Значение формальной логики в деятельности юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение формальной логики в деятельности юриста



Оценивая в общем значение формальной логики в жизни и деятельности юристов, хотелось бы напомнить о том как формировалось у людей правильное, логическое мышление и что оно значило для человека и для общества в целом.

Логическое мышление возникло в процессе развития самого человека. В своей жизнедеятельности человек объективно был предопределен на формирование у себя логически правильного мышления. Борьба за выживание и трудовая деятельность обусловили развитие у человека целеполагания, что позволило ему побеждать своих врагов и выделило его из среды животных. Этот момент очень удачно отразил К.Маркс. Он писал, что «... и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имеется в представлении человека, т.е. идеально»4.

4 Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд. – Т. 23. – С. 189.

Без логически правильного мышления человек не смог бы познать самые элементарные закономерности природы и общества, ибо для того чтобы направлять свою деятельность на достижение своих целей, человек должен был думать так, чтобы получаемые им знания являлись истинными. По данному поводу хотелось бы сослаться на остроумное замечание немецкого философа Г. Гегеля. Он сказал, что переваривать пишу можно и без знания физиологии пищеварения, но нельзя сомневаться в том, что знание физиологии позволяет нам наладить рациональное питание.

И сегодня, спонтанное мышление любого человека становится сознательным логическим мышлением, если известные правила логики им осознаются и эти знания им активно применяются. Сознательно использовать правила логики - значит мыслить более точно, лучше овладевать методами мышления и применять их. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается общественной практикой и «стихийной» формой рассуждения. В такие ситуации практически всегда попадают юристы и им очень часто приходится искать истину через целеполагание без четких граничных условий.

Логика учит их сознательно пользоваться исходными принципами правильного мышления, прививает навык формулирования четкой, стройной и убедительной мысли, обеспечивает самостоятельность в ходе рассуждения, развивает и дисциплинирует умственные способности, совершенствует формальный аппарат человеческого разума.

Вследствие этого, знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юриста, будь он судья, адвокат, юрисконсульт, ученый-правовед и т.д. Всем им приходится постоянно определять и классифицировать выводы как решения, заниматься аргументацией и опровержением, обеспечивать точность и ясность высказываний, чтобы они однозначно трактовались и воспринимались людьми.

Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при написании официальных документов: протоколов осмотра места преступлений, решений и постановлений, обвинительных заключений.

Известные юристы, опираясь на знание законов логики, очень точно выявляли ошибки в рассуждениях стороны обвинения, подсудимого, адвоката и обращали на это внимание суда. Такие логические доводы оказывали зачастую большое воздействие на него.

В последнее время возник раздел логики, называемый логикой норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права. Она позволяет достаточно просто находить противоречия в нормативных актах, выяснять, следует ли данная норма из других норм и не является ли ее включение в нормативный акт ненужным, делает ли вновь принятый нормативный документ излишним ранее принятый или просто дополняет его.

Проблемы, сформулированные на языке формальной логики, могут обрабатываться на электронных вычислительных машинах с программным управлением. Если же необходимая степень точности формулировки не достигнута, то машинная обработка невозможна. Ни один важный шаг вперед в развитии истинного знания невозможен без опоры на логические принципы. Попытки же обойти логику, представить ее излишней и малозначительной опровергаются посредством самой логики, неумолимым действием ее законов. Логика - орудие истины и незаменимое средство разоблачения лжи, заблуждений и фальсификаций.

Знание логики составляет необходимый элемент общей духовной культуры юристов. Их высокая логическая культура, умение стройно и убедительно излагать свои мысли является важным средством завоевания ими авторитета и уважения среди сослуживцев, руководства, специалистов различного профиля. От умения судей строить умозаключения и исследовать доказательства, принимать решения зависит во многом эффективность правосудия.

Так, например, действовал суд, когда рассматривалось уголовное дело американского летчика-шпиона Френсиса Гарри Пауэрса в 1960 году.

Выступая в качестве государственного обвинителя, Р.А. Руденко продемонстрировал высочайшую логическую культуру не только в обвинительном выступлении, но и на этапах предварительного и судебного следствия.

Важнейшим аспектом данного дела являлось обоснование и вывод Генерального прокурора СССР о том, что американское правительство попирает общепризнанные нормы международного права, нарушает суверенитет и целостность СССР, совершает деяния, которые классифицируются как агрессия. Международное право попирали и близлежащие к Советскому Союзу государства, так как способствовали американскому правительству осуществлять такие деяния.

Он логически обоснованно и доказательно процитировал слова Президента США, которые противоречили реальным действиям государственных служб, в том числе и ЦРУ, агентом которого являлся Г. Пауэрс. Р. Руденко сказал: «… кощунственно звучат сейчас слова президента Эйзенхауэра, которые он произнес на заключительном заседании совещания глав правительств четырех держав в Женеве пять лет тому назад, 23 июля 1955 года. Он сказал тогда: «Я приехал в Женеву, ибо считаю, что человечество жаждет избавиться от войны и слухов о войне. Я приехал сюда потому, что всегда верил в добропорядочные инстинкты и здравый смысл людей, населяющих наш мир. Сегодня ночью я вернусь домой с непоколебимой уверенностью в этом и с молитвой о том, чтобы надежды человечества в свое время осуществились».

Эти торжественные слова были произнесены тогда, когда с самого начала деятельности правительства президента Эйзенхауэра действовала утвержденная им программа военного шпионажа и преступного нарушения суверенитета других государств»5.

5 Руденко Р.А. Судебные речи и выступления. – М., 1987. – С. 222.

Далее он раскрывает роль других государств в данном уголовном преступлении. Он отмечает: «Товарищи судьи! Я считаю необходимым остановиться еще на одном важном вопросе, представляющем интерес с точки зрения международного уголовного права.

В рассматриваемом вами деле Пауэрса наличествует своеобразный случай международного соучастия. Как было установлено на предварительном и судебном следствии, шпионские агрессивные полеты американских самолетов над территорией Советского Союза и, в частности, полет Пауэрса на самолете «У-2» не могли бы иметь место, если бы близлежащие к Советскому союзу государства, в данном случае Турция, Пакистан и Норвегия, не предоставили своей территории американской военщине.

Предельная дальность полета самолета «У-2» не позволила бы ему оперировать непосредственно с территории США. Этот самолет, как и все шпионское подразделение «10-10», базировался на авиационной базе Инджирлик в Турции. Самолет Пауэрса вылетел в свой разбойничий полет с базы Пешавар в Пакистане. Закончить свой полет и приземлиться этот самолет должен был на норвежской базе Буде.

Подсудимый Пауэрс показал, что, когда самолеты «У-2» совершали разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза, им указывались в качестве запасных аэродромы Мешхед и Тегеран в Иране. При полете 1 мая он мог использовать в качестве запасного любой аэродром в Норвегии, Пакистане и Иране, а также произвести посадку на аэродроме Соданкюля (Финляндия).

… Если расценивать все эти обстоятельства в соответствии с учением о соучастии, то следовало бы рассматривать в качестве соучастников преступления Пауэрса тех, кто был организатором и вдохновителем этого преступления, а также тех, кто в роли пособников явно содействовал совершению преступления предоставлением средств и устранением препятствий»6.

6 Руденко Р.А. Судебные речи и выступления. – М., 1987. – С. 223-224.

В завершении своей речи Генеральный прокурор, обращаясь к суду, сформулировал квалифицированное заключение: «Пусть ваш приговор послужит строгим предупреждением всем тем, кто проводит агрессивную политику, преступно попирает общепризнанные нормы международного права и суверенитет государств, провозглашает своей государственной политикой политику «холодной войны» и шпионажа»7.

7 Руденко Р.А. Судебные речи и выступления. – М., 1987. – С. 228.

Суд вынес справедливое решение, приговорив Г. Пауэрса к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме.


Структурно-логическая схема по теме (Логика как наука)


Вопросы для повторения

1. Что такое познание и какие формы мышления вы знаете?

2. Что изучает формальная логика и каков ее предмет?

3. Каковы основные психические процессы чувственного познания у человека?

4. Какие логические и дескриптивные термины вы знаете?

5. Что такое знак и каковы основные виды знаков?

6. Какие есть виды имен и каковы принципы их употребления?

7. Каково значение логики в обучении и профессиональной деятельности судьи?

Задачи и упражнения

Упражнение 1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значения следующих имен.

1.1. Человек, живущий на иждивении родителей.

1.2. Тоталитарный режим.

1.3. Луна.

1.4. Ф. Достоевский.

1.5. Председатель правительства.

Упражнение 2. Выразите следующие высказывания языком логики.

2.1. Все юристы изучают логику, а некоторые юристы изучают маркетинговое право.

2.2. Все студенты второй группы юридического факультета РАП отличные спортсмены, и некоторые из студентов второй группы юридического факультета РАП изучают французский язык.

2.3. Возможно, идет дождь и дует сильный ветер.

2.4. Некоторые адвокаты знают отдельных политиков лучше, чем лучших машинистов электропоездов московского метрополитена.

2.5. Ни один член Государственной Думы Федерального Собрания РФ не является гражданином США.

Упражнение 3. Установите, являются ли приведенные рассуждения логически правильными.

3.1. Все студенты первой группы второго курса юридического факультета РАП – граждане России. Все студенты первой группы второго курса юридического факультета РАП – члены сборной команды РАП по волейболу. Следовательно, все члены сборной команды РАП по волейболу - студенты первой группы второго курса юридического факультета РАП.

3.2. Если философ принадлежит к «партии» идеалистов, то он не материалист. Если философ не материалист, то он дуалист или теолог. Этот философ не дуалист. Следовательно, он теолог или не принадлежит к «партии» идеалистов.

3.3. Если умер Перикл, то он умер или когда жил, или когда умер. Если когда жил, то он не умер, так как один и тот же человек и жил бы, и был бы мертв; но и не тогда, когда умер, ибо он был бы дважды мертвым. Стало быть, Перикл не умер.

Упражнение 4. Укажите значение следующих знаков-символов.

4.1. Вечный двигатель.

4.2. Автор «Капитала».

4.3. Обязанность.

4.4. Свобода.

4.5. Мысль.


Глава II. Понятие. Определение, деление и

Классификация понятий

Объективная реальность бесконечно разнообразна. Существующие в ней предметы более или менее отличаются друг от друга. Например, каждый человек отличается друг от друга и тем более от других живых существ. Вместе с тем это не значит, что объективная реальность состоит сплошь из отдельных, изолированных явлений, предметов, процессов. Все предметы объективной реальности имеют общий признак — они материальны. И данный факт обусловливает содержание такого процесса, как познание. Все дело в том, что познание предметов объективной реальности, выявление их сути и оперирование ими в реальной жизни требует средств, которые отражали бы эти предметы реального мира в формах мышления и служили бы инструментом развития человеческого знания и наук. Ими являются понятия. Если бы люди перестали пользоваться в общении между собой понятиями, то реально могли бы возникнуть, например, такие трудности, о которых так красноречиво повествует Джонатан Свифт.

В своем известном всем произведении автор рассказывает о том, что произошло, когда ученые одной из стран, где побывал его персонаж, предложили для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Он пишет, что «... многие весьма ученые и мудрые люди пользуются новым способом объясняться при помощи вещей. Естественным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре. Мне часто случалось видеть двух таких мудрецов, сгибавшихся, подобно нашим разносчикам, под тяжестью огромной ноши. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу»8.

8 Свифт Д. Путешествие Лемюэля Гулливера. – М., 1979. – С. 189.

Следовательно, в реальности понятия делают естественный язык общения и языки науки информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.

Для логики же понятия - это ее предмет исследования, средство и инструментарий построения выводов, суждений, умозаключений, гипотез, доказательств, теорий. Следует отметить также, что более глубокое понимание и уяснение сути, смысла и содержания понятий осветит обучаемому путь познания, его своеобразную «ширину», «профиль».

Для юристов особое значение имеет тот факт, что понятия играют существенную роль в процессе аргументации, принятии решений. Действительно, многие споры, дискуссии зачастую происходят именно из-за неясности, нечеткости и неточности используемых собеседниками понятий. По этой же причине принимаются решения, которые не всегда позволяют достичь желаемой цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.143.63 (0.035 с.)