Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза

Поиск

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

по дисциплине «Психология детей с задержкой психического развития»

для ОП «44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование»

профиль «Специальная психология»

 

 

Екатеринбург 2015

 

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Психология детей с задержкой психического развития»

 

 

Составитель:

Хлыстова Елена Викторовна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ.

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

Протокол от 15.01.2015 г. № 5.

 

 
 


Зав. кафедрой О.В. Алмазова

 
 

 


Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития»

1.2. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины компетентностное освоение системы знаний психологии детей с задержкой психического развития. Программа опирается на уже сформированные знания в области клиники интеллектуальных нарушений, патопсихологии, общей и возрастной психологии. Предполагает обучение студентов использованию системы знаний для оказания коррекционной помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР).

Задачи дисциплины:

1. Познакомить студентов с клиническими и психолого-педагогическими подходами к проблеме ЗПР, сформировавшимися в XX - XXI веке.

2. Дать представление о личностных, поведенческих, когнитивных проявлениях ЗПР на разных возрастных этапах.

3. Сформировать навыки отбора, адаптации и эффективного использования психологических технологий при организации психологического сопровождения детей с ЗПР.

4. Способствовать укреплению гуманистического отношения к детям с ЗПР.

 

1.3.Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина относится к циклу «Вариативная часть», является логическим продолжением и уточняющей дисциплины «Специальная психология (Б.1.В.04)», в свою очередь дисциплина может стать опорой при прохождении дисциплины Б3.В.15 «Психологическое консультирование», при прохождении педагогической практики и осуществлении научно-исследовательской деятельности.

 

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных компетенций

- способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

общепрофессиональных компетенций

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);

профессиональных компетенций

- способности к рациональному выбору и реализации коррекционно-развивающих программ на основе личностно – ориентированного и индивидуально – дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные понятия и термины, касающиеся психологического аспекта проблемы ЗПР;

· основные закономерности развития психики при ЗПР;

· проявления вариативности личностного, познавательного развития детей при различных видах ЗПР;

· возможности различных психолого-педагогических технологий при организации психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР;

· особенности применения диагностических и коррекционных методов при решении проблем в обучении, поведении и личностном развитии детей с ЗПР.

Уметь:

· ориентироваться в выборе адекватных психологических инструментов в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР;

· прогнозировать развитие ребенка с ЗПР на разных возрастных этапах с учетом его индивидуальных особенностей, социальных условий и типа ЗПР;

· проводить консультирование семьи, имеющей ребенка с ЗПР;

· разрабатывать и реализовывать коррекционные образовательные программы по отношению к детям с ЗПР.

Владеть:

· Теоретическими знаниями по проблеме ЗПР.

· Навыками самостоятельного подбора информации по проблеме ЗПР при организации собственной профессиональной просветительской, диагностической и коррекционной деятельности;

· Методологией исследования в рамках данного раздела специальной психологии.

· Навыками организации психолого-педагогического обследования детей с ЗПР на разных возрастных этапах.

· Навыками оценки психофизического, эмоционального и поведенческого статуса лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

· Навыками применения теоретических знаний в психодиагностической работе с лицами, имеющими расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

· Навыками организации самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.

 

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 6 Объем в часах всего – 180 в т.ч.: лекции – 44 практические занятия – 46 самостоятельная работа – 90 Зачет – 5 семестр Заочная форма обучения Курс – 3 Семестр – 6 Объем в часах всего - 180 В т.ч.: лекции – 6 практические занятия – 12 самостоятельная работа – 162 Зачет – 6 семестр

 

1.6.Особенности реализации дисциплины

Дисциплина реализуется на русском языке.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Название раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические
1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции Терминология, используемая для обозначения таких детей зарубежными исследователями          
2. Систематика ЗПР          
3. Минимальная мозговая дисфункция, возрастные особенности проявления в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте          
4. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (проявление, динамика)          
5. Психическое и социальное раз­витие дошкольников с различ­ными формами ЗПР              
6. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР          
7. Дифференциальная диагностика ЗПР          
8. Особенности формирования готовности кшкольному обучению при ЗПР              
9. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста          
10. Концепции сопровождения детей с ЗПР          
  Итого          

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Название раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические
1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции. Терминология, используемая для обозначения таких детей зарубежными исследователями   - - -  
2. Систематика ЗПР          
3. Минимальная мозговая дисфункция, возрастные особенности проявления в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте          
4. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (проявление, динамика)          
5. Психическое и социальное раз­витие дошкольников с различ­ными формами ЗПР          
6. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР     -    
7. Дифференциальная диагностика ЗПР   - - -  
8. Особенности формирования готовности кшкольному обучению при ЗПР   - - -  
9. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста   - - -  
10. Концепции сопровождения детей с ЗПР   - - -  
  Итого          

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Практическое занятие 1.

«Общая характеристика ЗПР как категории»

Вопросы для обсуждения

1. Определение ЗПР, отличие от других форм дизонтогенеза.

2. Причины ЗПР: биологические, психологические, социальные.

3. Механизмы возникновения ЗПР.

4. Структура нарушения отдельных психических функций (иерархия).

 

Практическое занятие 2.

«История проблемы ЗПР»

Вопросы для обсуждения

1. Факторов развития экономических отношений, системы образования и дифференциальной диагностики на выделение категории детей с ЗПР.

2. Клинический этап изучения детей с ЗПР.

3. Разработка методологических основ обучения детей с ЗПР.

4. Развитие системы помощи детям со слабовыраженными отклонениями в развитии в отечественной практике и зарубежом.

Практическое занятие 3.

«Систематика ЗПР: варианты психического инфантилизма»

Вопросы для обсуждения

1. Варианты психического инфантилизма по Т.А.Власовой и М.С.Певзнер.

2. Варианты инфантилизма в сочетании с пограничной интеллектуальной недостаточностью по В.В.Ковалеву.

3. Варианты психофизического инфантилизма по Ю.Г.Демьянову.

4. Психический инфантилизм в классификации М.М.Семаго, Н.Я.Семаго.

 

Практическое занятие 4.

«Систематика ЗПР: этиопатогенетический принцип классификации слабовыраженных отклонений в развитии»

Вопросы для обсуждения

1. Этиопатогенетическая классификация К.С.Лебединской.

2. Варианты пограничной интеллектуальной недостаточности по В.В.Ковалеву.

3. Пограничные с олигофренией состояния по Ю.Г.Демьянову.

4. Сходство и различие понятий задержка психического развития, психический инфантилизм, пограничная интеллектуальная недостаточность.

Практическое занятие 5 - 6.

«Минимальная мозговая дисфункция»

Вопросы для обсуждения

1. ММД как легкие нарушения в созревании и функционировании мозга.

2. Причины ММД.

3. Динамика и прогноз развития при ММД.

4. Диагностические критерии реактивного типа ММД.

5. Диагностические критерии регидного типа ММД.

6. Диагностические критерии астеничного типа ММД.

7. Диагностические критерии активного и субнормального типа ММД.

8. Диагностика ММД.

9. Основные принципы и содержание психолого – педагогического и нейропсихологического сопровождения детей с ММД.

Практическое занятие 7 - 8.

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

Вопросы для обсуждения

1. СДВГ как клинический тип ММД.

2. Взаимосвязь термина СДВГ с терминами: легкая детская энцефалопатия, моторная дебильность, детская диспраксия.

3. Критерии и определения состояний при СДВГ в МКБ – 10.

4. Причины СДВГ.

5. Компоненты СДВГ (дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность).

6. Особенности дошкольников с СДВГ.

7. Проявление СДВГ в школьном возрасте и его влияние на дальнейшее развитие детей.

8. Формы и методы работы педагога – психолога с детьми с СДВГ.

9. Нейропсихологическое сопровождение детей с СДВГ.

 

Практическое занятие 11.

«Дефицитарность познавательных функций при ЗПР»

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика познавательного развития в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.

2. Проявление различных вариантов ЗПР в развитии познавательных процессов и функций.

3. Отставание в развитии моторной сферы и развитие восприятия при ЗПР.

4. Дефицитарность произвольного внимания, его влияние на формирование ВПП при ЗПР.

5. Особенности памяти при ЗПР.

 

Практическое занятие 12.

«Особенности эмоционального развития детей с ЗПР»

Вопросы для обсуждения

1. Общие закономерности эмоционального развития в дошкольном и школьном возрасте.

2. Уровни эмоциональной регуляции: строение, признаки нарушений при ЗПР.

3. Причины и проявления эмоционального неблагополучия у детей с ЗПР.

4. Особенности развития социальных эмоций (эмпатии).

5. Выявление и коррекция страхов и тревожности у детей с ЗПР.

6. Специфика эмоционального развития при различных вариантах ЗПР.

Вопросы для обсуждения

1. Диагностические критерии отставания в развитии познавательной сферы у детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР.

2. Особенности организации диагностической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ЗПР.

3. Сбор первичного материала и анализ первичного запроса при изучении познавательной сферы детей с ЗПР.

4. Технология изучения и структура анализа перцептивных действий и предметно – манипулятивной деятельности детей раннего возраста.

5. Технология исследования восприятия дошкольников с ЗПР.

6. Критерии нарушений памяти у дошкольников с ЗПР.

7. Изучение особенностей формирование мыслительных операций у детей с ЗПР.

8. Использование нейропсихологических тестов при изучении познавательной сферы детей с ЗПР (тест Тулуз – Пьерона, тест Денманна, фигуры Поппельрейтера).

9. Психолого – педагогический инструментарий изучения познавательной сферы детей с ЗПР (доски Сегена, прогрессивные матрицы Дж.Равена, разрезные картинки, диагностический альбом С.Д.Забрамной, детские варианты корректурной пробы).

 

Практическое занятие 15.

«Основные тенденции психического и социального развития в младшем школьном возрасте»

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика младшего школьного возраста как периода онтогенеза.

2. Варианты нарушения учебной деятельности при ЗПР.

3. Особенности адаптации к школьному обучению детей с ЗПР.

4. Тенденции познавательного развития при ЗПР.

5. Формирование социальных отношений в коллективах детей с ЗПР.

Практическое занятие 16.

«Основные тенденции психического и социального развития в подростковом возрасте»

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика подросткового возраста как этапа онтогенеза, значение пубертата для компенсации и декомпенсации ЗПР.

2. Особенности проявления чувства взрослости как основного новообразования при ЗПР.

3. Проявление парциальной несформированности ВВП в подростковом возраста.

4. Особенности общения и конфликтность подростков с ЗПР.

5. Акцентуации характера и психопатоподобное развитие личности у подростков с ЗПР.

6. Факторы возникновения девиаций поведения у подростков с ЗПР.

Вопросы для обсуждения

1. Структура готовности к школьному обучению.

2. Физическая готовность к школьному обучению: зрелость моторики, уровень соматического здоровья, антропологические параметры.

3. Факторы, влияющие на показатели школьной готовности детей с ЗПР.

4. Основная характеристика личностной готовности к школе детей с различными вариантами ЗПР: эмоционально – волевая готовность, сформированность позиции школьника, социальная готовность.

5. Специфика познавательной готовности к школе детей с ЗПР: зрелость познавательных процессов. Уровень знаний, речевая готовность.

6. Диагностика готовности к школе детей с ЗПР.

7. Коррекция основных компонентов школьной готовности при ЗПР.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие психологического сопровождения, связь с психодиагносикой, психокоррекцией, психопрофилактикой.

2. Психолого – педагогический подход к сопровождению детей с ЗПР.

3. Особенности работы специального психолога с детьми с ЗПР в образовательных учреждения и психологических центрах.

4. Специфика и значение раннего психологического сопровождения детей с ЗПР.

5. Нейропсихологические методы диагностики и коррекции в контексте психологического сопровождения детей.

6. Психотерапевтические методы и техники в работе с детьми с ЗПР и их близкими.

1. 8. Основные концепции работа психолога с ближайшим окружением детей с ЗПР.

8. Психологическая реабилитация детей с ЗПР как комплексная система психологической помощи.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

для студентов очной формы обучения

1. Роль М.С.Власовой, Г.Е.Сухаревой, У.В. Ульенковой в изучении проблемы ЗПР.

2. Подходы к классификации ЗПР в МКБ – 9 и МКБ – 10.

3. Систематика пограничных с олигофренией состояний Ю.Г.Демьянова.

4. Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка с ЗПР.

5. Развитие речи и дифференциация речевых нарушений в норме и при ЗПР.

6. Методы диагностики и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

7. Методы формирования активной позиции школьника у детей с ЗПР.

8. Особенности формирования различных компонентов интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР.

9. Особенности проявлений задержек психического развития при различных формах сенсорной недостаточности.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

для студентов заочной формы обучения

1. Роль М.С.Власовой, Г.Е.Сухаревой, У.В. Ульенковой в изучении проблемы ЗПР.

2. Использование различной терминологии в отечественной и зарубежной клинической психологии для обозначения категории детей с ЗПР.

3. Подходы к классификации ЗПР в МКБ – 9 и МКБ – 10.

4. Систематика пограничных с олигофренией состояний Ю.Г.Демьянова.

5. Нейропсихологический подход в изучении ММД и СДВГ.

6. Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка с ЗПР.

7. Развитие речи и дифференциация речевых нарушений в норме и при ЗПР.

8. Проявление тревожности и агрессивности как эмоционального неблагополучия у детей с ЗПР.

9. Методы диагностики и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

10. Методы формирования активной позиции школьника у детей с ЗПР.

11. Особенности формирования различных компонентов интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР.

12. Особенности проявлений задержек психического развития при различных формах сенсорной недостаточности.

13. Адаптация у школе детей с ЗПР.

14. Специфика работы специального психолога в классах коррекции.

Примерные темы контрольных работ

1. Сделать аннотацию статей:

§ Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологии /сост. О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

§ Защиринская О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологии /сост. О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

§ Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Диагностика межличностных отношений // Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологии /сост. О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

§ Белопольская Н.Л. Дифференциально – диагностическое значение изучения самосознания у детей с ЗПР // Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологии /сост. О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

 

2. Провести сравнительный анализ классификации К.С.Лебединской, М.С.Певзнер, В.В.Ковалева.

3. Заполнить таблицу, систематизируя факторы возникновения ЗПР:

 

Предрасполагающие факторы Провоцирующие факторы Поддерживающие факторы
     

4. Выделить диагностические критерии различных типов ММД (по Л. А. Ясюковой), оформить в виде таблицы.

5. Составить рекомендации педагогам по организации воспитательно-образовательного процесса у детей с СДВГ.

6. Проанализировать особенности эмоциональной сферы при различных вариантах ЗПР по следующим критериям: особенности регуляции эмоциональных реакций, основной эмоциональный фон психической деятельности, критерий ригиднгость – лабильность эмоциональной сферы, яркость эмоциональных проявлений, уровень развития социальных эмоций.

7. Обсудить (письменно) следующие проблемы:

§ Взаимодействие и взаимовлияние внимания и памяти в процессе обучения детей с ЗПР (раскрыть взаимосвязь этих процессов в структуре познавательной сферы, по возможности дифференцировать проблемы при освоении школьной программы).

§ Раскрыть влияние темперамента, возраста, пола, характерологических особенностей на проявление таких черт как внимательность или невнимательность у детей с ЗПР.

§ Механизмы возникновения и возможности предупреждения вторичной ЗПР при дефицитарном варианте дизонтогенеза.

§ Влияние семьи на факторы компенсации и декомпенсации ММД.

§ Влияние школьной ситуации на факторы компенсации и декомпенсации ММД.

8. Составить каталог методик для определения уровня школьной готовности детей с ЗПР.

9. Разработать альбом для работы с дошкольниками по коррекции внимания и памяти.

10. Разработать три конспекта психологических занятий с младшими школьниками с ЗПР (развитие эмоциональной, познавательной и социальной сфер).

11. Провести систематическое наблюдение учебной деятельности детей с ЗПР, используя следующую карту наблюдения.

 

Мотивацион­ный компо­нент Состояние учебной задачи Учебные дейст­вия Компонент контроля Результат учебной деят-ти
         

 

12. Деловая игра «Готовность ребенка с ЗПР к школьному обучению»

Общее задание

1. Индивидуально определить, какие аспекты подготов­ленности к обучению имеют наибольшую важность, опре­делить степень важности (распределить места по значимости: 1, 2, 3, 4 и т. д.).

2. Провести оценку диагностического инструментария.

3. Провести дискуссию по индивидуальным оценкам и
выработать групповую оценку, ранжируя аспекты по сте­пени их важности.

4. Разработать стратегию определения школьной готовности и детей с различными вариантами ЗПР.

5. Выделить критерии для распределения детей в обычные классы и классы коррекции.

 

Правила игры

1. Строго выполнять блок-схему игры.

2. На индивидуальном уровне участник игры выполняет
всю работу самостоятельно. Он не имеет права вступать в
контакты с другими игроками группы.

3. Индивидуальная и групповая оценки осуществляют­ся с использованием критерия "минимум ошибок".

4. Оценку результатов работы каждого игрока и каж­дой группы проводят эксперты.

5. В процессе игры оценивается вся деятельность игра­ющего.

6. Участники игры в процессе ее проведения должны
соблюдать дисциплину и строго выполнять указания руководителя игры.

 

Система оценочных показателей

1. Индивидуальная оценка по меньшему количеству в
сумме допущенных отдельным игроком ошибок.

2. Оценка индивидуальных ошибок в целом по группе
проводится по их среднему исчислению.

3. Оценка групп осуществляется по полученным дан­ным по каждой группе.

4. Экспертами в индивидуальном порядке фиксируется
оценка игроков по показателям, характеризующим их дея­тельность.

Регламент игры

1. Организационно-подготовительный этап — 20 мин

2. Игровой этап

3. Индивидуальная оценка — 25 мин

4. Групповая оценка — 40 мин

5. Установление ошибки индивидуальной оценки —
15 мин

6. Установление ошибки групповой оценки — 15 мин

7. Заключительный этап

8. Установление победителя в группе — 7 мин

9. Установление группы-победителя — 10 мин

10. Выступление экспертов групп по оценке общей
деятельности участников игры — 15 мин

11. Заключительное выступление руководителя —
10 мин

Итого: 2 ч 37 мин

Примерные темы рефератов

1. Медлительный ребенок в школе: причины и психологическое сопровождение.

2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, его проявления у детей разного возраста.

3. Невропатия как фактор возникновения ЗПР.

4. Нервная анорексия у детей с ЗПР.

5. Анаклитическая депрессия у детей младенческого и раннего возраста, ее влияние на темп психического развития.

6. Конфликтность у детей с ЗПР: причины, пути преодоления.

7. Эмоциональная неустойчивость у детей с ЗПР.

8. Особенности работы психолога в классах коррекционного обучения.

9. Раннее психологическое сопровождение детей с ММД.

10. Биологические и социальные механизмы компенсации ММД.

11. Особенности речевого развития у детей с парциальной несформированностью ВПФ.

12. Тревожность у детей с ЗПР.

13. Невротические нарушения как проявления школьной дезадаптации у детей с ЗПР.

14. Леворукий ребенок в школе.

15. Понятие «Внутренняя картина болезни», влияние субъективного восприятия болезни на личностное развитие детей с соматогенной формой ЗПР.

16. Особенности личности детей, страдающих бронхиальной астмой.

17. Проблема готовности к школьному обучению детей с различным уровнем развития.

18. Роль Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в разработке проблемы изучения детей с ЗПР.

19. Подходы зарубежных исследователей к проблеме ЗПР.

20. Нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР. Особенности формирования гипотетико – дедуктивного мышления у детей с ЗПР.

 

Примерные темы курсовых работ

1. Проявление тревожности у детей с задержкой психического развития.

2. Особенности школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития.

3. Конфликтность у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции.

4. Психологическое сопровождение семей, имеющих ребенка с задержкой психического развития.

5. Нарушения внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

6. Изучение индивидуального латерального профиля младших школьников с задержкой психического развития.

7. Особенности мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития.

8. Исследование толерантности к стрессу у детей с задержкой психического развития.

9. Влияние социального статуса на проявления тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.

10. Проявление эмоционального неблагополучия у дошкольников с задержкой психического развития.

11. Формирование учебной мотивации у дошкольников с задержкой психического развития.

12. Особенности формирования позиции школьников у детей с задержкой психического развития.

13. Особенности формирования различных форм общения у детей с задержкой психического развития.

14. Особенности распознавания базовых эмоций у младших школьников с задержкой психического развития.

15. Возможности проективных методов при изучении эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

 

Примерные вопросы к зачету

1. Возникновение и развитие проблемы задержки психического развития. Исторический экскурс.

2. Классификация слабовыраженных отклонений по этиопатогенетическому принципу.

3. Характеристика причин задержки психического развития.

4. Понятие психического инфантилизма.

5. Отграничение задержки психического развития от умственной отсталости и педагогической запущенности.

6. Иерархия нарушений и динамика развития детей с ЗПР.

7. Общая характеристика категории детей с ЗПР конституционального генеза.

8. Динамика психического развития при ЗПР конституционального генеза.

9. Понятие минимальной мозговой дисфункции (причины, проявления, влияние на психическое развитие).

10. Типы ММД, диагностические критерии.

11. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (причины, проявление, возрастная динамика).

12. Парциальная несформированность высших психических функций у детей с ЗПР.

13. Влияние астенического синдрома на психическое развитие ребенка.

14. Основные тенденции развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

15. Основные тенденции развития детей с ЗПР в младшем школьном возрасте.

16. Варианты неблагоприятного развития учебной деятельности у детей с ЗПР.

17. Становление познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.

18. Влияние биологических, психологических и социальных факторов на становление предпосылок интеллекта и интеллектуальной деятельности детей с ЗПР.

19. Характеристика мотивационного компонента интеллектуальной деятельности.

20. Характеристика компонента самоконтроля в учебной деятельности.

21. Особенности развития отдельных свойств внимания при различных вариантах ЗПР.

22. Динамика развития восприятия у детей с ЗПР.

23. Развитие памяти у детей с ЗПР, ее роль в становлении высших познавательных функций.

24. Влияние ЗПР на динамику становления различных видов мышления.

25. Развитие мыслительных операций у детей с ЗПР.

26. Особенности речевой функции, аграмматизмы устной речи у детей с ЗПР.

27. Характеристика психотехнических приемов коррекции внимания и памяти при ЗПР.

28. Особенности коррекции мыслительных операций у старших дошкольников.

29. Влияние школьной дезадаптации на формирование вторичной задержки психического развития.

30. Влияние биологических факторов на темп психического развития в младенческом возрасте.

31. Проявления депривации в психическом развитии ребенка первого года жизни (психические расстройства и нарушения в эмоциональной и познавательной сфере).

32. Характеристика предметной деятельности детей с ЗПР, ее роль в психическом развитии ребенка.

33. Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР раннего возраста.

34. Направления работы психолога с детьми раннего возраста с ЗПР.

35. Развитие игровой деятельности у дошкольников с ЗПР.

36. Развитие самосознания у дошкольника с ЗПР.

37. Проявления различных форм ЗПР в дошкольном возрасте.

38. Нейропсихологических подход к диагностике и коррекции нарушений темпа развития в дошкольном возрасте.

39. Особенности готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

40. Диагностика школьной готовности детей с ЗПР.

41. Особенности личностного развития младшего школьника с ЗПР.

42. Диагностика и коррекция школьных трудностей у детей с ЗПР.

43. Влияние учебной деятельности на психическое здоровье детей с ЗПР.

44. Формирование коллектива у младших школьников с ЗПР.

45. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР.

46. Коррекция учебной деятельности младших школьников с ЗПР.

47. Общая характеристика подростков с ЗПР.

48. Особенности протекания подросткового кризиса у детей с ЗПР.

49. Нарушения характера у подростков с ЗПР.

50. Работа психолога в классах коррекции.

51. Влияние семейного воспитания на динамику психического развития детей с ЗПР.

52. Профилактика характерологических нарушений у подростков с ЗПР.

53. Общение подростков с ЗПР.

54. Диагностика и коррекция нарушений самосознания у подростков с ЗПР.

54. Проявление задержки психического развития при других формах дизонтогенеза (ДЦП, нарушение слуха, нарушения зрения)

Игровая форма зачета

Проводится в форме олимпиады с участием 4 учебных подгрупп (команд)

Задачи:

1. Проверка знаний по пройденному курсу.

2. Развитие умение оперировать усвоенной информацией, пользоваться специальной терминологией в свободном общении.

3. Развитие умения систематизировать информацию, представлять ее в обобщенном виде.

4. Развитие мотивации учения.

5. Развитие креативности.

6. Знакомство с элементами тренинга, как методами активного социально – психологического обучения.

7. формирование сплоченности, развитие коммуникативной направленности студентов при решении вопросов делового характера, формирование социальной мобильности..

 

Содержание заданий олимпиады

1. Домашнее задание: подготовить презентацию одного из вариантов ЗПР (церебрально -органического генеза, соматогенного генеза, психогенного генеза, конституционального генеза) в игровой форме.

2. «На приеме у психолога» - узнать по общей характеристике ребенка и представленной документации (рисунки, карты наблюдения, анамнез) ту или иную форму ЗПР.

3. «Креатив». Презентовать дефиницию из пройденного материала используя подручный материал (игрушки, канцелярские товары, предметы одежды и др.) и невербальные средства (мимика, пантомимика). Примерные варианты терминологических понятий: астенический синдром, социальная депривация, энцефалопатия, психофизический инфантилизм, гиперопека, интеллектуальная недостаточность и т.д..

4. «Мастер кроссворда» - подготовить кроссворд и разгадать кроссворд противника.

5. «Дуэль» - Блиц - опрос соперников в рамках дидактических единиц пройденного курса. Вопросы каждая команда подготавливает в качестве домашнего задания, в ходе игры каждая команда задает шесть вопросов и дает ответы вопросам соперничающих команд после группового обсуждения (время коллективного обсуждения одна минута).

6. «Наш архив» - узнать выдержку из статьи, автора статьи.

 

Критерии оценки работы команд и отдельных игроков:

§ включенность всех игроков в процесс осуждения и выполнения заданий;

§ эмоциональность, яркость выступления, репрезентативность;

§ правильное использование специальной терминологии:

§ правильность и доказательность ответов;

§ умение использовать аргументацию,

§ демонстрация глубоких знаний по пройденному курсу.

Примерные вопросы к экзамену

1. Адаптация к школе детей с ЗП



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.014 с.)