Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В контексте современной культуры
Классификация и виды музеев Стратегия развития городской среды за последнее десятилетие включает в себя как потенциал строительства большого количества новых общественных объектов, так и реконструкцию архитектурно-художественной городской среды, представляющей историко-культурное наследие. Важным является проектирование и строительство новых зданий для музеев и целых комплексов, а так же реставрация и реконструкция старых зданий. Разнообразные архитектурные формы и образы, находящие воплощение в современной музейной архитектуре, активно обсуждаются научным сообществом, средствами массовой информации. «Основной вопрос, вокруг которого развивается многолетняя дискуссия,можно сформулировать следующим образом: чем должно быть музейное здание – скромным вместилищем для коллекций или архитектурной достопримечательностью, самоценным объектом показа, содержимое которого второстепенно? По сути, это вопрос о функциях архитектуры в системе музея и об их соотношении, которое определяется ролью самого музея в современной культуре» [44, с. 34]. Изучение типологии начинается с истории возникновения и развития музеев с точки зрения специфики формирования архитектурного пространства. Музеи делятся: на научно-просветительные; исследовательские и учебные (рис. 1.). Профиль музея определяется в зависимости от характера экспонатов. Бывают художественные, литературные, естественно-научные, исторические, театральные, музыкальные, этнографические, промышленные и др.
Рис. 1. Классификация музеев Музеи (греч. muséion – место, посвященное музам, храм муз, от músa – муза) – это научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества [23]. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства. Все музеи очень разнообразны по архитектуре, но в каждом из них зодчий выстраивает взаимодействия между музеем и экспонатом, содержанием и образом. Большинство проектируемых музеев несут развитие своего внутреннего содержания пространства как варианты сценариев «музейного спектакля» по заданной теме. Автор проекта воплощает поиск своего решения в новых ярких образах и индивидуальной манере. Здание музейного комплекса, как отмечает Чугунова, признается сегодня музееведами полноправным структурным элементом всей музейной системы, наряду с экспозицией, фондами и т.д., и значит, оно должно с помощью своих специфических инструментов содействовать выполнению основных социокультурных функций музея:
– «Во-первых, архитектура создает физическую оболочку для хранения и представления коллекций и, следовательно, участвует в реализации собственно музейной функции – функции документирования. В этом контексте здание представляет собой лишь оболочку, место размещения музейных предметов. С этой точки зрения, музейное здание должно быть, прежде всего, функциональным и представлять собой удобное вместилище для собрания предметов и для проведения научной работы. Здесь важны также некоторые технические, инженерно-конструктивные характеристики, касающиеся освещения, микроклимата помещений и требований безопасности» [44]. – «Во-вторых, архитектурное сооружение может играть существенную роль в реализации образовательно-воспитательной функциимузея, в основе которой лежит теория музейной коммуникации. При таком рассмотрении архитектура может трактоваться как инструмент общения с посетителями. К примеру, в структуре музейной экспозиции некоторые архитектурные элементы могут обладать значащим аспектом и даже исполнять роль экспоната, способствуя повышению уровня эффективности восприятия экспозиции. Однако процесс взаимодействия человека и архитектуры начинается еще до того, как он оказывается внутри сооружения и вступает в пространство музейной экспозиции. Еще до попадания внутрь экстерьер архитектурного сооружения и прилегающая к нему территория задают параметры восприятия, алгоритмы поведения в музейном пространстве, погружают посетителя в мир культуры» [44]. В связи с этим, архитектура в рамках образовательно-воспитательной функции музейного комплекса имеет двоякое значение: как инструмента внутримузейной коммуникации и как коммуникации общекультурной.
Для осуществления коммуникации с посетителями «в музее чрезвычайно важна не столько функциональная сторона архитектуры, сколько ее эстетические характеристики. Музей воспринимается как целостный визуальный комплекс, поэтому художественный образ его здания играет важную роль в процессе взаимодействия посетителя и музейного пространства. Архитектура музея как раз и создает это неповторимое пространство, отграничивает его от пространства повседневности и способствует вхождению посетителя в особый мир музея» [44, с. 34-35]. Причина растущей популярности и проектирования музейных комплексов в последние десятилетия является результатом «музейного бума», который начался еще в 1950-х годах, а дальше все более активно развивался. К концу 80-х годов XX века значение музеев возрастает, превращая здание в сложный многофункциональный объем. Собрание экспонатов, систематизация и хранение разнообразных коллекций, проведение научно-исследовательской работы, показ культурных, научных и технических ценностей – в этом направлении функциональных требований происходили поиски объемно-планировочных структур, одни из которых базировались на традиционной схеме взаимосвязи помещений, а другие – на желании отразить в архитектуре качественные изменения в функциональной организации музеев. Архитектор 80-х годов XX века, разрабатывая концепцию музейного пространства, чаще выступал в роли художника, осмысливая не только пространственные отношения, но и цветовые и смысловые акценты экспозиции. Настоящим искусством стало оформление, создание творческой атмосферы, которая подчеркивала, выявляла отношение музея к экспонатам. Идея создания уникальной атмосферы музея нашла широкое развитие в настоящее время и это можно наблюдать в работах современных архитекторов. Современная практика музейного дела постоянно совершенствуется и обогащается, поиски ведутся в самых разных направлениях, и только комплексное решение проблем проектирования новых музеев и музейных комплексов сможет стать концептуальной основой современной архитектуры. Комплексный подход к проектированию музейных комплексов должен обеспечить формирование музея как самодостаточной системы (рис. 2). И это ведет к возникновению новых научных подходов к формированию музейных кластеров, объединяющих отдельные музеи и музейные комплексы в архитектурно-исторической среде.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.006 с.) |