ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графические материалы для дизайнера



Графические материалы - это все многообразие средств, которые дизайнер использует в своей работе. Обычно мастера графического дизайна не ограничиваются каким-либо одним видом материальных средств и инструментов.

Рисунки могут исполняться обычными графитными карандашами, которые дают линии серого оттенка с характерным блеском штриха. Иногда дизайнер пользуется так называемым итальянским карандашом, штрих которого обладает глубоким бархатисто-черным тоном. Интересные решения получаются и с применением обычных цветных карандашей.

Очень характерный и своеобразный вид имеют оригинал-макеты, исполненные углем и соусом[24], дающими густой черный цвет линии. При подготовке цветных макетов иногда используют сангину[25], пастель[26], цветной мел. Широкое распространение получили произведения, нарисованные пером и шариковыми авторучками, использующими пастообразные и гелевые красители. В последнее время в графическом дизайне все чаще применяются фломастеры и рапидографы - инструменты, которыми обычно работают конструкторы. Часто графические оригиналы исполняются кистью, а в качестве красящего вещества используются жидкие краски - тушь, чернила, акварель, гуашь, темпера, а в некоторых случаях даже масляные и акриловые краски.

Для заливки цветом больших поверхностей применяются малярные валики и аэрографы[27] (пульверизаторы) - устройства для распыления жидкой краски сжатым воздухом. Перечерчивание контурных рисунков в измененном масштабе производится с помощью специальных приборов - пантографов.

Кроме традиционных для графического искусства средств дизайнер пользуется различными чертежными принадлежностями и измерительными инструментами, без которых невозможно выполнить разнообразные геометрические построения. В чертежной графике используются циркули, измерители, рейсфедеры, транспортиры, рейсшины, различные виды измерительных и масштабных линеек, угольников, лекал и т.п.

В последнее время к инструментам дизайнера добавились компьютеры, которые позволяют не только имитировать традиционные техники создания произведений изобразительного искусства, но и открывают новые возможности работы над объектами графического дизайна. Компьютерной графике посвящена вторая часть книги.

И рисунки, и чертежи...

Рисунок - это наиболее понятная и доступная форма графики, а рисование - один из основных методов графического дизайна. Особенность рисунка заключается в том, что он выполняется дизайнером «на глаз», без применения чертежного и измерительного инструмента.

Для графического дизайна (прикладной, деловой и оформительской графики) наиболее характерно рисование плоских форм, что, однако, не исключает изображение объемных предметов.

Рисунок основан на контурной линии, штрихе, пятне. Способы его выполнения разнообразны - от беглых карандашных набросков и эскизов до тщательно выполненных пером и кистью графических произведений, часто с использованием светотени и тона.

Известно, что рисунки могут выполняться различным образом: с натуры, по памяти, по представлению, по воображению. От дизайнера-графика, как от истинного художника, рисунок требует развитого чувства воображения.

Выполнение рисунка обычно начинается с подготовки набросков и эскизов, которые отражают общий вид будущего произведения без передачи каких-либо подробностей. С их помощью прорабатывается композиция рисунка, определяется взаиморасположение его основных элементов. Чаще всего наброски и эскизы выполняются тонкими линиями для того, чтобы в них можно было вносить необходимые исправления и изменения.

Светотенью называется распределение света на поверхности предмета. Метод оттенений используется лишь в тоновом рисунке.

Штриховка - система штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объемно-пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразителъные эффекты динамики, света и тени. В тенях штрихи располагаются ближе друг к другу, в светах - реже.



штраффировкой[28], оттенением точками.

На рис. 2.1 показан рисунок, выполненный художником Е. Соловенко (РА «Идальго-имидж») в ходе работы над фирменным стилем ресторана «Репортеръ».

Из примера видно, что центральная часть рисунка представляет собой штриховое изображение мальчика-продавца газет, которое стало основным элементом вывески, меню, деловой документации ресторана, то есть его своеобразным графическим нормативом. Таким образом, можно считать, что графический норматив появился на свет благодаря поискам наиболее выразительного варианта рисунка.

Рис. 2.1 Рисунок и графический норматив

Кроме рисования «от руки» дизайнер должен в совершенстве владеть методами чертежной графики. Эти методы используются для вспомогательных геометрических построений. В дизайне гёометрические построения являются основой почти любого изображения и включают в себя построение параллельных и перпендикулярных линий, фигур, окружностей, деление и измерение отрезков, углов и др. Особое место в графическом дизайне занимают чертежи, в том числе и такие, которые представляют собой проекции трехмерных объектов.

Одним из наиболее распространенных видов чертежной графики в дизайне являются чертежи развертываемых объемных фигур. Они выполняются для проектирования тары и упаковки и необходимы для изготовления их заготовок из листового материала.

В классическом дизайне чертежи часто используются для проектирования интерьеров[29] жилых помещений. Дизайнер, работающий в этой области, должен уметь выполнять чертежи по законам линейной перспективы1. В дизайне интерьера, как и в живописи, применяются два вида линейной перспективы - фронтальная и угловая.

Угловая перспектива используется дизайнерами намного чаще, поскольку интерьер помещения обычно лучше воспринимается именно в таком ракурсе.

На рис. 2.2 показан интерьер жилой комнаты, выполненный методом угловой перспективы [5]. '

Рис. 2.2 Чертеж, используемый при разработке дизайна интерьера

В графическом дизайне широко используется опыт, накопленный в смежных областях - архитектурной графике и строительном черчении. Архитектурная графика - особая область графического искусства, произведения которого дают технически точное изображение зданий, сооружений, других построек. Б основе инженерно-строительных чертежей лежат изображения мостов, железных дорог, плотин и других сооружений. Теория построения архитектурных и инженерно-строительных чертежей - большая школа для начинающего дизайнера-графика, желающего стать профессионалом.

Перспектива - это наука об изображении предметов на поверхности листа бумаги в том виде, в каком они представляются глазу наблюдателя в пространстве. Аналогично тому, как различают тоновый и контурный рисунки, так и перспектива бывает двух основных видов: воздушная и линейная. В графическом дизайне ведущую роль играет линейная перспектива, которая рассматривает способы перспективных изображений на вертикальную или наклонную плоскости чертежа.

Фронтальной перспективой называется такое изображение предмета или объекта, у которого одна его плоскость расположена параллелью поверхности чертежа.

В угловой перспективе плоскости располагаются не параллельно чертежу,а под некоторым углом к нему.

 

Прикладная графика в примерах

Прикладная графика вносит художественное начало в повседневную жизнь человека. Ее средства и методы находят применение в разработке фирменного стиля, логотипов, создании эмблем, фирменных знаков, дизайне рекламы, декоративном оформлении печатной продукции и пр.

В настоящее время многие организации стремятся выработать собственный фирменный стиль, то есть найти единое решение художественно-графических элементов, связанных со своей деятельностью. Фирменный стиль - это система идентификации учреждения или предприятия, он должен воплощать суть деятельности организации. Носителем фирменного стиля могут выступать все виды печатной продукции и рекламы. Его разработка представляет собой самую сложную задачу графического дизайна.

К графическим нормативам, способным выражать фирменный стиль, относятся фирменные знаки, или, как их часто называют, логотипы[30]. Фирменный знак - это обозначение, помещаемое на документ, рекламу, изделие или его упаковку, которое позволяет с одного взгляда отождествить ту или иную организацию, предприятие, фирму. Часто фирменный знак становится непременным атрибутом всей деловой документации. Иногда он сам по себе может выполнять рекламную функцию, заменяя пространные информационные сообщения.

Одним из весьма показательных в этом смысле является логотип компании «Роспром». Данный знак (рис. 2.3), выполненный дизайнером в своеобразной штриховой манере, включает в себя символы составных частей российской экономики: промышленности, энергетики и аграрного комплекса.,

РОСПРОМ
Рис.2.3 Знак компании «Роспром» группы «Менатеп»

Эти понятные всем зрителям символы незаметно встроены в структуру знака. Использование современных декоративных приемов, интегрированность этого логотипа в мировую графическую традицию создает, при знакомстве с рекламными и деловыми материалами компании, ощущение динамичности, новых подходов к ведению дел, что изначально входило в 'одну из задач при разработке фирменного стиля данной организации.

Фирменный знак является, пожалуй, одним из самых сложных объектов графического дизайна.

По форме изображения различают словесные (логограммы)[31], изобразительные и комбинированные знаки (рис. 2.4) [16].

Логограмма представляет собой слово, букву, цифру, несколько слов, букв, цифр или их сочетание (рис. 2.4а). Словесные знаки очень наглядны, благодаря чему играют значительную роль в разработке фирменного стиля, а то, что при регистрации логограмм охраняется не только шрифтовое решение надписи, но и само слово, еще больше способствует их распространению. Так, например, на заре рыночной экономики почти все логотипы ООО, АОЗТ, ИЧП и других кооперативов представляли собой либо аббревиатуры, состоящие из фамилии, имени и отчества их владельцев, либо загадочные для русского языка восточные или почерпнутые из древней истории слова, иногда даже написанные с ошибками - 8ШЖ&, АИа и т.п. Многие фирмы в ту пору обзавелись словесными знаками, не радующими глаз своей формой. Подобные логотипы во многом выиграли бы, если бы их текст носил ярко выраженный индивидуальный характер и как бы «прорастал» в графическую форму, образуя с ней единое целое. Неоценимым качеством таких декоративных логограмм являлась бы особая нарочито-небрежная «рукотворность», несущая отпечаток не только личности их владельца, но и свидетельствующая о мастерстве дизайнера. Особенно ярко эта черта проявляется в сравнении с теми логограммами, которые используют обезличенную форму стандартного типографского шрифта.

Изобразительным знаком называется такой, который представляет собой рисунок, орнамент или иное графическое решение, не сопровождающееся текстом (рис. 2.46,в). Применяются они с древнейших времен и в ряде случаев оказываются более выразительными, чем текст. Изобразительные знаки создают своеобразный и надолго запоминающийся имидж организации, который способен навсегда «впечататься» в сознание потребителя.

Однако арсенал простых геометрических форм, используемых в качестве изобразительных логотипов, не бесконечен. Поэтому сегодня большое распространение получили комбинированные знаки (рис. 2.4г), которые представляют собой различные сочетания изобразительных и словесных элементов. Примером такого знака являлся «Знак качества» бывшего Советского Союза. Этот простой знак в течение многих десятилетий успешно свидетельствовал о качестве продукции, которой был присвоен. Сейчас время и сама продукция изменились, но необходимость выделить из общей массы лучшие отечественные товары осталась. На рубеже тысячелетий в России появилась достойная замена прежнему пятиграннику - «Знак качества XXIвека». Он представляет собой круг, внутри которого - перекрестье трех римских цифр X, символизирующих третье тысячелетие, а также эмблема Госстандарта.





 


 


Рис. 2.4 Виды фирменных знаков (а - словесные; б, в - изобразительные; г - комбинированные):

а) проект фирменного знака агентства СИНТЕЛ (студия «ИМА-Дизайн»);

в) знак Центра экологической политики России (студия «Сурик-Дизайн»);

г) фирменный знак таможенного терминала (студия «ИМА-Дизайн»)

 

Знак имеет четыре степени - Бронзовая, Серебряная, Золотая, Платиновая. Получают его только те товары, которые проходят жесткий отбор и авторитетную экспертизу на ВВЦ - Всероссийском выставочном центре в Москве.

Можно сказать, что сегодня уже выработался своеобразный стереотип размещения текста в комбинированных фирменных знаках. Например, текст час-то размещается снизу от графического элемента и представляет собой как бы подпись, которая обращает на себя внимание лишь после знакомства с изображением. Нередко текст располагается сбоку от изображения. Из этих вариантов сейчас популярнее второй, подчеркнуто асимметричный, более контрастный и динамичный. Однако есть и альтернативные решения: симметричное расположение текста сверху или снизу изобразительного элемента, или вокруг него по окружности. Последний способ выглядит весьма уравновешенно, чаще всего он применяется в эмблемах конференций и мероприятий, названия которых достаточно длинны, чтобы текст можно было свернуть в кольцо. Дополнительно к этому в центре эмблем часто размещается сокращенное наименование мероприятия и дата его проведения.

Логотипы должны удовлетворять определенным художественным требованиям. Форма знака обязана подчеркивать его содержание и основную идею, а также подавлять нежелательные ассоциации. В этой связи приведем шутливые и несколько грустные воспоминания дизайнера Ю. Гордона о тех временах, когда вопрос о том, стоит ли утверждать логотип или нет, решался худсоветом в составе директора, парторга и других им подобных «специалистов»: «Специалисты (я говорю о наших, местных) смотрели знак в основном на предмет идеологической чистоты (т.е. как бы не пропустить свастику или звезду Давида), а также строго выявляли наличие нежелательных частей тела (знаки


в виде буквы В - не предлагать)». Логотип должен быть гармоничным, компактным, узнаваемым, оригинальным, выразительным, обладать целостностью формы и, кроме того, легко вписываться в любой документ.

Бесчисленное множество логотипов характеризуются абстрактной формой, что является своеобразной данью моде конца XX столетия.

Художественно-выразительная форма знака предполагает полную взаимосвязь содержания и художественного воплощения, Важным условием его создания является художественность композиции. Композиция фирменного знака должна учитывать специфические условия его применения, поскольку он наносится на самые разные носители информации: документацию, рекламу, тару, упаковку, сувенирную продукцию и пр.

На рис. 2.5 показана россыпь фирменных знаков, иллюстрирующая неисчерпаемую фантазию их авторов.


Экслибрисы создавали такие известные русские мастера графики, как В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, Н. Н. Купреянов, Н. И. Пискарев и др. Широко известны экслибрисы художников Е. Н. Голяховского, Н- И. Калиты, Г. А. Кравцова, Н, И. Лапшина, В. И. Фролова, Э. Окаса, П. Упитаса и других графиков. Традиционно экслибрисы создавались в различных графических техниках: ксилография[32], линогравюра[33], литография[34], офорт[35] и др., однако в последнее время появились экслибрисы, созданные с помощью компьютеров, которые позволяют имитировать художественные эффекты различных графических техник и, кроме того, дают в руки дизайнера-графика новые выразительные средства.

Лучшие экземпляры экслибрисов, созданные мастерами дизайна с помощью компьютерной техники, по уровню художественного исполнения относятся к настоящим произведениям графического искусства.

На рис. 2.6 показаны экслибрисы, созданные в технике ксилографии известным мастером гравюры А. И. Калашниковым [2].

Рис. 2.6 Экслибрисы А. И. Калашникова

Родиной экслибриса считают Германию, где он возник почти сразу же после изобретения книгопечатания. Первые экслибрисы носили геральдический характер, но иногда на них помещались портреты владельцев библиотеки, изображения пейзажей, домов, замков, монастырей, различных эмблем и т.п. Принято считать, что в России он появился при Петре I, однако на некоторых рукописных книгах библиотеки Соловецкого монастыря были обнаружены рисованные от руки экслибрисы, относящиеся еще к концу XV века.

Сегодня роль экслибриса расширяется, возрастает его представительская. Создаются так называемые универсальные экслибрисы, годные украсить книгу, письмо, конверт, личную папку и пр.

Монограмма (рис. 2.7) представляет собой каллиграфически выполненные и сплетенные в виде вензеля начальные буквы имени, фамилии владельца. В общем случае монограмма - это заменяющий подпись условный знак в виде орнаментальной композиции, декоративно оформленного изображения цветка, животного, птицы и т.п.

Рис. 2.7 Монограммы

Монограммы, как графический норматив, могут включатся в качестве составной части в знаки, логотипы, экслибрисы, оформление личных блокнотов, ежедневников и должны гармонично вписываться в них.

В практике графического дизайна большое внимание уделяется разработке эмблем.

Эмблема - условное пояснение отвлеченного понятия с помощью графического изображения, обладающего интернациональной или, по крайней мере, общенациональной узнаваемостью. Эмблема - это как бы нарисованная идея, выраженная через изображение предмета или фигуры, в которой зашифровано ее условное, традиционное значение. Нередко эмблема рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле это символ, снабженный кратким девизом и более подробным текстом, час-то выполняющим функцию обрамления.

По дизайну эмблемы бывают гербовыми, воспроизводящими герб владельца; вензелевыми, представляющими собой его орнаментально разработанные инициалы; сюжетными, являющимися изображением пейзажей, архитектурных или других мотивов, символически повествующих о вкусах, пристрастиях и профессии их обладателей. Традиционно художественные эмблемы гравировались на меди, дереве или линолеуме, реже выполнялись цинкографским[36] или лито-графским способом, В последнее время оригинал-макеты эмблем стали выполняться с помощью компьютерной техники.

На рис. 2.8 показан пример сюжетной эмблемы, явившейся символом Всемирных юношеских игр 1998 года. Для нее характерно абстрактно-аллегорическое изображение молодых спортсменов, окрашенное в олимпийские цвета пяти континентов - Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии. Эмблема сопровождается текстом, который раскрывает содержание символа, указывает место свершения события и его дату.


Некоторое представление об истории отечественной эмблематики дает рис. 2.9. На нем показаны эмблемы российских обществ автомобилистов-любителей. К 1917 году в России насчитывалось, чуть ли не два десятка автомобильных клубов и у каждого из них была своя эмблема.

Рис. 2.8 Эмблема Всемирных юношеских игр 1998 года

В последнее время, в связи с возросшим интересом к геральдике, дизайнерам приходится сталкиваться с разработкой гербов.Герб - эмблематический образ, служащий символом родовой, социальной, семейно-родственной, административно-территориальной или корпоративной преемственности. Герб представляет собой набор графических элементов, составляющих знаковый образ и расположенных в определенном порядке, который обусловлен традиционной системой геральдических правил.

Главным элементом герба является изображение щита. На это изображение наносятся символы, эмблемы и фигуры, призванные так или иначе характеризовать гербовладельца. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб. В гербах используются изображения варяжских, ранне- и позднеготских, испанских, французских, итальянских, восточных и немецких щитов, форма которых значительно отличается друг от друга.

Рис. 2.9 Эмблемы российских автомобильных клубов

Композиция герба во многом зависит от расположения гербовых фигур как на самом поле щита, так и вне его. Гербовые фигуры делятся на геральдические, имеющие геометрическую форму, и негеральдические, представляющие собой изображения разных предметов и существ. Кроме того, на поле герба часто помещаются изображения шлема, короны, нашлемника и аллегорических фигур, поддерживающих щит. Под изображением щита обычно помещается девиз[37]. Геральдикой различаются родовые (главным образом, дворянских родов), земельные (гербы городов, областей и других территорий, входящих в состав государства), корпоративные (являющиеся символом средневековых цехов) и государственные гербы.

На рис. 2.10 показана подборка гербов некоторых российских городов и поселков. В них отражается попытка преемственного развития традиций геральдической символики России, в которой гербами наделялись населенные пункты, имеющие богатые исторические традиции.

Рис. 2.10 Гербы русских городов и поселков

Сегодня отечественная геральдика переживает пору расцвета. Авторы новых гербов стремятся придерживаться классических правил выбора символики, цвета, расположения фигур и т.п. Для примера на рис. 2.11 показан недавно созданный герб московского района Дорогомилово.



Рис. 2.11 Герб московского района Дорогомилово


Композиция этого герба представляет собой изображение надвое рассеченного щита, левая половина которого - золотая с тремя диамантовыми (черными) перевязями, а правая - червленого (красного) цвета. Золотое поле символизирует силу, верность, богатство, а диамантовые перевязи напоминают о мудрости, памяти народа и ассоциируются с заставой, верстовым столбом, будкой часового. Красный цвет говорит о том, что здесь, у заставы Москвы многократно проходили сражения с врагом, и свидетельствует о мужестве ее защитников. На правой половине щита расположены два ружья, сложенные в косой крест штыками наверх. Над ними - кивер с серебряным султаном.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.013 с.)