Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты экспериментального исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для проведения исследования была выбрана МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани. В педагогическом эксперименте принимали участие учителя естественно научного цикла и учащиеся 8-9 классов. В нашем исследовании были анонимно опрошены учителя естественно научного направления чтобы выяснить на сколько активно они используют в своей практике накопленный опыт; от каких факторов зависит выбор форм урока; в чем видят достоинства и недостатки игровых технологий; какие проблемы существуют в развитии игровых технологий сейчас. Для конкретизации было проведено анкетирование среди учителей естественно научного направления в сельской школе и в городе. Результаты опроса отражены в диаграмме и таблице (диаграмма 1, таблица 1) Диаграмма 1. Частота использования учителями игровых технологий на уроках Учителя отмечают как достоинства, так и недостатки игровых технологий. По их мнению они заключаются в следующем: Таблица 1
По данному эксперименту можем сделать следующие выводы: 1. Учителей, не использующих на уроках игровые формы обучения, не выявлено. 2. Многое зависит от личностных особенностей учителя, часто от возраста (используют данную технологию чаще молодые специалисты) и от возраста учащихся (чаще 6-8 классах). 3. Большой процент учителей используют игры на уроках с целью повышения интереса и большинство из них считают, что учащиеся лучше усваивают материал и на долго запоминают. 4. Среди трудностей называют более сложную организацию, большие траты времени на подготовку.
Среди учащихся 7-9 классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани было проведено анкетирование, цель которого – выявить отношение учащихся к разным формам уроков и мотивов, определяющий этот выбор. Результаты анкетирования показаны в диаграмме 2 и таблице 2. Диаграмма 2 Мнение учащихся о разных формах урока Диаграмма 3 Выбор школьниками игровой формы урока внутри параллелей 9 класса
Мотивация выбора учащимися игровой формы урока Таблица 2
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: 1. Из предписанных форм урока наибольшее число школьников, независимо от возраста, выбирают игры. Максимальный выбор этой формы приходится на 6 класс. 2. Связи между выбором игровой формы и успешностью обучения данных учащихся не отмечается. Выбор больше связан с личностными характеристиками: общительностью, активностью, социальным статусом, занимаемым в классе. 3. Значительны различия относительно выбора других форм урока. Предпочтение обычному уроку отдают учащиеся 8-9 классов. 4. Есть различия относительно выбора других форм урока. Например, учащиеся 8 и 9 классов. Хочется отметить, значительное различия в выборе такой формы урока и среди параллели. Так, в параллели 9 классов игровую форму урока выбирают учащиеся средних классов, а в учащиеся, где успеваемость выше среднего, процент выбора урока-игры чуть ниже. 5. Довольно интересная ситуация, связанная с уроками-практикумами и с уроками зачетной формы. Интерес они вызывают в 8 классе, а в 7 и 9 классах они снижаются. Анализ мотивов выбора детьми игровых форм урока дает слудующие результаты: 1.У учащимся, не зависимо от их возраста, сходны основные мотивы. Первую позицию занимают мотивы, такие как: - интерес к такой форме обучения; - запоминание материала и сохранение его в памяти; - совместная работа, возможность совмещаться; 2. Можно отметить некоторые возрастные различия среди учащихся. Например, среди учащихся 7 классов выделяют возможность повторения материала, а 8 и 9 классах этот мотив отсутствует. Объяснить это можно тем, что в 7 классах значительное место занимают уроки-состязания, которые учителя используют на уроках обобщения. А что касается 8 и 9 классов эти игры постепенно замещаются имитационными, которые имеются на других этапах обучения. Мотивы отдыха занимают среди других мотивов весьма не значительное место. 3. В 7 и 9 классе для 4 человек значимым является получение хороших оценок. http://vestnik.yspu.org/releases/pedagogicheskiy_opyt/20_3/ Обучение в школе занимает большую часть времени учащихся, в течение которого происходит динамичное развитие личности. Специалисты считают и практика показывает, важным условием благополучного развития школьников является наличие в классе, и в школе целом, благоприятного социально психологического климата. В начале учебного года был проведен тест для изучения уровня климата в коллективе. В анкетировании участвовали учащиеся 8 класса. Методики диагностики, которые мы использовали для выявления социально- педагогического климата в приложении. (Приложение 1) Тестирование показало такие результаты: 1. В классе ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик (3,2) 2. Уровень групповой сплоченности в коллективе – средний (10) По данному исследованию мы можем сделать следующие выводы: 1. В класс в основном преобладает оптимизм в настроении, но всё же иногда наблюдается конфликтность. 2. В классе существует норма справедливости, есть уважение друг к другу, но не все учащиеся соблюдают это правило. 3. Учащиеся данного класса очень активные, энергичные, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для группировки дело, добиваются высоких результатов в учебной и досуговой деятельности. 4. В классе ценятся такие черты как ответственность, честность, трудолюбие. 5. В коллективе возникают проблемы формирования позитивного лидерства; некоторая часть учащихся испытывает сложности в адаптации к коллективной жизнедеятельности. Нормы взаимоотношений в коллективе не всегда соотнесены с общепринятыми. В ходе эксперимента была использована методика Томаса – Килманна для определения стиля поведения в ситуации конфликта. Результаты опыта показаны в диаграмме 4. Диаграмма 4. Результаты проведения методики Томаса – Килманна Как видно из диаграммы 4, учащиеся чаще всего используют стратегии компромисса. Компромисс предлагает средний уровень направленности на собственные интересы и средний уровень направленности на интересы соперника. Также достаточно высокие баллы набрали шкалы «соперничество» и «избегание». Не такой уж низкий балл и набрала шкала «приспособленности». В итоге можно сказать, что в классе преобладают оптимальные стратегии поведения в коллективной ситуации. Но хочется отметить, что сотрудничество в классе по стратегии среднее. Для повышения уровня социально-психологического климата в коллективе, чтобы было сотрудничество в классе, во время практики в школе мы использовали на уроках игровые формы обучения. http://www.jurnal.org/articles/2014/psih47.html В 9 классе также было проведено диагностико - консультативное занятие «Наше отношение к уроку», где учащиеся анонимно давали ответы на поставленные ниже вопросы. Для выявления отношения учащихся к предмету биология мы использовали методику Л. Балабкинской, которая была взята из сайта газеты «Школьный психолог». (Приложение 2) Таблица 3
Вывод по данному опыту таков: 1. 23 % учащихся считают что знают предмет 2. 72 % учащихся любят заниматься по предмету «Биология» 3. 63 % обучаемых с удовольствием посещают уроки 4. 77 % исследуемых не занимаются посторонними вещами на уроке 5. 50 % довольны с отношениям учителя к ним 6. 36 % всегда понимают новый материал 7. 18 % всегда выполняют домашнее задание 8. 18 % учащихся увлекаются биологией Диаграмма 5 Рассмотрев диаграмму 5 можем сделать вывод, что большой процент опрошенных положительно относятся к предмету «Биология» Хочется отметить из 22 опрошенных 6 активно-положительно, а 10 положительно относятся к предмету. Нам хотелось выяснить, какой урок традиционный или нетрадиционный больше нравится учащимся, и где они лучше усваивают материал. Результаты беседы учащихся 8-9 классов на вопрос: «Какой урок выбрал бы ты традиционный или нетрадиционный?» представлены в диаграмме 5 Диаграмма 6 Согласно полученным результатам, большинство учащихся предпочитают нетрадиционные формы урока. Школьники считают, что знание которые они получают в ходе выполнения нестандартных заданий на долго сохраняются в памяти и проявляют большой интерес к изучаемому предмету. Во время педагогической практики на уроках биологии мы применяли игровую технологию. В общем, в игровой форме в 8 классе было проведено три урока, а в 9 классе два. А также элементы игры были использованы на остальных уроках. Нам, как молодым специалистам, хотелось выяснить, что в наших уроках нравится детям, а над чем стоит задуматься и поработать. Для проведения данного исследования мы выбрали 9 «В» класс, с средней успеваемостью. Отвечали анонимно. Результаты показаны в диаграмме 7. Диаграмма 7 По результатам опроса мы можем сделать следующий вывод: учащиеся 9 «В» класса с средней успеваемостью отдают предпочтение коллективной работе; детям важно, чтобы было соревнование; они выбирают и с интересом выполняют нестандартные задания, такие как кроссворд и синквейн; учащиеся думают, что на уроках нестандартной формы у всех равны шансы; так же учащимся понравилась обстановка на уроке и тактика. Учащиеся с интересом освоили данный материал. Далее нами были изучены особенности учебной мотивации у учащихся 8 В класса по методике Г.А. Карпова. После обработки были получены следующие результаты. Диаграмма 8 По данной диаграмме мы видим учебное побуждение детей зависит от внешних и внутренних мотиваций. И здесь хочется отметить, что каждый учитель должен стараться организовывать преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Любые действия должны быть осмысленными. Для того чтобы ученик по настоящему включился в процесс работу, нужно чтобы задачи которые поставил учитель в начале урока, были не только понятны, но и приятны. Нужно стараться правильно оценивать ученика, похвалить или наоборот критиковать.
Выводы по III главе 1.Специалистов, которые совсем не используют в своей практике игровые форму обучения, не выявлено. 2.Многое зависит от личностных особенностей учителя, часто от его возраста (чаще используют молодые специалисты) и от возраста обучаемых (чаще в 7- 8 классах). 3.Большинство учителей считают, что главная цель использования игровых технологий это повышение интереса и активизация детей. 4.Среди недостатков отмечают более сложную организацию урока, большие затраты времени на подготовку и проведение урока. Я считаю, что влияние недостатков и возникновение трудностей, на которое указывают учителя, можно снизить созданием каждым учителем своего игрового комплекса, связанного едиными целями с планированием и соответствующим требованиям ФГОС.
Заключение В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечил бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-ᴨедагогическое изучение школьников на протяжении всего ᴨериода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе» [А.Б.Плешакова, 2002], А.В. Финогенова «Игровые технологии в школе» [Финогенов А.В., 2001] и О.А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей» [Степанова О.А., 2003]. Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке биологии. Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение биологии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.016 с.) |