Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воплощение идеи в графическое решение

Поиск

Визуальная информация, передаваемая в рисунке или эскизе, – это особый графический язык, графический код, смысл которого формируется как в процессе создания изображения, так и в форме решенной изобразительной задачи как итоговый результат. Но в отличие от вербальных сообщений изображения, как правило, всегда многозначны – имеют поликодовый характер [26]. При этом, следует подчеркнуть, что важную роль будет играть перцепция. При изображении идеи, так же как и при рисунке с натуры, происходит постепенное нанесение элементов рисунка. То есть, при построении изображения мы сразу получаем зрительную информацию – перцептивную гипотезу и в соотношении с придуманной, воображаемой идеей, развиваем графический образ проектного решения далее. Происходит цепочка взаимодействия: творческое мышление – рисунок – перцептивная гипотеза – творческое мышление (рис. 46).

 

Рис. 46. Схема взаимодействия творческого мышления,

рисунка и перцептивной гипотезы

Быстрое взаимодействие мышления, руки и глаз позволяет делать зарисовки идей проектных решений, в то же время мозг начинает соединять множество разработок воедино и мысль развивается дальше в зрительно-пространственную форму представления информации. Данный вывод основан на взаимодействии двух видов кодов, фиксирующих смыслы, в которых Р. Аткинсон выделил перцептивные коды (чувственно воспринимаемые характеристики информации) и концептуальные коды, относящиеся к семантическим [26].

Можно сказать, что в процессе архитектурного проектирования, то есть в процессе профессиональной коммуникации зодчего, результатом его творческой деятельности становится код – графический образ (рисунок), создающийся из графических элементов, несущих эмоционально-смысловую информацию. И чем будет больше и «шире массив взаимосвязанных графических единиц» (точка, линия, тональное пятно и т.д.), тем эффективнее станет решение архитектурной идеи [26].

Графический образ в основе проектного творчества это своего рода язык, используемый для передачи фантазии автора, его идеи. Передать мысль – это передать «содержание» мысли, смысловую составляющую воплотить в художественную форму архитектурного образа (рис. 47). На рисунках 48 – 51 приведены примеры передачи архитектурной идеи в графический образ на примере студенческих работ. Поэтому, воплощение чувственного через понятие «эмоциональная содержательность» и представление пластики и структуры объекта через понятие «тектоника» позволяют формировать идею становления образа через эмоционально-тектонический код пространства архитектурного рисунка в процессе графической визуализации.

Творческое озарение дает «кульминационное решение проектной задачи – нахождение главной идеи проекта, которая наиболее эстетически позволит упорядочить и организовать форму и пространство. Именно взаимодействие творческих полей, элементов и систем создает единое целое, обладающее согласованной структурой и художественно-смысловым строем всей композиции» [26. с. 166].Объединяющей основой построения образа проектируемого объекта выступает коммуникативное пространство символического взаимодействия информации, раскрывающее авторские идеи в архитектурном рисунке через креативный процесс творческого поиска, креативную способность творческого выражения мысли, креативную составляющую результата моделирования.

Таким образом, процесс активного поиска идеи, формы, архитектурного образа сооружения развивается в вариативном пространстве изображения. Это одно из основных направлений развития художественных способностей и творческого мышления, которому следует уделять большое внимание в процессе обучения архитектурному проектированию. Особенностью включения в процесс проектного моделирования значения «кода» архитектурного рисунка является его оригинальность, художественная яркость, универсальность и необходимость использования на концептуальной стадии в курсовом и дипломном проектировании в процессе архитектурного творчества. [26, с. 149].

 

 

Мысль - архитектурная идея (содержание сообщения)
Мысль - архитектурная идея (содержание сообщения)
Кодирующий механизм изображения
Декодирующий механизм изображения
Графический образ (рисунок)

 

Рис. 47. Графический образ (рисунок)

как смыслопорождающее устройство

 

Рис. 48. Студенческие эскизы – вариантный поиск образа Художественного музея.

 

Рис. 49. Образ научного музея. Выполнила студентка 3 курса архитектурного

факультета Воронежского ГАСУ Масленко А. Руководитель: Кокорина Е.В.

 

Рис. 50. Графические эскизы к дипломному проекту «Культурно-общественный

комплекс на Петровской набережной в г. Воронеже» с разработкой здания музея.

Выполнила ст. 6 курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Бобылкина Л.В.

Руководитель: доцент Кокорина Е.В.

 

Рис. 51. Графические эскизы к дипломному проекту «Культурно-общественный

комплекс на Петровской набережной в г. Воронеже» с разработкой здания музея.

Выполнила ст. 6 курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Бобылкина Л.В.

Руководитель: доцент Кокорина Е.В.

В современной проектной практике используются различные подходы к классификации эскизов архитектора. Архитектурный эскиз, как отмечает М.В. Дуцев, варьируется по следующим стадиям разработки творческого замысла:

– эскиз как фиксация первой идеи;

– ассоциативный или концептуальный эскиз, воплощающий формировании концепции будущего произведения;

– уточняющий эскиз в процессе работы над проектом.

Графическое изображение по принципу завершенности может быть представлено как: зарисовка; набросок, «архитектурный эскиз»; эскизная архитектурная графика. Подобный эскиз любого типа может считаться самостоятельным произведением искусства. Сегодня в архитектурном творчестве рисунок воплощает персональные авторские концепции архитекторов, они выходят на первый план и становятся синтезирующим ядром в междисциплинарном культурном и научном пространстве, как отмечает М.В. Дуцев, – в таком широком контексте целесообразно рассматривать понятие архитектурно-художественного синтеза как меры духовного наполнения, знака авторской идентичности архитектурного творчества, возводящего его в ранг искусства [12].

 

Творческая деятельность архитектора, воспринимаемая как целостный, развивающийся, динамический процесс, связана с необходимостью развития концептуально-смысловой основы проектного моделирования. Особенность и гибкость графической импровизации – это экспериментальная составляющая творческого процесса, которая таит в себе множество вариантов визуальной (образно-графической) и вербальной формы коммуникации. Рассматривая творчество как развивающийся процесс мысленно-образной импровизации в «многополярном пространстве» решений и перспективе, можно определить архитектурный рисунок как креативную способность представления в графической форме процесса мышления, поиска идеи, ее формы, содержания и развития, которые реализуются в три концепции исследования [26]:

– архитектурный рисунок как креативный процесс творческого поиска;

– архитектурный рисунок как креативная способность творческого

выражения мысли;

– архитектурный рисунок как креативная составляющая результата

моделирования.

Выявленные творческие подходы при поиске проектного решении формируют направления, методику поиска решения, концептуальные установки и графические приемы воплощения замысла. Художественная специфика средств графической выразительности формирует широкий спектр возможностей раскрытия проектной идеи, опираясь на энергетический авторский потенциал, возникающий «из концентрированно-направленной авторской рефлексии, помноженной на силу авторской интуиции и способствующей порождению формы, и правилам построения архитектурного образа [26, с. 164].

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.009 с.)