Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логическая характеристика понятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реальная практика, обусловившая появление у человека сознания предопределила и появление слов, которые служили средством замещения, во взаимодействии между людьми, реальных предметов. Они приобретали, со временем, определенные свойства, отражающие признаки реальных предметов. Признаки — это наличие или отсутствие свойств, каких-то показателей у предмета, наличие или отсутствие отношений между предметами. Это то, в чем предметы сходны друг с другом, или отличны друг от друга. Они бывают существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. Например, мы сегодня используем слова — синонимы, имеющие одинаковое значение, но различное звучание. Например, «враг» - «недруг». Есть слова - омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные по своему содержанию и смыслу предметы реальной действительности, но одинаково звучащие. Например, «мир». Этим словом можно выражать и отношения между людьми, и реальную нас окружающую действительность. При общении друг с другом мы перечисляем или обозначаем ряд признаков, чтобы быть понятыми и способными совместно решать значимые для каждого какие-то дела. Как тут не вспомнить вечные строки Тютчева: «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется. И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать». В любой профессиональной деятельности, в исследованиях люди стали употреблять «понятия» как средство, своеобразный инструмент, позволяющий им раскрыть истину, оптимально и эффективно достичь поставленной цели. Чтобы приобрести такие функции оно обязано было быть подвергнуто определенным процедурам. Во-первых, оно появлялось в результате процесса абстрагирования, то есть мысленного выделения существенных и отличительных свойств предметов от несущественных и неотличительных, главных от второстепенных. Во-вторых, оно формировалось посредством обобщения выделяемых свойств в неком едином слове или группе слов (в общих описательных именах). Понятие — одна из форм абстрактного мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. В каждом понятии отражается совокупность существенных и отличительных признаков, которые в отдельности необходимы, а вместе достаточны, чтобы можно было отличить рассматриваемый предмет от всех остальных. Например, К.Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе» это убедительно продемонстрировал в определении человека. Он отметил, что «... сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»9. 9 Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд. – Т. 3. – С. 3. Данный признак раскрывает внутреннюю природу человека, и поэтому он является существенным. Существенными признаками называются такие признаки, которые раскрывают внутреннюю природу предмета, его качественность, то, что есть предмет на самом деле. Лишение конкретного предмета его существенного признака свидетельствует о том, что данный предмет превращается в совсем другой. Существенные признаки имеют решающее значение для определения понятий, которые отражают конкретную вещь, явление, процесс. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сути, называются несущественными. Например, применительно к человеку это будет цвет кожи, глаз, его одежда и т.д. Бывают ситуации, когда возникает вопрос о сравнении какого-то отдельного предмета из ряда (класса) однородных предметов с другим предметом из другого класса однородных предметов. Это можно осуществить, если воспользоваться отличительными признаками. Отличительные признаки — это те признаки, которые присущи только предметам, входящим в данный класс предметов. Например, отличительными признаками судей являются следующие: обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и действовать в соответствии с правовыми нормами; избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; готовность действовать в соответствии с законами, указами, решениями вышестоящих органов. Такими признаками не обладают люди, которые занимаются, например, просто производственной деятельностью. Вместе с тем, и этого не следует забывать, наряду с отличительными признаками для предметов различных классов характерны и неотличительные признаки. Неотличительные признаки - это признаки, которые принадлежат не только данным предметам. Например, для актеров в их работе неотличительными признаками будут являться те, которые присущи их персонажам. Отражая существенные признаки, понятия, конечно, не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий, представлений. Но, отвлекаясь от несущественного, случайного, они глубже проникают в действительность, отражают ее с большей полнотой. По количеству признаков и предметов, которые отражаются в понятии, понятия характеризуются содержанием и объемом. Содержание понятия - это совокупность основных, существенных и отличительных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержание понятия «судебная власть» - это совокупность следующих существенных и отличительных признаков: специфический орган государственной власти; социальный институт обеспечения прав и свобод граждан; своеобразный арбитр спорящих сторон; реальная сила, призванная воздействовать на общество и гражданина с целью соблюдения права и обязанностей друг перед другом. Различают логическое и фактическое содержание понятия. Логическое содержание – это та информация, которую включает в себя логическая форма понятия. По данному содержанию можно дать характеристику понятиям. Во-первых, определить, является ли понятие универсальным, то есть включающим в себя весь универсум рассуждения (род). Например, такими понятиями являются: «материя», «сознание». Во-вторых, установить, является ли понятие пустым, то есть не отражающим ни один предмет из универсума. Например, «Дед-Мороз», «Баба-яга». В-третьих, выявить, как соотносятся между собой рассматриваемые понятия по содержанию: богаче или беднее одно понятие по сравнению с другим. Например, наиболее полно права и свободы человека отражены в Декларации ООН от 10. 12. 1948 года «О правах и свободах человека и гражданина», но наиболее содержательно они закрепляются в конституциях и других нормативных документах конкретных стран мира. Полное фактическое содержание – это содержание понятия с учетом всего имеющегося знания о предметах, обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение. Например, неписаная Конституция Великобритании включает в свой состав такие законодательные акты как Хабеас Корпус Акт, Билль о правах, Великую Хартию вольностей и другие. Кроме содержания понятия, которое отражает включенные в понятие признаки, для формирования правильного мышления необходимо использовать и такую характеристику понятия как объем. Объем понятия — это множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, тех предметов, которым присущи признаки, составляющие содержание понятия. Например, под объемом понятия «война» понимается множество всех войн, которые существовали ранее, существуют и возможно возникнут в каком-то будущем. Между содержанием и объемом понятия существует закономерная связь. Она формулируется как закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия выражается следующим образом: чем богаче содержание понятия, тем ỳже его объем и, наоборот, чем беднее содержание понятия, тем шире его объем. Он указывает на то, что чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем больше класс предметов оно отражает и неопределеннее его состав. И наоборот, чем больше информации о предметах, заключенной в понятии, тем меньше класс предметов оно отражает и определеннее его состав. Например, сравнивая содержание понятий «преступление» и «административное преступление», мы можем утверждать, что содержание первого меньше, чем содержание второго. Объемы же этих понятий находятся в обратном отношении, поскольку административных преступлений меньше, чем всех преступлений. При этом, в речи об административных преступлениях, мы конкретнее и точнее представляем предмет нашего разговора, чем в речи о преступлениях вообще, ибо данное понятие включает в себя признаки множества деяний, представляющих угрозу для жизни человека и общества. Несмотря на свою очевидность, этот закон не раз оспаривался в истории философии и методологии науки. Вместе с тем, данный закон отражает естественный ход развития познания, научного знания. Во всех науках соблюдается преемственность, сохранение и удержание всего того, что достигнуто на предшествующих этапах познания. Уяснение юристом такой субординационной связи между понятиями позволяет ему в реальности определить оптимальный путь поиска истины, находить эффективные средства ее достижения, соотносить имеющиеся нормы права по их объему и содержанию. В мировоззренческом и методологическом плане этому процессу способствует уяснение будущим специалистом системы классификации понятий по объему и содержанию. По объему понятия делятся: на единичные и общие. Объем единичного составляет один элемент. Например, студент Петров И.А. Общее понятие включает число элементов > 1 («государство», «автомобиль» и т.д.). Среди общих понятий есть такие, которые включают все предметы конкретной области знания или рассуждения. Они называются всеобщими или универсальными. Например, «натуральные числа» и др. По содержанию можно выделить четыре пары понятий: а) конкретные и абстрактные; б) относительные и безотносительные; в) положительные и отрицательные; г) собирательные и несобирательные. В конкретных понятиях отражается отдельный предмет или класс предметов: «свидетель», «преступник». В абстрактных понятиях отражается не предмет, а признак его, отношения между предметами: «несправедливость», «честность», «неравенство», «тождество». Если понятия отражают предметы, существование которых предполагает существование других, то они относятся к относительным понятиям. Например, «начальник – подчиненный», «отец – сын (дочь)». Если такой связи нет, то понятия называются, безотносительными: «дом», «человек». Если в понятии заключены какие-то характерные качества или отношения, их можно назвать положительными. Например, «эксплуататор», «безопасность», «независимость», «грамотный человек». Указание на отсутствие в предмете таких качеств относит понятие к отрицательным. Например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок» и т.д. Собирательными называются понятия, которыми группа однородных предметов обозначается как единое целое. Например, «коллегия адвокатов», «студенческая группа». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, охватываемому понятием. Например, «воин», «судья». Следует иметь в виду, что в суждениях общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном, так и в собирательном смысле. Например: «Студенты второй группы первого курса успешно сдали экзамен по логике». Здесь общее понятие «студенты» употребляется в несобирательном смысле. Но в выражении «студенты второй группы первого курса провели собрание» понятие «студенты» употребляется в собирательном смысле. Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они являются несравнимыми. Остальные понятия называются сравнимыми. Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые, когда объемы совпадают полностью или частично, и несовместимые, когда объемы не совпадают ни в одном элементе. Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях, среди которых можно выделить отношения тождества, противоречия, противоположности, подчинения. Есть несколько типов совместимости: - равнозначность (тождество, эквивалентность); - перекрещивание (частичное совпадение); - подчинение (соотношение рода и вида). Равнозначные понятия - это те, которые различаются по содержанию, но объемы их совпадают. Это означает, что существенные или отличительные признаки, присущие сравниваемым понятиям, принадлежат всем элементам множеств, составляющих их объемы. Например, отношения между классами равносторонних и равноугольных треугольников. Или, например, такие понятия: «законы природы» и «внутренние, существенные, устойчивые, необходимые, повторяемые связи между явлениями». Перекрещивание объемов понятий существует тогда и только тогда, когда часть объема одного понятия входит в объем другого, и в свою очередь часть объема второго понятия входит в объем первого. Например, «студенты» и «спортсмены», «судьи» и «орденоносцы». Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается в объем другого, но не исчерпывает его. Понятие меньшего объема составляет часть, или, точнее, вид понятия с большим объемом, который по отношению к нему называют родом. Например, «преступление» и «должностное преступление». Обычно для наглядного изображения отношений между объемами понятий употребляются диаграммы Л. Эйлера, в которых объем понятия представляется кругом. Если обозначить объем одного понятия через «А», другого через «В», то графически рассмотренные отношения можно представить следующим образом: отношение тождества (рис.1); отношение перекрещивания (рис.2); отношение подчинения (рис. 3).
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 К несовместимым типам отношений между понятиями относятся следующие: - соподчинение; - противоположность (контрарность); - противоречие (контрадикторность). В отношении соподчинения (координации) к некоторому понятию находятся два несовместимых понятия, каждое из которых является подчиненным по отношению к этому третьему понятию. Соподчинение - это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию. Например, «суды общей юрисдикции», «Городской суд г. Москвы», «Московский областной суд». В отношении противоположности (контрарности) находятся объемы двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Примерами таких понятий могут быть: «храбрость» - «трусость»; «разведка» - «контрразведка»; «белая краска» - «черная краска». Понятия находятся в отношении противоречия (контрадикторности), если являются видами одного и того же рода, но одно из них указывает на некоторые признаки, а другое их отрицает, исключает, не заменяя никакими другими признаками. Первое понятие является положительным, а второе – отрицательным. Например, «высококлассный специалист» - «не специалист своего дела»; «высокий уровень подготовки судьи» - «невысокий уровень подготовки судьи». Если обозначить объем одного понятия через «А», другого через «В», а третьего через «С», то графически рассмотренные отношения можно представить следующим образом: отношение соподчинения (рис.4); отношение противоположности (рис.5); отношение противоречия (рис. 6).
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Уяснение структуры, содержания и объема понятий, а также видов их совместимости и несовместимости дисциплинирует мышление юристов, способствует совершенствованию категориального аппарата правовых наук. Вместе с тем не исключается подвижность и изменчивость понятий одновременно с развитием самих предметов, с обогащением нашего познания. Для того чтобы четче и нагляднее представлять и понимать эту связь, рассмотрим процесс деления, классификацию и определение понятий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.011 с.) |