Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 8. Дедуктивные умозаключения

Поиск

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что такое умозаключение?

2. Дайте определение силлогизма.

3. Что входит в состав силлогизма?

4. Назовите термины силлогизма. Укажите роль в силлогизме каждого термина.

5. Что такое аксиома силлогизма? Сформулируйте её.

6. При каких условиях может быть истинным заключение силлогизма?

7. Назовите правила силлогизма.

8. Чем различаются фигуры силлогизма?

9. Что такое условный силлогизм? (Приведите примеры.)

10. Какие две формы условного силлогизма дают достоверный вывод?

11. В каких случаях мы получаем в условном силлогизме лишь вероятный вывод?

12. Что такое разделительный силлогизм?

13. Укажите две формы разделительного силлогизма.

14. Укажите правила разделительного силлогизма.

15. Что такое энтимема?

16. Укажите три вида энтимемы.

17. Для чего бывает необходимо восстановить энтимему?

 

Вопросы для повторения

 

1. Понятие об умозаключении

2. Определение силлогизма

3. Состав силлогизма

4. Аксиома силлогизма

5. Правила силлогизма

6. Понятие о фигурах силлогизма

7. Разновидности силлогизма

8. Характеристика фигур

9. Познавательное значение силлогизма

10. Условно-категорический силлогизм

11. Разделительно-категорический силлогизм

12. Энтимема

13. О сложных силлогизмах

 

Тема реферата

 

1. Дедуктивные умозаключения

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Что такое правило вывода?

1) алгоритм получения нового суждения;

2) алгоритм получения следствия из одного или нескольких истинных суждений;

3) признание следствия истинным суждением на основании истинности посылок;

4) процедура получения нового высказывания на основе уже принятых высказываний;

5) все вышеперечисленные определения верны.

 

Вопрос 2. Структурными единицами умозаключения являются:

1) посылка и следствие;

2) посылка, заключение, функтор;

3) одна или несколько посылок, следствие, функтор;

4) истинная посылка и истинное заключение;

5) нет правильного ответа.

 

Вопрос 3. Что нехарактерно для дедуктивного умозаключения?

1) на основе общего суждения делается вывод о частном;

2) на основе общего суждения делается вывод о единичном;

3) объём посылки включает в себя объём следствия;

4) заключение находится в отношении подчинения с посылкой;

5) посылки и заключение находятся в отношении частичной совместимости.

 

Вопрос 4. Что характерно для индуктивного умозаключения?

1) на основе общего суждения делается вывод о частном;

2) на основе общего суждения делается вывод о единичном;

3) на основе частного делается вывод о более общем;

4) объём посылки включает в себя объём следствия;

5) нет верного ответа.

 

Вопрос 5. Что такое силлогистика?

1) теория дедуктивного вывода;

2) теория недедуктивного вывода;

3) теория индуктивного вывода;

4) умозаключение с одной посылкой;

5) умозаключение с несколькими посылками.

 

Раздел 9. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что такое умозаключение? Дайте его определение.

2. Назовите три основные формы умозаключения.

3. Что такое индуктивное умозаключение?

4. Что такое полная индукция? (Приведите пример полной индукции.)

5. Что такое неполная индукция? (Приведите пример.)

6. Что такое научная индукция? (Приведите пример.)

7. Какое различие между индукцией через простое перечисление и научной индукцией?

8. В чём сущность метода сходства? (Приведите формулировку и пример.)

9. В чём сущность метода различия? (Приведите формулировку и пример.)

10. В чём сущность метода остатков? (Приведите формулировки и пример.)

11. В чём сущность метода сопутствующих изменений? (Приведите формулировку и пример.)

12. Что такое «поспешное обобщение»? (Дайте примеры.)

13. Что такое «после этого – значит, по причине этого»?

 

Вопросы для повторения

 

1. Сущность индукции

2. Полная индукция

3. Неполная индукция

4. Научная индукция

5. О причинной связи явлений

6. Методы исследования причинной связи явлений

7. Условия применения методов индукции

 

Тема реферата

 

1. Индуктивные умозаключения

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какие умозаключения относятся к непосредственным?

1) противопоставление предикату;

2) обращение;

3) превращение;

4) умозаключения по логическому квадрату;

5) все вышеперечисленные.

 

Вопрос 2. Преобразуйте суждение «большинство из нас хорошо учится» путём обращения.

1) мы все хорошо учимся;

2) большинство тех, кто хорошо учится – мы;

3) некоторые из нас хорошо учатся;

4) все, кто хорошо учится – мы;

5) некоторые из нас плохо учатся.

 

Вопрос 3. Преобразуйте суждение «ни один учёный не мыслит формулами» (А. Эйнштейн) путём конверсии.

1) все, кто мыслит формулами – не учёные;

2) все учёные не мыслят формулами;

3) все, кто не мыслит формулами – не учёные;

4) все, кто мыслит формулами – учёные;

5) некоторые, мыслящие формулами – учёные.

 

Вопрос 4. Преобразуйте суждение «некоторые свидетели дают ложные показания»» путём превращения.

1) все свидетели дают ложные показания;

2) некоторые свидетели не дают ложные показания;

3) некоторые свидетели не дают правдивые показания;

4) ложные показания дают не все свидетели;

5) есть свидетели, дающие ложные показания.

 

Вопрос 5. Преобразуйте суждение «все справедливые люди – благородны» путём противопоставления предикату.

1) ни один неблагородный человек не является несправедливым;

2) все благородные люди – справедливы;

3) некоторые благородные люди – несправедливы;

4) некоторые справедливые люди – неблагородны;

5) есть несправедливые, но благородные люди.

 

Раздел 10. АНАЛОГИЯ

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что такое умозаключение по аналогии? (Дайте пример.)

2. От чего зависит вероятность вывода по аналогии?

3. Какие аналогии являются ложными?

4. Почему аналогия не может быть доказательством?

5. Для чего пользуются аналогиями?

 

Вопросы для повторения

 

1. Что такое умозаключение по аналогии?

2. От чего зависит вероятность вывода по аналогии?

3. Какие аналогии являются ложными?

4. Почему аналогия не может быть доказательством?

5. Для чего пользуются аналогиями?

 

Тема реферата

 

1. Аналогия

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. При помощи логического квадрата запишите высказывание, подчинённое высказыванию «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

1) все охотники желают знать, где сидит фазан;

2) ни один охотник не желает знать, где сидит фазан;

3) есть охотники, желающие знать, где сидит фазан;

4) есть охотники, не желающие знать, где сидит фазан;

5) нет правильного ответа.

 

Вопрос 2. При помощи логического квадрата запишите высказывание, контрадикторное высказыванию «всё течёт, всё изменяется» (Гераклит).

1) ничто не течёт, ничто не изменяется;

2) неверно, что всё течёт, всё изменяется;

3) неверно, что что-то не течёт, что-то не изменяется;

4) всё течёт, но не изменяется;

5) неверно, что ничто не течёт, ничто не изменяется.

 

Вопрос 3. При помощи логического квадрата запишите высказывание, контрадикторное высказыванию «паук – не насекомое».

1) ни один паук не является насекомым;

2) все пауки – насекомые;

3) есть пауки, являющиеся насекомыми;

4) неверно, что есть пауки, являющиеся насекомыми;

5) нет пауков, являющихся насекомыми.

 

Вопрос 4. При помощи логического квадрата запишите высказывание, контрарное высказыванию «ни один здравомыслящий человек не станет гулять под дождём без зонта».

1) все здравомыслящие люди гуляют под дождём без зонта;

2) неверно, что все здравомыслящие люди гуляют под дождём без зонта;

3) есть здравомыслящие люди, гуляющие под дождём без зонта;

4) есть здравомыслящие люди, не гуляющие под дождём без зонта;

5) все здравомыслящие люди не гуляют под дождём без зонта.

 

Вопрос 5. При помощи логического квадрата запишите высказывание, субконтрарное высказыванию «не верно, что есть кузнецы, могущие блоху подковать».

1) хороший кузнец и блоху подкуёт;

2) не каждый кузнец блоху подкуёт;

3) каждый кузнец блоху не подкуёт;

4) есть кузнецы, которые не смогут блоху подковать;

5) ни один кузнец не сможет блоху подковать.

 

Раздел 11. ГИПОТЕЗА

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что такое гипотеза?

2. Какую роль играет гипотеза в экспериментальном исследовании?

3. Приведите пример гипотезы.

4. Что значит проверить гипотезу?

5. Каким условиям должна удовлетворять гипотеза, чтобы стать теорией?

 

Вопросы для повторения

 

1. Определение гипотезы

2. Проверка гипотезы

3. Гипотеза и теория

 

Тема реферата

 

1. Гипотеза

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какой вид умозаключений не относится к дедуктивным?

1) индукция;

2) аналогия;

3) редуцкия;

4) вероятностная конверсия;

5) все вышеперечисленные.

 

Вопрос 2. Может ли быть получено умозаключение: «ни один студент группы не является неуспевающим» при помощи индукции?

1) да, при помощи полной индукции;

2) да, при помощи неполной индукции;

3) да, при помощи научной индукции;

4) да, при помощи статистической индукции;

5) нет.

 

Вопрос 3. К какому виду принадлежит следующее умозаключение: «Если бы мы не изучали философию, то не имели бы правильного понимания законов развития. И так, как мы изучаем философию, значит, мы имеем правильное понимание законов развития».

1) условно-категорическое;

2) аналогия;

3) редукция;

4) вероятностная конверсия;

5) вероятностная инверсия.

 

Вопрос 4. К какому виду принадлежит следующее умозаключение: «Сравнение обстоятельств двух последних краж показало, что обе они совершены, скорее всего, одной и той же группой. Этот вывод был сделан на том основании, что в первом и во втором случаях в квартиру проникли с помощью отмычки; в обоих случаях преступники находились в квартире не более 5 минут, но взяли самое ценное; кроме того, в обоих случаях примерно в то время, когда были совершены преступления, у подъездов домов, где жили потерпевшие, были замечены серебристые «Жигули» 15 модели».

1) индукция;

2) аналогия;

3) редукция;

4) вероятностная конверсия;

5) вероятностная инверсия.

 

Вопрос 5. Используя вероятностную конверсию, сделайте вывод из следующего суждения: «Говорящий много – часто ошибается».

1) Если много говоришь, часто ошибаешься;

2) Если говорить немного, ошибаться будешь меньше;

3) Если ошибаешься мало, значит, и говоришь немного;

4) Часто ошибающийся, много говорит;

5) Нет верного ответа.

 

Раздел 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

 

Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения

 

1. Что значит обосновать суждение?

2. Какие суждения не нуждаются в логическом обосновании?

3. Какие три значения имеет слово «доказательство»?

4. Что значит доказать истинность какого-либо суждения?

5. Что такое тезис?

6. Что такое основание?

7. Что такое способ доказательства?

8. Что такое прямое доказательство? (Приведите пример.)

9. Что такое косвенное доказательство? (Приведите пример.)

10. Что такое «сведение к абсурду»?

11. Какие существуют правила доказательства?

12. В чём существо логической ошибки «подмена тезиса»? (Приведите пример.)

13. В чём существо логической ошибки «кто чрезмерно доказывает – ничего не доказывает»? (Приведите пример.)

14. В чём существо логической ошибки «основное заблуждение»? (Приведите пример.)

15. Что такое «предрешение основания»?

16. В чём существо логической ошибки «не вытекает»? (Приведите пример.)

17. В чём существо логической ошибки «от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно»? (Приведите пример.)

18. Что такое «порочный круг» в доказательстве?

19. Что такое «учетверение терминов»?

20. Что такое опровержение?

21. Какие способы опровержения вы знаете?

 

Вопросы для повторения

 

1. Определение логического доказательства

2. Состав доказательства

3. Доказательства прямые и косвенные

4. Правила доказательства

5. Опровержение

 

Тема реферата

 

1. Доказательство

 

Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения

 

Вопрос 1. Какое из перечисленных действий не является способом проверки гипотез?

1) Непосредственное обнаружение предполагаемого объекта или доказательство, что его не существует;

2) Выведение следствий из гипотезы их верификация;

3) Опровержение всех конкурирующих гипотез кроме одной, которая признается подтверждённой;

4) Опровержение хотя бы одного следствия из гипотезы;

5) Принятие гипотезы без доказательства и «слепая» вера в данное предположение пока «время не рассудит».

 

Вопрос 2. Установите возможный путь подтверждения или опровержения следующей гипотезы: «Дик Сенд предполагал, что такая река найдётся, и вот почему он так думал. Река, впадающая в Атлантический океан в том самом месте, где произошло крушение «Пилигрима», не могла течь издалека ни с севера, ни с востока, так как горизонт с этих сторон замыкала довольно близкая горная цепь – та самая, которую вполне можно было принять за Анды. Следовательно, или река текла с этих высот, или русло её загибалось к югу – в обоих случаях она была где-то недалеко» (Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»).

1) Непосредственное обнаружение предполагаемого объекта или доказательство, что его не существует;

2) Выведение следствий из гипотезы их верификация;

3) Опровержение всех конкурирующих гипотез кроме одной, которая признаются подтверждённой;

4) Опровержение хотя бы одного следствия из гипотезы;

5) Принятие гипотезы без доказательства и «слепая» вера в данное предположение пока «время не рассудит».

 

Вопрос 3. Во время своего полного затмения Луна бывает необычного красного цвета. В древности это наводило страх на людей. Они считали, что на Луну нападают чудовища или злые духи, ранят её, отчего она и краснеет. Что можно сказать об этом рассуждении с точки зрения логики?

1) Это научная гипотеза;

2) это ненаучная гипотеза;

3) Это недедуктивное рассуждение с установлением причинных зависимостей;

4) Это содержательная теория;

5) Это частичное обоснование тезиса.

 

Вопрос 4. Какие гипотезы называются конкурирующими?

1) Противоречащие друг другу;

2) Выдвинутые для объяснения одних и тех же фактов;

3) Выдвинутые для объяснения противоречащих друг другу фактов;

4) Любые две гипотезы;

5) Нет верного ответа.

 

Вопрос 5. Что такое версия?

1) Предположение о том, кто совершил преступление;

2) Все предположения о том, кто совершил преступление;

3) Гипотеза, выдвигаемая в ходе следственной или судебной деятельности;

4) Доказанная гипотеза о совершённом преступлении;

5) нет правильного ответа.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.012 с.)