В контексте современной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В контексте современной культуры



Классификация и виды музеев

Стратегия развития городской среды за последнее десятилетие включает в себя как потенциал строительства большого количества новых общественных объектов, так и реконструкцию архитектурно-художественной городской среды, представляющей историко-культурное наследие. Важным является проектирование и строительство новых зданий для музеев и целых комплексов, а так же реставрация и реконструкция старых зданий. Разнообразные архитектурные формы и образы, находящие воплощение в современной музейной архитектуре, активно обсуждаются научным сообществом, средствами массовой информации. «Основной вопрос, вокруг которого развивается многолетняя дискуссия,можно сформулировать следующим образом: чем должно быть музейное здание – скромным вместилищем для коллекций или архитектурной достопримечательностью, самоценным объектом показа, содержимое которого второстепенно? По сути, это вопрос о функциях архитектуры в системе музея и об их соотношении, которое определяется ролью самого музея в современной культуре» [44, с. 34].

Изучение типологии начинается с истории возникновения и развития музеев с точки зрения специфики формирования архитектурного пространства.

Музеи делятся: на научно-просветительные; исследовательские и учебные (рис. 1.). Профиль музея определяется в зависимости от характера экспонатов. Бывают художественные, литературные, естественно-научные, исторические, театральные, музыкальные, этнографические, промышленные и др.

Рис. 1. Классификация музеев

Музеи (греч. muséion – место, посвященное музам, храм муз, от músa – муза) – это научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества [23]. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства. Все музеи очень разнообразны по архитектуре, но в каждом из них зодчий выстраивает взаимодействия между музеем и экспонатом, содержанием и образом. Большинство проектируемых музеев несут развитие своего внутреннего содержания пространства как варианты сценариев «музейного спектакля» по заданной теме. Автор проекта воплощает поиск своего решения в новых ярких образах и индивидуальной манере. Здание музейного комплекса, как отмечает Чугунова, признается сегодня музееведами полноправным структурным элементом всей музейной системы, наряду с экспозицией, фондами и т.д., и значит, оно должно с помощью своих специфических инструментов содействовать выполнению основных социокультурных функций музея:

– «Во-первых, архитектура создает физическую оболочку для хранения и представления коллекций и, следовательно, участвует в реализации собственно музейной функции – функции документирования. В этом контексте здание представляет собой лишь оболочку, место размещения музейных предметов. С этой точки зрения, музейное здание должно быть, прежде всего, функциональным и представлять собой удобное вместилище для собрания предметов и для проведения научной работы. Здесь важны также некоторые технические, инженерно-конструктивные характеристики, касающиеся освещения, микроклимата помещений и требований безопасности» [44].

– «Во-вторых, архитектурное сооружение может играть существенную роль в реализации образовательно-воспитательной функциимузея, в основе которой лежит теория музейной коммуникации. При таком рассмотрении архитектура может трактоваться как инструмент общения с посетителями. К примеру, в структуре музейной экспозиции некоторые архитектурные элементы могут обладать значащим аспектом и даже исполнять роль экспоната, способствуя повышению уровня эффективности восприятия экспозиции. Однако процесс взаимодействия человека и архитектуры начинается еще до того, как он оказывается внутри сооружения и вступает в пространство музейной экспозиции. Еще до попадания внутрь экстерьер архитектурного сооружения и прилегающая к нему территория задают параметры восприятия, алгоритмы поведения в музейном пространстве, погружают посетителя в мир культуры» [44].

В связи с этим, архитектура в рамках образовательно-воспитательной функции музейного комплекса имеет двоякое значение: как инструмента внутримузейной коммуникации и как коммуникации общекультурной.

Для осуществления коммуникации с посетителями «в музее чрезвычайно важна не столько функциональная сторона архитектуры, сколько ее эстетические характеристики. Музей воспринимается как целостный визуальный комплекс, поэтому художественный образ его здания играет важную роль в процессе взаимодействия посетителя и музейного пространства. Архитектура музея как раз и создает это неповторимое пространство, отграничивает его от пространства повседневности и способствует вхождению посетителя в особый мир музея» [44, с. 34-35].

Причина растущей популярности и проектирования музейных комплексов в последние десятилетия является результатом «музейного бума», который начался еще в 1950-х годах, а дальше все более активно развивался. К концу 80-х годов XX века значение музеев возрастает, превращая здание в сложный многофункциональный объем. Собрание экспонатов, систематизация и хранение разнообразных коллекций, проведение научно-исследовательской работы, показ культурных, научных и технических ценностей – в этом направлении функциональных требований происходили поиски объемно-планировочных структур, одни из которых базировались на традиционной схеме взаимосвязи помещений, а другие – на желании отразить в архитектуре качественные изменения в функциональной организации музеев.

Архитектор 80-х годов XX века, разрабатывая концепцию музейного пространства, чаще выступал в роли художника, осмысливая не только пространственные отношения, но и цветовые и смысловые акценты экспозиции. Настоящим искусством стало оформление, создание творческой атмосферы, которая подчеркивала, выявляла отношение музея к экспонатам. Идея создания уникальной атмосферы музея нашла широкое развитие в настоящее время и это можно наблюдать в работах современных архитекторов. Современная практика музейного дела постоянно совершенствуется и обогащается, поиски ведутся в самых разных направлениях, и только комплексное решение проблем проектирования новых музеев и музейных комплексов сможет стать концептуальной основой современной архитектуры. Комплексный подход к проектированию музейных комплексов должен обеспечить формирование музея как самодостаточной системы (рис. 2). И это ведет к возникновению новых научных подходов к формированию музейных кластеров, объединяющих отдельные музеи и музейные комплексы в архитектурно-исторической среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.006 с.)