Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон противоречия. Понятие диалектического и формально-логического противоречияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мир, в котором мы живем и действуем, очень многообразен и сложен. Вместе с тем, он устроен так, что в одном и том же предмете невозможно наличие и отсутствие одних и тех же признаков в одно и то же время. Если кто-то говорит, что «Земля – шар» и в то же время утверждает, что «Земля плоская», то он впадает в противоречие, так как указанные два суждения несовместимы, или противоположны, а поэтому они не могут быть одновременно истинными. Не могут считаться одновременно истинными противоположные суждения и такого вида: «Мир конечен в пространстве» и «Неверно, что мир конечен в пространстве». Все это относится и к судебной практике. Иногда на судебном заседании возникают ситуации, когда свидетели дают совершенно противоречащие друг другу показания. Один, к примеру, утверждает, что: «Иванов И. совершил ограбление гражданина Петрова П., ибо он знает где находятся похищенные у Петрова П. вещи». Второй же высказывает противоположное суждение: «Иванов И. не совершал ограбления гражданина Петрова П., так как он не знает где находятся украденные у Петрова П. Вещи». Эти примеры показывают, что формально-логическое противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или несколько суждений, несовместимых друг с другом. Это противоречия мышления. Они разрушают мысль, затрудняют процесс познания, общения и практическую деятельность юристов. Надо помнить, что если предмет качественно определен, то присущие ему свойства не могут принадлежать и не принадлежать ему в одно и то же время, в одном и том же отношении. То есть: Ø (Р Ù Ø Р). Закон противоречия утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном том же отношении. В целях точности и ясности этот закон следовало бы назвать законом недопущения противоречия или принципом непротиворечивости, ибо как утверждал Аристотель: «Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать». Однако, и это следует запомнить, не будет формально-логических противоречий в суждениях, если: - мы утверждаем принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицаем принадлежность этому же предмету другого признака. Например, в суждениях: «Все лица, совершившие преступления, вина которых доказана в судебном заседании, подлежат наказанию» и «Ни один человек не может быть привлечен к ответственности, если его вина не доказана» никакого противоречия не будет; - речь идет о разных предметах. Например: «Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее 16 лет ко времени совершения преступления» и «Лица, которым до совершения преступления исполнилось 14 лет, подлежат уголовной ответственности за преступления, перечень которых содержится в части 2 ст. 20 УК РФ»; - мы что-то отрицаем и то же самое утверждаем в отношении какого-то предмета, но в разное время. Например, рассматривая ответы студента в начале и в конце семинара, мы можем сказать: «Ответ студента Николаева П. был неверными» и «Ответ студента Николаева П. был точным, верным и доказательным». Здесь противоречия нет; - один и тот же предмет нашей мысли рассматривается в разных отношениях. Например, можно сказать: «Студент Петров А. хорошо знает английский язык, т.к. он успешно сдал экзамен и его знания соответствуют предъявляемым требованиям». Однако этих знаний недостаточно для работы в международном суде. В этом случае мы вправе сказать: «Студент Петров А. плохо знает английский язык». В приведенных двух суждениях рассматривается знание языка в разных отношениях. Значит, противоречия нет. Или еще такой пример, который выражен в пословице об одном и том же человеке: «Молодец среди овец, и овца против молодца». Здесь показано, что один и тот же предмет, если рассматривать его в разных, дает основание для противоположных, но одинаково истинных суждений. В формальной логике известны противоречивые рассуждения, получившие название парадоксов. Они представляют собой объективные трудности в теории и на практике и требуют, соответственно, теоретического и практического разрешения. Вот в какое весьма затруднительное положение попал и как вышел из него славный оруженосец Дон Кихота, «губернатор острова Баратория» Санчо Панса: «…И первым явился к нему некий приезжий и в присутствии домоуправителя и всех прочих челядинцев сказал следующее: - Сеньор, некое поместье делится на две половины многоводною рекою. (Прошу вашу милость выслушать меня со вниманием, потому что дело это важное и довольно трудное.) Так вот через эту реку переброшен мост, и тут же с краю стоит виселица и находится нечто вроде суда, в коем обыкновенно заседают четверо судей, и судят они на основании закона, изданного владельцем реки, моста и всего поместья, каковой закон составлен таким образом: «Всякий, проходящий по мосту через сию реку, долженствует объявить под присягою, куда и зачем он идет, и кто скажет правду, тех пропускать, а кто солжет, тех без всякого снисхождения отправлять на находящуюся тут же виселицу и казнить». С того времени, когда этот закон во всей своей строгости был обнародован, многие успели пройти через мост, и как скоро судьи удостоверялись, что прохожие говорят правду, то пропускали их. Но вот однажды некий человек, приведенный к присяге, поклялся и сказал: он-де клянется, что пришел затем, чтобы его вздернули вот на эту самую виселицу, и ни за чем другим. Клятва сия привела судей в недоумение, и они сказали: «Если позволить этому человеку беспрепятственно следовать дальше, то это будет означать, что он нарушил клятву и, согласно закону, повинен смерти; если же мы его повесим, то ведь он клялся, что пришел только затем, чтобы его вздернули на эту виселицу, следовательно, клятва его выходит не ложна, и на основании того же самого закона надлежит пропустить его». И вот я вас спрашиваю, сеньор губернатор, что делать судьям с этим человеком, ибо они до сих пор недоумевают и колеблются. Прослышав же о благородном и остром уме вашей милости, они послали меня, дабы я от их имени обратился к вам с просьбой высказать свое мнение по поводу этого запутанного и неясного дела». Первоначальное решение Санчо было таковым: «Половину человека, которая сказала правду пропустить, а ту, что солгала, повесить». Однако после некоторого размышления Санчо вынес другое решение: «Коль скоро оснований у него для того, чтобы осудить его, и для того, чтобы оправдать, как раз поровну, то пусть лучше они его пропустят, потому делать добро всегда правильнее, нежели зло». Легко себе представить, в каком безвыходном положении оказались бы люди, пытаясь практически разрешать противоречия такого вида. Они уподобились бы буриданову ослу, который сдох с голоду, не смея отдать предпочтения одному их двух одинаковых стогов сена. Современная формальная логика предлагает теоретические способы преодоления парадоксов. Для этой цели рекомендуется прежде всего различать парадоксы чисто логические и семантические. К первой группе, кроме приведенного, могут попасть парадоксы, возникающие в судебной практике вследствие неточно сформулированных норм права или предписаний разного толка. Выход из них – это устранение таких законов и постановлений. Б. Рассел же предложил так называемую теорию типов. Все предметы и свойства разделяются на типы, расположенные в определенной последовательности. Одно из правил, вытекающих из этой теории, запрещает, грубо говоря, какое-либо свойство предмета, которое относится к предметам другого типа, обращать к самому этому предмету. К числу семантических парадоксов относятся «парадокс лжеца», «парадокс Берри» и т. д. «Парадокс лжеца» был известен уже древним грекам. Он заключен в суждении: «Я лгу». Действительно, если высказывающий это суждение человек лжет, то он говорит правду, и наоборот: если он говорит правду, то он лжет. То есть, в одном суждении он как лжет, так и говорит правду. Противоречие налицо. Это семантическое противоречие, ибо приведенное суждение дает собственную истинностную оценку. Например, в судебном заседании в США, когда рассматривалось дело нашего замечательного разведчика Фишера, он назвался Р. Абелем. В этом он солгал обвинителям. Вместе с тем, он говорил правду о себе, ибо он лгал сознательно, чтобы советское руководство убедилось в его стойкости, преданности Родине. Одновременно, он, говоря правду о себе, лгал, ибо Р. Абеля, именем которого он воспользовался, уже не было в живых. Чтобы преодолеть семантические парадоксы, предлагается различать язык – объект и метаязык (см. § 4. Главы III). Тогда сразу становится ясным, что в «парадоксе лжеца» налицо собственная истинностная оценка в выражении: «Я лгу». С точки зрения семантической теории такое выражение недопустимо. Истинностную оценку всякого выражения первой ступени (язык-объект) может давать только выражение второй ступени (метаязык). Например, в выражение второй ступени говорится: «Всякое утверждение первой ступени (в том числе «Я лгу»), которое лицо «А» произносит в промежутке времени, ложно. Здесь уже исключается противоречие, поскольку истинностная оценка полностью выносится за пределы выражений первой ступени. Именно поэтому в судебной практике показания любого человека «против себя» и «за себя» не могут оцениваться как истинные. С позиций оценивающего (судьи) - они ложны. Нужны свидетельства другого человека, не связанного с тем, кто высказывает мнение о себе. В углублении нашего понимания природы парадоксов, как и других противоречий познания, значительную роль должна сыграть диалектическая логика, изучающая законы происхождения и развития понятий, диалектику понятий вообще. Именно поэтому, нельзя смешивать формально-логические противоречия с диалектическими. Если первые – это противоречия путаного, непоследовательного рассуждения, то вторые – внутренний источник развития как объективного мира, так и человеческого мышления. Диалектические противоречия представляют собой процесс разрешения различий взаимодействующих сторон, свойств, явлений, предметов, находящихся в данный момент в определенном единстве, но по своим качественным и количественным характеристикам несовпадающих или противоположных. Они бывают различных видов и различного уровня. Характер их проявления исследуется диалектикой, суть которой заключена в законе единства и борьбы противоположностей. Это противоречия живой жизни. Закон противоречия выражает одно из коренных свойств логического мышления – непротиворечивость, последовательность рассуждений. Сущность данного закона состоит в недопустимости логического противоречия во всяком правильном мышлении. Данный закон только указывает на ложность лишь одного из двух логически несовместимых высказываний, оставляя открытым вопрос о второй мысли, которая может быть истинной или ложной. Например, из двух суждений: «Война есть продолжение политики» и «Война не есть продолжение политики» одно будет истинным, а второе – ложным. Но какое из них будет ложным, данный закон не позволяет определить. Вместе с тем осознанное использование закона непротиворечия помогает обнаруживать и устранять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям, непоследовательности в мыслях и поступках. Если в мышлении подследственного судьей будет обнаружено формально-логическое противоречие, то такое мышление следует считать неправильным, а суждение, из которого вытекает данное противоречие, ложным. Так в судебном процессе по делу Ф.Г. Пауэрса государственный обвинитель Р. Руденко сумел своими вопросами, заданными подсудимому, показать суду, что в ответах подсудимого присутствует формально-логическое противоречие. Вот тому подтверждение. «Руденко: Это разведывательный военный самолет? Подсудимый Пауэрс пытается уклониться от прямого ответа, однако вынужден подтвердить, что самолет находился в подразделении «10-10». Руденко: Вы не можете сказать, сколько летчиков было в подразделении «10-10»? Пауэрс: Семь гражданских пилотов. Руденко: Таких же «гражданских», как и подсудимый Пауэрс? Пауэрс: Да. Руденко: Расскажите суду обстоятельства, при которых вы заключили … контракт с Центральным разведывательным управлением. Пауэрс: Я тогда служил в военно-воздушных силах. Однажды мне сказали, что какие-то люди хотели бы меня видеть. Я встретился с этими людьми, они со мной побеседовали. Мне было сказано, что для меня имеется хорошо оплачиваемая работа и что я по своей квалификации подхожу для нее… Руденко: Вы не отрицаете, что вторглись в воздушное пространство СССР, нарушив закон? Пауэрс: Нет, я этого не отрицаю. Руденко: Стало быть, это вторжение было в целях разведывательных, шпионских? Пауэрс: Думаю, что это было так. Руденко: Вы заявили здесь и на следствии, что включали и выключали рычаги аппаратуры над определенными пунктами? Пауэрс: Я делал то, что мне было указано. Руденко: Вы с таким же успехом могли бы нажать рычаг и сбросить атомную бомбу? Пауэрс: Это могло бы быть сделано, но это не тот тип самолета, там нет приспособления для подвески бомб»17. 17 Руденко Р. А. Судебные речи и выступления. – М., 1987. – С. 192-193. Как видим, назвав себя вначале гражданским пилотом, подсудимый приходит в противоречие с самим собой, что позволяет суду не принимать его суждение о «гражданском» полете над территорией СССР за истинные. Надо для себя запомнить, что данное положение можно использовать и в дискуссиях, если стремиться к опровержению мнения оппонента путем доведения его суждений до абсурда. Надо заставить оппонента следовать за своими суждениями до тех пор, пока логическое следствие как ложное, ошибочное не станет очевидным. В то же время закон противоречия (непротиворечия) направлен на обеспечение истинного вывода из данных посылок в логическом рассуждении. Признав истинными посылки и делая выводы из них, мы не должны допускать в своем рассуждении никаких положений, противоположных тому, что нами признано истинным. Это требование – необходимое условие осуществления истинного умозаключения как формы мышления. Непоследовательность в мыслях ведет к непоследовательности в поступках. Наличие логических противоречий в мысли порождает сумбур в голове и неразбериху в делах. Вместе с тем, противоречия не всегда позволяет определить какое из приведенных суждений является истинным. Могут оказаться ложными даже оба суждения, если предмет, кроме перечисленных ему противоположных признаков, имеет еще и какое-то промежуточное свойство. Например, суждение: «Этот судья не храбрый, но и не трусливый» логично, если имеется в виду вывод, что «данный судья действует расчетливо». Как тут быть? Как обеспечить наше стремление к истине? Этому может помочь закон исключенного третьего.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.012 с.) |