Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Основные черты первобытного искусства

Поиск

Цивилизация Древнего Египта поражает прежде всего своей долговечностью, т.к. около четырех тысячелетий она существовала практически в неизменном виде. Искусство Древнего Египта было полностью подчинено заупокойному культу. Цивилизация сложилась вдоль берегов р.Нил (100 км от порогов до дельты). Климат был очень суровым, и египтяне вели постоянную борьбу с природными условиями, и вот это противостояние жизни и смерти нашло отражение в культуре: в мифологии и в искусстве. Основная идея культуры и искусства - противостояние добра и зла - противостояние Осириса - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира и Сета - брат Осириса, бог пустыни, олицетворение злого начала. Контраст плодородных земель долины Нила и "Красной земли" (выжженой земли пустынь) определил основной контраст в искусстве. Египтяне называли свою страну словом Кемет - "Черная", по цвету вспаханной почвы нильской долины (обожествляется как цвет жизни, мир живых очень близко подошел к миру мертвых), противопоставляя ее «Красной стране» — раскаленным пескам и каменистым предгорьям ливийской и аравийской пустынь. Египетская культура основывается на таких источниках, как памятники письменности. Однако, древне - египетская культура и цивилизация была скорее "немой", т.к. египетские иероглифы не поддавались расшифровке, и долгое время ученые не могли понять какие же принципы лежат в основе этой древней письменности.

 

В 1799 году, во время египетского похода Наполеона, не подалеку от деревни Розетта был обнаружен камень, который в последствии получил название "розеттский". На этом камне одна и таже надпись была сделана трижды на разных языках. И только в 1822 году, спустя чуть больше двух десятилетий, французский ученый Жан Франсуа Шампольон сумел расшифровать эти надписи. Он обратил внимание на то, что имена фараонов заключал картуш (продолговатый контур с горизонтальной линией внизу, который указывает на то, что написанный в нём текст является царским именем). Так Шампольон сумел восстановить сначала имена собственные, а потом и расшифровать всю запись.

 

И так, время письма берет начало от рисуночного письма (около 8 сотен знаков, многие из которых полисиматичны, т.е. многозначны). Имеется два основных типа письма: 1) иероглифы (считались священными, носили сокральный (священный) характер; иероглифами украшали стены захоронений, использовали в ритуальной сфере, кроме этого, на них были записаны наиболее важные события в жизни гос-ва). 2) скоропись или демотическое письмо использовалось в более прозаических целях (литературные произведения), иероглифы для этих целей не использовались.

 

Время Древнего Египта принято делить на периоды по династиям, которые объединяют в несколько крупных пунктов:

1) Додинастический период (с V тыс. до н.э. до середины III тыс. до н.э.);

2) Период раннего царства (I, II династии). Первые поселения относятся к началу IV тыс. до н.э. В скором времени образовались четыре самостоятельных общины, так называемые "номы". Они вели ожесточенную борьбу друг с другом, и в конечном итоге образовалось два царства: царство Верхнего (южное, верхнее течение реки) Египта и царство Нижнего Египта (северное, нижнее течение реки). Царь Верхнего Египта носил белую корону, а царь Нижнего Египта носил корону красного цвета. Около 3 тысячелетия до н.э.эры Верхний Египет покоряет царство Нижнего Египта. Процесс объединения произошел в царствование Мена (Менеса). Менес относится к I династии, и т.к. его родным городом был город Тин (Тинис), вся I династия носила условное обозначение "тинисская династия". Родитель обоих царст носил двойную корону, которая называлась "пшент";

2) Период древнего царства (с III по VI династию).

Первый переходный период. Период децентриализации (с VII династии по X);

3) Период среднего царства. Второй переходный период (c X по XIV династию);

4) Период Нового царства (c XIV по XX династию);

5) Позднее царство.

 

Додинастическое искусство и искусство Раннего царства.

 

В периоды додинастического и раннего царства сформировались основные черты погребального культа, им стал изобразительный канон. Канон - жесткие правила, которым должны соответствовать изображения. В общих чертах, формируется сословная диференциация. О государственном устройстве в Древнем Египте напоминают пирамиды:

1) Фараон (фараон был сокральной фигурой и считался живым богом; от него зависело благосостояние страны);

2) Жрецы;

3) Вельможи;

4) Чиновники;

5) Простые граждане (хемонисут) (они были лично свободными, но неимущими; нанимались за довольствия);

6) Рабы (баку).

 

Сохранившиеся памятники додинастического периода - это захоронения и различная керамика. Мелкая пластика представлена прежде всего вотивными предметами (вещи культового назначения, которые использовались в религиозной системе египтян). Чаще всего встречаются так называемые палетки (пластинка, имеющая заостренную треугольную форму, в центре которой находится такой элемент, как круг. Считают, что углубление в центре палетки связано с ее первоначальным назначением: она служила для растирания красок).

 

Известная палетка, которая хранится в Лундо - "Палетка с шакалами". В Египте шакал считался окровителем Анубиса. Анубис - бог загробного царства, загробного мира. Египтяне представляли себе человека с головой шакала.

 

Известным памятником искусства раннего царства является также "Палетка Нармера", в которой отразились основные черты египетского канона.

Три основных принципа этого канона:

1) Иерархический принцип изображения (фигура фараона превышает в разы фигуры обычных сограждан);

2) Сочетание профильного и фасного изображения. Голова и ноги изображались в профиль, а вот туловище, плечи, руки и глаза в фас;

3) Ярусный принцип изображения. На примере "Палетки Нармера" можно рассмотреть несколько поярусных изображений: на лицевой и оборотной сторонах верхний ярус занимает изображение женской головы с рогами и с ушами - Хато - богини небесного свода. Египтяне считали, что каждое утро богиня Хато рождает солнце. В центре между двумя изображениями богини Хато изображен иероглиф имени фараона. С лицевой стороны на втором ярусе шествуют в процессе фараон в красной короне, его подданные и обезглавленные враги; на третьем ярусе изображены фантастические звери с переплетающимися длинными шеями, которые создают характерное кольцо палетки; внизу - изображение быка - священного животного, который считался воплощением бога Аписа. С оборотной стороны в центре изображен фараон, убивающий или наказывающий врага, а также таинственный иероглиф с соколом; на нижнем ярусе расположены две бегущих фигуры.

 

Следующим значительным памятником эпохи Раннего царства считалась стелла фараона Джетта. Она носит трехчастный характер: 1) изображение птицы сокола, 2) змеи (на самом деле это иероглиф имени фараона Джетта), 3) три короны (изображение дворцового фасада Серех, дома божественного правителя). Несмотря на такую локаничность, изображения носят особый смысл. В центре - иероглиф имени фараона Джетта, внизу изображена земная ипостать фараона - изображение дворцового фасада (само слово "фараон" переводится как "большой дом"), вверху изображена его небесная сущность - сокол является воплощением бога Гора, покровителя власти фараона и воплощяющий в себе суть фараона. Рисунок несколько смещен относительно оси симетрии, считается что такое нарушение симетрии основано на соблюдении принципа "золотого сечения".

 

Архитектура Додинастического периода была представлена только в виде захоронений, в этот период развивалась мелкая власть, и, кроме этого, на протяжении этого периода развивалась и менялась форма захоронения. Первоночально захоронения представляли собой овальную или прямоугольную могилу, выложенную камнем, пол застилали циновкой, а умерший человек лежал в позе имбриона ("смерть, как новое рождения"). Тело еще не бальзамировали, а просто заворачивали в циновку или шкуру. Могила могла содержать несколько камер, в которых размещались сосуды с едой и предметы обихода (это связано с религиозными возрениями, считалось, что все эти предметы понадобятся в потустороннем мире). Затем могилы начали выкладывать изнутри и сооружать примитивный свод - это протатип традиционного захоронения.

 

Следующая ступень в развитии это появлении мастобы, предшественницы пирамиды традиционной формы. Мастоба, в переводе с арабского, означает "скамья". Это прямоугольная каменная постройка, стены которой слегка наклонены во внутрь, т.е. усеченная пирамида. Мастоба имела подземную и наземную части: сбоку находилась дверь, которая вела в молельню, а шахматный колодец, который вел в могилу, располагался вверху.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.34 (0.009 с.)