Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В основе создания архитектурного образа
Формирование мира архитектуры, как отмечает Ю.И. Кармазин, складывается из синтеза материального и духовного, благодаря диалектическому единству противоположностей рационального и иррационального, «которые определяют характер научного и следования» [18, с. 104]. Таким образам, «архитектурная теория и архитектура как таковая в ее системном единстве должны, с одной стороны, откликаться на требования времени, а с другой, способствовать взаимному пониманию архитектора и адресата архитектуры, не ограничивая творческой свободы» [12, с. 48]. «Поэтому материальные средства опредмечивания духовного содержания становятся знаками, тем самым утрачивая свои чисто материальное бытие и функционирование, – их цель ведь состоит только в том, чтобы передавать доверенную им информацию, т. е. быть знаками неких значений, а не самоценными звуком, цветом, пластикой, движением. Так духовная культура обретает семиотический аспект... Духовная культура как живое системное целое есть единство содержания и формы, которые выступают здесь как информация и языки, ее выражающие, хранящие и транслирующие, как значения и определенные знаки, несущие эти значения. Богатство и разнообразие значений требуют разнообразия знаковых систем, способных адекватно воплощать и передавать эти значения, поэтому перед теорией культуры встает вопрос о необходимости и достаточности известных нам языков культуры» [14, с. 123]. Проблемы семиотики и изучение знаковых систем раскрываются в работах С. К. Огдена, И. А. Ричардса, Р. Барта, Ч. Пирса, Ф. Соссюры, Ч. Морриса, Ю. С. Степанова, П. В. Капустина. Сложность обеспечения процесса формирования профессионализма архитектора заключается в сочетании личностного и общепрофессионального уровней, так как профессионализм – это проблема не только развития творческой личности, но и исторической эволюции деятельности в целом, т.е. проблема сохранения, как отмечает Ю.И. Кармазин, реализации и развития ее креативного методологического потенциала [18]. Архитектурное образование направлено на развитие и трансляцию творческих способностей. В креативной основе образования важна субъективная интерпретация целей, которая превращает процесс творческой деятельности не в исполнение заранее готовых предписаний, а в поиск персональных способов «прочтения» задания, смысла и цели. Специфические черты самого творческого процесса создания архитектурного произведения заключаются в видах мышления, способах графического моделировании идеи, процессе формообразования и, как отмечает Э. Кассирер, в умении в многообразии внешних выражений духа отразить единство его сущности [26].
Проектному решению всегда предшествует творческий процесс – процесс концептуального поиска, представленный в авторских эскизах, набросках, макете. Стратегия концептуализма, или стратегия концептуального поиска, как отмечает Ю.И. Кармазин, представляет собой движение не от предметной определенности задачи, а от ее предельного смыслового расширения в философско-мировоззренческом контексте [18]. Одновременно вместе с задачей расширяется пространство поиска и пространство методов. Важным в фундаментальном методе проектирования Дж. К. Джонс считал обучение методике, которая выявляет характерные особенности мышления и дает возможность более простого решение задачи. Это не столько метод проектирования, сколько средство вырабатывания и регулирования стратегий проектирования. Методика архитектурного проектирования представляет собой единый творческий процесс, основанный на создании образно-смысловой модели объекта, развивающейся через определенные этапы создания и совершенствования проектной идеи в соответствии с многообразием средств и приемов закономерностей формообразования [26]. Становление проектного решения в теории и практике архитектурного проектирования можно представить через специальную технологию проектного поиска новых решений – это рассуждения о взаимодействии рациональных и иррациональных компонентов архитектурного творчества, ведущих к формированию мира архитектуры как синтеза материального и духовного. Доказательством происходящей в искусстве «уникальной связи материального и духовного – их взаимного отождествления – является неизвестная ни материальной, ни духовной культуре его информационно-семиотическая особенность: непереводимость духовного содержания произведения искусства из одной материальной формы в другую и невозможность замены одного духовного наполнения его материальной формы, другим содержанием» [14, с. 126].
В научной деятельности происходит постоянное перекодирование информации – то есть информация может быть представлена из «словесной формы в пространственную, графическую или объемную… материальность играет здесь чисто коммуникативную роль… К искусству же неприменим чисто технологический подход, который достаточен при изучении и оценке явлений материальной культуры, и чисто семиотический подход, который эффективен в анализе научных и идеологических коммуникаций, ибо конструктивно-технологическая и семиотически-коммуникативная стороны слиты здесь воедино, образуя одну целостную деятельность».
Любое художественное творение – это идея или знание. Это может быть и не просто знак, символ или код, и «не просто вещь, тело, конструкция, но единство, в котором они друг с другом отождествлены, т. е. выступают как разные стороны, грани, аспекты одного и того же явления: с гносеологического угла зрения художественный образ рассматривается как знание, жизненная правда, истина, с аксиологического – как идея, с семиотического – как знак, с технологического – как материальная конструкция (это и позволяло, например, К. Малевичу или В. Кандинскому называть многие свои полотна «конструкциями» с очередным номером, как композиторы нередко называют свои сочинения «Опус N...»). Абсолютизация любого из этих представлений объединяет искусство, ибо подменяет целое лишь одним аспектом бесконечно более богатого, разносторонне целостного его бытия» [14, с. 126].. М.С. Каган отмечает, что художественная культура отличается от материальной культуры, а так же и от духовной культуры, что « сам культурный феномен «художественности» есть не что иное, как духовно-материальная слитность, созидаемая в творчестве человека… Чем более развитыми становятся все три способа человеческой деятельности – материальный, духовный и художественный, – тем дифференцированное оказываются порождаемые ими слои культуры – материальной, духовной, художественной. Однако самоопределение этих слоев культуры не мешало сохранению их связей, которые выражались и во взаимных влияниях, и в различных формах наложения одного на другой, их скрещения, а подчас и синтезирования. Наиболее очевидные проявления этой отчасти сохранявшейся, отчасти возникавшей связи разных способов опредмечивания – архитектура, вместе с ней все отрасли прикладного искусства, а в наше время и дизайн, которые органично соединили материальную культуру с художественной; с другой стороны, последняя находила возможность соединять свои усилия с физической культурой – в художественной гимнастике, в фигурном катании на коньках и других конкретных синтезах спортивной и художественной деятельности; аналогичные явления можно увидеть во взаимосвязи художественной и социально-организационной деятельности, из которой возникали необходимые для эффективной организации творчества и восприятия искусства художественные учреждения – музей, театр, филармония, союз писателей, издательство художественной литературы и т. д. и т. п. [14,. с. 126].
Каган предлагает трехстороннее строение духовных предметов, особенность которых выражается в том, что материальная форма их воплощения приобретает знаковый характер, что способствует возникновению системы языков культуры [14, с. 151]: – итогом познавательной деятельности человека является знание; – продуктом ценностно-ориентационной деятельности является ценность; – итогом духовно-преобразовательной деятельности становится проект. В этом смысле онтология искусства не может быть уподоблена предметному бытию ни материальной, ни духовной культуры, потому что художественная образность столь же духовна, как познание, ценностное осмысление и проектирование, но функционирует образ как материальный предмет, воспринимаемый в реальности его конкретного существования, обращенный именно этой своей конкретностью к переживанию воспринимающего его человека. «Архитектура, как отмечает Ф.Т. Мартынов, – это процесс, включающий в себя создание новой реальности и ее материальное, социальное и духовное смысловое существование… именно создание новых архитектурно-эстетических миров, воплощающих в конструктивно упорядочивающем и образном строе индивидуальные, социальные и всеобщие миры, является истинной целью и «высшим пилотажем» архитектурного творчества» [18, с. 15].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.245.71 (0.008 с.) |