Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Предмет и задачи науки логики

Поиск

ЛОГИКА

 

Методические указания к курсу лекций

и задания для контрольных работ по дисциплине «Логика»

для студентов всех специальностей и всех форм обучения

 

Издательство

Юргинского технологического института (филиала)

Национального исследовательского Томского политехнического университета

УДК 16

 

Логика: методические указания к курсу лекций и задания для контрольных работ по дисциплине «Логика» для студентов всех специальностей и всех форм обучения / Сост. В.А. Пономарёв. – Юрга: Изд-во Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета, 2012. – 36 с.

 

Рецензент:

кандидат юридических наук Э.Ю. Балаян

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры ГОИЯ ЮТИ ТПУ. Протокол № 0 от «00» ноября 2012 г.

 

Зав. кафедрой ГОИЯ ЮТИ ТПУ:

к.филол.н., доцент С.В. Гричин

 
 


Введение

 

Изучение логики является одним из важнейших этапов в подготовке студентов. Знание основных логических законов, приёмов и операций поможет студентам в практической деятельности и при изучении различных дисциплин. Логика учит отделять главное от второстепенного, критически воспринимать определения и классификации различных понятий, подбирать формы доказательств истинных суждений и способы опровержения ложных. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным и эффективным.

Наиболее эффективным способом формирования и повышения логической культуры является изучение логики.

В соответствии с ГОС ВПО обязательный минимум учебной дисциплины «Логика» состоит из следующих разделов:

- Предмет и задачи науки логики

- Логические приёмы

- Понятие

- Определение и деление понятия

- Суждение

- Преобразование суждений

- Основные законы логического мышления

- Дедуктивные умозаключения

- Индуктивные умозаключения

- Аналогия

- Гипотеза

- Доказательство

 

 

Цель изучения дисциплины «Логика» – подготовка студентов в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста и базисным учебным планом.

 

В результате самостоятельного изучения дисциплины студент должен:

знать историю возникновения и этапы развития логики;предмет, сущность и специфику логики как науки; понятийно-категориальный аппарат логики; основное содержание всех форм логического мышления; законы их функционирования, правила оперирования ими;

уметь определять теоретическое и практическое значение логики, её место среди других наук и роль в постижении истинных знаний об окружающем мире; выявлять диалектику взаимосвязи логики с объективной реальностью; осуществлять логику научного познания мира и делать практические выводы из его анализа с целью повышения эффективности своей профессиональной деятельности; систематизировать правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в мыслительных операциях;

обладать навыками обоснованно и творчески применять логические законы, приёмы и операции на практике, в мыслительном процессе; на основе раскрытия содержания законов логики познавать явления и процессы, происходящие в обществе и его различных сферах; умело делать обоснованный логический выбор в условиях духовного плюрализма, правильно ориентироваться в системе ценностей; владеть искусством логического доказательства, аргументировать личную позицию и поступки.

 

Особенности изучения логики

 

Первая особенность заключается в том, что эту науку нужно изучать систематически. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку все разделы логики теснейшим образом связаны между собой.

Вторая особенность состоит в следующем. У изучающих логику иногда создаётся мнение, что овладеть ею очень трудно. Изучить логику и использовать это знание для практических целей вполне возможно каждому. Для студентов конечной целью изучения логики является умение применять её правила и законы в процессе профессиональной деятельности, поэтому рекомендуется после изучения каждой темы теоретического курса выполнять соответствующие упражнения, решать задачи по теме, а также применять полученные знания в дискуссиях, спорах, при составлении деловых бумаг и т. д.

 

 

Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Логика мышления и наука логика

2. Логические законы и формы

3. О материалистическом понимании мышления

4. Мышление и язык

5. Значение логики

 

Вопросы для повторения

 

1. Что такое правильное мышление?

2. Какие два значения имеет слово «логика»?

3. Что является предметом логики?

4. В чём ошибочность идеалистического взгляда на мышление?

5. Изложите материалистическое решение вопроса о мышлении.

6. В чём выражается связь мышления с языком?

7. Для чего необходимо изучать логику?

 

Тема реферата

 

1. Предмет и задачи науки логики

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Что означает латинское слово «loqos»?

1) мысль;

2) спор;

3) формула;

4) философия;

5) действие.

 

Вопрос 2. Кто был основателем логики как науки?

1) Платон;

2) Сократ;

3) Аристотель;

4) Кант;

5) Гегель.

 

Вопрос 3. Какой раздел не входит в современную логику?

1) математическая логика;

2) формальная логика;

3) диалектическая логика;

4) теоретическая логика;

5) индуктивная логика.

 

Вопрос 4. Какой раздел логики можно назвать наукой о формах, законах и операциях правильного мышления?

1) математическая логика;

2) формальная логика;

3) диалектическая логика;

4) теоретическая логика;

5) индуктивная логика.

 

Вопрос 5. Вставьте пропущенные слова: «Логика – это нормативная наука о формах и приёмах..., осуществляемой с помощью языка».

1) сознательной деятельности;

2) физической деятельности;

3) разговорной деятельности;

4) познавательной деятельности;

5) философской деятельности.

 

Раздел 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Мышление – опосредствованное и обобщённое познание действительности

2. Сравнение

3. Анализ и синтез

4. Абстрагирование и обобщение

 

Вопросы для повторения

 

1. Чем отличается мышление от ощущений и восприятий?

2. Что такое сравнение?

3. Что такое анализ и синтез?

4. Что такое абстрагирование и обобщение?

 

Тема реферата

 

1. Логические приёмы

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Чем обладает рациональное познание?

1) абстрактностью;

2) обобщённостью;

3) целенаправленностью;

4) вербальностью;

5) всё вышеперечисленное.

 

Вопрос 2. Какой язык не является естественным?

1) русский;

2) английский;

3) эсперанто;

4) древнегреческий;

5) японский.

 

Вопрос 3. Какой язык не является искусственным?

1) азбука Морзе;

2) эсперанто;

3) нотная грамота;

4) латынь;

5) графическое изображение местности.

 

Вопрос 4. На каком множестве понятий имя «домовой» не будет являться пустым?

1) человек;

2) сказочные персонажи;

3) все жилые дома Вашего города;

4) множество домовых книг;

5) на всех перечисленных множествах будет мнимым.

 

Вопрос 5. Какой из перечисленных знаков является описательным?

1) прямоугольный треугольник;

2) звезда;

3) студент;

4) осуждённый;

5) закон.

 

Раздел 3. ПОНЯТИЕ

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что называется понятием?

2. Что такое существенные признаки? (Приведите примеры.)

3. Чем отличается понятие от представления?

4. Что такое содержание понятия?

5. Что такое объём понятия?

6. Что такое ограничение понятия?

7. Что такое обобщение понятия?

8. Какое существует отношение между объёмом и содержанием понятия?

9. Укажите основные классы понятий. (Приведите примеры.).

10. Какие могут быть отношения между понятиями?

11. Чем отличаются противоположные понятия от противоречащих понятий?

 

Вопросы для повторения

 

1. Сущность понятия

2. Понятие и представление

3. Понятие и слово

4. Содержание и объём понятий

5. Соотношение между содержанием и объёмом понятия

6. Ограничение и обобщение понятия

7. Родовые и видовые понятия

8. Основные классы понятий

9. Отношения между понятиями

 

Тема реферата

 

1. Понятие

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какое множество является объёмом понятия «время года»?

1) (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь);

2) (зима, весна, лето, осень);

3) (тепло, холодно);

4) (снег, дождь, град, роса, иней);

5) нет верного ответа.

 

Вопрос 2. Что является содержанием понятия «время года»?

1) название месяцев;

2) погода;

3) длительность светлого времени суток;

4) наличие зелёных растений;

5) одежда, в которой ходят люди.

 

Вопрос 3. Найдите среди понятий единичное:

1) гора;

2) треугольник;

3) ограбление;

4) Москва;

5) суд.

 

Вопрос 4. Найдите среди понятий абстрактное:

1) мягкая мебель;

2) компьютерная программа;

3) ножевое ранение;

4) государственная граница;

5) нулевой меридиан.

 

Вопрос 5. Найдите среди понятий относительное:

1) экватор;

2) южное полушарие Земли;

3) невиновность;

4) кража со взломом;

5) модельное агентство.

 

Вопросы для повторения

 

1. Сущность определения понятия

2. Правила определения

3. Генетическое определение

4. Номинальное определение

5. Значение определений

6. Приёмы, заменяющие определение

7. Сущность деления понятия

8. Правила деления

9. Дихотомическое деление

10. Приёмы, сходные с делением

11. Классификация

 

Тема реферата

 

1. Определение и деление понятия

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Найдите среди пар понятий тождественные:

1) «мягкая мебель» и «диван»;

2) «арбитражный суд» и «народный суд»;

3) «преступление» и «нарушение закона»;

4) «число» и «цифра»;

5) «Снегурочка» и «Дед Мороз».

 

Вопрос 2. Найдите среди пар понятий внеположенные:

1) «инвалид» и «ребёнок»;

2) «пенсионер» и «школьник»;

3) «диван» и «кровать»;

4) «юрист» и «дипломат»;

5) «терпимость» и «злость».

 

Вопрос 3. Найдите среди пар понятий соподчинённые:

1) «европеец» и «блондин»;

2) «тепло» и «мокро»;

3) «среда» и «полдень»;

4) «вооружённое ограбление» и «получение взятки»;

5) «теорема Пифагора» и «закон Ома».

 

Вопрос 4. Найдите перекрещивающиеся понятия:

1) «американец» и «гость Парижа»;

2) «мокро» и «сухо»;

3) «логопедия» и «хирургия»;

4) «треугольник и «пятиугольник»;

5) «важная тема» и «электронагревательные приборы».

 

Вопрос 5. Какое понятие не входит в универсум «детская площадка»?

1) качели;

2) карусели;

3) песочница;

4) горка;

5) шведская стенка.

 

Раздел 5. СУЖДЕНИЕ

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что такое суждение?

2. Из каких частей состоит суждение?

3. В каком отношении находятся части логического суждения к членам грамматического предложения?

4. Дайте примеры единичного утвердительного и единичного отрицательного суждений.

5. Дайте примеры частноутвердительного и общеотрицательного суждений.

6. Какое значение имеют общие суждения?

7. Что такое условное суждение? (Приведите пример условного суждения.)

8. Что такое разделительное суждение? (Приведите пример разделительного суждения.)

9. Дайте пример категорического суждения.

10. Что такое суждение возможности? (Приведите пример суждения возможности.)

11 Что такое суждение действительности? (Приведите пример суждения действительности.)

12. Что такое суждение необходимости? (Приведите пример.)

13. Что означает выражение «распределённость термина»?

14. В каких суждениях распределено подлежащее и в каких суждениях распределено сказуемое?

15. Какие суждения называются тождественными? (Приведите пример.)

16. Какие суждения называются противоречащими? (Приведите пример.)

17. Какие суждения называются противоположными? (Приведите пример.)

 

Вопросы для повторения

 

1. Сущность суждения

2. Состав суждения

3. Суждение и предложение

4. Виды суждений

5. Утвердительные и отрицательные суждения

6. Единичные, частные и общие суждения

7. Соединение делений суждений по количеству и по качеству

8. Условные, разделительные и категорические суждения

9. Суждения возможности, действительности и необходимости

10. Объём подлежащего и сказуемого в суждении

11. Отношения между суждениями

 

Тема реферата

 

1. Суждение

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какая операция не является логической операцией?

1) обобщение;

2) возведение в степень;

3) сложение;

4) отрицание;

5) деление.

 

Вопрос 2. Найдите обобщение понятия «похищение личного имущества граждан»:

1) кража;

2) ограбление банка;

3) явка с повинной;

4) сбыт краденного;

5) нет правильного ответа.

 

Вопрос 3. Найдите ограничение понятия «населённый пункт»:

1) железнодорожная станция;

2) город;

3) дом;

4) палаточный городок;

5) нет правильного ответа.

 

Вопрос 4. Найдите дополнение понятия «мужчина»:

1) ребёнок;

2) мальчик;

3) девочка;

4) женщина;

5) профессионал.

 

Вопрос 5. Найдите отрицание понятия «свет»:

1) Луна;

2) темнота;

3) ночь;

4) туман;

5) все ответы правильные.

 

Раздел 6. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУЖДЕНИЙ

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что такое выделяющие суждения?

2. Что такое превращение суждения и в чём его значение?

3. Что такое обращение суждения?

4. В каких случаях возможно простое обращение суждения?

5. В каких случаях применяется обращение суждения с ограничением?

 

Вопросы для повторения

 

1. Уточнение логического смысла суждений

2. Превращение

3. Обращение

 

Тема реферата

 

1. Преобразование суждений

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Выполните деление понятия «язык» по временному принципу их возникновения:

1) русский язык и иностранные языки;

2) современные языки и древние языки;

3) естественные языки и искусственные языки;

4) языки народов семи континентов Земли;

5) языки, имеющие письменность и не имеющие её.

 

Вопрос 2. Укажите неверный член деления понятия «основные стороны горизонта»:

1) восток;

2) восход;

3) запад;

4) юг;

5) север.

 

Вопрос 3. Укажите неверный член деления по своему назначению понятия «сервиз»:

1) столовый;

2) чайный;

3) кофейный;

4) обеденный;

5) все члены деления правильные.

 

Вопрос 4. Укажите правильное определение:

1) Конституция РФ – основной закон РФ;

2) не всё то золото, что блестит;

3) законопослушный гражданин – это человек, не уличённый в совершении противоправных действий;

4) логика – это наука о логическом мышлении;

5) кража – тайное похищение личного имущества.

 

Вопрос 5. Укажите неправильное определение:

1) квадрат – это прямоугольник с равными сторонами;

2) зима – это время года, объединённое месяцами декабрь, январь и февраль;

3) шапка – это вид одежды;

4) уха – это первое блюдо, приготовленное из свежей рыбы;

5) преступление – это действие нарушающее закон.

 

Вопросы для повторения

 

1. Понятие о логическом законе

2. Закон тождества

3. Закон противоречия

4. Закон исключённого третьего

5. Закон достаточного основания

6. Значение логических законов

 

Тема реферата

 

1. Основные законы логического мышления

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании «Молодая была уже немолода» (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»)?

1) закон непротиворечия;

2) закон исключённого третьего;

3) закон тождества;

4) закон достаточного основания;

5) все логические законы соблюдены.

 

Вопрос 2. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании «Жил на свете частник бедный. Это был довольно богатый человек – владелец галантерейного магазина, расположенного наискось от кино «Капитолий»» (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»)?

1) закон непротиворечия;

2) закон исключённого третьего;

3) закон тождества;

4) закон достаточного основания;

5) все логические законы соблюдены.

 

Вопрос 3. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании «на месте преступления остались следы этого человека, значит, он виноват»?

1) закон непротиворечия;

2) закон исключённого третьего;

3) закон тождества;

4) закон достаточного основания;

5) все логические законы соблюдены.

 

Вопрос 4. Используя логический квадрат, найдите среди пар простых понятий те, которые находятся в отношении подчинения:

1) «все взрослые сначала были детьми» и «некоторые взрослые никогда не были детьми»;

2) «некоторые адвокаты обладают ораторскими способностями» и «некоторые адвокаты не обладают ораторскими способностями»;

3) «ни один преступник не изучает логику» и «все преступники изучают логику»;

4) «все свидетели дают правдивые показания» и «существуют свидетели, дающие правдивые показания»;

5) «каждый человек имеет свой характер» и «у всех людей разные характеры».

 

Вопрос 5. Используя логический квадрат, найдите среди пар простых понятий те, которые находятся в отношении контрадикторности:

1) «каждый человек имеет право на свою точку зрения» и «есть люди, имеющие право на свою точку зрения»;

2) «всяк кулик своё болото хвалит» и «нет такого кулика, который бы не хвалил своё болото»;

3) «Аристотель был одним из философов Древней Греции» и «Аристотель не был философом Древней Греции»;

4) «среди правонарушителей есть подростки» и «все подростки – правонарушители»;

5) «все головоломки имеют решение» и «есть нерешаемые головоломки».

 

Вопросы для повторения

 

1. Понятие об умозаключении

2. Определение силлогизма

3. Состав силлогизма

4. Аксиома силлогизма

5. Правила силлогизма

6. Понятие о фигурах силлогизма

7. Разновидности силлогизма

8. Характеристика фигур

9. Познавательное значение силлогизма

10. Условно-категорический силлогизм

11. Разделительно-категорический силлогизм

12. Энтимема

13. О сложных силлогизмах

 

Тема реферата

 

1. Дедуктивные умозаключения

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Что такое правило вывода?

1) алгоритм получения нового суждения;

2) алгоритм получения следствия из одного или нескольких истинных суждений;

3) признание следствия истинным суждением на основании истинности посылок;

4) процедура получения нового высказывания на основе уже принятых высказываний;

5) все вышеперечисленные определения верны.

 

Вопрос 2. Структурными единицами умозаключения являются:

1) посылка и следствие;

2) посылка, заключение, функтор;

3) одна или несколько посылок, следствие, функтор;

4) истинная посылка и истинное заключение;

5) нет правильного ответа.

 

Вопрос 3. Что нехарактерно для дедуктивного умозаключения?

1) на основе общего суждения делается вывод о частном;

2) на основе общего суждения делается вывод о единичном;

3) объём посылки включает в себя объём следствия;

4) заключение находится в отношении подчинения с посылкой;

5) посылки и заключение находятся в отношении частичной совместимости.

 

Вопрос 4. Что характерно для индуктивного умозаключения?

1) на основе общего суждения делается вывод о частном;

2) на основе общего суждения делается вывод о единичном;

3) на основе частного делается вывод о более общем;

4) объём посылки включает в себя объём следствия;

5) нет верного ответа.

 

Вопрос 5. Что такое силлогистика?

1) теория дедуктивного вывода;

2) теория недедуктивного вывода;

3) теория индуктивного вывода;

4) умозаключение с одной посылкой;

5) умозаключение с несколькими посылками.

 

Вопросы для повторения

 

1. Сущность индукции

2. Полная индукция

3. Неполная индукция

4. Научная индукция

5. О причинной связи явлений

6. Методы исследования причинной связи явлений

7. Условия применения методов индукции

 

Тема реферата

 

1. Индуктивные умозаключения

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какие умозаключения относятся к непосредственным?

1) противопоставление предикату;

2) обращение;

3) превращение;

4) умозаключения по логическому квадрату;

5) все вышеперечисленные.

 

Вопрос 2. Преобразуйте суждение «большинство из нас хорошо учится» путём обращения.

1) мы все хорошо учимся;

2) большинство тех, кто хорошо учится – мы;

3) некоторые из нас хорошо учатся;

4) все, кто хорошо учится – мы;

5) некоторые из нас плохо учатся.

 

Вопрос 3. Преобразуйте суждение «ни один учёный не мыслит формулами» (А. Эйнштейн) путём конверсии.

1) все, кто мыслит формулами – не учёные;

2) все учёные не мыслят формулами;

3) все, кто не мыслит формулами – не учёные;

4) все, кто мыслит формулами – учёные;

5) некоторые, мыслящие формулами – учёные.

 

Вопрос 4. Преобразуйте суждение «некоторые свидетели дают ложные показания»» путём превращения.

1) все свидетели дают ложные показания;

2) некоторые свидетели не дают ложные показания;

3) некоторые свидетели не дают правдивые показания;

4) ложные показания дают не все свидетели;

5) есть свидетели, дающие ложные показания.

 

Вопрос 5. Преобразуйте суждение «все справедливые люди – благородны» путём противопоставления предикату.

1) ни один неблагородный человек не является несправедливым;

2) все благородные люди – справедливы;

3) некоторые благородные люди – несправедливы;

4) некоторые справедливые люди – неблагородны;

5) есть несправедливые, но благородные люди.

 

Раздел 10. АНАЛОГИЯ

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что такое умозаключение по аналогии? (Дайте пример.)

2. От чего зависит вероятность вывода по аналогии?

3. Какие аналогии являются ложными?

4. Почему аналогия не может быть доказательством?

5. Для чего пользуются аналогиями?

 

Вопросы для повторения

 

1. Что такое умозаключение по аналогии?

2. От чего зависит вероятность вывода по аналогии?

3. Какие аналогии являются ложными?

4. Почему аналогия не может быть доказательством?

5. Для чего пользуются аналогиями?

 

Тема реферата

 

1. Аналогия

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. При помощи логического квадрата запишите высказывание, подчинённое высказыванию «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

1) все охотники желают знать, где сидит фазан;

2) ни один охотник не желает знать, где сидит фазан;

3) есть охотники, желающие знать, где сидит фазан;

4) есть охотники, не желающие знать, где сидит фазан;

5) нет правильного ответа.

 

Вопрос 2. При помощи логического квадрата запишите высказывание, контрадикторное высказыванию «всё течёт, всё изменяется» (Гераклит).

1) ничто не течёт, ничто не изменяется;

2) неверно, что всё течёт, всё изменяется;

3) неверно, что что-то не течёт, что-то не изменяется;

4) всё течёт, но не изменяется;

5) неверно, что ничто не течёт, ничто не изменяется.

 

Вопрос 3. При помощи логического квадрата запишите высказывание, контрадикторное высказыванию «паук – не насекомое».

1) ни один паук не является насекомым;

2) все пауки – насекомые;

3) есть пауки, являющиеся насекомыми;

4) неверно, что есть пауки, являющиеся насекомыми;

5) нет пауков, являющихся насекомыми.

 

Вопрос 4. При помощи логического квадрата запишите высказывание, контрарное высказыванию «ни один здравомыслящий человек не станет гулять под дождём без зонта».

1) все здравомыслящие люди гуляют под дождём без зонта;

2) неверно, что все здравомыслящие люди гуляют под дождём без зонта;

3) есть здравомыслящие люди, гуляющие под дождём без зонта;

4) есть здравомыслящие люди, не гуляющие под дождём без зонта;

5) все здравомыслящие люди не гуляют под дождём без зонта.

 

Вопрос 5. При помощи логического квадрата запишите высказывание, субконтрарное высказыванию «не верно, что есть кузнецы, могущие блоху подковать».

1) хороший кузнец и блоху подкуёт;

2) не каждый кузнец блоху подкуёт;

3) каждый кузнец блоху не подкуёт;

4) есть кузнецы, которые не смогут блоху подковать;

5) ни один кузнец не сможет блоху подковать.

 

Раздел 11. ГИПОТЕЗА

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что такое гипотеза?

2. Какую роль играет гипотеза в экспериментальном исследовании?

3. Приведите пример гипотезы.

4. Что значит проверить гипотезу?

5. Каким условиям должна удовлетворять гипотеза, чтобы стать теорией?

 

Вопросы для повторения

 

1. Определение гипотезы

2. Проверка гипотезы

3. Гипотеза и теория

 

Тема реферата

 

1. Гипотеза

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какой вид умозаключений не относится к дедуктивным?

1) индукция;

2) аналогия;

3) редуцкия;

4) вероятностная конверсия;

5) все вышеперечисленные.

 

Вопрос 2. Может ли быть получено умозаключение: «ни один студент группы не является неуспевающим» при помощи индукции?

1) да, при помощи полной индукции;

2) да, при помощи неполной индукции;

3) да, при помощи научной индукции;

4) да, при помощи статистической индукции;

5) нет.

 

Вопрос 3. К какому виду принадлежит следующее умозаключение: «Если бы мы не изучали философию, то не имели бы правильного понимания законов развития. И так, как мы изучаем философию, значит, мы имеем правильное понимание законов развития».

1) условно-категорическое;

2) аналогия;

3) редукция;

4) вероятностная конверсия;

5) вероятностная инверсия.

 

Вопрос 4. К какому виду принадлежит следующее умозаключение: «Сравнение обстоятельств двух последних краж показало, что обе они совершены, скорее всего, одной и той же группой. Этот вывод был сделан на том основании, что в первом и во втором случаях в квартиру проникли с помощью отмычки; в обоих случаях преступники находились в квартире не более 5 минут, но взяли самое ценное; кроме того, в обоих случаях примерно в то время, когда были совершены преступления, у подъездов домов, где жили потерпевшие, были замечены серебристые «Жигули» 15 модели».

1) индукция;

2) аналогия;

3) редукция;

4) вероятностная конверсия;

5) вероятностная инверсия.

 

Вопрос 5. Используя вероятностную конверсию, сделайте вывод из следующего суждения: «Говорящий много – часто ошибается».

1) Если много говоришь, часто ошибаешься;

2) Если говорить немного, ошибаться будешь меньше;

3) Если ошибаешься мало, значит, и говоришь немного;

4) Часто ошибающийся, много говорит;

5) Нет верного ответа.

 

Раздел 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что значит обосновать суждение?

2. Какие суждения не нуждаются в логическом обосновании?

3. Какие три значения имеет слово «доказательство»?

4. Что значит доказать истинность какого-либо суждения?

5. Что такое тезис?

6. Что такое основание?

7. Что такое способ доказательства?

8. Что такое прямое доказательство? (Приведите пример.)

9. Что такое косвенное доказательство? (Приведите пример.)

10. Что такое «сведение к абсурду»?

11. Какие существуют правила доказательства?

12. В чём существо логической ошибки «подмена тезиса»? (Приведите пример.)

13. В чём существо логической ошибки «кто чрезмерно доказывает – ничего не доказывает»? (Приведите пример.)

14. В чём существо логической ошибки «основное заблуждение»? (Приведите пример.)

15. Что такое «предрешение основания»?

16. В чём существо логической ошибки «не вытекает»? (Приведите пример.)

17. В чём существо логической ошибки «от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно»? (Приведите пример.)

18. Что такое «порочный круг» в доказательстве?

19. Что такое «учетверение терминов»?

20. Что такое опровержение?

21. Какие способы опровержения вы знаете?

 

Вопросы для повторения

 

1. Определение логического доказательства

2. Состав доказательства

3. Доказательства прямые и косвенные

4. Правила доказательства

5. Опровержение

 

Тема реферата

 

1. Доказательство

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какое из перечисленных действий не является способом проверки гипотез?

1) Непосредственное обнаружение предполагаемого объекта или доказательство, что его не существует;

2) Выведение следствий из гипотезы их верификация;

3) Опровержение всех конкурирующих гипотез кроме одной, которая признается подтверждённой;

4) Опровержение хотя бы одного следствия из гипотезы;

5) Принятие гипотезы без доказательства и «слепая» вера в данное предположение пока «время не рассудит».

 

Вопрос 2. Установите возможный путь подтверждения или опровержения следующей гипотезы: «Дик Сенд предполагал, что такая река найдётся, и вот почему он так думал. Река, впадающая в Атлантический океан в том самом месте, где произошло крушение «Пилигрима», не могла течь издалека ни с севера, ни с востока, так как горизонт с этих сторон замыкала довольно близкая горная цепь – та самая, которую вполне можно было принять за Анды. Следовательно, или река текла с этих высот, или русло её загибалось к югу – в обоих случаях она была где-то недалеко» (Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»).

1) Непосредственное обнаружение предполагаемого объекта или доказательство, что его не существует;

2) Выведение следствий из гипотезы их верификация;

3) Опровержение всех конкурирующих гипотез кроме одной, которая признаются подтверждённой;

4) Опровержение хотя бы одного следствия из гипотезы;

5) Принятие гипотезы без доказательства и «слепая» вера в данное предположение пока «время не рассудит».

 

Вопрос 3. Во время своего полного затмения Луна бывает необычного красного цвета. В древности это наводило страх на людей. Они считали, что на Луну нападают чудовища или злые духи, ранят её, отчего она и краснеет. Что можно сказать об этом рассуждении с точки зрения логики?

1) Это научная гипотеза;

2) это ненаучная гипотеза;

3) Это недедуктивное рассуждение с установлением причинных зависимостей;

4) Это содержательная теория;

5) Это частичное обоснование тезиса.

 

Вопрос 4. Какие гипотезы называются конкурирующими?

1) Противоречащие друг другу;

2) Выдвинутые для объяснения одних и тех же фактов;

3) Выдвинутые для объяснения противоречащих друг другу фактов;

4) Любые две гипотезы;

5) Нет верного ответа.

 

Вопрос 5. Что такое версия?

1) Предположение о том, кто совершил преступление;

2) Все предположения о том, кто совершил преступление;

3) Гипотеза, выдвигаемая в ходе следственной или судебной деятельности;

4) Доказанная гипотеза о совершённом преступлении;

5) нет правильного ответа.

 

 

Вопросы к зачёту

 

1. Предмет логики, её значение и место в системе научных знаний. Исторические этапы развития логики как науки.

2. Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления.

3. Логический и семантический анализ языка и мышления. Именные и пропозициональные функции.

4. Понятие как форма мышления. Объём и содержание понятий.

5. Логическая характеристика понятий. Виды понятий по объёму и содержанию.

6. Соотношение понятий. Сравнимые и несравнимые. Совместимые и несовместимые понятия. Виды совместимости и несовместимости понятий.

7. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация.

8. Логические операции с понятиями: определение понятий. Виды определения. Правила определения и ошибки, вытекающие из их нарушения.

9. Логические операции с понятиями: деление понятий. Виды деления. Правила деления и ошибки, вытекающие из их нарушения.

10. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

11. Виды простых ассерторических суждений, их логическая характеристика.

12. Деление суждений по количеству и качеству. Суждения типа А, Е, I, О, их логическая характеристика.

13. Выделяющие и исключающие суждения, их логическая структура.

14. Правила распределённости терминов в атрибутивных суждениях.

15. Модальные суждения. Виды модальности.

16. Отношения между простыми суждениями. Правила логического квадрата.

17. Сложные конъюнктивные и дизъюнктивные суждения. Условия истинности и табличная характеристика логических значений.

18. Сложные суждения импликации, эквиваленции и суждения внешнего отрицания. Условия истинности и логическая характеристика их значений.

19. Отношения между сложными суждениями.

20. Умозаключение как форма логического мышления. Структура



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.016 с.)