуальные, социальные и всеобщие миры, является истинной целью и «высшим пилотажем» архитектурного творчества» [18, с. 15].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.245.71 (0.008 с.)