Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Развитие шрифта и его основные характеристики↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение
Типографика – это и ремесло и искусство, которое придает человеческому языку долговечную визуальную форму. И в современной жизни каждый человек практически ежеминутно, так или иначе, сталкивается со шрифтом – различные печатные издания, интернет, телевизор, телефон, плакаты, реклама на улице, в общественном транспорте..- все содержит различные шрифтовые вариации. Но вряд ли кто-то задумывается, что каждый шрифт есть произведение искусства и имеет свои стилевые особенности. Буква обладает рядом пространственных и цветовых признаков и отношений, являясь, независимо от своего условного значения, зрительным образом. Этот образ, прежде чем он будет вырезан и отлит (или размножен каким-либо иным способом), должен быть нарисован художником. Крупнейшие художники работали над созданием рисунков шрифта. Стиль шрифта не есть нечто случайное и незакономерное. Он обусловлен общим стилем изобразительного искусства той или иной эпохи. История шрифта – это процесс отбора простого, прекрасного и целесообразного, и шрифт – чувствительное и красноречивое средство выражения. В нем находят свое отражение как духовные устремления целой эпохи, так и общее настроение каждого человека. Основная цель нашей работы – это рассмотреть эстетические возможности рукописных шрифтов в рукописной графике. Для этого необходимо первоначально проследить историю развития рукописного шрифта на пример классический видов, а так же рассмотреть основные характеристики шрифта и уже на основе изученного материала в практической работе продемонстрировать различные возможности рукописной графики.
Часть I. РАЗВИТИЕ ШРИФТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
История шрифта неразрывно связана с историей письменности, которая возникла в глубокой древности. Появление целостной системы письменных знаков, назначение которой передать речь человека, исходило из потребности закреплять в памяти какие-либо события, передавать важные известия, указывать дорогу, предупреждать об опасности и т.д. История развития шрифта Возникновение письменности
Считается, что первыми такими знаками, которые человек использовал для передачи информации, были рисунки – т.н. называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения. В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое") (Г. Ф. Кликушин, Шрифты: для художников-оформителей). Однако стремление к упрощению и к ускорению процесса писания привело к тому, иероглиф в египетском письме стал употребляться для обозначения не слова и даже не слога, а только одного звука. Поэтому «можно считать, что египетское иероглифическое письмо родоначальником буквенных алфавитов» (Шрифты: для художников-оформителей, 1979). Такое упрощенное начертание получило название иератического или жреческого письма. Но такое письмо использовалось только для светских книг и личной переписке, религиозные книги по-прежнему писались с помощью иероглифов. В Средней Азии получило распространение т.н. клинописное идеографическое письмо. Шумерское письмо было частично пиктографическим и частично напоминало древнеегипетскую иероглифику. В последствии, шумерская письменность была заимствована вавилонянами, которые писали трехгранной палочкой, которая оставляла на глиняной доске характерные клинообразные знаки, отсюда и название – клинопись. От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.
Развитие латинского шрифта
Греческое письмо произошло от финикийского. В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и названия, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта… Сначала в древнегреческих памятниках буквы в надписях, как и в семитских языках, располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка "вилась" слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара (Б.М. Кисин 1989). Шрифт у древних греков был капитальный (большой) и использовался преимущественно в надписях на памятниках и архитектурных сооружениях. Капитальный шрифт греческих надписей VII - VI веков до н.э. отличается простотой, четкостью построения и ясностью форм. Капитальный греческий шрифт был заимствован римлянами. Однако он простой греческий шрифт сильно видоизменился и принял т.н. латинскую форму, которую отличает контраст основного и соединительного штрихов, изящные наплывы в округлых буквах и самое главное – появились засечки, которые стали основной характеристикой латинских шрифтов. Римское капитальное письмо, подобно греческому, не разделялось на слова и предложения. Иногда между словами ставились маленькие значки, но, тем не менее, расстояние между словами не изменялось. Наибольший расцвет этот шрифт приобрел при правлении первых римских императоров. Высшая точка развития – надпись на колонне Трояна в Риме (около 114 г. н.э.). Данная надпись принято считать классической, поскольку она является демонстрацией безупречного органического слияния шрифта с архитектурой. Капитальный шрифт римляне использовали и при написании книг, поэтому в последствии он трансформировался и приобрел новые качества – рукописные. Таким рукописным шрифтом стала – рустика. При письме перо держалось таком образом, что вертикальные штрихи получались тонкими, а горизонтальные – жирными. Другим рукописным шрифтом стал – квадрата, который очень близок к монументальным надписям, но, однако, имеющий и качества рукописного, беглого письма. Рустика и квадрата были достаточно трудны в написании, поэтому использовались только при писании книг, в повседневной же жизни римляне стали использовать курсив. Он был не столь выразителен, но зато был прост и удобен в написании. В начале нашей эры рукописный шрифт принял т.н. унциальную форму, которая стала попыткой соединить капитальный шрифт с курсивом с целью приспособить ее для переписки книг. В унциальном письме круг стал определяющим элементом. Появились буквы с верхними и нижними удлинениями, шрифт стал писаться не на двух строчных линиях, а на четырех. Возникло новое полуунциальное письмо, в котором преобладали малые строчные буквы. Принято называть шрифты унциального письма – маюскальными – большими, а полуунциального – минускального – малыми (Таранов 2000). Шрифты XVIII – XIX веков
В XVIII веке антиква претерпевает изменения и меняет свои формы. Появляется утонченность форм и большой контраст штрихов. Соединительные штрихи стали очень тонкими, а засечки – длинными. Буквы освободились от тяжелых закруглений. Шрифт стал легким и изящным. Над шрифтами работали известные типографы – В. Коэзлон и Д. Баскервилль, П. Фурнье (младший), Ф. Гранжан, Ю. Вальбаум, Ф. Дидо, Д. Бодони. Антиква Дидо – это пример шрифта классицизма – строгое построение и тщательная вымеренность каждой буквы. Антиква Бодони – более живая, построение проще, рисунок более свободнее, изгибы и утолщения более плавные, соединения штрихов с засечками смягчены легкими округлениями. В это же время появляется огромное количество т.н. живописных шрифтов. Во время промышленного переворота XIX века в Англии появляется контрастный жирный шрифт Торна. В течение XIX в. шрифтовое хозяйство чрезвычайно разрастается. Появляются шрифты с "объемными" буквами, украшенными самым различным образом.Модифицируется шрифт антиква, появляются различные вариации контрастных рисунков шрифтов. Были созданы шрифты египетские с толстыми прямоугольными засечками, гротесковые и древние, которые были заимствованы у греческих надписей, совсем не имеющих засечек. Декоративные шрифты порой быль столь орнаментальными, что затрудняли чтение. В эпоху романтизма, когда повсюду возникает интерес к средневековью (нашедший свое отражение и в новоготическом стиле), намечается снова тяготение к шрифтам эльзевировского типа. Словолитчики подражают иенсоновским и гарамоновским шрифтам, которые делят успех с дидотовскими. Украшенные шрифты первой половины XIX в. очень различны по своим художественным качествам. Начало XX века
Три первых десятилетия XX в. могут быть названы в истории шрифта одной из самых плодовитых эпох. Если попытаться сгруппировать все текстовые шрифты, созданные в начале XX в., по стилевым признакам, то можно установить такие группы: · шрифты, повторяющие классические формы, · шрифты гротесковые, · шрифты декоративные, ставящие своей задачей не удобочитаемость, а "красивость" и затейливость … · шрифты рукописные.
Анализируя историческое развитие шрифта можно заметить, что одновременно существовало два различных по назначению типа шрифтов — "торжественные" шрифты, которые применялись, например, для заботливо ведущихся книг и записей и "текучие", быстро набрасываемые шрифты для ежедневного употребления в письмах, актах и для первоначальных записей всякого рода. Торжественные шрифты хотя и изменялись вследствие стилизации, украшений и усвоения чужих форм, но никогда не обладали способностью создавать новые формы. Эта способность жила в родственных им текучих шрифтах, которые отвечали требованию быстроты письма. На них постоянно сказывается стремление придать буквам возможно простые, удобные формы. Этому стремлению (в котором действуют два противоположных движения: желание придать шрифту единый характер и старание подчеркнуть различимость отдельных букв) обязаны своим существованием все вновь возникшие основные формы. В истории шрифта можно найти многочисленные примеры, когда вследствие принятия новых удобных форм разница между текучими и торжественными шрифтами доходит до такого предела, что в определенный момент — никогда не случайно, но постоянно вместе с глубокими внутренними изменениями — из текучих шрифтов образовываются новые торжественные шрифты. Так возник из шрифта римской древности из капитального шрифта косвенным путем, через родственный текучий шрифт, новый шрифт — унциальный, являющийся шрифтом ранего христианства. Подобным же образом возник полуунциальный шрифт, а из него каролингский минускул, из которого развились все строчные буквы, употребляемые в настоящее время. Изобретение и распространение книгопечатного искусства окончательно определило ход нового развития шрифта. Хотя наши текучие шрифты ("рукописные" — можем мы теперь сказать) и далее изменялись по старому закону, но торжественные шрифты вследствие развития книгопечатания так определились в своих формах, что с XVI в. не могли возникнуть никакие новые торжественные шрифты. И все же, однако, каждое поколение достаточно заметно запечатлело на проходящих семействах шрифтов лицо своего времени. Семейства и виды шрифтов носили и носят самые разнообразные названия. Отчасти они идут от словаря средневековых писцов: Textura (связный, сплетенный), Rotunda (округлый, плавный). Bastarda (смешанный) и т. д. Другим дали имена ученые нового времени (капитальный, унциальный, минускул и т. д.), некоторые названы книгопечатниками (швабский, гротеск, медиэваль и т. д.). Многие шрифты в настоящее время носят имена создавших их мастеров (бодони, кэслон, девинне и т. д.) (Таранов 2000).
Развитие кириллицы
Древнейшие дошедшие до нас памятники славянского письма относятся к IX—X вв. Долгое время считалось, что до введения христианства славяне не имели своей письменности. Однако свидетельства многих путешественников и ученых говорят о том, что языческие племена славян имели свою систему письма и счета. В IX в. в славянских землях существовали две азбуки — глаголица и кириллица, почти полностью совпадающие по алфавитному составу, расположению и звуковому составу букв, однако резко отличающиеся по форме знаков, простой, четкой и близкой к греческому уставному письму IX в. у кириллицы и замысловатой, очень своеобразной у глаголицы. Свое название кириллица получила от имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества — Константин), создавшего славянскую азбуку. С помощью этой азбуки были переведены с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Кириллица и глаголица находились в употреблении параллельно до XI — XII вв. Затем кириллица, имевшая более четкие, простые, близкие по форме к греческому уставному письму IX в. буквы, постепенно вытеснила глаголицу. С X по XVIII в. графика кириллицы претерпевала изменения, проявившиеся в различных видах кириллического письма — уставе, полууставе, скорописи, вязи. Устав
Древние славянские книги написаны крупным шрифтом — уставом, который выглядит на странице очень величественно. В написании это был сложный и тяжелый шрифт. Устав широко использовался для написания различных деловых бумаг и в переписке. Считалось, что письменность на Руси была привилегией князей, бояр, церковников, однако найденные в г. Новгороде в 1951 г. берестяные грамоты, относящиеся к XV — XVII вв., доказали, что грамотой владели и простые люди. Буквенные знаки наносили на бересту специальными писалами, имевшими острый конец. Писала носили на поясе, для чего на другом конце писала имелось отверстие. Изготовляли писала из твердых пород дерева, кости или металла. В истории развития славянской письменности выделяют два основных вида устава: старый (IX — XIV вв.) и поздний (XIV — XVII вв.). Буквы старого устава близки по пропорциям к квадрату — ширина букв почти равнялась высоте. Буквы свободно расставлялись в строке. Если в старом уставе место соединения находится на геометрической середине буквы, то в позднем уставе оно значительно выше ее. Для позднего устава характерно значительное увеличение контраста между основными и дополнительными штрихами букв. Буквы становятся мельче, плотнее и пишутся ближе друг к другу. Горизонтальный штрих некоторых букв устава оканчивается по обеим сторонам треугольными засечками. В южнославянской кириллической письменности буквы устава писались часто с наклоном вправо. Для устава характерно наличие тонких засечек в основных и некоторых дополнительных штрихах букв, которые выполняются путем дорисовывания кончиком пера. Полуустав
Полуустав является каллиграфическим вариантом, кириллического письма, употреблявшимся для написания книг. В развитии полуустава наблюдается несколько этапов: 1) старый полуустав (XIV — конец XV вв.)— характеризуется большой схожестью с уставом; 2) новый полуустав (XV — XVII вв.)— развивался под влиянием болгарских и сербских рукописей. Буквы полууставного письма значительно мельче букв устава, пишутся они свободно. Основные штрихи букв от быстроты написания иногда имеют наклон вправо. Общая картина письма более светлая. Слова и предложения в полууставе разделяются четкими пробелами. Выносные элементы (верхние и нижние) многих букв выходят на междустрочное расстояние, от чего строки не выглядят монотонными. Полуустав, в котором значительное развитие получили выносные элементы, является письмом, переходным от маюскульных к минускульным буквам. В полууставе появляется много сокращений слов, различных надстрочных знаков, указывающих ударения (силы), и знаков препинания. Многие буквы в полууставе имеют более округлые формы, чем в уставе. Если многие знаки устава рисовались, то в полууставе эти знаки пишутся. Переход от устава к полууставу следует воспринимать как закономерный процесс замены одного вида шрифта другим, более современным, отвечающим требованиям времени. Для полуустава характерно уменьшение контраста между основными и дополнительными штрихами. Писался полуустав исключительно птичьими перьями, эластичность которых привносила в письмо большую плавность. В некоторых буквах изменился дукт письма, что способствовало стабилизации положения пера и движений руки. Полуустав был более подвижный и легкий для написания. Писцы-профессионалы писали быстрее и убористее. Характерным для полуустава является употребление нескольких начертаний одной буквы.
Скоропись
На основе полуустава развился новый вид письма — скоропись. Элементы скорописи встречаются уже в рукописях XI в., но как вид письма скоропись сложилась в конце XIV — начале XV вв. Появление и распространение скорописи связано с применением письменности в деловых, хозяйственных, административных, дипломатических целях. Скоропись характеризуется непрерывностью движения пера и ярко выраженными выносными элементами. Буквы мелкие, округлые. Писался шрифт птичьими перьями, что позволяло делать плавные утолщения и декоративные росчерки. Скоропись XV в. по своим графическим особенностям очень близка к полууставу, но выглядит более беглой благодаря появляющимся удлинениям некоторых штрихов и связующих элементов букв. Скоропись получает широкое распространение — ею выполняются различные грамоты, акты, иногда книги. Она становится самым распространенным видом кириллического письма. Общая картина скорописи этого периода выглядит светлой и беспокойной. Складываются новые графические формы знаков. 1.3.4. Вязь Вязь — это своеобразное декоративное письмо, применявшееся чаще всего для оформления заглавий в славянских рукописных и старопечатных книгах. Для этого шрифта характерно очень маленькое межбуквенное расстояние, соединение отдельных элементов букв. Украшенная декоративными элементами надпись, выполненная вязью, приобретает вид орнамента, выглядит торжественно и нарядно, что предопределило ее использование не только в книжном, но и в декоративно-прикладном искусстве. Для написания вязи использовали киноварь, сурик или краску под золото. В книжном искусстве вязь использовалась в Болгарии еще в XII в., имеются сведения о применении вязи в византийских рукописных книгах, относящихся к середине XI в. На Руси как декоративный шрифт вязь стала применяться в художественном оформлении книги с конца XIV в. Уже в конце XV в. вязь стала распространенным каллиграфическим приемом в оформлении русской книги. Различают два основных ее вида — ^круглую и угловатую. Округлая вязь с присущими ей плавными утолщениями штрихов, обтекаемыми элементами, наличием капле- и точковидных окончаний многих элементов букв получила распространение в украинских рукописях. В русских рукописях использовалась угловатая вязь. В отличие от круглой она имеет более строгий рисунок всех элементов. Наличие прямых вертикальных штрихов большинства букв придает ей сходство с декоративной металлической решеткой. Строго соблюдаемые верхняя и нижняя линии строки усиливают это впечатление. Однако по сравнению с готическим шрифтом угловатая вязь выглядит гораздо орнаментальнее и декоративнее. Для вязи характерно творческое изменение рисунка букв в зависимости от отводимого для них места. Буква то вырастает до границ строки, то уменьшается до размера декоративного элемента, изменяя свой рисунок как по вертикали (высокая — низкая), так и по горизонтали (узкая — широкая). Размеры отдельных элементов букв увеличиваются за счет соединения с элементами других букв или резко уменьшаются, уступая место Вероятно, что создание такой формы декоративного письма было вызвано, с одной стороны, соображениями экономии места на странице, а с другой — желанием придать тексту большую торжественность, орнаментальность. Не занятое штрихами букв пространство строки заполняли или уменьшавшимися до нужных размеров округлыми и овальными буквами, или декоративными элементами. Широкое распространение получила вязь в новгородских и псковских рукописных книгах. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI в. в Москве в мастерской, которой руководил метрополит Макарий. Как декоративный шрифт вязь переходит в печатную книгу. Прекрасные образцы вязи содержатся в книгах русского первопечатника Ивана Федорова. С развитием книгопечатания и наборных шрифтов вязь теряет свое значение. В XVIII — XIX вв. в качестве выделительного шрифта вязь использовали лишь в старообрядческих книгах. Для выполнения подарочных или сувенирных работ вязь используют и в настоящее время, копируя или перерабатывая исторические образцы (Таранов 2000). Структура шрифта Каждый рисунок шрифта имеет свои особенности и композиционное решение построения, но прежде, чем говорить об особенностях построения того или иного штриха необходимо рассмотреть структуру штриха и его основные элементы: 1) кегль; 2) засечка; 3) внутрибуквенный просвет; 4) верхний выносной элемент буквы; 5) нижний выносной элемент буквы 6) базовая линия или линия шрифта. Для выделения текста или как декоративный шрифт используют курсивные и наклонные начертания. Наклонные шрифты образуются путем наклона знаков прямых начертаний, при этом буквы и цифры практически не изменяют форму. Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что знаки в них приобретают форму рукописных. От основного начертания курсивы отличаются формой, пропорциями, насыщенностью В соответствии с назначением типографские шрифты подразделяются на текстовые - для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные - для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков: акцидентные - для придания выразительности плакатам и афишам (шрифты преимущественно декоративные).
Принцип построения шрифта Искусство шрифта – это искусство пропорций. Напряженность и гармония, симметрия и асимметрия, ритм формы и контрформы, однозначность отдельных элементов и целого – при работе над шрифтом необходимо учитывать множество пар противоположностей. Латинские и славяно-русские, прямые шрифты по принципу построения можно разделить на две типичные группы: антиквенную (от лат. "древний") и медиевальную (от франц. "средневековый"). В первой группе основой построения букв является прямоугольник большинство букв алфавита, за исключением широких (Ш, Ы, Ю), вписывается в прямоугольник и имеет одинаковую ширину, а буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) имеют овальную форму. В медиевальной группе основой построения букв является квадрат, и буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) представляют собой окружность (О) или закругления в виде дуг (В). Благодаря этому особому принципу буквы алфавита имеют разную ширину: В уже чем Н и П, а последние, в свою очередь, уже чем О. В пределах конкретного шрифта, а тем более начертания, должен соблюдаться единый принцип построения букв, который и определяет тот или иной стиль. Так, если буква О выполнена циркулем, то другим буквам округлых очертаний (В, Ю и др.) нельзя придавать овальную форму; или, например, буква Н имеет прямоугольную форму, значит, букву П нельзя вписывать в квадрат, и т.д. (http://lib.profi.net.ua/doc/lects/photo/lec4.html). Взаимоотношение толщины основных и дополнительных штрихов определяет общее впечатление от шрифта. Если контраст между штрихами велик, то шрифт будет производить впечатление большой цветности; при одинаковых штрихах цвет выявляется меньше, и общее впечатление от шрифта будет несколько монотонное. Пропорции между удлиненными кверху и удлиненными книзу буквами также могут быть различны. Чаще всего нижние удлинения равняются верхним. В некоторых шрифтах верхние удлинения больше нижних, в других — нижние удлинения больше верхних. Для ширины шрифта решающую роль играет отношение толщины основных штрихов литеры к расстоянию между штрихами. Это расстояние обозначается обычно термином "внутрибуквенный просвет". Различное отношение толщины основного штриха к просвету определяет характер буквы и, следовательно, шрифта в целом. В светлых шрифтах толщина основных штрихов литеры относится к просвету, как 3:5, т. е. приблизительно по золотому сечению или, округляя, как 3:6. В этом случае просвет в два раза шире основных штрихов. Шрифты с таким отношением имеют достаточно светлый фон и читаются легче других. В жирных шрифтах расстояние между основными штрихами должно быть несколько меньше толщины этих штрихов, иначе шрифт будет расплываться. Наиболее благоприятным отношением в данном случае будет приблизительно 9:11. В узких шрифтах просвет обычно равен толщине основного штриха. Иногда в узких шрифтах просвет имеет такое же отношение к толщине основных штрихов, как и в широких; впечатление узкого шрифта в этом случае создается вытянутыми пропорциями литер. Ритм шрифта Рукописный шрифт (и печатный в том числе) открывает много возможностей для работы с элементами ритма. Книжный шрифт дает ритмическую картину, образованную чередованием прямых, кривых, поперечных, продольных и косых, исходных и производных форм. Ритм шрифта зависит, в частности, от пропорциональности (геометрической или оптической) отдельных элементов букв. К числу таких ритмических элементов относятся: характер контура букв, отношение ширины букв к их высоте, размеры толщины штрихов, отношение толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов, характер засечек и других концевых элементов, размеры внутрибуквенных просветов, апрошей и т.д. Ритм в шрифте проявляется не только в построении букв, но и в построении слов, а также отдельных строк и страниц. Если проследить ритмическую организацию шрифтов на исторических примерах, то мы увидим, что ритм в шрифте создавался по-разному. Например, приводя построение всех элементов букв готического шрифта текстуры к вертикали, А.Дюрер писал: «Я возьму себе в качестве первой буквы букву I по той причине, что из нее могут быть сделаны почти все буквы, но только нужно прибавлять к ней или отнимать у нее какой-нибудь штрих». Рукописный шрифт полон ритмов: эффекты контрэффекты формируют облик шрифта: прямое- круглое, вертикальное- горизонтальное, косое- поперечное, выпуклое- вогнутое, нажим-отпор, порыв-возврат, восходящий- нисходящий штрих и т. д. В хорошем книжном шрифте чувствуется его рукописная первооснова. Словолитные операции (прорисовка, гравировка, штамповка или формовка, отливка) явно ухудшают ритмику рукописного шрифта, однако, рукописный первообраз литеры неизгладим (Рудер 1982). Форма шрифта Форме шрифта намеренно придано первостепенное значение - игра размерами шрифта и различными направлениями чтения, ведь в этом случае функция может быть отодвинута на задний план. Особенность исторического развития шрифта состоит в том, что шрифт, который возник под воздействием той или иной идеи, в последствии может использоваться для выражения уже другого замысла. Тем самым, «форма лишается своего первоначального содержания и может служить новой идеи. Духовное содержание формы шрифта не является некой абсолютной сущностью, оно отражает отношение художника к форме. Таким образом, неизменная форма шрифта может у другого читателя или в иную эпоху выражать иное содержание» (Капр 1979:24). Так, например восточная каллиграфия для нас – это, прежде всего, эстетическая форма, которую мы воспринимаем лишь визуально, поскольку содержание для нас остается неизвестным. Иноязычные, непонятные формы шрифта завораживают нас: мы упиваемся их формами, подобно тому, как любуемся произведениями искусства. Умей читать эти письмена, мы потеряли бы интерес к их форме. Как сказал Частертон при виде огней ночного Бродвея в Нью- Йорке: «каким фантастическим волшебным садом представлялось бы все это тому, кто имеет счастье быть неграмотным!» (Рудер 1982). Заключение
Шрифт – это чувствительное и красноречивое средство выражения. В нем могут найти отражение идеи и характерные черты целых эпох, но в то же время и настроение любого отдельно взятого человека. Шрифт нельзя считать всего лишь средством для передачи текста, нужно уметь вглядываться в его формы, чтобы познать дух, стремления и чувства, которые он выражает. В каком-то смысле шрифт – это музыка слова. Ведь шрифт не только читают, т.е. непосредственно трансформируют в мысли и слова текста;; его еще воспринимают эстетически, хотя читатель по больше части этого и не осознает. Возникают те или иные ассоциации, в основе которых лежат особенности шрифта. Шрифт может казаться энергичным и нежным, деловым или очень личным. Может случиться, что при соприкосновении с определенным типом шрифта читатель вспомнит об определенных книгах, которые он читал и которые были набраны этим шрифтом, и перенесут на него особенности литературных произведений, ранее набиравшихся этим же шрифтом. Поэтому вполне естественно, что с наиболее популярными и распространенными шрифтами у нас складываются определенные ассоциации, которые и используют художники и дизайнеры в своих работах. Поэтому шрифт – это не только содержание, но и внешнее визуальное воплощение, которое отражается через форму и внешний вид шрифтовой композиции. И в своей практической работе мы хотели наглядно продемонстрировать эти возможности шрифта в качестве рукописной графики, чтобы тем самым обратить внимание современного человека на то, какую роль может играть шрифт, рукописный или печатный (а сегодня и компьютерный)в визуальном мире современности, где визуальная сторона занимает главенствующую роль, но редко кто задумывается о ее внутреннем эстетическом содержании.
Список использованной литературы:
1. Капр, А Эстетика и искусство шрифта, Москва «Книга» 1979 2. Б.М. Кисин. Графическое оформление книги, Москва «Книга» 1989 3. Рудер, Э Типографика; Руководство по оформлению, Москва «Книга» 1982 4. Таранов Н. Н. Художественно-образная выразительность шрифтов: Монография. -Волгоград: Перемена, 2000 5. Шрифты: для художников-оформителей, Минск «Полымя» 1979 6. http://www.i-type.ru/fontbook5.html (20 февраля 2011) 7. http://www.vlasta-tula.ru/articles/show-31.htm (20 февраля 2011) 8. http://www.i-type.ru/article.html (20 февраля 2011) 9. http://www.prodtp.ru/index.php?CODE=03&act=recipes&id=13 (20 февраля 2011) 10. http://www.cans.ru/showthread.php?t=3098 (20 февраля 2011) 11. http://lib.profi.net.ua/doc/lects/photo/lec4.html (20 февраля 2011) 12. http://citkit.ru/articles/115/8.html (20 февраля 2011) 13. http://citforum.vision.am/open_source/fonts/theory/appendix2.shtml (20 февраля 2011) 14. http://www.megapro.ru/ru/main/messagepage/344 (20 февраля 2011)
Введение
Типографика – это и ремесло и искусство, которое придает человеческому языку долговечную визуальную форму. И в современной жизни каждый человек практически ежеминутно, так или иначе, сталкивается со шрифтом – различные печатные издания, интернет, телевизор, телефон, плакаты, реклама на улице, в общественном транспорте..- все содержит различные шрифтовые вариации. Но вряд ли кто-то задумывается, что каждый шрифт есть произведение искусства и имеет свои стилевые особенности. Буква обладает рядом пространственных и цветовых признаков и отношений, являясь, независимо от своего условного значения, зрительным образом. Этот образ, прежде чем он будет вырезан и отлит (или размножен каким-либо иным способом), должен быть нарисован художником. Крупнейшие художники работали над созданием рисунков шрифта. Стиль шрифта не есть нечто случайное и незакономерное. Он обусловлен общим стилем изобразительного искусства той или иной эпохи. История шрифта – это процесс отбора простого, прекрасного и целесообразного, и шрифт – чувствительное и красноречивое средство выражения. В нем находят свое отражение как духовные устремления целой эпохи, так и общее настроение каждого человека. Основная цель нашей работы – это рассмотреть эстетические возможности рукописных шрифтов в рукописной графике. Для этого необходимо первоначально проследить историю развития рукописного шрифта на пример классический видов, а так же рассмотреть основные характеристики шрифта и уже на основе изученного материала в практической работе продемонстрировать различные возможности рукописной графики.
Часть I. РАЗВИТИЕ ШРИФТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
История шрифта неразрывно связана с историей письменности, которая возникла в глубокой древности. Появление целостной системы письменных знаков, назначение которой передать речь человека, исходило из потребности закреплять в памяти какие-либо события, передавать важные известия, указывать дорогу, предупреждать об опасности и т.д. История развития шрифта Возникновение письменности
Считается, что первыми такими знаками, которые человек использовал для передачи информации, были рисунки – т.н. называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения. В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие ег
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.016 с.) |