Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития игровой деятельности, её особенности, структура и функции.

Поиск

Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно - политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых по следующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества [Кукушин В.С., 2006].

Понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству". У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян «ludo» означало радость, веселье. По санскритски «кляда» означало игру, радость. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой - доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д. [Эльконин Д. Б.,1978].

В современной психологии игра рассматривается как:

1. Особое отношение личности к окружающему миру.

2. Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

3. Социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

4. Особое содержание усвоения;

5. Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

6. Социально-педагогическая форма организации всей детской жизни [Аникеева Н.П.,1989].

Хорошо выделил особенности игры нидерландский философ, историк, исследователь культуры Й. Хейзинга:

1. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение.

2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности. Даже малый ребенок знает, что играет лишь «как будто» вправду, что все «понарошку». Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия.

3. Третья отличительная особенность игры заключается в том, что игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка.

4. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Напряжение присутствует уже в хватательных движениях грудного младенца, у котенка, гоняющего катушку ниток, у играющей в мяч маленькой девочки. Оно преобладает в индивидуальных играх на ловкость и сообразительность - головоломке, мозаике, пасьянсе, стрельбе в мишень, - и значение его возрастает по мере того, как игра приобретает все более соревновательный характер. В азартной игре и в спортивном состязании он достигает крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и отвагу, выносливость, а вместе с тем и духовные силы играющего, коль скоро он, одержимый пламенным желанием выиграть.

5. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Свисток спортивного судьи разрушает чары и временно восстанавливает в правах «обыденный мир».

6. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других».

7. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден.

8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выходят за рамки всеобщих норм жизни, - это чувство сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени.

Как видим из этих восьми выделенных особенностей игровой деятельности, игра стоит обособленно от всех других видов человеческой деятельности [Хейзинга Й. Homo ludens,1992].

Игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру.

Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов (замещение), реальные (партнерские) отношения между играющими детьми.

Сюжет игры- это та область действительности, которая воспроизводится детьми. Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на дне взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая - сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая- сфера деятельности людей, сфера их груда и отношений между ними. Так как в реальной действительности они переплетены, а конкретная деятельность людей, их отношения в социальном и предметном мире чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг общения, вместе с расширением его кругозора. А. П. Усова считает, что развитие сюжета игр идет от выполнения ролевых действий к ролям-образам (от отобразительных действий к изобразительным) [ А. П. Усова, 2005].

Н. Я. Михайленко выделяет сюжеты трех степеней сложности:

а) сюжет с единственным персонажем, с определенными предметами в одной или нескольких ситуациях;

б) сюжеты с несколькими персонажами, набором соответствующих действий, через последовательность которых дети включены в общую ситуацию;

и) сюжеты, в которых связь между персонажами проявляется в отношениях между ними;

Логика развития сюжетов детских игр, по ее мнению, такова:

а) одноперсонажные (предпосылочные, усеченные), характеризующиеся действием единственного персонажа;

б) многоперсонажные, характеризующиеся действиями нескольких персонажей;

в) многотемные, характеризующиеся не только набором действий персонажей, но и взаимоотношениями между ними [ Н. Я. Михайленко, 2000].

Второй структурный компонент игры - роль- центральная ее единица, объединяющая все остальные компоненты. Именно и роли представлены в единстве аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Как показывают исследования, между ролью и характером соответствующих действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем меньше материала входит в игровые действия, тем глубже отражены в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и более развернуты игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности. Роль воспроизводит определенную социальную позицию, которая выражается в системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения.

Н. Я. Михайленко выделила генетические этапы становления роли в детской игре:

а) воспроизведение отдельных игровых действий, заданных сюжетом и объединение их общим названием («кормить куклу»);

б) воспроизведение ряда игровых действий с называнием лица, действия которого воспроизводятся (начало выделения «другого»);

в) воспроизведение взаимоотношений между двумя или несколькими действующими лицами (реализация отношений управления и подчинения) [Н. Я. Михайленко, 2000].

В ходе этих этапов у детей формируется способность дифференцировать себя и другого, происходит отделение себя от персонажа игры, складывается механизм ролевого поведения.

Роль неразрывно связана с правилом,в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства ее выполнения. В зарубежной психологии господствует точка зрения, согласно которой игра - свободная от ограничений и запретов деятельность. По мнению же Л. С. Выготского, игра, напротив, изначально регламентирована логикой социальных отношений, воплощенной в правиле, и поэтому является школой произвольности, воли и морали. На первом этапе, считает ученый, ребенок создает мнимую ситуацию по скрытым правилам. В дальнейшем доминирует правило, мнимая ситуация становится скрытой. При этом чем жестче правило, тем больше оно регулирует деятельность ребенка [ Л.С. Выготский, 2011].5 ел Педагогика, - 2005 год -

Д. Б. Эльконин выделяет четыре стадии в развитии способности ребенка подчинять свои действия правилу:

1.Правила не выделяются ребенком и не выполняют своей регулирующей поведение функции, что часто приводит к нарушению самой логики выполнения роли в игре.

2. Выполнение роли уже подчиняется правилу, объективируя его в игровых действиях ребенка, но сами правила в явной форме еще не выступают перед ребенком и не осознаются им.

3. Правило выступает в явной форме, осознается и формулируется ребенком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушения игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры, т. е. в тех случаях, когда правило становится необходимым для обоснования правильности того или иного ролевого поведения. Это подчеркивает оценочный характер коллективной совместной игры детей и ее приоритетность по сравнению с индивидуальной игрой с точки зрения развития произвольности в детском возрасте.

4. Правило осознается, формулируется ребенком уже как основание его ролевого поведения, а выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребенок берет на себя обязательство подчиняться правилам [ Эльконин Д. Б.,1978].

Вначале правило скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развернутым сюжетом, развернутой ролью и скрытыми правилами к играм со свернутым сюжетом, свернутой ролью и открытыми, четкими правилами.

Роль реализуется в игровых действиях,которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через речевой этап их выполнения. Игровое действие двойное: по смыслу и по внешнему характеру. От действий с предметом к изобразительным действиям (движениям) - до действий в речевом плане.

Основа игры - создание мнимых, воображаемых ситуаций, для которых характерно расхождение видимого и смыслового поля (поля «присвоенных» в результате символизации значений). Д. Б. Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры, которая осуществляется:

а) при игровом употреблении предметов, т. е. при переносе действия с одного предмета на другой и при его переименовании - по сути превращения предмета в игрушку благодаря символизации;

б) при принятии и выполнении роли взрослого, являющегося ориентиром в моделируемых социальных отношениях [Эльконин Д. Б.,1978].

Игра - промежуточное звено между ситуационной связанностью мышления ребенка раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации.

Соотношение «игровой предмет - выбор и принятие роли» меняется в зависимости от возраста.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

1. Отношения, которые определяются содержанием и правилами игры.

2. Реальные отношения, проявляющиеся по поводу игры.

Функции реальных отношений: планирование сюжета игры, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками - партнерами по игре, их коррекция. Уровень отношений зависит от особенностей возрастного и личностного развития. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения, умением устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре: действовать совместно и целенаправленно, осуществляя контроль и самоконтроль в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями.

А. П. Усова считала, что по характеру игровых отношений можно судить о развитии определенного этапа игры:

- индивидуальной игры (сосредоточение);

- игры рядом (соблюдение «дисциплины расстояния»);

- играющей группы, основанной на игровом взаимодействии, которое строится на интересе к содержанию игры и к партнеру по игре;

- этапа играющих коллективов, на основе интереса к партнерам по игре, их возможностям, способностям, личностным характеристикам [ А. П. Усова, 2005].

В отечественной науке наиболее общее и полное определение понятию, на наш взгляд, дал известный ученый С.Л.Рубинштейн: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - способность, отражая преобразовывать действительность» [ Рубинштейн С. Л. 2000].

Таким образом, нами были подробно рассмотрены особенности и структура игровой деятельности и мы выяснили, что игровая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности своей структурой.

По проведенному анализу научно – исследовательской литературы мы можем сделать вывод о том, что большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. Развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

2. Коммуникативную: освоение диалектики общения.

3. По самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики».

4. Тераᴨевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

5. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

6. Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей.

8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.018 с.)