Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Определение и деление понятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения
1. Что такое определение понятия? 2. Укажите составные части определения. 3. Назовите правила определения. (Дайте примеры на каждое правило). 4. Что такое генетическое определение? (Дайте пример.) 5. Что такое номинальное определение? (Дайте пример.) 6. Какое значение имеют определения? 7. Укажите приёмы, сходные с определением. 8. Что такое деление понятия? Укажите правила деления. 9. Что такое дихотомическое деление? 10. Какое имеется различие между «делением» понятия и «мысленным расчленением» предмета? (Приведите пример расчленения.) 11. Укажите приёмы, сходные с делением. 12. Что такое классификация? 13. Какое различие имеется между естественной и искусственной классификацией?
Вопросы для повторения
1. Сущность определения понятия 2. Правила определения 3. Генетическое определение 4. Номинальное определение 5. Значение определений 6. Приёмы, заменяющие определение 7. Сущность деления понятия 8. Правила деления 9. Дихотомическое деление 10. Приёмы, сходные с делением 11. Классификация
Тема реферата
1. Определение и деление понятия
Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения
Вопрос 1. Найдите среди пар понятий тождественные: 1) «мягкая мебель» и «диван»; 2) «арбитражный суд» и «народный суд»; 3) «преступление» и «нарушение закона»; 4) «число» и «цифра»; 5) «Снегурочка» и «Дед Мороз».
Вопрос 2. Найдите среди пар понятий внеположенные: 1) «инвалид» и «ребёнок»; 2) «пенсионер» и «школьник»; 3) «диван» и «кровать»; 4) «юрист» и «дипломат»; 5) «терпимость» и «злость».
Вопрос 3. Найдите среди пар понятий соподчинённые: 1) «европеец» и «блондин»; 2) «тепло» и «мокро»; 3) «среда» и «полдень»; 4) «вооружённое ограбление» и «получение взятки»; 5) «теорема Пифагора» и «закон Ома».
Вопрос 4. Найдите перекрещивающиеся понятия: 1) «американец» и «гость Парижа»; 2) «мокро» и «сухо»; 3) «логопедия» и «хирургия»; 4) «треугольник и «пятиугольник»; 5) «важная тема» и «электронагревательные приборы».
Вопрос 5. Какое понятие не входит в универсум «детская площадка»? 1) качели; 2) карусели; 3) песочница; 4) горка; 5) шведская стенка.
Раздел 5. СУЖДЕНИЕ
Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения
1. Что такое суждение? 2. Из каких частей состоит суждение? 3. В каком отношении находятся части логического суждения к членам грамматического предложения? 4. Дайте примеры единичного утвердительного и единичного отрицательного суждений. 5. Дайте примеры частноутвердительного и общеотрицательного суждений. 6. Какое значение имеют общие суждения? 7. Что такое условное суждение? (Приведите пример условного суждения.) 8. Что такое разделительное суждение? (Приведите пример разделительного суждения.) 9. Дайте пример категорического суждения. 10. Что такое суждение возможности? (Приведите пример суждения возможности.) 11 Что такое суждение действительности? (Приведите пример суждения действительности.) 12. Что такое суждение необходимости? (Приведите пример.) 13. Что означает выражение «распределённость термина»? 14. В каких суждениях распределено подлежащее и в каких суждениях распределено сказуемое? 15. Какие суждения называются тождественными? (Приведите пример.) 16. Какие суждения называются противоречащими? (Приведите пример.) 17. Какие суждения называются противоположными? (Приведите пример.)
Вопросы для повторения
1. Сущность суждения 2. Состав суждения 3. Суждение и предложение 4. Виды суждений 5. Утвердительные и отрицательные суждения 6. Единичные, частные и общие суждения 7. Соединение делений суждений по количеству и по качеству 8. Условные, разделительные и категорические суждения 9. Суждения возможности, действительности и необходимости 10. Объём подлежащего и сказуемого в суждении 11. Отношения между суждениями
Тема реферата
1. Суждение
Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения
Вопрос 1. Какая операция не является логической операцией? 1) обобщение; 2) возведение в степень; 3) сложение; 4) отрицание; 5) деление.
Вопрос 2. Найдите обобщение понятия «похищение личного имущества граждан»: 1) кража; 2) ограбление банка; 3) явка с повинной; 4) сбыт краденного; 5) нет правильного ответа.
Вопрос 3. Найдите ограничение понятия «населённый пункт»: 1) железнодорожная станция; 2) город; 3) дом; 4) палаточный городок; 5) нет правильного ответа.
Вопрос 4. Найдите дополнение понятия «мужчина»: 1) ребёнок; 2) мальчик; 3) девочка; 4) женщина; 5) профессионал.
Вопрос 5. Найдите отрицание понятия «свет»: 1) Луна; 2) темнота; 3) ночь; 4) туман; 5) все ответы правильные.
Раздел 6. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУЖДЕНИЙ
Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения
1. Что такое выделяющие суждения? 2. Что такое превращение суждения и в чём его значение? 3. Что такое обращение суждения? 4. В каких случаях возможно простое обращение суждения? 5. В каких случаях применяется обращение суждения с ограничением?
Вопросы для повторения
1. Уточнение логического смысла суждений 2. Превращение 3. Обращение
Тема реферата
1. Преобразование суждений
Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения
Вопрос 1. Выполните деление понятия «язык» по временному принципу их возникновения: 1) русский язык и иностранные языки; 2) современные языки и древние языки; 3) естественные языки и искусственные языки; 4) языки народов семи континентов Земли; 5) языки, имеющие письменность и не имеющие её.
Вопрос 2. Укажите неверный член деления понятия «основные стороны горизонта»: 1) восток; 2) восход; 3) запад; 4) юг; 5) север.
Вопрос 3. Укажите неверный член деления по своему назначению понятия «сервиз»: 1) столовый; 2) чайный; 3) кофейный; 4) обеденный; 5) все члены деления правильные.
Вопрос 4. Укажите правильное определение: 1) Конституция РФ – основной закон РФ; 2) не всё то золото, что блестит; 3) законопослушный гражданин – это человек, не уличённый в совершении противоправных действий; 4) логика – это наука о логическом мышлении; 5) кража – тайное похищение личного имущества.
Вопрос 5. Укажите неправильное определение: 1) квадрат – это прямоугольник с равными сторонами; 2) зима – это время года, объединённое месяцами декабрь, январь и февраль; 3) шапка – это вид одежды; 4) уха – это первое блюдо, приготовленное из свежей рыбы; 5) преступление – это действие нарушающее закон.
Раздел 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения
1. Что такое логический закон? 2. В чём сущность закона тождества. Укажите, какие стороны действительности он отражает. 3. Дайте примеры нарушения закона тождества. 4. В чём сущность закона противоречия. 5. Дайте примеры нарушения закона противоречия. 6. В чём сущность закона исключённого третьего. 7. В чём сущность закона достаточного основания. 8. Какое значение имеют логические законы?
Вопросы для повторения
1. Понятие о логическом законе 2. Закон тождества 3. Закон противоречия 4. Закон исключённого третьего 5. Закон достаточного основания 6. Значение логических законов
Тема реферата
1. Основные законы логического мышления
Дополнительное задание для студентов заочной формы обучения
Вопрос 1. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании «Молодая была уже немолода» (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»)? 1) закон непротиворечия; 2) закон исключённого третьего; 3) закон тождества; 4) закон достаточного основания; 5) все логические законы соблюдены.
Вопрос 2. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании «Жил на свете частник бедный. Это был довольно богатый человек – владелец галантерейного магазина, расположенного наискось от кино «Капитолий»» (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»)? 1) закон непротиворечия; 2) закон исключённого третьего; 3) закон тождества; 4) закон достаточного основания; 5) все логические законы соблюдены.
Вопрос 3. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании «на месте преступления остались следы этого человека, значит, он виноват»? 1) закон непротиворечия; 2) закон исключённого третьего; 3) закон тождества; 4) закон достаточного основания; 5) все логические законы соблюдены.
Вопрос 4. Используя логический квадрат, найдите среди пар простых понятий те, которые находятся в отношении подчинения: 1) «все взрослые сначала были детьми» и «некоторые взрослые никогда не были детьми»; 2) «некоторые адвокаты обладают ораторскими способностями» и «некоторые адвокаты не обладают ораторскими способностями»; 3) «ни один преступник не изучает логику» и «все преступники изучают логику»; 4) «все свидетели дают правдивые показания» и «существуют свидетели, дающие правдивые показания»; 5) «каждый человек имеет свой характер» и «у всех людей разные характеры».
Вопрос 5. Используя логический квадрат, найдите среди пар простых понятий те, которые находятся в отношении контрадикторности: 1) «каждый человек имеет право на свою точку зрения» и «есть люди, имеющие право на свою точку зрения»; 2) «всяк кулик своё болото хвалит» и «нет такого кулика, который бы не хвалил своё болото»; 3) «Аристотель был одним из философов Древней Греции» и «Аристотель не был философом Древней Греции»; 4) «среди правонарушителей есть подростки» и «все подростки – правонарушители»; 5) «все головоломки имеют решение» и «есть нерешаемые головоломки».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.6 (0.008 с.) |