Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.



Средства подачи в современном дизайн-проектировании. Специфика проектной подачи. Главные задачи проектного рисунка в контексте с другими видами изобразительного искусства.

Графическое изображение является одним из основных профессиональных средств дизайнера. Оно помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел. Позволяет моделировать компоновку, форму, конструктивную схему и оптимальные технологические и эргономические характеристики изделия. Поэтому дизайнер прибегает к графическому моделированию на всех этапах процесса проектирования.

В основе проектно-графического моделирования лежит несколько принципов:

· соответствие графической формы содержанию проектной идеи. Если дизайнер размышляет о способах технологического исполнения изделия, он изберет для наглядного выражения своих идей соответствующие графические приемы типа «взорванный вид» (взрыв-схема), «открытая структура» и т.д.

· вариантный и экспериментальный характер эскизного поиска проявляется в том, что на каждом этапе проектирования дизайнер сталкивается с возможностью вариантного развития проектной идеи под влиянием множества разнообразных факторов;

· систематичность и логическая последовательность проектного эскизирования вытекает из последовательного развития проектного замысла.

В качестве основных типов проектно-графических изображений могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи.

Набросок – это обобщенное изображение, которое выполняется обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. Для него характерны условность и лаконичность, передача только основного и типичного, без проработки деталей. В зависимости от характера исполнения и связи с натурой наброски условно можно подразделить на наброски с натуры (зарисовки), наброски по памяти, наброски по мысленному представлению, наброски по воображению, наброски комбинированного характера.

Основное изобразительное средство контурного наброска – линия. Она служит средством выражения объема и пространства и проявляется в бесконечных вариациях. Линия бывает строгим контуром, отделяющим объект от остальной части листа, может быть прерывистой. Но какими бы различными, ни были линии контурного наброска, их роднит лаконизм и быстрота. В этом смысле линия, пожалуй, единственно подходящее средство для быстрых набросков.

В контурно-тональных набросках наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее отобразить объем, пространство, цвет и фактуру.

Наибольшее значение объем, светотень и цвет приобретают в живописно-тоновых набросках, где они становятся, наряду с пропорцией и пластикой, основными составляющими изображения. Контур как граница формы практически исчезает, или играет уже второстепенную роль. Линия и штрих обретают новые формы, часто встречается перекрещивание штрихов. Выдвигается на передний план и заливка, проявляются полутона. Упрощенность наброска исчезает. Изображение отрывается от плоскости листа, развивается в глубину. Формы становятся более реальными и ощутимыми. Такой набросок выполняется обычно по принципу живописных работ: штрих и заливка смело распространяются по всему полю листа, где-то обрываются, где-то концентрируют внимание, обобщают и выявляют главные места. Важную роль играет поле бумаги (белое или цветное). Белые и цветные пятна усиленно работают на форму, на светотеневую характеристику натуры.

Поисковый рисунок – это чаще всего монохромное обобщенное изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, выполняемое за короткий промежуток времени и с привлечением минимума изобразительных средств. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска, сопровождает профессиональное общение. В поисковых рисунках отражаются первоначальные компоновки и общий вид проектируемого объекта в ортогональных проекциях, его планы, сечения, перспектива, различные детали. При этом используются методы рисования, черчения, применяются различные инструменты и приспособления, позволяющие выполнять рисунок быстро и с достаточной степенью точности.

Эскизы. Их назначение – представить определенную стадию проектного поиска в более законченном виде. В эскизах, которые выполняются более продолжительное время, творческий процесс переплетается с самим процессом рисования. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняются и совершенствуются форма и детали объекта. Первичное эскизирование связано с поисками некоей целостности, объединяющей отдельные составные части объекта, и формированием в самых общих чертах его художественно-пластического образа. На этой стадии мысль фиксируется чаще всего с помощью перспективного рисунка. Эскизный этап должен быть выражен графически так, чтобы по нему можно было судить о существе проекта не только с позиций автора, но и с позиции зрителя. Эскиз зачастую предназначен для показа, по нему составляется мнение о проекте, и принимаются некоторые решения. Поэтому он должен быть наглядным и нести необходимую информацию. Работа над эскизом характерна разнообразием графических приемов и материалов. Эскизирование ведется теми же средствами, что и станковая графика, рисунок и живопись: карандашом, углем, сангиной, пером, акварелью, темперой, гуашью.

Демонстрационный (технический) рисунок специально предназначен для представления в завершенной в наглядной графической форме художественно-конструкторского решения. Отличие его от эскиза заключается в более высокой точности построениям законченности и реалистичности изображения. Основной элемент изображения - объект в наиболее типичном для него ракурсе – составляет центр композиции и выполняется укрупнено на переднем плане. Остальные элементы (различные ракурсы объекта, детали окружения) могут компоноваться вокруг главного без выражения непосредственной связи с ним либо по принципу сюжетной композиции. Для выполнения такого рисунка могут привлекаться все виды изобразительных средств. Тщательно прорабатывается форма изделия в целом и отдельных его деталей, выявляются материал и фактура поверхностей.

Чистовой чертеж – это уже проектная документация, где определены: размеры целого и его частей, внутренняя компоновка, цветовое решение, фактурная характеристика. Ортогональные и аксонометрические проекции и перспективы передают информацию о внешнем виде предмета. Для уяснения внутреннего строения, конструкции, компоновки блоков, их взаимосвязи и соотношения с внешней формой делаются вертикальные и горизонтальные разрезы. Эти разрезы с точки зрения передачи реальной формы условны: если с какой-то позиции человек может воспринимать предмет как ортогональную проекцию, то разрез предмета увидеть нельзя. Таким образом, «чистовой проект» сочетает в себе наглядно-изобразительный материал с условными схемами и дополняется шрифтовой и текстовой информацией. Окончательный проект является документом и поэтому к нему предъявляется ряд необходимых формальных требований. Существует несколько традиционных, видов чертежа-проекта: линейный, линейно-тональный, светотеневой (или тональный), полихромный.

Основной изобразительный язык проектной графики: черно-белый. Ее выразительные средства: точка, линия, штрих, пятно, тон, светотень, цвет, реже - текстура и фактура. Основной способ изображения линейный чертеж, внешне самый простой и наименее эффектный, но имеет свои преимущества. Линия - главное выразительное средство и возможное разнообразие ее конкретных проявлений позволяет ей играть различные смысловые роли в проектной графике. Кроме меньшей трудоемкости, он отличается лаконизмом, обобщенностью, отсутствием каких бы то ни было отвлекающих о сути дела эффектов. Вместе с тем он может обладать достаточной информативностью. Не следует думать, что линейный чертеж полностью лишен эстетических качеств. Можно очень тонко варьировать толщиной линий, от паутинных (обычно размерных) до толстых, обозначающих разрез, и добиваться их красивых сочетаний. С помощью линий можно нанести и легкую тоновую раскладку, когда штриховка создает ощущение плоскости.

Линейно-тональный чертеж сочетает линейное изображение с включением тона. Линейно-тональный чертеж относительно условен, но и в этой условности может быть заложена информация, которая может помочь раскрыть существо проекта, передать внутренний смысл композиции. Линейно-тональный чертеж часто применяется при работе над объектом, включающим пространственную среду. В проектировании интерьера цеха, например, основная задача иногда сводится к цветовой композиции оборудования. По мысли автора проекта, архитектурная оболочка (конструкции перекрытий, остекленные световые проемы) должна проходить как бы фоном, основная же композиционная тема – сложные цветные силуэты машин – должна быть выявлена.

Светотеневой, или тональный, чертеж – монохромное изображение, передающее объем проектируемого предмета с помощью тона штриховкой пером, черной тушью или акварелью, темперой. Иногда монохромный чертеж дополняется тушевкой.

Полихромный чертеж следует считать основной формой подачи дизайн-проекта. Дизайнерский чертеж делается полихромным для того, чтобы передать реальный цвет предмета (или соотношение цветов, если их несколько), ею фактуру и материал. Поэтому часто (особенно в проектах небольших вещей, исполняемых в натуральную величину или в небольшом масштабе) цветопередача близка к предполагаемой окраске предмета в натуре.

Активное введение в структуру линейного рисунка штриха («штрих по форме») или тоновых заливок (черных или цветных) существенно увеличивает выразительные, информационно-содержательные возможности проектной графики и расширяет спектр ее художественных форм. Традиционная проектная задача моделирования светотеневых отношений в изображении объемной формы может графически решаться по-разному. По-прежнему немалыми возможностями в этом плане обладает классический карандашный рисунок, способный тонко моделировать геометрически сложные формы в любом ракурсе восприятия и при любой условной освещенности, а также светооптические эффекты, характерные для прозрачного конструкционного материала. Это же можно отнести и к возможностям иных грифельных «мягких» материалов, пригодных для моделирования растушевкой нюансно-различимых тональных оттенков – сангины, соуса, угля, пастели, мела по темной, тонированной бумаге. Более тонкое и точное графическое моделирование объемно-пластических особенностей и освещенности сложной формы объекта становится возможным при пользовании аэрографом. Работа аэрографом располагает к полихромной проектной графике, моделированию не только светотеневых, но и цвето-графических отношений, цветоконтрастов. Красочными материалами при этом могут быть: тушь цветная и черная, акварель, гуашь, темпера и даже нитроэмаль. Разновидности аэрографики, дающие спецэффекты: нанесение краски через разного типа сетки и нанесение краски под острым углом к поверхности, фактурно подготовленной.

Отмывка лессировочная (прозрачно-многослойная) китайской тушью является классической проектно-графической технологией, заимствованной дизайном у архитектуры. Отмывка и аэрографика имеют близкие выразительные возможности и предназначены для решения одного класса задач. Практикуется и акварельная покраска в технике отмывки лессировочным или «корпусным» (полупрозрачным, укрывистым) колером, что позволяет получать высокую степень законченности графического изображения проектируемых объектов. На основе отмывки возможно проектное моделирование структурно-пластически и сложных форм – с богатой игрой светотени. Ахроматическая лессировочная отмывка строится стадийно и многослойно при постепенной их колористки. Таким образом, на этом первом этапе работы идёт определенный отбор изобразительных средств и материалов.

Иная ситуация возникает при проектировании машин, приборов или транспортных средств, когда проектирование одновременно идет как изнутри (от внутреннего устройства), так и извне (от целостного решения внешней формы). Поиски при проектировании «изнутри» ведутся на разрезе, в условной графике. При компоновке составных блоков или частей объекта, в варьировании их взаимоположения может помочь цвет; блоки можно обозначить цветным карандашом или фломастером, а линию разреза – черным. Условное цветообозначение применяется и несколько иным образом, когда цвет связывается не с каким-либо физическим объемом, а с механизмом, частью внутреннего устройства. Определенным цветом, например, можно обозначить коммуникации, проходящие внутри машины, обрабатываемое сырье и т.п. Цветовые пятна, обозначающие блоки, можно заменить вырезками из бумаги.

Работа над внешней формой предмета ведется общепринятыми графическими средствами, известными студентам по занятиям рисунком.

Специфически проектная графика сопутствует компоновке значительных пространственных систем (цехов, благоустройства призаводских площадок или мест отдыха). Здесь делают перспективные наброски с разных точек зрения, или для большей точности строят перспективу основных ограждающих плоскостей (пола или земли, потолка, стен). В полученный таким образом «каркас» врисовывают (в разных вариантах) предметы обстановочного комплекса – станки или мебель, аттракционы или стенды. Иногда, чтобы облегчить эту работу, плоскости разбивают на квадраты.

Когда компоновка идет на плане, то проектировщик должен найти графический эквивалент мебели, машин, зелени и как бы условное их обозначение. Их рисунок не должен быть сложным, а общий стиль не должен нарушать целостности всего изображения. Иногда пользуются обозначением отдельных предметов или целых зон цветом.

Используя те или иные материалы, следует учитывать возможность вносить в эскиз какие-либо изменения в процессе работы. Когда поиск ведется на одном и том же листе и проектировщик, стирая одни линии, проводит другие, следует применять легко удаляемый с бумаги материал.

Не менее важным в проектной графике является изображение среды. Включение ее элементов связано, прежде всего, с масштабностью объекта и характером взаимосвязей его со средой. Для выявления масштаба изображение дополняется элементами среды, хорошо знакомыми зрителю (человек, растительность, архитектурные сооружения и т.п.).

Особые выразительные возможности заложены в проектно-графической технике аппликации и коллажа. При использовании первой из них обычно оперируют цветной бумагой и клеем. Наиболее эффективна она в проектном вариантно-компоновочном поиске, в эскизах и оригинал-макетах полиграфических изданий и при разработке декоративных пятен в структуре интерьеров (панно, гобеленов, витражей). Коллаж - близок к фотомонтажу, это более сложная графическая техника, требующая определенной подготовки и качественного, выразительного исходного графического (часто фотографического) материала. На этой основе получают оригинальные, островыразительные решения, нередко наполненные глубоким смыслом.

Ни одна из изобразительных графических техник не способна столь явно отражать творческую индивидуальность автора-исполнителя проектных эскизов как техника черно-белого линейно-графического рисунка кистью. Разнотолщинная, энергичная и «живая» графическая линия в таких рисунках несет с собой особые эстетические качества. Помимо описанных выше, широко употребительны в дизайнерском проектировании следующие графические техники:

· рисунок авторучкой с последующей частичной размывкой линий (кисть, вода);

· рисунок авторучкой со специально расточенным на наждачной бумаге пером, дающим активную, уширенную линию и быстрые заливки;

· рисунок шариковой ручкой (способной заменить в эскизах перо, рапидограф, рейсфедер, фломастер), отличающийся своеобразной «мягкостью» тонкой равнотолщинной линии и штриха;

· рисунок фломастером, дающим выразительную, экспрессивную и «сочную» линию переменной ширины в линейно-штриховых эскизах, а также композиционно активные тональные заливки.


37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).

Сущность композиционной структуры. Задачи и цели любой композиции. Композиционные принципы и их сущность Отличия абстрактной композиции и композиции в виде предметно-пространственной среды или промышленной формы. Суть работы композиционных принципов в интерьере.

Композиция (сочинение, составление, расположение – лат.) – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Задача композиции – зрительно объединить все элементы композиции между собой так, чтобы наиболее выразительно показать специфику назначения этого помещения, значительность и красоту каждого отдельного элемента или фрагмента интерьера. Основными задачами композиционного построения является создание гармоничного, художественно-выразительного образа и обеспечение целостности и единства общего решения, где любое объемно-пространственное формирование предполагает взаимосвязь отдельных элементов.

Основные средства и принципы композиции:

  1. метрический повтор (многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом);
  2. ритм (в ритме, в отличие от ритмического повтора, последовательность элементов не одинакова, а разнообразна. Ритм отличает наличие акцентов.);
  3. динамичность (прием создающий ощущение напряжения);
  4. статичность (в интерьере визуальное состояние покоя)
  5. тектоника (отражение в форме ее конструктивного начала, насколько объект надежен, устойчив, насколько он способен создать человеку надежную защиту);
  6. объемно-пространственная структура (расположение объектов в пространстве, взаимодействие объектов и пространства);
  7. пропорциональность (соразмерность);
  8. равновесие (ощущение стабильности, уравновешенности);
  9. симметрия (соразмерность) (Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность.);
  10. асимметрия (несоразмерность. Нарушение или отсутствие симметрии);
  11. контраст (привлечение внимания к одному определённому элементу - использовать контрастный цвет, размер или стиль);
  12. фактура (в композиции дизайна интерьера – это прежде всего внешняя особенность материала, используемого в отделке помещений)
  13. пластика (согласованность, гибкость, плавность, связанность переходов от одной части к другой);
  14. единство характера (соединение всех элементов в единое целое, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление.).

Одна из целей абстрактной композиции – создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у смотрящего разнообразные ассоциации. Пятна и линии взаимодействуют и складываются комбинации на плоскости. В абстрактной композиции нет ощущения объема, композиция сама по себе эмоциональна, присутствуют психологические факторы (чувства, эмоции), которые передаются по средствам цвета.

Результат композиции предметно-пространственной среды или промышленной формы – объемная форма. Все линии соподчинены и взаимосвязаны, характерная черта – объемность предметов. В отличие от абстрактной композиции изначально задается тематика, для ее построения поставлена цель и задачи. Объёмно-пространственное композиции актуальны в архитектуре и средовом дизайне в создании, городского пространства и интерьера. Результатом применения композиционных основ станет создание среды: спокойной, уравновешенной, динамичной, эмоционально-напряженной, провоцирующей человека определенное (запрограммированное автором проекта) действие

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности, когда пытаются найти красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какой сделать потолок в ванной комнате. Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.

Композициионая схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения. Схемы композиции интерьера:

· зальная – все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

· центрическая – группировка меньших пом-ний вокруг боль-го, глав-го (зрелищные и выставочные залы);

· анфиладная – помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

· коридорная – помещения распол. с 1ой или 2х сторон связывающего их коммуникационного коридора;

· секционная – здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

· смешанная – зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

 

38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.

Структура пояснительной записки. Объем проектно-графического материала. Основные отличия рекламной и проектной подачи. Роль макетирования в проектной подаче. Виды макетных работ и задачи, связанные с ними. Суть пояснительной записки. Основные пункты пояснительной записки.

Структура художественно-творческого проекта включает в себя следующие элементы:

Вводная часть: 1. Титульный лист; 2. Список исполнителей; 3. Реферативная часть;
4. Содержание

Основная часть (предпроектная): 1. Введение; 2. Анализ предпроектной ситуации;
3. Определение потребителя; 4. Выявление проектных проблем; 5. Формирование проектных задач; 6. Формулировка проектной концепции; 7. Описание окончательного проектного решения

Проектная часть: 1. Экономическое обоснование проекта; 2. Эргономическое обоснование проекта; 3. Описание жизненного цикла проекта

Заключение, Библиографический список, (список литературы и программное обеспечение), Приложения

В реферативной части указывается количество проектно-графического материла, структура пояснительной записки, количество иллюстративного материала, приводится ассоциативный ряд к проекту, состоящий из ключевых слов (количество ключевых слов 5-15). Определения объект проектирования, цель и методы работы, определяется степень значимости. Во введении обосновывается актуальность выбора темы, раскрывается состояние проблемы, формулируется цель и задачи проекта, методы и приемы создания дизайн-проекта. Анализ предпроектной ситуации включает в себя анализ ситуации, связанной с проект-м объектом, анализ прямых, косвенных аналогов, и существующих прототипов. Определение потребителя. Выявление проектных проблем направлено на определение трудностей, связанных с проектной ситуацией как с функциональной, так и с психоэмоциональной точек зрения. Формирование проектных задач и формулировка проектной концепции представляют собой выбор общего направления решения проектных задач Описание окончательного проектного решения включает в себя описание функционального и композиционного решения в контексте с проектной ситуацией и проектными проблемами. Экономическое обоснование проекта включает в себя расчеты на предмет целесообразности осуществления проектного замысла, выбор наиболее оптимальных с экономической точки зрения путей внедрения разработки. Эргономическое обоснование проекта осуществляется на основе существующих понятий о взаимодействии человека и предметно-пространственной среды, Описание жизненного цикла проекта включает в себя возможности внедрения проектируемого объекта, актуальности на протяжении длительного периода времени, а также возможности модернизации и утилизации. В заключении перечисляются возможности его использования в проектной ситуации, формулируются выводы проекта. В приложении размещается эскизный материал, альтернативные варианты, варианты различного использования цвета и графики.

Рекламная подача – это наиболее эффективный инструмент информирования большого числа потребителей о товаре и его свойствах. На первом этапе вывода товара на рынок обычно используют массовую информирующую рекламу, которая обеспечивает узнаваемость товара покупателями. На втором этапе интенсивность рекламы снижается, и она становится увещевательной. На третьем этапе, когда товар известен и его неплохо покупают, используется напоминающая реклама в небольшом количестве, призванная поддерживать интерес к товару и не позволяющая переключиться на товары конкурентов.

Рекламная подача осуществляется с помощью печатной продукции – каталоги, буклеты, листовки, записные книжки, открытки; прессы, которая включает рекламные объявления и статьи, эту рекламу увидит множество людей; теле- и радиореклама: реклам. ролики на радио и ТВ; почт. реклама включает в себя целевую рассылку рекламных материалов по обычной либо электронной почте; наружная реклама включает в себя рекламные щиты, световые вывески, витрины, фирменные вывески, указатели проезда, рекламу на транспорте.

Проектная подача осуществляется с помощью планшетов, презентации, видеоролика, макета. Она рассчитана на определенную группу людей, с определенной целью. Проект направлен на поиск производителя. Реклама рассчитана на готовую, уже созданную продукцию, она направлена на поиск потребителя.

Макетирование – процесс композиционного размещения соотносящихся друг с другом элементов. Конечный результат – макет. Самый последний, подписанный в производство макет – оригинал-макет.

1. Макет в полиграфии – эталон для верстки полос издания и монтажа, с раскладкой полос на печатном листе, утвержденный издательством. Процесс композиционного размещения элементов на формате. Различают макеты художественного оформления издания, верстки и издания в целом. Полиграфическое макетирование – изготовление макета издания или части.

2. Макет в web-дизайне – виртуальное электронное макетирование с помощью html – таблиц или графических редакторов на экране монитора. Визуальная и пока не интерактивная часть будущего интернет-проекта. Такой фор-эскиз позволяет дизайнеру визуализировать заказчику стиль, креативную идею, товарный вид и т.д. разрабатываемого проекта.

3. Промышленный объемный макет (модель) – натуральное макетирование предполагаемой формы будущего изделия с применением необходимых материалов и используя современные технологии. Такая объемная модель строится как в натуральную величину, так и в масштабном соотношении. Материалы для макетов - все, что выгодно представит в объеме разрабатываемый продукт. Пластилин, бумага, пенопласт, стекло, металл или песок, главное, чтобы фактура материала работала максимально выразительно, а свойства материала позволили использовать его максимально выигрышно.

Роль макетирования – при помощи макетирования можно создать объемную визуализацию объекта в заданном масштабе. При выполнении макета соблюдаются общие пропорции по средствам масштабирования. При помощи макета в создаваемую сцену можно вписать важный элемент интерьера (например, декоративная стена или потолок), а также можно передать цветовое решение объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.051 с.)