ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФОТОГРАФИЯ РАБОЧЕГО ДНЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА СТРОИТЕЛЬСТВА



 

ПРОДЕЛАННАЛ РАБОТА   ТЕКУЩЕЕВРЕМЯ, час.  
  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  
СОВЕЩАНИЕ   |               •                               в              
РАССМОТРЕННЕ СЛУЖЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ             •                                 /                  
ПРИЕМ ПО ЛИЧНЫМ И СЛУЖЕБНЫМ ВОПРОСАМ           •       •                                       •   •      
РАССМОТРЕНИЕ КОРРЕС ПОНДЕНЦИИ                       •                                      
ОЕЕДЕННЫЙ ПЁРЕРЫВ                       ^                                  
ПРОВЕРКА СТРОИТЕЛЬСТВА ГАРАЖА                           Т|   •                          

Рис. 2.37 Хронограмма

 

 


Диаграммы применяются для отображения не только количественных показателей, но и демонстрации перемещения иллюстрируемых процессов. Такие диаграммы, судя по их названию, позволяют показать количественные характеристики явлений, имеющих характер различных потоков (например, селевых, миграционных, движения автотранспорта и т.п.), и направление их следования. Для этого часто используется картографический фон. В поточных диаграммах основными элементами являются линии различной конфигурации, толщина и ориентация которых зависит от величины и распределения цифровых данных.


Графические элементы поточных диаграмм часто имеют вид стрелок. В отличие от диаграмм других типов поточные отображают числовые величины не длиной линий, а их шириной.

Характер и оформление диаграмм могут быть самыми различными и зависят от вкуса дизайнера.

В круговых Диаграммах (рис. 2.39) [10] количественные соотношения отображаются с помощью различных секторов окружности или близких к ней по форме фигур - эллипсов, овалов.

Эти диаграммы в отличие от столбиковых и ленточных, в которых сравниваются лишь линейные размеры фигур, несколько труднее для восприятия, поскольку здесь принимаются в расчет их площади, образованные произведением двух размеров. Однако этот недостаток компенсируется компактностью круговых диаграмм.

Рассматриваемые диаграммы применяются для того, чтобы показать деление какой-либо целой величины на составляющие ее части. В этом случае отображаемый показатель разбивается на компоненты, которые в сумме должны давать его общую величину.


Грузоперевозки Подмосковья



Рис. 2.39 Круговая диаграмма

Основным элементом этих диаграмм является круговая форма, ее секторы обозначают пропорциональное количество или процентную долю целого. Круговые диаграммы рекомендуется применять в тех случаях, когда количество отображаемых величин не превышает 5-6, а также когда большой разброс цифровых показателей не позволяет использовать для их отображения ленточные или столбиковые диаграммы. Если количество секторов в круговых диаграммах превышает указанное значение, то они становятся трудными для восприятия и последующего анализа данных.

Различные варианты построения круговых диаграмм показаны на рис. 2.40.

Чтобы сделать круговую диаграмму более наглядной, все ее элементы покрываются штриховкой различной интенсивности или закрашиваются разными цветами. Густота штриховки обычно определяется по следующему принципу: чем меньше сектор, тем интенсивнее он заштриховывается. Самый большой элемент круговых диаграмм принято располагать внизу. Числовые обозначения, как правило, помещаются либо на выносной линии рядом с ним (рис. 2.40а), либо внутри каждого сектора (рис. 2.406). Пояснительные надписи наносятся или рядом с числом, или группируются и располагаются против условного знака, покрытого соответствующей штриховкой. При построении круговой диаграммы в ее центре иногда помещают общую числовую величину, отражающую суммарное значение отдельных показателей. На рис. 2.40в показана «расширенная» круговая диаграмма, в которой длина дуги окружности является мерой процентного деления целого, в то время как длина радиуса указывает абсолютное числовое значение показателя. Такая диаграмма, конечно, сложна для восприятия, однако она позволяет сравнить две количественные характеристики. Круговая диаграмма будет смотреться намного лучше, если сделать ее объемной (рис. 2,40г-д), а так называемый «разрезанный» вариант (рис. 2.40д) дополнительно подчеркивает деление общей величины на составные части. На рис. 2.40е показана круговая диаграмма, где секторы имеют вид стрелок, на которых удобно размещать пояснительные надписи.



 

Рис. 2.40 Варианты круговых диаграмм

Изобразительные диаграммы [12] отличаются от других видов диаграмм тём, что в них используются достаточно сложные графические элементы. Например, чтобы проиллюстрировать рост экспорта газа, можно изобразить несколько язычков пламени: чем больше газа экспортировано в определенном году, тем крупнее рисунок (рис. 2.41). Эти диаграммы являются, пожалуй, самой наглядной формой отображения цифровых данных. Во-первых, они не только показывают количественные характеристики объектов, но и создают их зрительный образ. А во-вторых, используют привычные ассоциации и стереотипы, что делает их понятными любому зрителю.

Диаграммы, в которых цифры выражены в процентном отношении, принято называть процентными. За 100% принимается вся площадь круга, прямоугольника, квадрата, других геометрических фигур.

Цифровые данные можно показать также с помощью комбинированных диаграмм, в которых одновременно используются фигурные линии, столбики, круги, условные знаки, изображения предметов и пр. Однако «считывать» цифровой материал с помощью таких диаграмм сложно.

В том случае, если каждая цифровая величина отображается несколькими одинаковыми графическими элементами (чем больше величина, тем больше элементов), диаграммы называют штучными.

Диаграммы, форма которых представляет собой сферу, конус, параллелепипед и т.п., называются объемными. Однако такой способ отображения цифрового материала труден для восприятия и часто приводит к ошибочным выводам.

Еще одним способом показа цифрового материала являются таблицы. Таблица - это цифры или текст, расположенные в виде колонок, отделяющихся друг от друга линейками. Текст, сгруппированный аналогичным образом, но разделенный не линейками, а пробелами, принято называть выводом.

На рис. 2.42 показана печатная реклама, где
данные о типе электронных устройств, их технические и стоимостные показатели сведены в табличную форму.

Несмотря на некоторые отличия, все таблицы имеют аналогичную структуру и, как правило, состоят из трех частей (рис. 2.43).

Рис. 2.42 Реклама, в которой данные сведены в таблицу

Верхняя, заголовочная часть таблицы называется головкой и содержит информацию, которая относится ко всем колонкам нижней части. В сложных многоэлементных таблицах головка разделяется на ярусы. В соответствии с принципом иерархичности верхние ярусы должны подчинять себе нижние, которые конкретизируют их. Нижняя часть таблицы (хвост) подразделяется на боковик, расположенный слева, и прографку - текстовые и цифровые графы, содержащие сопоставляемые между собой сведения. Кроме этих основных частей таблица может иметь итоговую часть - результирующую линейку и прографку под ней. В таких случаях в боковике помещается надпись «всего» или «итого». Для удобства использования таблицам обычно даются тематические заголовки или порядковые номера.

По своему оформлению таблицы подразделяются на открытые, полузакрытые и закрытые (рис. 2.44).

При оформлении таблиц надо помнить, что однородные данные должны быть в них сгруппированы, а сами таблицы должны выделяться среди прочего материала. В наибольшей степени это относится к таблицам, которые включают в себя текст.

Текстовые таблицы лучше делать закрытыми, поскольку ограничивающие линейки хорошо, отделяют табличные данные от окружающего текста.

Открытые таблицы чаще всего применяются для группировки цифровых данных. В этом случае окружающие таблицу пробелы не дают ей слиться с текстом.

Полузакрытые таблицы применяются реже, чем закрытые и открытые. Ограниченные линейками с трех сторон, они выглядят композиционно незавершенными. Нижними линейками ограничиваются как текстовые, так и цифровые таблицы, если у них имеются горизонтальные линейки в «хвостовой» части или же если таблицы нужно снизу отделить от текста.

При оформлении должны соблюдаться следующие правила:

1. Все части таблицы должны располагаться строго под теми названиями граф в верхней части (головке), к которым относятся.

2. Каждое из наименований, помещенных в боковике, должно подчинять себе всю горизонтальную строку таблицы.

3. В головках нельзя помещать диагональные линейки с надписями по обе стороны диагонали.

4. Следует избегать первого столбца с надписью «№ по порядку». Нумерация строк дается только в тех случаях, когда на них ссылаются в тексте.

5. Все надписи в графах головки и боковика должны писаться полностью. Допускаются только общепринятые сокращения.

6. Не разрешается пропускать названия граф, заголовки надо давать всем столбцам таблицы, не исключая боковика. Слова, повторяющиеся в одной и той же колонке, заменяются кавычками. Одинаковые цифры, буквенные и другие символы заменять кавычками нельзя - их надо повторять. При отсутствии цифр в графах ставится тире или прочерк.

7. Все числа, имеющие более четырех знаков, должны подразделяться на классы по три цифры в каждом с интервалом, равным ширине одной цифры. Исключение составляют числа, обозначающие номера и даты. Классы чисел во всей графе должны располагаться точно друг под другом. Если в одном и том же столбце приводятся целые числа и числа с десятичными долями, то целые числа, не имеющие десятичных знаков, дополняются после запятой соответствующим числом нулей.

8. Если часть таблицы переносится на следующую страницу, то на других листах пишется «Продолжение табл. ...». После сокращения «табл. » указывается номер таблицы и повторяется ее название. В некоторых случаях может быть принят и другой способ: если таблица разрывается, на втором листе пишется, например, «Таблица 7.2. Операторы языка Вазхс (продолжение)». В каждом случае оформление таблиц должно соответствовать требованиям, принятым в издательстве.


Хотя таблицы позволяют удобно сгруппировать множество данных, они недостаточно наглядны. Поэтому отдельные фрагменты часто дополнительно иллюстрируют с помощью диаграмм, схем и т.д.

Графика компьютерная

Компьютерная графика - это все многообразие прикладной, оформительской и деловой графики, для выполнения и художественной обработки которой используются средства вычислительной техники.

В отличие от традиционной «ручной» техники макетирования информационных сообщений, компьютерная графика позволяет производить их подготовку в экранном варианте. В случае необходимости макеты могут быть распечатаны на принтере. Преимущества компьютерной графики заключаются в том, что, во-первых, дизайнер может постоянно контролировать процесс создания изображения и сколько угодно его корректировать. Во-вторых, компьютерная графика позволяет не только использовать уже сложившиеся виды изобразительных форм, но и изобретать новые. Информационные сообщения, созданные на компьютере, могут включают в себя не только «рисованную графику», но и фотографии, отсканированные изображения, текст, трехмерные модели, анимацию - все зависит только от фантазии и мастерства дизайнера.

 


ГЛАВА 3 Фотографика

Формула фотографики

 

Фотографика - понятие многозначное, им определяется и область творчества, и отдельное произведение, и соответствующее художественное средство.

Фотографика основывается на синтезе фотографии, рисунка и текста. К фотографике относится любое произведение графического дизайна, будь то плакат или настенный календарь, упаковка или печатная реклама, листовка или буклет, если ведущую роль в их художественном решении играет изображение, полученное фотографическим путем.

Сегодня Фотографика используется в дизайне все чаще, что легко объяснимо. Во многих случаях она способна донести до зрителя информацию лучше, чем рисованные картинки, К тому же все время появляются новые технологии и материалы, благодаря чему современная компьютерная техника и полиграфия могут очень качественно воспроизводить фотоснимки.

Фотографика, как и другие составные части графического дизайна, имеет свои особенности. Ее использование зависит от того, какие задачи стоят перед дизайнером. Как бы ни применялись средства фотографии, они должны гармонично соотноситься с другими элементами сообщения - шрифтовыми и графическими. Изобразительные возможности фотографики велики: от присущей фотоснимку документальности до сложных визуальных эффектов, создаваемых в процессе специальной съемки и обработки светочувствительного материала. Но использовать необычные эффекты следует лишь тогда, когда это оправдано, когда помогает лучше выразить задуманную идею, сделать ее более наглядной и художественно выразительной.

Дизайнеры-графики хорошо понимают, насколько информативным и впечатляющим может быть фотоснимок. Однако специалист в области фотографики иначе смотрит на отпечаток, сделанный с натуры, чем фотохудожник: для него это уже не самоцель, а один из элементов сложного целого, которое должно воплощать определенную идею. Когда, например, дизайнер ищет изобразительное решение плаката или рекламного объявления, он занимается не только подбором характерной «фотонатуры», но и подбором шрифтов, смотрит, как будут соотноситься текст и изображение, учитывает законы восприятия и особенности предполагаемой потребительской аудитории и т.п.

Эмоциональный заряд, который несут такие произведения, во многом возникает благодаря синтезу двух противоположных начал - вымысла и документальности, творчества и ремесла в высоком понимании этого слова. В наиболее удачных произведениях «обычная» графика и фотография органично дополняют друг друга. Особое впечатление производят работы тех художников, которые выстраивают их как бы на границе двух техник, размывая не только момент замещения графики фотографией, по и момент вхождения графики в фотографию. С этой точки зрения очень характерным является фотоплакат известного художника А. Житомирского, показанный на рис. 3.1.

Одним из мощных изобразительных средств графического дизайна является фотомонтаж. Фотомонтаж - это композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, часто дополненная текстом и графическими элементами. Само понятие «фотомонтаж» было предложено художниками-дадаистами[41] для обозначения произведений, созданных из различных фотофрагментов. По технике создания фотомонтаж является разновидностью коллажа - своеобразного способа создания картин или графических произведений, скомпонованных из плоских или объемных наклеек различного материала.

Рис. 3.1 А.Житомирский, «Снять бремя вооружений». Фотоплакат

Фотомонтаж - основа фотоплаката. В этом жанре трудились такие мастера, как Дж. Хартфилд, А. Родченко, В. Корецкий, А. Житомирский, Г. Клуцис, Л. Лисицкий.

Обратимся к рис. 3.2, на котором показан театральный плакат известного художника М. Гордона «Аркадий Райкин», созданный в технике фотомонтажа. В нем фотопортрет умело сочетается с изящным, выполненным в свободной манере кистевым рисунком и простым, но умело скомпонованным текстом. Мотив энергично очерченной театральной маски как бы придает подтекст всему фотоплакату, приглашает зрителя принять непосредственное участие в создании образа великого актера. Современные мастера графического дизайна, работающие в жанре социального фотоплаката, создают произведения, не уступающие по мастерству художникам прошлых лет.

На рис. 3.3 показан плакат из серии «История любви» (РА «Бегемот»), созданный средствами фотомонтажа. На VI Московском Международном фестивале рекламы он получил специальный «Приз прессы» и Почетный Диплом в номинации «Наружная реклама». В традиционной технике плаката фотомонтаж создавался двумя способами.

В первом случае текст и отдельные изображения, взятые фотохудожником в нужном масштабе, вырезались и наклеивались на общий лист-планшет для последующей пересъемки и репродуцирования. Так появлялся выклеенный оригинал-макет будущего фотомонтажа.

Рис. 3.2 М. Гордон. Народный артист СССР Аркадий Райкин. Фотоплакат

 

 

Во втором - изображения впечатывались на один лист фотобумаги с нескольких негативов.

Этот прием называется проекционным монтажом, или комбинационным печатанием.

Процесс творчества художника, работающего над фотомонтажом, сложен и многогранен. Вот как работал художник А. Житомирский над фотомонтажом для листовки «Этот ефрейтор ведет Германию к катастрофе», который был сделан осенью 1941 года[42].

Рис.3.3 т История любви. Фотоплакат


Монтаж был задуман так: портрет Бисмарка в тяжелой золотой раме висит на стене, из рамы высовывается рука «железного канцлера», которая указывает на маленькую фигуру зарвавшегося авантюриста - Гитлера. Портрет Бисмарка художник обнаружил в старом журнале. Картинка золотой рамы также нашлась очень быстро, Гитлер отыскался среди трофейных фотографий. А вот сильной, стариковской руки канцлера подобрать не удалось, даже у коллег по работе оказались пухлые руки интеллигентов, привыкших работать только пером. Однако и это затруднение было решено, когда художник увидел жилистую руку фотографа Е. Чигиринского, который сам и сделал с нее фотоснимок.

Когда работа была закончена, сотни тысяч листовок с фотомонтажом были сброшены на немецкую армию. Пленные немцы вплоть до 1945 года вспоминали эту листовку...

Современная компьютерная техника упростила технологию создания фотомонтажа, позволив дизайнеру-графику полностью сосредоточиться на творческом процессе. Для этого разработаны специальные компьютерные программы. Компьютерная фотографика, основанная на принципах цифровой записи, хранения, обработки и компоновки изображений, совершила буквальный переворот в графическом дизайне.

Что нужно для фотографики

Возможности фотографии в графическом дизайне реализуются с помощью различной фотоаппаратуры и фотографических материалов. Полученные с их помощью изображения являются своеобразным «полуфабрикатом» для создания нового оригинального произведения.

Обычно дизайнер использует снимки профессиональных фотографов или выбирает иллюстрации из печатных изданий. Однако лучшие образцы фото-графики прошлых лет созданы специалистами, которые были способны самостоятельно экспериментировать с фотоаппаратурой и фотоматериалами.

Фотографическая аппаратура - это различные технические средства съемки и обработки фотоматериалов, необходимых для получения слайдов или отпечатков на бумаге. Набор данных средств впечатляет: фотоаппараты, насадочные фильтры, экспонометры, фотовспышки, осветительные приборы, фотоувеличители, глянцеватели и т.п.

Фотоматериалы - это светочувствительные пленки и бумага, предназначенные для получения на них фотографических изображений. Их разнообразие поражает воображение человека, далекого от фотографии.

К вспомогательным, но, тем не менее, очень нужным материалам фотохудожника относятся различные средства ретуширования - скребки, абразивные порошки, пемза, графитные карандаши и фломастеры, кисти, тушь, анилиновые красители, лаки и т.п.

В графическом дизайне средства ретуширования играют важную роль. Известно, что ретушь может изменить облик фотографии до неузнаваемости. В традиционной фотографии ретушь помогает исправить технические недостатки отпечатков или «подправить» изображенную натуру. Фотографика этим не ограничивается. Здесь мастер экспериментирует, пытаясь найти необычные приемы художественной выразительности. Но это надо делать осторожно. Художественная ретушь и трансформация фотографии должны органично вписываться в изображение, открывая в нем что-то новое, иначе они будут восприниматься как излишние детали,

В последнее время появились новые средства подготовки фотоизображений. Цифровые фотокамеры позволяют моментально получить цифровой образ объекта съемки, благодаря чему становятся ненужными химические процессы обработки светочувствительных материалов - проявления и фиксирования. Изображения, полученные с помощью цифровой камеры, можно сразу же обрабатывать и редактировать на компьютере: корректировать световой и цветовой тона, резкость, контрастность, тем самым обеспечивая оперативную и качественную допечатную обработку электронной фотографии для ее последующего тиражирования.

Сегодня цифровые фотокамеры превратились в добротный профессиональный инструмент дизайнера-графика, а роль фотохудожника, работающего в сфере массовой информации, существенно возросла. Современные дизайнеры уверены, что изобразительные материалы для различной печатной продукции и других средств масс-медиа в дальнейшем будут готовиться только в цифровом виде.

Главные достоинства цифровой камеры - высокое качество снимков и скорость съемки, обработки и компоновки фотоизображений. Сейчас уже не приходится ждать получения отпечатков из фотолаборатории: снимок можно просмотреть на мониторе компьютера практически сразу же после съемки и, если дизайнера что-то в нем не устраивает, немедленно произвести повторную съемку. При этом отпадает необходимость еще раз арендовать реквизит, тратиться на пленку, химические реактивы, фотобумагу. Сразу же после съемки можно с помощью компьютера творчески переработать цифровую фотографию, изменить композицию изображения и поместить его в предварительно сверстанный электронный макет.

В этой связи весьма показательным является рекламное объявление (рис. 3.4), в котором использована фотография ребенка, рисованная картинка игрушки и текст. Эта реклама создана способом компьютерного фотомонтажа, где снимок девочки был получен с помощью цифровой фотокамеры, а изображение плюшевого мишки подобрано из библиотеки электронных картинок дизайнерской программы CorelDraw.

Цифровая фотография позволяет сделать труд дизайнера более творческим, смело экспериментировать с фотоизображением, используя при этом разнообразные компьютерные эффекты и изобразительные средства. Но об этом - во второй части книги.


Необычная фотография

Часто бывает так, что прежде чем использовать фотографию в плакатах, листовках, наружной и печатной рекламе, другой полиграфической продукции, ее надо видоизменить, чтобы получить оригинальную интерпретацию художественного образа. Возможности свободного варьирования, трансформирования, совмещения, разделения, видоизменения и стилизации фотоизображений открывают перед дизайнером практически неограниченные перспективы. Особое внимание дизайнеров, работающих в жанре фотографики, привлекают специальные виды съемки и обработки изображений. Фотографика только тогда выделяется в самостоятельное направление, когда снимок используется не в своем привычном виде, а творчески преобразуется.

В среде фотохудожников считается, что фотографика - это сумма всех специальных техник съемки и обработки фотоматериала. Таким образом, любая фотография, снятая или напечатанная необычным образом, относится к разряду фотографики. Почти всегда такие необычные фотографии могут привнести в произведение графического дизайна своеобразный подтекст, иносказательность, метафоричность.

К специальным видам съемок относятся: рефлексография, макрофотосъемка, съемка в невидимых ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и др.

С помощью рефлексографии можно получить образ снимаемого объекта без фотоаппарата, выявляя его форму, на которой отсутствуют внешне воспринимаемые детали. Для этого непрозрачный предмет помещается на светочувствительный материал, после чего экспонируется, а затем снимок обычным образом проявляется и закрепляется.

Макросъемка, для которой используются специальные объективы, увеличивающие объекты во много раз, дает возможность показать на снимке как видимые, так и не различимые глазом мелкие объекты.

С помощью фотосъемки в невидимых лучах на снимках выявляются детали, совершенно не воспринимаемые зрением в реальных условиях. В этом случае применяют съемку в ультрафиолетовой и инфракрасной областях солнечного спектра.

Фотографика является производной от фотографии, поэтому особые изобразительные эффекты достигаются специальными способами обработки и печати фотоизображений. Кратко перечислим некоторые из них.


В графическом дизайне особенно широкое применение получили фото-снимки, выполненные в технике сверхконтраста. Они очень похожи на гравюру - художественное произведение, образованное резкими контрастными линиями. Этот вид фотографий обладает специфическим качеством - графичностью, которое характеризуется отсутствием мелких деталей и полутоновых переходов, наличием лаконичной выразительной линии и светотени и весьма ограниченной ролью цвета. Графичность - одно из характерных качеств традиционной фотографики.

Один из ярких примеров фотографии, выполненной в технике сверхконтраста, показан на рис. 3.5. [3].

Аналогичными качествами обладает и люми-нография, с помощью которой фиксируется траектория движущихся источников света. Характерный вид такой фотографии приведен на рис. 3.6. [3].

Рис. 3.5 Владимир Хорчиц. Фотографика

Развитие фотографической техники и освоение с ее помощью новых изобразительных приемов обогащает фотографику, позволяет находить все более сложные и разнообразные решения, заменять геометрическую четкость черно-белого изображения полихромией, богатством цветовых оттенков, определенной живописностью. Часто используется смешение разнообразных техник, что требует сложной обработки фотоматериала. Новые возможности открывают эксперименты с цветной фотографией, синтез средств художественной фотографии и графики.

Рис. 3.6 Этьен Бертран Вейль. Диахрония  

В результате подобного экспериментирования фотохудожники изобрели изогению. Она характеризуется относительно небольшим количеством тонов изображения, что делает ее похожей на плакат. Технически этот вид необычной фотографии получается в результате разбивки полутонового фотографического изображения на участки, имеющие одинаковую светлоту.

Позитив в светлой тональности создает впечатление пастельной картины. Для получения подобных фотографий используются светочувствительные материалы, обладающие пониженной контрастностью.

Монохромия дает одноцветное изображение,
видимое как на цветном, так и на черно-белом материале. Чтобы получить подобные фотографии, их обрабатывают специальными химическими составами - виражами, придающими черно-белым отпечаткам теплый светло-коричневый тон.

Барельеф увеличивает объемность изображения, создавая эффект выпуклости, как у скульптур.

С помощью соляризации на снимке выявляются контурные линии на границе контрастных деталей, что придает изображению графический рисунок.

Способ структурных изображений позволяет получить фотографии, совмещенные с изображением растров, узоров, пятен, фактурой разных сеток, тканей, предметов. Этот декоративный прием создает иллюзию фотоизображения, нанесенного на грубую основу.

Сегодня средства и методы фотографики стремительно меняются, что связано с бурным развитием компьютерной техники. Классические способы получения, обработки и видоизменения фотоизображений уходят в прошлое, постепенно уступая место методам, принятым в цифровой фотографике. С некоторыми из них мы познакомимся чуть позже, когда прочтем о методах стилизации цифровых фотографий с помощью электронных фильтров.


ГЛАВА 4 Типографика

 


В мире шрифта

 

Как уже говорилось в главе 1, дизайнеры занимаются не только графикой, но и текстом. Верстка и композиционное оформление печатных изданий традиционно входят в круг творческих интересов дизайнера, поскольку от того, как текст будет расположен на странице газеты, журнала или книги, зависит общее впечатление от издания. А раз дизайнер-график работает с текстом, значит, в первую очередь он имеет дело со шрифтами.

Шрифт - один из важнейших атрибутов любого информационного сообщения, где есть надписи. Это касается не только «бумажной» продукции (плакаты, рекламные объявления, журналы, книги и т.д.), но и электронных средств массовой информации (телепередачи, видеоролики, титры кино-фильмов, Web-сайты).

Шрифт - это графическая форма знаков определенной системы письма. В зависимости от техники исполнения различают рукописный, рисованный и наборный шрифты.

Рукописный и рисованный шрифты выполняются вручную, с использованием различных инструментов - карандашей, фломастеров, плакатных перьев, кистей и т.п. Эти шрифты часто можно видеть на транспарантах, лозунгах, призывах, других произведениях агитационно-оформительского искусства. На рис. 4.1 показан пример выполнения рукописного шрифта с помощью ширококонечного пера [23].

Те шрифты, которые выполняются наборным способом (за исключением шрифтов наборно-пишущих и фотонаборных машин), называются типографскими. Наборные, рукописные и рисованные шрифты, которые воспроизводятся печатным способом, называются печатными.


 

В соответствии с назначением печатные шрифты подразделяются на три основные группы: текстовые - для текстового набора изданий; титульные - для обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для малоформатной типографской продукции (дипломов, бланков, этикеток, ярлыков и т.п.).

Рисунок шрифта тесно связан с конструкцией букв алфавита. Каждая буква состоит из формообразующих конструктивных элементов - штрихов. Они бывают трех видов: основные, соединительные и засечки (рис. 4.2).

Рис.4.1 Пример выполнения рукописного шрифта

Основными называют штрихи, определяющие основу формы буквы. Как правило, они толще штрихов других видов. Основные штрихи бывают разной толщины (в классических шрифтах толщина основных штрихов берется в 8-10 раз меньше их высоты) прямые, и кривые, вертикальные и наклонные.

Соединительными штрихами называют такие, которые объединяют основные штрихи и образуют вместе с ними конструктивную форму буквы. Толщина соединительных штрихов во многих шрифтах меньше основных, а отношение их толщин определяет контрастность шрифта. Для контрастных шрифтов максимальное отношение толщины соединительных и основных штрихов равно 1:3, для умеренно-контрастных - от 1:3 до 2:3, для малоконтрастных и неконтрастных - соответственно от 2:3 до 1:1.

Засечками называют дополнительные штрихи, завершающие основные и соединительные элементы букв. Они придают законченность буквам, строчке - четкость, шрифту - единообразие. Засечки как элемент шрифта должны быть одинаковыми по толщине, длине, положению, форме и способу соединения со штрихами букв. Толщина засечек обычно равна толщине соединительных штрихов, а длина их боковых частей - толщине основных. Засечки бывают горизонтальными, наклонными и вертикальными. Они могут иметь форму прямого тонкого штриха, прямоугольника, параллелограмма, треугольника с прямыми и округлыми сторонами или более сложную конфигурацию. Одни из них плавно соединяются с основными и соединительными штрихами, другие – резко.

В зависимости от наличия указанных конструктивных элементов и ширины букв шрифты подразделяются на различные группы.

Конструкция букв алфавита по ширине во многом определяет графическое построение шрифта и влияет на удобочитаемость текста. По этому признаку шрифты делятся на два класса: моноширинные и пропорциональные. В моноширинных шрифтах все символы имеют одинаковый размер по горизонтали, в пропорциональных ширина символов различна. Разница между этими шрифтами особенно хорошо видна, если сравнить, например, латинские буквы \У и I или русскую букву Ш и цифру 1.

По наличию или отсутствию засечек шрифты условно делятся на две большие группы: имеющие и не имеющие засечек. Первая группа включает в себя шрифты со скругленными в углах засечками и брусковые - с засечками прямоугольной брускообразной формы. Вторая - объединяет рубленые шрифты, в начертании которых засечки отсутствуют.

При работе над оригинал-макетом, где используются рукописные или рисованные шрифты, дизайнер сначала создает законченный эскиз шрифтовой композиции на кальке - прозрачной бумаге. Затем калька подтушевывается мягким графитным карандашом с оборотной стороны, накладывается на картонную подложку-планшет и обводится твердым карандашом. Таким образом, на оригинале остается отпечаток текста, который окончательно прорисовывается краской, тушью, фломастером или каким-то другим инструментом. Можно, конечно, наносить надписи прямо на оригинал, но лучше не торопиться, так как даже опытному художнику-шрифтовику приходится делать множество исправлений, пока он найдет наилучший вариант ритмического и композиционного строя текста.

Компьютерная техника во многом упрощает подготовку текстовой части оригинал-макета. Еще несколько лет назад текст, набранный на компьютере, распечатывался на принтере в нужном масштабе, после чего вырезался и приклеивался на планшет. Но сегодня технология изготовления таких выклеенных оригинал-макетов почти не применяется, поскольку макетирование как текстовой, так и изобразительной части информационных сообщений может осуществляться полностью в экранном варианте.


Занимаясь компьютерным макетированием печатной продукции, дизайнер неизбежно сталкивается с терминологией, принятой в типографском деле.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.03 с.)