Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знак автомобиля, управляемого инвалидомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тематическими картами называются такие, на которых одна группа элементов показана с особой детальностью, а другие элементы отображаются менее подробно или отсутствуют совсем. К ним относятся, например, карты путей сообщения, исторические, экономические и др. (рис. 2.26). Особую группу деловой графики составляют картограммы и картодиаграммы.
Картограмма (рис. 2.27) [1] - это своеобразный графический норматив, представляющий собой границы того или иного территориального деления (большей частью политико-административного), ячейки которого покрыты штриховкой разной интенсивности или залиты разным цветом, Картодиаграмма (рис. 2.28) отличается от картограммы тем, что внутри ячеек размещаются диаграммы, которые выражают соотношение каких-либо величин, относящихся к данной территории. Картограммы и картодиаграммы могут содержать экспликацию, которая поясняет количественную характеристику признака, соответствующего определенному участку территории. Иногда экспликацию называют ле гендой. Каждый элемент экспликации состоит из графического знака и словесного объяснения. В картограмме, показанной на рис. 2.27, экспликация - это прямоугольники, залитые серым цветом различной интенсивности, и поставленные рядом пояснения и цифровые показатели. Экспликация, как правило, размещается на свободном месте карты, картограммы, картодиаграммы. В графическом дизайне часто используются планы местности - изображение какого-либо небольшого участка земной поверхности. На планах местности показывается местонахождение культурно-исторических памятников, архитектурных достопримечательностей, выставок, демонстрационных залов, офисов, торгово-выставочных салонов, магазинов и т.п. Очень выразительны панорамные планы (рис. 2.29). Одна из часто встречающихся задач графического дизайна - наглядное отображение цифровых данных. Известно, что цифры довольно трудно воспринимаются «на слух», поэтому, чтобы сделать информацию более доступной и понятной, используются различные типы графиков и диаграмм.
Графики помогают наглядно отобразить взаимосвязь двух или нескольких цифровых величин. Главной частью графиков является выделенная толщиной или цветом непрерывная линия. Она обычно строится в прямоугольной системе координат, где по осям X и У отложены цифровые данные. Графики имеет смысл использовать в тех случаях, когда достаточно дать лишь общее представление о характере связи между цифровыми величинами.
Рис. 2.29 Панорамный план Московского Кремля По точности графики, конечно, уступают таблицам или математическим формулам, однако значительно превосходят их по наглядности.
На рис. 2.30 показан пример выполнения графика [7].
Многие помнят уроки математики, на которых нас учили правильно строить графики функций. Для того чтобы вычертить график, нужно Вспомнить эти уроки полезно и некоторым дизайнерам. Начинающие дизайнеры иногда неправильно наносят на оси графика обозначения зависимой и независимой переменных. Независимые переменные должны откладываться по горизонтальной оси X, а зависимые - по вертикальной оси У. Встречаются графики с неправильным построением осей. Каждую ось желательно оканчивать стрелкой, рядом с которой наносится обозначение откладываемой переменной величины, как правило, это одна из букв латинского или греческого алфавита. Единицы измерения величин указываются после обозначения через запятую, например: V, км/час, 3, ед/час. В том случае, если на график нанесена координатная сетка, то стрелки по осям не ставятся, а сами оси выделяются жирными линиями. Одна из распространенных ошибок при построении графиков - неправильный выбор масштаба[40]. Для шкалы следует выбирать круглые цифры: 2,4,10... и избегать нечетных: 3,7,13... и т.д. Если на графике в одних и тех же осях координат рисуется несколько кривых, отображающих разные процессы, они должны отличаться друг от друга либо цветом, либо толщиной. Можно использовать и другие линии: штриховые, штрихпунктирные и т.п. При этом пояснительные надписи наносятся или рядом с кривыми, или сводятся в экспликацию. Для того чтобы график точно отображал зависимость между двумя величинами, был удобным для восприятия, производил яркое впечатление, дизайнеру приходится скрупулезно выполнять математические вычисления и геометрические построения, не забывая при этом о «красоте картинки». На рис. 2.31 показано правильное построение графиков, а также наиболее часто встречающаяся ошибка и способ ее устранения: X правильное построение графика (рис. 2.31а); >• чтобы увеличить масштаб кривой, при построении графика необоснованно опущена нулевая линия, то есть отсчет зависимой переменной по оси У начинается не с нуля, а с другой значащей цифры (рис. 2.316); >• увеличивать масштаб иногда можно путем изъятия средней части графи-ка, не несущей полезной информации (рис. 2.31в).
Рис. 2.31 Варианты построения графика
Опыт показывает, что строить графики удобнее в следующей последовательности: 1. Определить назначение графика и выяснить, какую информацию он несет. Всегда следует придерживаться правила: график, не содержащий новой информации, бесполезен. 2. Весь цифровой материал, во избежание ошибок, свести в рабочую таблицу. 3. Выбрать формат и масштаб графика. 4. Построить координатную сетку или шкалу, нанести точки отсчета и соединить их плавной кривой линией. 5. Нанести заголовочные, экспликационные и элементные надписи. Диаграммы используются для того, чтобы наглядно показать соотношение между цифровыми величинами. Их особенность в том, что они позволяют заменять сложный анализ цифр простым, «на глазок», сопоставлением длины линий или площадей геометрических фигур. Понятно, что точность такого сопоставления во многом зависит от точности глазомера. Диаграммы, в отличие от графиков, используются лишь для сопоставления дискретных, или, как говорят, прерывистых зависимостей. Как правило, диаграммы состоят из простых геометрических фигур, которые в отличие от цифрового материала легко воспринимаются. В зависимости от того, какие графические элементы используются, диаграммы подразделяются на линейные, столбиковые, ленточные, поточные и круговые. Все эти диаграммы позволяют сравнивать числовые величины с помощью отрезков линий или площадей геометрических фигур. Поэтому их называют плоскостными. Те диаграммы, в которых используются изображения объемных фигур, называются объемными. В информационных сообщениях встречаются и так называемые изобразительные диаграммы, в них иллюстрируемая величина соответствуют определенному количеству графических элементов - стилизованных изображений того, количество чего сравнивается. При построении диаграмм активно используются различные приемы оформления текста и чертежей. Геометрические фигуры можно закрашивать различными градиентными заливками или узорными текстурами, что делает диаграммы более выразительными. В диаграммах очень важно правильно выбрать размер графических элементов, поскольку от этого зависят пропорции всего изображения. Диаграммы обладают рядом свойств, благодаря которым представляемые цифровые данные легко запоминаются и приводят к формированию правильных выводов: I >• диаграммы позволяют более тщательно выяснить количественные соотношения между отображаемыми величинами; >• благодаря простой компоновке и способу расположения графических элементов диаграммы помогают пояснить иногда самые неочевидные стороны иллюстрируемых явлений и процессов;
> по скорости «считывания» информации диаграммы, как и графики, являются весьма эффективным графическим средством. Один из самых распространенных видов деловой графики - линейные диаграммы. Линейная диаграмма, пример которой показан на рис. 2.32 [6], по форме очень напоминает график, но в отличие от него не выражает в каждой точке главной линии связь между двумя величинами.
Рис. 2.32 Пример линейной диаграммы Главным элементом линейных диаграмм является ломаная линия, соединяющая специально выделенные точки, которые отражают цифровые показатели, изменяющиеся в течение определенного отрезка времени (например, сколько автомобилей было произведено в 1980, 1990, 2000 гг). Казалось бы, по такому же принципу строятся и графики. Но есть существенное отличие. На линейных диаграммах основным-источником информации являются лишь такие точки, которые выделены очень крупно. Часто их называют «достоверными». Линия же выполняет служебную роль. Она нужна, чтобы сделать изображение более наглядным и показать тенденцию изменения данных. Чаще всего линейные диаграммы применяются для того, чтобы отобразить, как изменяются те или иные статистические показатели с течением времени, поэтому по горизонтальной оси обычно проставляются временные даты, а по вертикальной - количество. Еще одно отличие линейных диаграмм от графиков заключается в том, что они иногда строятся вообще без осей координат, хотя встречаются и построенные на координатной сетке (рис. 2-ЗЗа). Обычно на диаграммах есть лишь одна горизонтальная ось, выделенная жирной линией, а цифровые данные помещаются рядом с основными точками. Часто площадь, находящаяся под линией, заштриховывается или заливается каким-либо цветом (рис. 2.336). Подобные диаграммы иногда называют «кумулятивными» - накопительными. Иногда в линейных диаграммах для сравнения с более ранними показателями отображается средняя величина за предыдущий период (рис. 2.33в), или же указывается значение переменной, предшествующей анализируемому отрезку времени.
Рис. 2.33 Варианты построения линейных диаграмм Довольно часто на плоскости диаграммы помещают несколько линий, относящихся к различным явлениям (рис. 2.33г). Но такой способ построения возможен лишь в том случае, если отображаемые количественные характеристики отличаются незначительно. Линейные диаграммы имеет смысл использовать для того, чтобы: >• показать не просто фиксированные значения какой-либо величины, а то, как они изменяются в течение длительного отрезка времени; >• показать большое количество величин, расположенных в хронологическом порядке и относящихся к одному и тому же явлению; V сравнить изменение нескольких однородных явлений. Сформулируем некоторые правила построения линейных диаграмм: >• числовые величины лучше сравнивать с помощью линий, а не площадей или, тем более, объемов; X при построении диаграмм всегда следует придерживаться хронологического порядка - от более раннего значения к более позднему; > в диаграмме обязательно должна присутствовать нулевая линия; >• если некоторые участки главной линии окажутся практически горизонтальными, то для отображения ее изменений в укрупненном масштабе допустимо делать разрыв на пустом поле диаграммы; >;нулевые и главные линии должны выделяться толщиной, цветом или каким-либо другим способом; > иногда для удобства анализа на поле диаграммы можно помещать таблицу с исходными данными. Столбиковые диаграммы (рис. 2.34 [13]) применяются, когда надо показать какие-либо абсолютные величины, зависящие от одного значащего параметра. В экономической статистике столбиковые диаграммы часто называют гистограммами..
Основными элементами таких диаграмм являются вертикально расположенные и имеющие равные основания столбики, высота которых соответствует определенной цифровой величине. Столбиковые диаграммы очень легко воспринимаются, так как в них сравниваются только линейные размеры элементов.
Хотя построение таких диаграмм обычно не вызывает затруднений, следует придерживаться некоторых правил, Ширина столбиков должна быть равна примерно 1/}0 высоты самого большого из них - тогда диаграмма лучше воспринимается «на глаз». Не рекомендуется оставлять контурные незаштрихованные или неокрашенные столбики. Числовые величины желательно проставлять либо над прямоугольниками, как это показано на рис. 2.35а, либо непосредственно на столбиках у верхнего основания (рис. 2.356). Все столбики лучше делать одинаковыми по ширине и не накладывать друг на друга, иначе будет непонятно, что сравнивается - площади фигур или их линейные размеры (рис. 2.35в). Довольно часто столбики, отображающие различные данные, группируются по какому-либо одному признаку и помещаются или в непосредственной близости друг от друга (рис. 2.35г), или один над другим {рис. 2.35д). Такие диаграммы носят название сгруппированных. В информационных сообщениях часто встречаются диаграммы, в которых столбики расположены симметрично по отношению к общей горизонтальной нулевой линии, как это показано на рис. 2.35е. Этот способ построения удобен, если надо показать изменение положительных и отрицательных факторов одного и того же явления, например, роста одного показателя и уменьшения связанного с ним другого. На рис. 2.35ж-и представлены неудачные приемы построения столбиковых диаграмм. Так, нельзя уменьшать высоту одного из столбиков путем его излома или загиба (рис. 2.35ж), а также «разрывать» один из столбиков, чтобы отобразить абсолютные показатели в более крупном масштабе (рис. 2.35з). Кроме того, не стоит выносить часть столбика на свободное поле диаграммы, показывая таким образом его реальные размеры (рис. 2.35и).
Рис. 2.35 Варианты столбиковых диаграмм При построении надо придерживаться следующих правил: >• масштаб, принимаемый за единицу измерения, может выбираться произвольно, однако при этом нужно, чтобы наименьший столбик в диаграмме не был слишком мал, а наибольший - излишне велик; > если разница между наименьшими и наибольшими показателями в столбиковой диаграмме слишком большая, то надо увеличить единицу измерения; ~> при построении процентных диаграмм необходимо с особой тщательностью проверить цифры, чтобы в сумме они составляли 100%; >- на диаграмме надо помещать пояснительные надписи, которые, однако, не должны повторяться. Например, вместо надписей «Особо тяжкие преступления - 134», «Тяжкие преступления - 183», «Прочие преступления -743», лучше написать «Преступления: особо тяжкие - 134, тяжкие - 183, прочие - 743»; >• сокращение слов нежелательно, за исключением обозначений мер, весов и т.п. Ленточные, или, как их иногда называют, «полосовые» диаграммы применяются в тех же случаях, что и столбиковые, но несколько отличаются по внешнему виду. Главными элементами таких диаграмм являются горизонтальные прямоугольники-ленты или полосы, имеющие одинаковую ширину и расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. Ленточные диаграммы удобны для размещения в горизонтальном формате. Кроме того, на них, по сравнению со столбиковыми, легче размещать длинные текстовые надписи.
Один из вариантов построения ленточной диаграммы показан на рис. 2.36 [14].
Модифицированные формы ленточных диаграмм, получившие название «графиков Ганта» или «хронограмм» (рис. 2.37), иногда используются, чтобы показать временные затраты, необходимые на выполнения тех или иных работ. Они отображают последовательность и продолжительность событий. Длительность событий, как и в обычных ленточных диаграммах, показывается горизонтальными прямоугольными элементами, но в хронограммах они располагаются на табличной форме, в боковой части которой указываются названия событий, а в верхней горизонтальной части - единицы времени (часы, дни, месяцы и т.д.). Как правило, хронограммы используются, если надо показать распределение времени между выполняемыми операциями, проанализировать выполнение плана, провести хронометраж и т.д.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.009 с.) |