Вопрос 5. Своеобразие искусства среднего и нового царства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Своеобразие искусства среднего и нового царства



 

Искусство среднего царства не принесло каких-то характерных открытий, оно развивается в трех направлениях:

-столичная школа;

-официальная школа;

-провинциальная школа.

 

Начиная с искусства среднего царства, появляется практика возведения скальной гробницы - гробницы, высеченной в скале (заупокойный ансамбль Хатшепсут). Мы видим на ней новую представленную линию канонады, пилона, большие колонные залы - гипостильные залы, т.е. многоколонные залы.

 

Более интересным является искусство нового царства. Новое явление, новая тенденция связана с правлением фараона Аменхотепа IV (1351 - 1334 годы до н. э.), который позднее взял себе новое имя Эхнатон.

 

Эхнатон относится к 18-ой династии, и с него начинается своеобразный переворот в государственной и религиозной системе, а также при его правлении произошли большие изменения в области искусства. Он стремился совершить переворот в религиозной системе Древнего Египта и изменить многобожие на единобожие, сформулировав основания поклонения богу Атону, которого символизировал диск Солнца. (Эхнатон провозгласил себя сыном Атона и стал его верховным жрецом. Культ Атона просуществовал вплоть до его смерти и не нашел далее сторонников в Египте). Были закрыты старые храмы, посвященные богам, была возведена новая столица Ахетатон ("Горизонт Атона").

 

На коренных изменениях религиозной системы и культа основовалось и совершенно новое искусство. Новые тенденции были связаны с изменением канонов. Мы помним, что изображение фараона было строго регламентировано: была регламентирована его поза и возраст, никакого портретного сходства эти структуры не имели - этому придавали особое значение. Кроме того, скульптура фараона изображала его стоящим перед вечностью, вне времени, она фиксировала его небесный, божественный лик. В эпоху нового царства появляется такой вид искусства, как "амарнское искусство". Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца - женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако, идентифицированные в 2010 году останки Эхнатона не содержат указанных деформаций. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сцены, сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей. Одним словом, фараон и члены его семьи (супругой Энхатона была знаменитая Нефертити) изображаются в быту, происходит обмирщение образов - изображение становится более лирическим, достоверным и воспроизводит реальный облик фараона, становится почти портретным, чего не могли принять в искусстве классического и додинастического периодов.

 

Период правления Эхнатона закончился тем, что религиозные традиции были полность восстановлены. Росло недовольство в Египте. Теперь, не только жрецы и знать, но и средние слои населения не поддерживали фараона. Расправляясь с их помощью со своими противниками, Эхнатон ничего не давал им взамен. Нельзя, наконец, недооценивать и значение идеологического фактора. Народ за многие столетия привык к своим богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты и административные меры не могли принудить его отказаться так быстро - в течение нескольких лет - от религии предков. У Эхнатона не было наследника, поэтому после его смерти к власти пришел муж одной из его дочерей - фараон Тутанхомон и при власти жречество полностью вернуло себе все утраченные привелегии и права. Храмы Эхнатона были разрушены, а столица Ахетатон перенесена снова в Фивы, но те завоевания, которые появились в искусстве в эпоху правления Эхнатона нельзя было чем-то искоренить, поэтому приобретение нового художественного языка является главным достижением времени его правления.

 

 

6. Крито-микенский период в искусстве Древней Греции

 

Крито-микенская культура сложилась и развилась в 3—2 тысяч. до н. э. и была создана племенами, обитавшими на острове Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии.

Первые центры были открыты в результате раскопок Генриха Шлимана в Микенах в 1876 году и Артура Эванса на Крите в 1899 году.

Не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. Ясно, что не религия - главная тема критского искусства. На Крите процветало строительное искусство, которое носило преимущественно светский, дворцовый характер.

Английский археолог Артур Эванс открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите.

Он первый поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта, ему также принадлежит и периодизация эгейской культуры. Периоды, на которые Эванс предложил разделить эгейскую культуру, называются минойскими (ранний, средний и поздний) — по имени легендарного царя острова Крит Миноса.

Кносский дворец - наиболее выдающийся памятник критской архитектуры. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями, а также большое количество изделий из драгоценных металлов и многочисленные красочные изображения, украшающие стены.

*Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор. Другая фреска из Кносского дворца "Игры с быком" (такие игры занимали значительное место в религиозных обрядах критян).

Встречаются изображения летающих рыб, дельфинов, рыб в аквариуме. Эти мотивы очень часты и в живописи, и в критской керамике, как, например, в знаменитой "Вазе с осьминогом".

*Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют золотые кубки из Вафио (Спарта), на которых изображены сцены ловли и приручения диких быков. Мелкая пластика носит динамический характер (фигурки животных, фаянсовые статуэтки изящных женщин со змеями в руках, олицетворяющих богиню растительности).

*В декоративно-прикладном искусстве Крита доминировал орнаментально-декоративный стиль, достигший совершенства в вазописи «камарес». В 17 - 16 вв. до н. э. стиль сменяется более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ); к концу 15 в. до н. э. предположительно, в связи с завоеванием ахейцами, популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».

 

*Что касается микенских дворцов, то в отличие от критских дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Это уже не беспечный мир, согретый иллюзией безопасности: Пелопоннес уязвим и с моря и с суши. Мощные каменные стены собирают здание воедино, превращая его в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг.

*Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.

*Керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, рисунок стал выражать сложную художественную идею. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и хематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм.

*(Четкие черты и законченность формы, тектоники и замкнутости получат дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приёмах, керамической технике).

 

В начале 12 века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры, на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.008 с.)