Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел № 1. Роль дизайнера в формировании предметной среды

Поиск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Пропедевтика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 052401 «Графический дизайн».

Дисциплина посвящена изучению пропедевтического курса (основ композиции), является базовой при подготовке студентов по специальности дизайн. Приводятся общие сведения о приемах, средствах и закономерностях построения композиции в дизайне. С учетом социальной обусловленности композиционных приемов выполняется ряд практических работ по плоскостному и объемному графическому моделированию, колористической композиции, позволяющих практически освоить и закрепить теоретические знания.

Учебная дисциплина «Пропедевтика» (Основы композиции) относится к циклу специальных дисциплин и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин: «Цветоведение и колористика», «Рисунок», «Живопись». В свою очередь эта дисциплина является базой для изучения дисциплины «Дизайн-проектирование».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи дисциплины

- достижение личностных результатов (гражданственность, мотивированность к обучению, целостность мировоззрения, толерантность, социальность, нравственность, коммуникативность, здоровье и безопасность, экологичность, осознание семейных ценностей, эстетичность);

- достижение метапредметных результатов (способность к целеполаганию, способность к достижению целей, способность к контролю и оценке действий, способность к ролевой саморегуляции, практическое владение аппаратом логики, владение знаково-символическим аппаратом, умение работать с текстом, владение навыками групповой работы, владение речевыми средствами, владение информационно-коммуникационными технологиями, владение навыками работы с индивидуальной информационной средой);

- достижение предметных результатов с учетом требований стандарта и тематики ЭОР;

- соответствие целям и задачам обучения образовательной программы, соотнесение с образовательными результатами, которые должны быть достигнуты с использованием данного ЭОР;

- ориентация на современные цели обучения, компетентностный подход;

- соответствие современным научным представлениям в предметной области;

- обеспечение преемственности содержания образования;

- соответствие современным формам и методам организации процесса обучения;

- соответствие возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

- обеспечение оптимизации объема учебной нагрузки;

- обеспечение межпредметных связей;

- интенсификация и ускоренное введение студентов в творческий процесс;

- знакомство с традиционным методом графического композиционного моделирования в его 2-х моделях (плоскостной и объемно-пространственной);

- знакомство с новыми проблемами, направлениями и аспектами профессиональной деятельности дизайнера в области графического дизайна.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

2.1. Междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) дисциплинами: Рисунок, Живопись, Скульптура, Цветоведение и колористика.

2.2. Междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами: Технический рисунок, Теория теней и перспектив, Шрифты, Основы проектной графики, Проектирование.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студенты должны:

– выявить композиционные способности студентов, их готовность к освоению программ теоретических и практических курсов кафедры «Культурологии и дизайна»;

– развить технику графического и колористического выполнения работ по композиции, эстетику подачи;

– ориентироваться в новых направлениях и аспектах профессиональной деятельности дизайнера.

Знать

1. Об основных закономерностях композиции в предметном творчестве.

2. О месте дизайна в предметном мире.

3. Особенности работы над композицией.

4. Законы композиции.

5. Элементы и средства композиции.

6. Источники творчества дизайнера.

Уметь

1. Создавать целостную композицию с учетом ее законов.

2. Использовать свойства и средства гармонизации формы при разработке композиции.

3. Применять различные графические приемы и материалы при работе над эскизами.

Владеть

1. Графическими приемами для изображения композиции.

2. Объемно-пространственным мышлением для воплощения замысла.

3. Перспективными изображениями с 2-мя и 3-мя точками схода.

 

ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды учебной работы, формы контроля Всего часов Учебные семестры, номер
     
Аудиторные занятия        
Лекции        
Практические занятия        
Лабораторные работы        
Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации        
Промежуточная аттестация   З Э  
Общая трудоемкость по учебному плану, час.  
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.  

СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРНЫХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ (34 ч)

I курс, I, II семестры

Категории композиции

Объективные свойства формы

Большое значение в композиции имеют взаимодействие и различные сочетания объективных физических свойств формы и ее частей. Таких объективных свойств много, но из них можно выделить те, которые активно способствуют созданию художественно выразительного произведения. Т.к. речь идет о композиции, то нас интересует восприятие и эмоциональная оценка зрителем этих свойств формы.

Величина формы – это с одной стороны соотношение размеров формы с размерами общепринятых единиц измерения. С другой, ее соотношение с другими формами при их сопоставлении. При сопоставлении одних форм с другими возможно сравнение форм одного вида, разных видов, либо элементов форм с целым. Создавая композицию, дизайнер должен учитывать, что при сопоставлении разных по величине форм размеры большей формы всегда воспринимаются преувеличенными.

Геометрический вид формы. Это свойство определяется с одной стороны соотношением размеров по всем направлениям развития формы, с другой – характером ее поверхности.

По соотношению размеров можно выделить три вида форм:

1. Линейная форма, в которой одно измерение существенно преобладает над остальными.

2. Плоскостная форма, в которой одно измерение значительно меньше, чем остальные.

3. Объемная форма, в которой все измерения относительно равны.

Массивность формы. В отличие от понятия, принятого в физике, под массивностью формы понимается воспринимаемая зрителем плотность заполнения формы. Массивность имеет два предельных состояния формы, между которыми возможны бесчисленные промежуточные состояния. Один предел – форма максимально заполнена массой, другой – форма имеет пространственный характер, т.е. в ней минимальное количество массы. Геометрическая характеристика оказывает большое влияние на восприятие массивности формы. Более массивными будут выглядеть формы, в которых равны или близки размеры по всем измерениям (такие как куб, шар).

Положение формы в пространстве. Это свойство показывает расположение формы и ее элементов по отношению к элементам окружающей среды. Различное расположение существенно влияет на наше восприятие формы. По отношению к зрителю форма может быть расположена правее или левее, выше ил ниже, ближе или дальше. Формы могут занимать разнообразные положения, иметь всевозможные повороты и наклоны под разными углами. Взаимное расположение форм также важно для нашего восприятия.

Также к объективным свойствам формы, помогающим ее восприятию, относятся светотень, фактура и цвет.

Светотень характеризует степень освещенности и затененности формы и ее частей. Это качество во многом зависит от условий освещения.

Фактура представляет собой строение поверхности формы, которое может иметь характер от гладкой до рельефной.

Цвет как свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью и активно помогает тому восприятию формы, которое задумал дизайнер.

 

Организация поверхности

Точка. Линия. Пятно

Точка

Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

Линия

По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер, линер, рапидограф дает тонкую, прямую, четкую линию. Карандаш – более светлую, свободного начертания. Перо – тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус – «жирную», «бархатную» и т.д. строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения.


Пятно

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.

Более сложная задача – гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов.

 

Метрический повтор и ритм

Многим явлениям окружающей нас природы свойственно повторение и чередование. Повторяемость движений характерна для всех процессов в жизни человека. Закономерное чередование, повторение, последовательное изменение ряда свойств сопоставляемых элементов, называется ритм.

Ритм существует во всех видах искусства. В изобразительном и прикладном искусстве – это разнообразие повторение и чередование форм, либо их свойств на плоскости или в пространстве. Закономерное повторение облегчает восприятие композиции по сравнению с неупорядоченным множеством.

Простейший вид ритма – метр – это порядок, основанный на повторении равных величин. Композиции, построенные с применением метрического порядка, могут быть с интервалами и без интервалов. Они могут быть простыми, т.е. состоящими из одного повторяющегося элемента, а могут быть сложными, в которых или сочетаются между собой несколько простых метрических рядов, или повторяются элементы двух и более видов.

Для того чтобы метрическая композиция не казалась монотонной, один из рядов, составляющих сложный метрический ряд можно сделать наиболее ярким и выразительным, чтобы он служил акцентом на фоне остальных. Этого можно добиться либо более редким расположением элементов в «акцентном» ряду по сравнению с остальными рядами композиции, либо элементы этого «акцентного» ряда должны быть контрастны (по форме, размеру, цвету и т. п.) по отношению к другим рядам.

Метрические ряды могут развиваться в двух направлениях, заполняя собой плоскость.

Закономерное изменение элементов позволяет создавать ритмические композиции. Ритмическая композиция состоит из элементов, отличающихся один от другого, но связанных между собой единым приемом изменения.

Наглядным видом ритмической композиции служат ритмические ряды. Закономерность построения ритмического ряда должна ясно восприниматься. Ритмические ряды, как и метрические, могут быть с интервалами и без них, простые и сложные.

Сложные ритмические ряды могут иметь параллельное изменение – в этом случае нарастание интенсивности нескольких свойств идет в одну сторону, что способствует выявлению направленности в композиции, чем контрастнее отношение между элементами, тем динамичнее получается композиция.

В сложных ритмических рядах может быть и встречное изменение. При этом нарастание интенсивности свойств идет в противоположном направлении, и композиция не имеет такой ярко выраженной направленности, как предыдущая.

Ритмическая композиция может представлять собой и метро-ритмический ряд. В этом случае происходит соединение метрических и ритмических рядов в одной композиции. Метрический ряд, обычно, исполняет роль основы всей композиции, дает ощущение устойчивости, уравновешенности.

В создании выразительной ритмической композиции большую роль играют не только характер и размещение элементов, но и их количество. Одинаковые формы составляют метрический ряд лишь в том случае, когда их не менее четырех. Для ритмического изменения бывает достаточно и трех элементов. Внимание к каждому элементу пропадает, когда их в композиции не менее 5–7.

Более длинный ряд сильнее воздействует на эмоции, становится выразительнее, однако чрезмерная длина утомляет. Чем ритмический порядок примитивнее, тем скорее возникает ощущение монотонности. Для того, чтобы избежать этого, используются различные композиционные приемы.

В композициях, построенных по метрическому принципу, часто размещают совершенно новый элемент, который перебивает монотонность ряда.

В композициях, построенных на основе ритмических рядов, применяется остановка рядов. Динамическое развитие композиции можно остановить элементом, отличающимся в большей или меньшей степени от элементов, формирующих ряд. Другим способом является использование уже имеющегося элемента, но появившегося как бы не на своем месте, нарушая тем самым закономерность развития ритмического ряда.

Ритмические ряды в композиции могут располагаться симметрично. В этом случае движение, нарастающее либо с противоположных сторон к центру, либо от центра к краям композиции уравновешивается, и композиция выглядит законченной.

Закономерность построения ритмических рядов не всегда можно выразить в цифрах, но она непременно должна быть зрительно ощутима. Изменения фактуры, тоновых и цветовых отношений, пластичности формы очень часто подчиняются ритмическим закономерностям, но не могут быть выражены математически.

Иногда в композиции сочетаются несколько сложных ритмических приемов, не всегда можно сразу проанализировать каждый, однако элементы размещаются не случайно.


 

Контраст и подобие

Каждый отдельный элемент композиции не существует изолированно, а находится в окружении и во взаимной связи с другими элементами и формами. Поэтому их восприятие происходит в сравнении друг с другом. Чем ярче противопоставление, тем легче и яснее воспринимаются формы. Такого композиционного противопоставления добиваются при помощи контраста.

Контраст – это то отношение между элементами, в котором преобладают резко выраженные различия между однородными свойствами. Так, о контрастном отношении элементов мы говорим при сопоставлении большого и малого, горизонтального и вертикального, плоского и объемного, темного и светлого, гладкого и шероховатого.

В одной композиции одновременно могут существовать несколько видов контраста. Их соединение усиливает эффект противопоставления. Так, светлая крупная форма выглядит более контрастной по сравнению с маленькой темной формой, чем формы разного размера, но одной силы тона.

Контрастными могут быть и такие характеристики формы, как ее зрительная тяжесть и легкость, замкнутость и раскрытость и т.д. Сочетание в одной композиции статичных и динамичных элементов также представляет собой пример контраста. Степень контраста ограничивается такими требованиями, которые сохраняют цельность впечатления.

Плавный переход характеристики элемента в сторону усиления или ослабления носит название нюанс. Само слово «нюанс» означает «отклонение», «едва заметный переход». Если при контрастном сопоставлении, например, белого и черного мы видим только эти два тона, и ясно выраженную границу между ними, то при нюансном существует последовательный переход от белого через градации серого к черному.

Если же мы видим полное сходство элементов по размерам, форме и другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.

Так же как и другие средства композиции, контраст, нюанс и тождество не выбирают произвольно. Их выбор должен определяться функцией предмета, его конструкцией, общим объемно-пространственным решением.

В композиции часто присутствуют контраст и нюанс одновременно. Например, в композиции, где нужно выявить композиционный центр и подчиненность ему остального, главный элемент должен быть контрастным к другим элементам, а подчиненные элементы будут находиться между собой в нюансных отношениях.

 

Статика и динамика

Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует движение (зрительное). В такой композиции взгляд зрителя непроизвольно начинает воспринимать элементы композиции в определенном порядке, двигается преимущественно в границах заданного направления. С помощью динамики можно привлечь внимание к главному элементу либо к главной части композиции.

Статика представляет собой относительное отсутствие зрительного движения, предпочтительность движения в каком-то определенном направлении исчезает. При этом возникает ощущение покоя, равновесия и устойчивости. Квадрат на плоскости и куб как объемная форма могут служить примерами статических форм. Прямоугольники и параллелепипеды, также являясь достаточно статичными формами, при увеличении одного их измерения по сравнению с другими в два и более раз, превращаются в динамические формы, т.к. возникает зрительное движение в направлении этого измерения.

Восприятие формы во многом зависит от ее расположения в пространстве. Например, вертикально стоящий цилиндр представляет собой статическую форму, а расположенный наклонно становится динамичным. Т. о., выбранная форма и ее расположение предопределяют характеристику композиции.

Композиция может состоять из нескольких форм или элементов. В таком случае важна форма каждого элемента и их взаимное расположение.

Условно все композиции можно разделить на 4 вида:

1) устойчивые статические, т.е. наиболее спокойные, совершенно ненаправленные;

2) неустойчивые статические – такие, в которых нет внутреннего движения, но нет и упорядоченного спокойствия;

3) устойчивые динамические – они производят впечатление движения, но не разрушают общего порядка;

4) неустойчивые динамические – наиболее активные, привлекающие максимальное внимание своим движением, создающие остроту и направленность композиции.

 

Тектоника

Особую роль в восприятии композиции играет тектоника – художественно выявленное конструктивное строение предмета. Она определяет соответствие между формами, деталями и их соединением, задуманным дизайнером, свойствами материалов, их конструктивной работой. Изделие, в котором такое соответствие наблюдается во всех видимых глазом частях, является тектоничным.

Тектоническая выразительность основывается на наших представлениях об объективных законах природы, и, в первую очередь, о законе всемирного тяготения. Зрительное ощущение устойчивости и неустойчивости, тяжести и легкости связано с характером выражения работы конструктивных элементов, т. е. с художественным осмыслением конструктивной системы.

В процессе создания художественного изделия автор должен четко осознать, какие элементы являются несущими, т.е. воспринимающими нагрузку, а какие несомыми, только ограничивающими форму.

 

Фронтальная композиция.

Объемная композиция.

3. Глубинно-пространственная композиция.

Фронтальная композиция – это такая композиция, в которой все ее части и элементы располагаются по отношению к зрителю, главным образом, по двум фронтальным координатам, т.е. по высоте и ширине. Третья, глубинная координата, обычно имеет подчиненный характер.

К фронтальным композициям можно отнести картины, панно, ковры, гобелены, витражи, металлические решетки, эмаль, инкрустацию, плоские резные украшения.

Объемная композиция – состоит из частей и элементов, соизмеримо развитых по всем трем координатам – длине, ширине и высоте. Именно трехмерность и является отличительным свойством такой композиции. Объемную композицию обычно имеют скульптуры, предметы мебели, декоративные и бытовые предметы из фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла.

Глубинно-пространственная композиция отличается наличием пространства, имеющего достаточно большие размеры по ширине и глубине. Высота элементов имеет подчиненное значение. Организована такая композиция может быть из предметов мебели, малых архитектурных форм (фонтаны, декоративные вазоны, цветочницы), скульптур, садово-паркового оборудования. Одной из форм глубинно-пространственной композиции является интерьер.

Независимо от вида композиции, сохраняются все основные к ней требования – создание единства, выразительность композиции, ее целостность, законченность, уравновешенность. Выделение трех видов композиции достаточно условно, т. к. в действительности в одном произведении могут сочетаться и все три вида.

Продукты дизайна должны соответствовать эстетическим потребностям потребителя. В практической проектной деятельности дизайнер для достижения эстетической выразительности объекта прибегает к средствам композиционной гармонизации формы.

Одним из необходимых условий гармоничного восприятия формы является наличие легко читаемого порядка ее организации. Наиболее наглядное воплощение порядка проявляется в симметрии, которая задает определенное положение элементов в пространстве, подчиненное оси, плоскости или центру симметрии.

С понятием симметрии тесно связано понятие «ритм», который является одним из наиболее выразительных средств гармонизации композиционных структур. Ритм также характеризуется повторением одинаковых элементов, однако ритмический порядок по сравнению с симметрией строится на более сложном изменении повторяемых форм и интервалов между ними.

Еще одним средством достижения гармоничности формы являются пропорции. Понятие пропорций тесно связано с принципом соразмерности, однако, пропорции – это не просто отношения размеров формы между собой. Пропорции – это закономерные изменения размерности членений массы.

 

Цвет в интерьере

Проблемы, связанные с использованием цвета в интерьере, можно условно разделить: на функциональные, эстетические и композиционно-художественные. На цветовое решение влияет ряд факторов: назначение помещения, его размеры и конфигурация, освещенность и ориентация, продолжительность пребывания человека в помещении.

Полихромия интерьера должна отвечать утилитарно-технологическим требованиям и психологическому комфорту человека. Психологический комфорт человека складывается из комфортных условий зрительной работы и комфортных условий функциональной организации пространства.

Комфортность зрительной работы определяется цветом объекта наблюдения и цветом фона. Рабочее место имеет две разновидности фона: плоский, расположенный рядом с объектом рабочего внимания, и пространственный, созданный компонентами ближайшего окружения. Цветовая характеристика плоского фона определяется при создании рабочего места, а цветовая характеристика пространственного фона является компенсатором утомляющего действия цвета на рабочем месте.

Комфортность функциональной организации процесса в интерьере зависит от такого цветового решения, при котором снижается физическая утомляемость, активизируется психологический настрой и повышается эмоциональный тонус.

Цветовое решение может компенсировать также неблагоприятный микроклимат помещения, улучшить санитарно-гигиенические условия и ориентацию в пространстве.

В зависимости от пространственной ориентации помещения на север или юг используются теплые, либо холодные цвета. Применение светлых цветовых тонов обеспечивает поддержание санитарно-гигиенических условий, связанных с чистотой помещения. Цветом обеспечивается удобство ориентации в пространстве с помощью цветового выделения функциональных зон – путей коммуникационного движения, технологических групп с определенным процессом.

Цвет – это средство создания композиции интерьера, а основными цветовыми носителями являются архитектурные поверхности: стены, потолок, пол. Окраска предметов и элементов оборудования (дополнительные носители цвета) решается в цветовой гармонии по отношению к основным цветам.

 


ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Зачет (недеференцированный)

I курс, I семестр

Вопросы к зачету:

1. Основной закон композиции. Композиционный центр.

2. Свойства композиции (выразительность, законченность, цельность, уравновешенность). Дать определение. Провести анализ предложенной композиции на предмет характеристики свойств.

3. Средства композиции (статика, динамика, контраст, нюанс, симметрия, ритм, пропорции). Дать определение. Привести примеры (можно выполненные в эскизной графике).

 

Экзамен I курс, II семестр

Экзаменационные вопросы

Теоретические:

1. Определение понятия «композиция». Основной закон композиции.

2. Основные свойства композиции. Понятие о композиционном центре.

3. Объективные свойства формы.

4. Организация поверхности. Взаимодействие элементов на композиционном поле.

5. Оптические иллюзии и оптические коррективы.

6. Тектоника.

7. Закономерности и художественные средства создания единства композиции.

8. Динамика и статика.

9. Контраст и нюанс.

10. Симметрия и асимметрия.

11. Метр и ритм.

12. Пропорции и их место в искусстве. Понятие о модуле.

13. Основные приемы построения пропорций.

14. Масштаб и масштабность.

15. Освещение и его роль в восприятии формы.

16. Фактура и текстура.

17. Виды композиции и особенности их восприятия.

18. Фронтальная композиция.

19. Объемная композиция.

20. Глубинно-пространственная композиция.

21. Закономерности построения ансамбля.

Практические:

Выполнить творческое задание (линейную композицию, плоскостную композицию, объемную композицию) на заданную тему.

 

Критерии выставления оценок на экзамене по теоретическому вопросу:

«отлично» – студент владеет специальной терминологией, знает основные положения и понятия, материал излагает логично в полном объеме, показывает глубокое знание законов, свойств и средств композиции, умеет сравнивать и анализировать, приводит примеры характерных композиционных решений;

«хорошо» – студент владеет специальной терминологией, знает основные положения и понятия, излагает материал достаточно систематизировано и последовательно, приводит примеры характерных композиционных решений и анализирует их;

«удовлетворительно» – студент не в полной мере владеет специальной терминологией, испытывает затруднение при формулировке основных положений и понятий, его ответ недостаточно развернут, не последователен и не представляет определенной системы знаний по предмету; выводы носят поверхностный характер;

«неудовлетворительно» – студент не владеет специальной терминологией, не знает основные положения и понятия, присутствует поверхностное изложение материала, нет конкретных ответов на поставленные вопросы. Содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях студента по предмету. Варианты: студент отказывается отвечать, либо воспользовался шпаргалкой.

 

Критерии выставления оценок на экзамене по практическому заданию:

«отлично» ставится, если:

- высокий уровень пространственно-конструктивного мышления (способность моделировать);

- отличное изобразительное мастерство (владение техникой карандашной графики);

- оригинальность замысла;

- завершенность работы.

«хорошо» ставится, если:

- хороший уровень пространственно-конструктивного мышления (способность моделировать);

- изобразительное мастерство на достаточном уровне (владение техникой карандашной графики);

- оригинальность замысла;

- завершенность работы.

«удовлетворительно» ставится, если:

- невысокий уровень пространственно-конструктивного мышления (способность моделировать);

- изобразительное мастерство на недостаточном уровне (владение техникой карандашной графики);

- оригинальность замысла;

- завершенность работы.

«неудовлетворительно» ставится, если:

- слабый уровень пространственно-конструктивного мышления (способность моделировать);

- изобразительное мастерство на низком уровне (владение техникой карандашной графики);

- незавершенность работы.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Арнхейм р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: «Архитектура – С», 2012

2. Устин В. Б, Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. – М.: АСТ: Астрель, 2010

3. Устин В. Б. Композиция в дизайне, - М.: Астрель, 2009

 

Дополнительная литература

1. SALON Частный интерьер в России.

2. Аксессуары домашнего оформления. – М.: 1999.

3. Анна Вентура. Декоративные материалы вашего дома. – М.: 2001.

4. Анна Вентура. Краски стиля. – М.: 2001.

5. Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры. – М.: 1996.

6. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. – М.: Архитектура-С, 2004

7. Иконников А., Смеланов Г. Основы архитектурной композиции. – М.: 1971.

8. Иовлев И. Введение в проектирование архитектурной среды. – Екатеринбург, 2002.

9. Иовлев И. Введение в проектирование архитектурной среды. – Екатеринбург, 2002.

10. Маргиани И. В. Интерьер индивидуального жилого дома в творчестве мастеров архитектуры Запада. – Екатеринбург, 1995.

11. Мир дизайна Design AWARD Winnel (форма и пространство) 1999.

12. Несмеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна – М., 1994.

13. Новости дизайна. Четыре комнаты № 6, 1999.

14. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. – М., 1960.

15. Сокольникова. Основы композиции. – М., 2000.

16. Табурет. Уральское приложение, май 2002, октябрь 2002, декабрь 2003.

17. Чернышов О. В. Формальная композиция. – Минск: Харвест, 1999.

 


 

Учебное электронное текстовое издание

 

 

Прокопьева И. А.

 

 

ПРОПЕДЕВТИКА

 

 

Электронный формат - pdf

Объем 1,57 уч.-изд. л.

Екатеринбург, ул. Мира, 19

Информационный портал УрФУ

http://www.urfu.ru

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Пропедевтика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 052401 «Графический дизайн».

Дисциплина посвящена изучению пропедевтического курса (основ композиции), является базовой при подготовке студентов по специальности дизайн. Приводятся общие сведения о приемах, средствах и закономерностях построения композиции в дизайне. С учетом социальной обусловленности композиционных приемов выполняется ряд практических работ по плоскостному и объемному графическому моделированию, колористической композиции, позволяющих практически освоить и закрепить теоретические знания.

Учебная дисциплина «Пропедевтика» (Основы композиции) относится к циклу специальных дисциплин и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин: «Цветоведение и колористика», «Рисунок», «Живопись». В свою очередь эта дисциплина является базой для изучения дисциплины «Дизайн-проектирование».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи дисциплины

- достижение личностных результатов (гражданственность, мотивированность к обучению, целостность мировоззрения, толерантность, социальность, нравственность, коммуникативность, здоровье и безопасность, экологичность, осознание семейных ценностей, эстетичность);

- достижение метапредметных результатов (способность к целеполаганию, способность к достижению целей, способность к контролю и оценке действий, способность к ролевой саморегуляции, практическое владение аппаратом логики, владение знаково-символическим аппаратом, умение работать с текстом, владение навыками групповой работы, владение речевыми средствами, владение информационно-коммуникационными технологиями, владение навыками работы с индивидуальной информационной средой);

- достижение предметных результатов с учетом требований стандарта и тематики ЭОР;

- соответствие целям и задачам обучения образовательной программы, соотнесение с образовательными результатами, которые должны быть достигнуты с использованием данного ЭОР;

- ориентация на современные цели обучения, компетентностный подход;

- соответствие современным научным представлениям в предметной области;

- обеспечение преемственности содержания образования;

- соответствие современным формам и методам организации процесса обучения;

- соответствие возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

- обеспечение оптимизации объема учебной нагрузки;

- обеспечение межпредметных связей;

- интенсификация и ускоренное введение студентов в творческий процесс;

- знакомство с традиционным методом графического композиционного моделирования в его 2-х моделях (плоскостной и объемно-пространственной);

- знакомство с новыми проблемами, направлениями и аспектами профессиональной деятельности дизайнера в области графического дизайна.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

2.1. Междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) дисциплинами: Рисунок, Живопись, Скульптура, Цветоведение и колористика.

2.2. Междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами: Технический рисунок, Теория теней и перспектив, Шрифты, Основы проектной графики, Проектирование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.173 (0.012 с.)