Практическое занятие 17 - 18. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 17 - 18.



«Готовность к школьному обучению детей с ЗПР»

Вопросы для обсуждения

1. Структура готовности к школьному обучению.

2. Физическая готовность к школьному обучению: зрелость моторики, уровень соматического здоровья, антропологические параметры.

3. Факторы, влияющие на показатели школьной готовности детей с ЗПР.

4. Основная характеристика личностной готовности к школе детей с различными вариантами ЗПР: эмоционально – волевая готовность, сформированность позиции школьника, социальная готовность.

5. Специфика познавательной готовности к школе детей с ЗПР: зрелость познавательных процессов. Уровень знаний, речевая готовность.

6. Диагностика готовности к школе детей с ЗПР.

7. Коррекция основных компонентов школьной готовности при ЗПР.

 

Практическое занятие 19 - 20.

«Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие психологического сопровождения, связь с психодиагносикой, психокоррекцией, психопрофилактикой.

2. Психолого – педагогический подход к сопровождению детей с ЗПР.

3. Особенности работы специального психолога с детьми с ЗПР в образовательных учреждения и психологических центрах.

4. Специфика и значение раннего психологического сопровождения детей с ЗПР.

5. Нейропсихологические методы диагностики и коррекции в контексте психологического сопровождения детей.

6. Психотерапевтические методы и техники в работе с детьми с ЗПР и их близкими.

1. 8. Основные концепции работа психолога с ближайшим окружением детей с ЗПР.

8. Психологическая реабилитация детей с ЗПР как комплексная система психологической помощи.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

для студентов очной формы обучения

1. Роль М.С.Власовой, Г.Е.Сухаревой, У.В. Ульенковой в изучении проблемы ЗПР.

2. Подходы к классификации ЗПР в МКБ – 9 и МКБ – 10.

3. Систематика пограничных с олигофренией состояний Ю.Г.Демьянова.

4. Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка с ЗПР.

5. Развитие речи и дифференциация речевых нарушений в норме и при ЗПР.

6. Методы диагностики и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

7. Методы формирования активной позиции школьника у детей с ЗПР.

8. Особенности формирования различных компонентов интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР.

9. Особенности проявлений задержек психического развития при различных формах сенсорной недостаточности.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

для студентов заочной формы обучения

1. Роль М.С.Власовой, Г.Е.Сухаревой, У.В. Ульенковой в изучении проблемы ЗПР.

2. Использование различной терминологии в отечественной и зарубежной клинической психологии для обозначения категории детей с ЗПР.

3. Подходы к классификации ЗПР в МКБ – 9 и МКБ – 10.

4. Систематика пограничных с олигофренией состояний Ю.Г.Демьянова.

5. Нейропсихологический подход в изучении ММД и СДВГ.

6. Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка с ЗПР.

7. Развитие речи и дифференциация речевых нарушений в норме и при ЗПР.

8. Проявление тревожности и агрессивности как эмоционального неблагополучия у детей с ЗПР.

9. Методы диагностики и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

10. Методы формирования активной позиции школьника у детей с ЗПР.

11. Особенности формирования различных компонентов интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР.

12. Особенности проявлений задержек психического развития при различных формах сенсорной недостаточности.

13. Адаптация у школе детей с ЗПР.

14. Специфика работы специального психолога в классах коррекции.

Примерные темы контрольных работ

1. Сделать аннотацию статей:

§ Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологии /сост. О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

§ Защиринская О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологии /сост. О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

§ Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Диагностика межличностных отношений // Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологии /сост. О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

§ Белопольская Н.Л. Дифференциально – диагностическое значение изучения самосознания у детей с ЗПР // Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологии /сост. О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

 

2. Провести сравнительный анализ классификации К.С.Лебединской, М.С.Певзнер, В.В.Ковалева.

3. Заполнить таблицу, систематизируя факторы возникновения ЗПР:

 

Предрасполагающие факторы Провоцирующие факторы Поддерживающие факторы
     

4. Выделить диагностические критерии различных типов ММД (по Л. А. Ясюковой), оформить в виде таблицы.

5. Составить рекомендации педагогам по организации воспитательно-образовательного процесса у детей с СДВГ.

6. Проанализировать особенности эмоциональной сферы при различных вариантах ЗПР по следующим критериям: особенности регуляции эмоциональных реакций, основной эмоциональный фон психической деятельности, критерий ригиднгость – лабильность эмоциональной сферы, яркость эмоциональных проявлений, уровень развития социальных эмоций.

7. Обсудить (письменно) следующие проблемы:

§ Взаимодействие и взаимовлияние внимания и памяти в процессе обучения детей с ЗПР (раскрыть взаимосвязь этих процессов в структуре познавательной сферы, по возможности дифференцировать проблемы при освоении школьной программы).

§ Раскрыть влияние темперамента, возраста, пола, характерологических особенностей на проявление таких черт как внимательность или невнимательность у детей с ЗПР.

§ Механизмы возникновения и возможности предупреждения вторичной ЗПР при дефицитарном варианте дизонтогенеза.

§ Влияние семьи на факторы компенсации и декомпенсации ММД.

§ Влияние школьной ситуации на факторы компенсации и декомпенсации ММД.

8. Составить каталог методик для определения уровня школьной готовности детей с ЗПР.

9. Разработать альбом для работы с дошкольниками по коррекции внимания и памяти.

10. Разработать три конспекта психологических занятий с младшими школьниками с ЗПР (развитие эмоциональной, познавательной и социальной сфер).

11. Провести систематическое наблюдение учебной деятельности детей с ЗПР, используя следующую карту наблюдения.

 

Мотивацион­ный компо­нент Состояние учебной задачи Учебные дейст­вия Компонент контроля Результат учебной деят-ти
         

 

12. Деловая игра «Готовность ребенка с ЗПР к школьному обучению»

Общее задание

1. Индивидуально определить, какие аспекты подготов­ленности к обучению имеют наибольшую важность, опре­делить степень важности (распределить места по значимости: 1, 2, 3, 4 и т. д.).

2. Провести оценку диагностического инструментария.

3. Провести дискуссию по индивидуальным оценкам и
выработать групповую оценку, ранжируя аспекты по сте­пени их важности.

4. Разработать стратегию определения школьной готовности и детей с различными вариантами ЗПР.

5. Выделить критерии для распределения детей в обычные классы и классы коррекции.

 

Правила игры

1. Строго выполнять блок-схему игры.

2. На индивидуальном уровне участник игры выполняет
всю работу самостоятельно. Он не имеет права вступать в
контакты с другими игроками группы.

3. Индивидуальная и групповая оценки осуществляют­ся с использованием критерия "минимум ошибок".

4. Оценку результатов работы каждого игрока и каж­дой группы проводят эксперты.

5. В процессе игры оценивается вся деятельность игра­ющего.

6. Участники игры в процессе ее проведения должны
соблюдать дисциплину и строго выполнять указания руководителя игры.

 

Система оценочных показателей

1. Индивидуальная оценка по меньшему количеству в
сумме допущенных отдельным игроком ошибок.

2. Оценка индивидуальных ошибок в целом по группе
проводится по их среднему исчислению.

3. Оценка групп осуществляется по полученным дан­ным по каждой группе.

4. Экспертами в индивидуальном порядке фиксируется
оценка игроков по показателям, характеризующим их дея­тельность.

Регламент игры

1. Организационно-подготовительный этап — 20 мин

2. Игровой этап

3. Индивидуальная оценка — 25 мин

4. Групповая оценка — 40 мин

5. Установление ошибки индивидуальной оценки —
15 мин

6. Установление ошибки групповой оценки — 15 мин

7. Заключительный этап

8. Установление победителя в группе — 7 мин

9. Установление группы-победителя — 10 мин

10. Выступление экспертов групп по оценке общей
деятельности участников игры — 15 мин

11. Заключительное выступление руководителя —
10 мин

Итого: 2 ч 37 мин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.013 с.)