ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛБкгдежзиклмнопрсту фхцмшщъыьэюя



Рис. 4.6 Шрифт «Ижица»

Шрифт «Ижица» был разработан по образцам наборного полуустава типографии Российской академии наук конца XIX века.

В этом шрифте нет латинских букв, зато есть буква ижица и многие другие, ныне отсутствующие в русском алфавите буквы: фита, е йотированное, юс большой, юс малый, от (омега), зело, ять и некоторые другие. Тем не менее, «Ижица» не претендует на историческую точность, при всей своей оригинальности это не более, чем декоративный шрифт в русском стиле.

Каждый шрифт обладает несколькими вариантами начертания: нормальное, курсивное, жирноеи жирное курсивное - см. рис. 4.4 и 4.5.

Кроме того, существуют такие начертания, как светлое, суперсветлое. Использование этих вариантов позволяет намного улучшить выразительность текста.

Разнообразие оформления шрифтов столь велико, что оно не поддается никакой классификации. Среди часто используемых оформительских эффектов следует отметить подчеркивании, перечеркивание, смещение текста относительно нормального положения строки и их разнообразные комбинации. Но чтобы успешно применять эти эффекты, надо иметь определенный практический опыт, поскольку иногда их комбинация может давать неожиданный и противоположный задуманному результат.

Возможность комбинирования различных гарнитур, начертаний, кеглей и оформительских эффектов позволяет создавать настоящие шедевры. Однако во всем нужно чувство меры: одновременное использование большого количества различных гарнитур и оформительских эффектов делает текст излишне пестрым и аляповатым.

Дизайнер работает с текстом

В графическом дизайне для работы с текстом используются самые разнообразные средства и инструменты. Традиционно текст наносился на оригинал-макеты с помощью карандашей, планшетных перьев, других чертежных инструментов и принадлежностей. Даже опытные художники-шрифтовики перед тем, как выполнить какую-либо надпись на плакате, афише, лозунге, делают разлиновку строчек, размечают ширину букв и промежутки между буквами и словами. На рис. 4.7 показано построение рубленого шрифта с использованием модульной сетки.

Выполнение надписей по модульной сетке является довольно трудоемкой задачей. Поэтому в графическом дизайне часто используются наборные шрифт- кассы и трафареты, представляющие собой тонкие пластмассовые

Рис. 4.7 Построение рубленого шрифта по модульной сетке

пластины с отверстиями в виде контура той или иной буквы, цифры или знака. Надписи с использованием трафаретов выполняются либо специальными ручками-рапидографами, либо набиваются с помощью тампонов, содержащих краску, что намного быстрее. Довольно часто оформители-шрифтовики пользуются методом переноса шрифта на бумагу с помощью деколей. Деколь - это тонкая полиэтиленовая пленка, на которую типографским способом нанесены элементы шрифта, при давлении переносимые на бумагу. Если с обратной стороны деколи, например, карандашом аккуратно заштриховать какую-нибудь букву, просвечивающую сквозь пленку, то она переведется на лист бумаги.

В полиграфии текст может набираться с помощью литер. И хотя сегодня ручной набор почти полностью вытеснен электронным, понятие «литера» встречается очень часто. Литера (от лат. 1йега - буква) представляет собой брусок из металлического сплава - гарта, имеющий на одном из торцов выпуклое очко - рельефное изображение буквы или знака, используемое в качестве печатающего элемента (рис, 4.8).

Рис. 4.8 Литера: а - ножка; б - головка; в - очко; г - кегль; д - толщина; е - рост

Расстояние между верхней и нижней стенками литеры называется кеглем. Расстояние между боковыми стенками определяет толщину литеры, которая зависит от вида знака и характера его начертания (прямое, курсивное, узкое, широкое и др.). Свободные места сверху и снизу от очка называются заплечиками, а сбоку - интервалами (апрошами). Выпуклое очко литеры называют головкой, а остальную часть - ножкой. Расстояние между основанием ножки и печатающей поверхностью очка определяет рост, одинаковый для всех литер [6].


 


При ручном наборе текста каждая литера размещается в верспгатке, небольшом металлическом ящичке, у которого основание, боковая и опорная стенки закреплены неподвижно, а другая боковая стенка, снабженная замком, перемещается, устанавливаясь перед началом набора на заданный формат полосы. Располагая литеры рядом друг с другом в одну линию, наборщик формирует строки текста. Набранные слова и строки отделяются друг от друга пробельным материалом - специальными металлическими планками, рост которых ниже роста литер, поэтому краска, наносимая на печатную форму, попадает только на печатающие элементы. Пробельный материал имеет специфические названия и делится на строчной (шпации и квадраты), межстрочный (шпоны и реглеты) и полосный (бабашки и марзаны).

Печать текста в типографиях производится с помощью полиграфических машин. В последнее время в связи с применением настольных издательских систем текст набирается на компьютере, а печать оригинал-макета осуществляется различными типами принтеров.


Типометрия

Типометрия - это система измерения размеров шрифтов, пробельных материалов, формата полосы набора, межбуквенных и межстрочных интервалов и т.п. Традиционной единицей типографской системы мер является пункт, равный У72 дюйма. В типографике существуют две единицы с аналогичным названием. Это вызвано тем, что есть французский (27,06 мм) и английский (25,40 мм) дюймы. Значение пункта, применяемого в странах Европы, в том числе и в России, равно 0,3759 мм. Английский пункт используется в англоязычных странах и его значение принимается равным 0,3514 мм. С развитием компьютерных систем, программное обеспечение которых создается за рубежом, различие в размерах пункта следует обязательно принимать во внимание.

Если речь идет о рисованном шрифте, то важнейшей его характеристикой является размер, а когда дизайнер использует компьютерные технологии работы с текстом, следует говорить о кегле шрифта.

В типографике кегль - это размер шрифта, выраженный в пунктах (пт). Приближенно можно считать, что кегль есть расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями (рис. 4.9).

Более точное определение гласит, что размер шрифта, или его кегль, равен высоте той основы, на которой размещается каждая отдельная литера. Ранее существовали специальные названия размеров наиболее часто используемых шрифтов: бргшшант (3 пт), диамант (4 пт), перл (5 пт), нонпарель (6 пт), миньон (7 пт), петит (8 пт), боргес (9 пт), корпус (10 пт), цицеро (12 пт), миттель (14пт), терция (16 пт), тгкст(20 пт). Сейчас эти названия почти не употребляются, и для обозначения размера шрифта указывается лишь его кегль.

При выборе кегля шрифта дизайнер должен руководствоваться требованиями удобочитаемости текста и знать, какими шрифтами принято набирать то или иное издание.

Так, например, вполне приемлемым считается набор сплошного текста кеглем 10 пт, а всех дополнительных - кеглем 8. Для читателей, которые не испытывают затруднений при чтении больших массивов текста, он может быть набран кеглем 9, что при хорошем качестве печати не приведет к значительному снижению удобочитаемости. В изданиях, не предназначенных для «сплошного» чтения (словари, справочники и пр.) кегль основного шрифта может быть уменьшен до 8 пт, а дополнительного - до 6. В изданиях большого формата иногда применяют кегль 12 пт. Детская литература набирается крупным кеглем, размеры которого могут достигать 24 пт.

Современная компьютерная техника, использующая оцифрованные шрифты, дает термину «размер шрифта» несколько иное толкование, чем было принято раньше. Под размером шрифта здесь понимается высота прямоугольной рамки, которая условно описывается вокруг литеры. Она всегда несколько больше, чем расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями, и во многом зависит от гарнитуры оцифрованного шрифта. Пример, показанный на рис. 4.10, демонстрирует разницу реальной высоты литер гарнитур «Прагматика» и «Таймс» одинакового кегля. Пунктирные линии на рисунке играют вспомогательную роль и проведены для того, чтобы подчеркнуть отличие в размерах шрифтов.

Опытные дизайнеры-графики обычно определяют размер шрифта «на глазок». Такой навык вырабатывается довольно быстро, и любой человек, некоторое время, поработав с настольной издательской системой, сможет практически безошибочно распознавать большинство кеглей используемых гарнитур.

Следует отметить, что терминология печатного дела чрезвычайно консервативна. И сейчас, когда повсеместно применяются самые современные компьютерные дизайнерские технологии, продолжают использоваться термины, родившиеся еще в эпоху ручного набора. Именно к ним относится понятие межстрочный интервал.


В отличие от традиционного типографского набора в современных электронных системах межстрочный интервал представляет собой пустое место. Поэтому указать, где заканчивается невидимая рамка литеры, а где начинается пространство межстрочного промежутка, невозможно. В этой связи при компьютерном наборе текста иногда используется другой термин - шаг смещения. Он появился в связи с распространением технологии фотонабора и показывает, на какое расстояние должна перемещаться светочувствительная бумага в фотонаборном устройстве при переходе к экспозиции следующей строки. Например, при размере шрифта 24 пт и межстрочном интервале 5 пт шаг смещения составляет 29 пт.

Термин «шаг смещения» можно рассматривать как равнозначный термину - интерлиньяж, который характеризует расстояние между двумя соседними строками текста. Правильный выбор величины интерлиньяжа является необходимым условием удобочитаемости текста и зависит от кегля шрифта. Текст, строчки которого чрезмерно плотно «упакованы», производит удручающее впечатление.

Часто размер шрифта и шаг смещения указываются в виде совместной величины, называемой размером на шаг. Так, например, в некоторых настольных издательских системах принято, что если кегль равен 24 пт, а межстрочный интервал - 5 пт, то их соотношение обозначается либо как «24 пт на 29 пт», либо в виде дроби «^/и». Ситуация, когда при наборе межстрочный интервал отсутствует обозначается «^/54».

В компьютерных системах для набора текста установка межстрочного интервала производится автоматически, причем значения берутся из стандартизованного ряда. Наиболее часто используется такое значение межстрочного интервала, при котором шаг смещения составляет примерно 120 % от размера шрифта, то есть межстрочный интервал равен 20 % от размера шрифта. Этот шаг смещения называется одинарным и вполне обеспечивает удобочитаемость текста.

В графическом дизайне иногда приходится использовать так называемый отрицательный межстрочный интервал. Межстрочный интервал считается отрицательным в том случае, если величина шага смещения меньше, чем размер шрифта. Например, если шаг смещения составляет 10 пт при размере шрифта 14 пт, то следующая строка текста будет накладываться на предыдущую.


Заметим, что ручной набор текста с отрицательным межстрочным интервалом принципиально невозможен. Такой эффект можно получить либо рукописным образом, либо с использованием электронных систем.

Отрицательный межстрочный интервал в обычных печатных изданиях используется редко. Но в дизайне рекламы, а также для текстового сопровождения различных видов прикладной и деловой графики он, безусловно, бывает полезен и придает тексту определенные декоративные качества, конечно, если это не мешает восприятию информации.

Наряду с понятием межстрочного интервала в типографике существует понятие внутристрочных интервалов, то есть интервалов между литерами и словами. Именно от них во многом зависит впечатление, производимое текстом. Точная подгонка межлитерных интервалов обозначается термином кернинг или «подрезка». Кернинг применяется в тех случаях, когда сочетание некоторых пар символов создает иллюзию нарушения равномерности интервала, принятого для всех литер в строке.

Обычно кернинг не используется для малых кеглей, поскольку в этом случае он будет просто незаметен. Поэтому в большинстве текстов кернинг применяется лишь при кеглях свыше 24 пт, то есть там, где он дает действительно ощутимые результаты.

Иногда при разработке этикеток, наклеек и т.д. бывает полезно изменить межлитерных интервал. При этом изменяется стандартное значение всего межлитерного шага, изначально заложенного в данном шрифте. В типографике такая возможность обозначается термином трекинг.

Трекинг часто используется для выделения смысловой части текста, для заполнения текстом заданной площади листа бумаги, и часто служит композиционным приемом при акцидентных работах.

При использовании трекинга следует учитывать некоторые особенности восприятия человеком типографского текста. Например, текст, набранный крупным шрифтом, будет выглядеть лучше в том случае, если литеры в словах размещаются более тесно, чем при использовании стандартного интервала. Особенно это заметно, если набор текста производится прописными буквами. Величина трекинга зависит как от размера шрифта, так и от его начертания. Для некоторых гарнитур необходим большой трекинг, для других не нужен вообще.

При наборе всегда надо соблюдать корректное соотношение межлитерных и межсловных интервалов, иначе текст будет плохо выглядеть и окажется не удобочитаемым.

Если трекинг в словах достаточно велик, то стандартные межсловные интервалы на фоне увеличенных межлитерных перестают распознаваться и текст будет выглядеть слишком слитным.

Особенно полезен трекинг в ситуациях, когда нужно плотно набрать текст, расположенный, например, в графах таблицы. Иногда в этих случаях выбирают более узкий шрифт и не заботятся о трекинге вообще, но такая таблица не всегда будет выглядеть привлекательно.

Верстка текста

Верстка- термин, родившийся в эпоху ручного набора, он относится к изготовлению печатной формы, состоящей из гранок набранного текста. При электронном наборе версткой называется компоновка, размещение текста на площади оригинал-макета, который предназначен для последующего воспроизведения и тиражирования средствами печати.

Прежде чем начинать верстку, надо выбрать стиль оформления текста, соответствующий его содержанию и назначению. Например, дизайн банковского квартального отчета должен существенно отличаться от дизайна рождественского поздравления или юбилейного адреса. По-разному должны быть оформлены афиши международного конкурса классической музыки и программы городского рок-фестиваля.

Гармоничность и пропорциональность - главные условия высококачественной верстки текста. С первого взгляда на страницу печатного издания можно определить, соответствует ли она общепринятым стандартам пропорциональности или нет. Хотя во многих случаях указать критерии оценки довольно трудно, но сформулировать ряд общих требований все-таки можно. Некоторые из них касаются формата и степени заполненности страницы текстом, а также его компоновки на площади листа бумаги.

При верстке текста могут использоваться различные способы выравнивания абзацев и установки красной строки, одно- или многоколонный набор текста, разбивка слов на слоги на границах строк для формирования переносов и т.д. Дизайн издания - его «лицо» - во многом определяется именно версткой.

При электронном наборе возможно несколько вариантов выравнивания текста: по левому или правому краю, относительно центральной линии (центрирование) и блочное выравнивание (на ширину полосы набора). Б полиграфии подобное редактирование носит название выключки строк. Оно предполагает равномерное увеличение или уменьшение пробелов между словами (а иногда и между буквами) для доведения строки до заданного формата.

В эпоху ручного набора для выключки строк приходилось изменять толщину шпации - строчного пробельного материала между словами. При электронном наборе любой текст также может быть «выключен», но при этом его строки будут автоматически выравниваться вдоль условной вертикальной линии, которая может располагаться слева, справа или в центре. Кроме того, текст может иметь полную выключку, когда строки выравниваются с обеих сторон.

Набор с выключкой влево используется для любых длинных текстов, особенно при узкой полосе набора. Выключка вправо придает набранному тексту оригинальность и рекомендуется в тех случаях, когда, например, подпись к рисунку должна находиться справа от него и заканчиваться у края картинки. Набор с выключкой по центру используется для заголовков и ввода стихотворного текста. Ввод текста с выключкой по формату хорошо известен по книгам. Очень часто текст набирается в несколько колонок. Примеры подобной верстки можно увидеть в справочных изданиях, газетах, журналах.

Размещение иллюстрации на полосе набора производится двумя способами: либо с обтеканием текстом (в оборку), либо для рисунка выделяется место по всей ширине страницы.


При верстке текста могут использоваться различные способы выравнивания абзацев и установки красной строки, одно- или многоколонный набор текста, разбивка слов на слоги на границах строк для формирования переносов и т.д. Дизайн издания - его «лицо» - во многом определяется именно версткой.

При электронном наборе возможно несколько вариантов выравнивания текста: по левому или правому краю, относительно центральной линии (центрирование) и блочное выравнивание (на ширину полосы набора). В полиграфии подобное редактирование носит название выключки строк. Оно предполагает равномерное увеличение или уменьшение пробелов между словами (а иногда и между буквами) для доведения строки до заданного формата.

В эпоху ручного набора для выключки строк приходилось изменять толщину шпации - строчного пробельного материала между словами. При электронном наборе любой текст также может быть «выключен», но при этом его строки будут автоматически выравниваться вдоль условной вертикальной линии, которая может располагаться слева, справа или в центре. Кроме того, текст может иметь полную выключку, когда строки выравниваются с обеих сторон.

Набор с выключкой влево используется для любых длинных текстов, особенно при узкой полосе набора. Выключка вправо придает набранному тексту оригинальность и рекомендуется в тех случаях, когда, например, подпись к рисунку должна находиться справа от него и заканчиваться у края картинки. Набор с выключкой по центру используется для заголовков и ввода стихотворного текста. Ввод текста с выключкой по формату хорошо известен по книгам.

Очень часто текст набирается в несколько колонок. Примеры подобной верстки можно увидеть в справочных изданиях, газетах, журналах. На рис. 4.16 показано, как выглядит текст, сверстанный в две колонки.

Размещение иллюстрации на полосе набора производится двумя способами: либо с обтеканием текстом (в оборку), либо для рисунка выделяется место по всей ширине страницы.

 


Важной особенностью верстки текста является борьба с висячими строками. Так называются строки предложений, которые оказались, оторваны от своего абзаца, размещенного на другой странице. Например, последняя строка абзаца «переехала» на следующую страницу и образовала на ней первую неполную строку, или же первая строка в абзаце осталась внизу страницы, тогда как весь остальной абзац перенесен на следующую. Таких одиноко стоящих строк в начале или конце страницы необходимо избегать: они плохо смотрятся и считаются ошибками набора.

Рис. 4.16 Верстка текста в две колонки

Верстку текста можно осуществлять без переноса и с переносом слов. Первый способ используется довольно редко, так как при малой ширине колонки и верстке с двусторонней выключкой это может привести к слишком большим промежуткам между словами.

Начало самой мелкой рубрикационно-композиционной единицы текста, называемой абзацем, можно оформить по-разному. Обычно каждый новый абзац обозначается отступом в начале первой строки, которую иногда называют красной, но текст может быть набран и без абзацного отступа. В этом случае каждый абзац обозначается только концевым пробелом. Иногда первую строку абзаца делают выступающей по отношению к левому выровненному краю. По правилам набора абзацный отступ должен быть одинаковым для всего текста независимо от кегля шрифта. В некоторых случаях начало абзаца украшают буквицей.

При верстке также следует учитывать определенную закономерность, относящуюся к степени заполнения страницы текстом. При очень плотном расположении строк вся страница будет выглядеть слишком темной. Этого следует по возможности избегать, регулируя плотность строк межстрочными интервалами.

Важным элементом компоновки текста является его корректное размещение на площади листа бумаги. Особенно это касается оформления названия печатного издания на его обложке или титульном листе.

Несоразмерно высокое, как и слишком низкое расположение названия или заголовка выглядит некрасиво. Казалось бы, самое простое - разместить строки в центральной части обложки.

Однако, располагая текст в центре, нужно быть осторожным. Давно известно, что из-за оптического обмана средняя линия страницы кажется несколько ниже реальной середины листа. Чтобы преодолеть этот эффект, следует размещать строку немного выше средней линии, тогда будет казаться, что она расположена как раз посередине страницы.


Строка, композиционно правильно размещенная немного выше реальной середины листа бумаги, называется расположенной на оптической середине.

Но расположение текста на оптической середине представляет собой не единственное и далеко не лучшее решение. Практика показывает, что наилучшее впечатление производит строка, расположенная на так называемой линии трех восьмых. Это линия, делящая лист по горизонтали на две части, высота которых относится друг к другу как 3 к 5. Само название линии 3/8 становится понятным, если соотнести расстояние до этой линии от верхней кромки листа бумаги (три части) с его полной высотой (восемь частей). Иногда такую линию называют «золотой».

Если название или заголовок печатного издания состоит из нескольких строк текста, то для оптимального расположения их следует центрировать как одно слово относительно «золотой» линии.

Разместить одну строку на листе бумаги несложно. Ситуация существенно усложняется, когда приходится размещать целый блок или несколько блоков текста. Подобная компоновка будет выглядеть гармоничной только в том случае, если учесть «весовое соотношение» блоков. Блоки, расположенные над оптической средней линией, обязательно должны уравновешиваются блоками, размещенными под ней.

Под весом понимается величина, зависящая от размера шрифта и плотности печати текста. При одинаковом весе двух компонуемых блоков их следует размещать на одинаковом расстоянии от оптической средней линии. Если же вес блоков различен, то для сбалансированного размещения «более тяжелый» блок текста следует придвинуть ближе к средней линии.

Классическим примером грамотной компоновки текста является титульный лист книги Джамбаттиста Бодони (рис. 4.17). В нем различные размеры (кегли) шрифта очень точно определяют соотношение основных и подчиненных строк. Дополнительно в главных строках применена разбивка, еще более выделяющая их. Но главная тонкость, делающая этот титул примером высокого мастерства, заключается в том, как замечательно согласованы разбивки между строками с внешними и внутренними полями, окружающими строки набора.

«Лицо» многостраничных документов во многом зависит от ширины полей, окружающих текст. При ручной установке размеров полей можно пользоваться следующим упрощенным методом. Сначала определяют ширину набора, включая не только сам текст, но и - в случае многоколонного набора - межколонные интервалы. Разность между шириной страницы и шириной набора делят на три равные части. Одна из этих частей выделяется на внутреннее (корешковое) поле, расположенное с той стороны листа, которая будет подшиваться, а две оставшиеся - на внешнее поле, расположенное с противоположной обрезной стороны листа.

Далее следует провести диагонали из левого нижнего в правый верхний и из правого нижнего в левый верхний углы страницы. Проведя горизонтальные линии через точки пересечения этих диагоналей с границами левого и правого полей, можно получить границы верхнего и нижнего.

Разворот двух смежных страниц как бы объединяет два соседних внутренних поля в одно большое. Поэтому корешковые поля должны иметь меньший размер для того, чтобы разворот печатного издания был уравновешенным и пропорциональным.

Иногда геометрический метод определения размеров полей заменяют визуальным. Для этого сначала из цветной бумаги вырезается прямоугольник, соответствующий полосе набора. Затем на листе бумаги нужного формата подбирается его размещение таким образом, чтобы раскладка корешкового, верхнего, наружного и нижнего полей подчинялась одному из трех отношений 2:3:4:6, 2:3:5:6, 2:3:4:5.

Наряду с требованиями эстетического характера к оформлению многостраничных документов предъявляются требования, определяемые конструкцией издания. Например, следует помнить, что часть внутреннего поля в книжном блоке уходит на скрепление листов, Если не учитывать этого, то текст может частично попасть в переплет, что затруднит чтение или сделает его вообще невозможным. Поэтому при макетировании многостраничных печатных изданий, которые предполагается в дальнейшем переплетать, к внутренним полям добавляются небольшие резервные поля, необходимые для скрепления листов, их подшивки в переплет или обложку.

Большую сложность при создании многостраничных изданий представляет процесс, получивший название спуска полос. Это расстановка сверстанных полос издания в таком порядке, который позволяет при печати и дальнейшей обработке блока листов обеспечить правильную последовательность страниц книги, брошюры, журнала, газеты и т.п[44].

Понятно, что после печати, фальцовки, переплета и обрезки страницы в публикации должны располагаться таким образом, чтобы при их переворачивании страница 2 оказывалась бы на обороте страницы 1, после чего следовала бы страница 3, на обратной стороне которой размещалась страница 4 и т.д. Это значит, что при размещении двух страниц текста на одном листе бумаги страницы 8 и 1 должны располагаться рядом, точно также как страницы 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4. Чем длиннее публикация, тем сложнее для нее схема спуска полос.

Ручной спуск полос называется монтажом. Раньше он обычно производился на специальных больших столах с подсветкой, где каждую страницу будущего издания собирали вместе в так называемые монтажные листы. С наступлением компьютерной эры медленный и дорогой процесс ручного монтажа становится ненужным. Электронные программы спуска полос позволяют безошибочно размещать страницы на листе бумаги и «помнят» все сведения, относящиеся к количеству страниц в тетради и всей публикации, размерам иллюстраций, размерам обрезки блока, типу переплета и т.п. Эти программы также учитывают и смещение внутренних страниц тетради к наружному краю в процессе переплета.

 


ГЛАВА 5 Рекламный дизайн





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.016 с.)