Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оптические иллюзии и оптические коррективыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Усилить выразительность композиции помогает знание законов зрительного восприятия. Закономерные изменения впечатления называются оптическими иллюзиями. Знанием оптических иллюзий можно воспользоваться для того, чтобы придать отдельным элементам и всей композиции в целом более точное соответствие замыслу дизайнера. В этом случае речь уже пойдет об оптических коррективах. Оптические коррективы как композиционный прием используются для того, чтобы подчеркнуть определенные стороны художественного образа, создать нужное впечатление о величине предметов, усилить выразительность главного элемента, подчеркнуть монументальность изделия и т. д.
Элементы и средства композиции Средства гармонизации элементов композиции: линия и пятно, метрический повтор и ритм, контраст и подобие, статика и динамика Точка. Линия. Пятно Точка Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость. Линия По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер, линер, рапидограф дает тонкую, прямую, четкую линию. Карандаш – более светлую, свободного начертания. Перо – тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус – «жирную», «бархатную» и т.д. строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения. Пятно В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер. Более сложная задача – гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов.
Метрический повтор и ритм Многим явлениям окружающей нас природы свойственно повторение и чередование. Повторяемость движений характерна для всех процессов в жизни человека. Закономерное чередование, повторение, последовательное изменение ряда свойств сопоставляемых элементов, называется ритм. Ритм существует во всех видах искусства. В изобразительном и прикладном искусстве – это разнообразие повторение и чередование форм, либо их свойств на плоскости или в пространстве. Закономерное повторение облегчает восприятие композиции по сравнению с неупорядоченным множеством. Простейший вид ритма – метр – это порядок, основанный на повторении равных величин. Композиции, построенные с применением метрического порядка, могут быть с интервалами и без интервалов. Они могут быть простыми, т.е. состоящими из одного повторяющегося элемента, а могут быть сложными, в которых или сочетаются между собой несколько простых метрических рядов, или повторяются элементы двух и более видов. Для того чтобы метрическая композиция не казалась монотонной, один из рядов, составляющих сложный метрический ряд можно сделать наиболее ярким и выразительным, чтобы он служил акцентом на фоне остальных. Этого можно добиться либо более редким расположением элементов в «акцентном» ряду по сравнению с остальными рядами композиции, либо элементы этого «акцентного» ряда должны быть контрастны (по форме, размеру, цвету и т. п.) по отношению к другим рядам. Метрические ряды могут развиваться в двух направлениях, заполняя собой плоскость. Закономерное изменение элементов позволяет создавать ритмические композиции. Ритмическая композиция состоит из элементов, отличающихся один от другого, но связанных между собой единым приемом изменения. Наглядным видом ритмической композиции служат ритмические ряды. Закономерность построения ритмического ряда должна ясно восприниматься. Ритмические ряды, как и метрические, могут быть с интервалами и без них, простые и сложные. Сложные ритмические ряды могут иметь параллельное изменение – в этом случае нарастание интенсивности нескольких свойств идет в одну сторону, что способствует выявлению направленности в композиции, чем контрастнее отношение между элементами, тем динамичнее получается композиция. В сложных ритмических рядах может быть и встречное изменение. При этом нарастание интенсивности свойств идет в противоположном направлении, и композиция не имеет такой ярко выраженной направленности, как предыдущая. Ритмическая композиция может представлять собой и метро-ритмический ряд. В этом случае происходит соединение метрических и ритмических рядов в одной композиции. Метрический ряд, обычно, исполняет роль основы всей композиции, дает ощущение устойчивости, уравновешенности. В создании выразительной ритмической композиции большую роль играют не только характер и размещение элементов, но и их количество. Одинаковые формы составляют метрический ряд лишь в том случае, когда их не менее четырех. Для ритмического изменения бывает достаточно и трех элементов. Внимание к каждому элементу пропадает, когда их в композиции не менее 5–7. Более длинный ряд сильнее воздействует на эмоции, становится выразительнее, однако чрезмерная длина утомляет. Чем ритмический порядок примитивнее, тем скорее возникает ощущение монотонности. Для того, чтобы избежать этого, используются различные композиционные приемы. В композициях, построенных по метрическому принципу, часто размещают совершенно новый элемент, который перебивает монотонность ряда. В композициях, построенных на основе ритмических рядов, применяется остановка рядов. Динамическое развитие композиции можно остановить элементом, отличающимся в большей или меньшей степени от элементов, формирующих ряд. Другим способом является использование уже имеющегося элемента, но появившегося как бы не на своем месте, нарушая тем самым закономерность развития ритмического ряда. Ритмические ряды в композиции могут располагаться симметрично. В этом случае движение, нарастающее либо с противоположных сторон к центру, либо от центра к краям композиции уравновешивается, и композиция выглядит законченной. Закономерность построения ритмических рядов не всегда можно выразить в цифрах, но она непременно должна быть зрительно ощутима. Изменения фактуры, тоновых и цветовых отношений, пластичности формы очень часто подчиняются ритмическим закономерностям, но не могут быть выражены математически. Иногда в композиции сочетаются несколько сложных ритмических приемов, не всегда можно сразу проанализировать каждый, однако элементы размещаются не случайно.
Контраст и подобие Каждый отдельный элемент композиции не существует изолированно, а находится в окружении и во взаимной связи с другими элементами и формами. Поэтому их восприятие происходит в сравнении друг с другом. Чем ярче противопоставление, тем легче и яснее воспринимаются формы. Такого композиционного противопоставления добиваются при помощи контраста. Контраст – это то отношение между элементами, в котором преобладают резко выраженные различия между однородными свойствами. Так, о контрастном отношении элементов мы говорим при сопоставлении большого и малого, горизонтального и вертикального, плоского и объемного, темного и светлого, гладкого и шероховатого. В одной композиции одновременно могут существовать несколько видов контраста. Их соединение усиливает эффект противопоставления. Так, светлая крупная форма выглядит более контрастной по сравнению с маленькой темной формой, чем формы разного размера, но одной силы тона. Контрастными могут быть и такие характеристики формы, как ее зрительная тяжесть и легкость, замкнутость и раскрытость и т.д. Сочетание в одной композиции статичных и динамичных элементов также представляет собой пример контраста. Степень контраста ограничивается такими требованиями, которые сохраняют цельность впечатления. Плавный переход характеристики элемента в сторону усиления или ослабления носит название нюанс. Само слово «нюанс» означает «отклонение», «едва заметный переход». Если при контрастном сопоставлении, например, белого и черного мы видим только эти два тона, и ясно выраженную границу между ними, то при нюансном существует последовательный переход от белого через градации серого к – черному. Если же мы видим полное сходство элементов по размерам, форме и другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве. Так же как и другие средства композиции, контраст, нюанс и тождество не выбирают произвольно. Их выбор должен определяться функцией предмета, его конструкцией, общим объемно-пространственным решением. В композиции часто присутствуют контраст и нюанс одновременно. Например, в композиции, где нужно выявить композиционный центр и подчиненность ему остального, главный элемент должен быть контрастным к другим элементам, а подчиненные элементы будут находиться между собой в нюансных отношениях.
Статика и динамика Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует движение (зрительное). В такой композиции взгляд зрителя непроизвольно начинает воспринимать элементы композиции в определенном порядке, двигается преимущественно в границах заданного направления. С помощью динамики можно привлечь внимание к главному элементу либо к главной части композиции. Статика представляет собой относительное отсутствие зрительного движения, предпочтительность движения в каком-то определенном направлении исчезает. При этом возникает ощущение покоя, равновесия и устойчивости. Квадрат на плоскости и куб как объемная форма могут служить примерами статических форм. Прямоугольники и параллелепипеды, также являясь достаточно статичными формами, при увеличении одного их измерения по сравнению с другими в два и более раз, превращаются в динамические формы, т.к. возникает зрительное движение в направлении этого измерения. Восприятие формы во многом зависит от ее расположения в пространстве. Например, вертикально стоящий цилиндр представляет собой статическую форму, а расположенный наклонно становится динамичным. Т. о., выбранная форма и ее расположение предопределяют характеристику композиции. Композиция может состоять из нескольких форм или элементов. В таком случае важна форма каждого элемента и их взаимное расположение. Условно все композиции можно разделить на 4 вида: 1) устойчивые статические, т.е. наиболее спокойные, совершенно ненаправленные; 2) неустойчивые статические – такие, в которых нет внутреннего движения, но нет и упорядоченного спокойствия; 3) устойчивые динамические – они производят впечатление движения, но не разрушают общего порядка; 4) неустойчивые динамические – наиболее активные, привлекающие максимальное внимание своим движением, создающие остроту и направленность композиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.007 с.) |