Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет логики. Логика и другие науки.
Предмет логики. Логика и другие науки. Логика –наука о правильном мышлении. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Предметом логики является мышление (представление окружающего мира) Мышление: абстрактное (понятие,суждение,умозаключение), конкретное(ощущение,восприятие,представление) Цель логики: сформулировать и систематизировать принципы, методы и средства функционирования и регулирования деятельности. Основная задача логики: отделение правильных рассуждений от неправильных. Правильные выводы называются обоснованными, последовательными или логичными. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично –это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов. Понятие логической формы. Истинность и правильность как различные категории В логике. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры). Структуру мысли, т. е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) в трех следующих суждениях: «Все караси –рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки –насекомые». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S есть Р»; она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться тире. Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму: 1) «Если железо нагреть, то оно расширяется»; 2) «Если учащийся изучает логику, то он повышает четкость своего мышления». Форма этих суждений такая: «Если S есть Р, то S есть P1» Истинность и правильность как различные категории в логике. Оба эти фактора – условия достижения верных результатов в процессе рассуждения. Истинность – соответствие действительности. Мысль, не соответствующая действительности – ложная. Логическая правильность – умение правильно подобрать основы суждения и построить рассуждение по законам мышления, чтобы сделать истинные выводы. При нарушении законов логики даже из истинных суждений можно сделать неверные выводы. Законы формальной логики: 1) тождества, (всякое понятие и суждение тождественно самому себе) 2) не противоречия, (два противоположных суждения не могут быть одновременно истинной,одно из них ложное) 3) исключённого третьего (два противоречивых друг другу суждения не могут быть одновременно ложными; одно из них обязательно истинно, другое – ложно, а 3го не дано) 4) достаточного основания (всякая истинная мысль должна иметь достаточное основание,т.е. все мысли,которые можно объяснить,считать истинными,а те которые нельзя - ложными) Применение законы формальной логики обеспечивает мышлению и рассуждению определенность, непротиворечивость, однозначность и обоснованность. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятий. Понятие-это форма мышления, в котором отражаются предметы по их существенному признаку. Признак- в чем предмет исходный или в чем он отличается. Содержание понятия- наиболее важный признак объекта или выражает его понятие. Объем понятий- количество объектов, которые охватываются понятием. (Пример: Дерево и лес. Что больше?) Закон обратного отношения объекта и объема понятий: чем больше его объем, тем меньше его содержание. 2 логические операции: а)ограничение понятий- уменьшение его объема, содержание увеличивается. Б) обобщение понятий –увеличение его объема, содержание уменьшается(октябрь-месяц, Москва-город) Виды понятий по объему содержаний. По объему: 1.Единичные понятия- входит только 1 объект (столица России-Москва) 2.Общее понятие- в объем которых входит много объектов (город,небесное тело, президент) 3.Нулевое понятие- понятие, не существующее в реальности (Дед Мороз, Кощей Бессмертный По содержанию: 1.Конкретное (когда понятие означает любой конкретный физич.объект) и абстрактное(понятие обозначает не объект,а определенный признак, свойство) 2.Положительное(наличие каких-либо признаков) и отрицательное(указывает на отсутствие признаков-Отцы и дети,Учитель и ученик) 3.Относительное(понятия,которых мыслятся предметы,при этом содержание одного из них подразделяет наличие другого) и безотносительное (предметы мыслятся и существуют самостоятельно без другого предмета-Человек,Правило) 4.Собирательное (в которых группа однородных предметов мяслятся как единое целое(рай,улий)) и несобирательное(содержание которого можно отнести к каждому отдельному предмету) Виды понятий 1.1. Единичные –понятие, в котором мыслится один предмет (Москва). 1.2. Общие –понятие, в котором мыслится множество элементов (Столица): регистрирующие (множество мыслимых в нем элементов в принципе поддается учету, регистрируется (планета Солнечной системы) имеют конечный объем; нерегистрирующие (общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов –человек, следователь). 2.1. Собирательные –понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое (коллектив, полк, созвездие). Содержание собирательного понятие нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов (коллектив –группа лиц, объединенных общим делом; неприложимо к каждому отдельному члену коллектива). 2.2. Несобирательные –понятия, в которых мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу (звезда, командир полка). Понятия могут употребляться в разделительном (если высказывание относится к каждому элементу класса –студенты 1-го курса изучают логику) и собирательном (высказывание относится ко всем элементам взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности –студенты 1-го курса провели конференцию) смыслах. 3.1. Конкретные –мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее (книга, свидетель, государство); 3.2. Абстрактные - мыслится признак предмета или отношение между предметами (смелость, ответственность, вечность). Образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета. Посредник - общее, конкретное понятие; посредничество - общее, абстрактное. ООН - единичное, конкретное понятие; мужество капитана Гастелло –единичное, абстрактное. 4.1.Положительные –понятия, в содержании которых выражается наличие каких-либо свойств у предмета. 4.2. Отрицательные –понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета каких-либо свойств. Выражаются словам с отрицательными частицами не и без. В случаях же, когда отрицательная частица слилась со словом и без него не употребляется, эти понятия переходят в разряд положительных (безделушка, негодование). 5.1. Безотносительные –отражают предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам (студент, государство). 5.2. Соотносительные –содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому (родители-дети; начальник-подчиненный).
Отношения между понятиями Формальная логика изучает и описывает имеющие большое значение для познавательной деятельности человека разнообразные отношения между понятиями, выясняет, как они проявляются в реальной практике процесса познания. Отношения между понятиями по объему делятся на две группы: несовместимые и совместимые. Совместимые понятия –это такие понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. Несовместимые –это такие понятия, объемы которых не совпадают. Между совместимыми понятиями могут быть отношения: тождества или равнозначности, пересечения или частичного совпадения объемов, подчинения. Между несовместимыми понятиями могут быть отношения –соподчинения, противоположности, противоречия. Для иллюстрации отношений между объемами понятий применяются круговые схемы, впервые введенные Эйлером. Например, отношение между такими понятиями, как «Аристотель» и «создатель формальной логики», находящимися в отношении равнозначности, можно изобразить следующим образом: где А –Аристотель; В –создатель формальной логики. 1. В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают. Например, «человек» и «разумное существо, умеющее абстрактно мыслить»; эти понятия равны по своему объему, так как обозначают один и тот же класс –людей. 2. В отношении пересечения находятся понятия, имеющие некоторые общие признаки, т.е. объем одного из них частично входит в объем другого. где А –школьник; В –шахматист. 3. В отношении подчинения находятся понятия, одно из которых полностью входит в объём другого. где А –дерево; В –хвойное дерево. Понятие с большим объемом А называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом В — подчиненным. Если в отношении подчинения находятся общие понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное –видом. Отношение «род» –«вид» широко используется в логических операциях, производимых над понятиями –обобщение, ограничение, определение, деление.
4. Два понятия находятся в отношении соподчинения к третьему, если они не имеют общих элементов объема и это третье понятие является подчиняющим для каждого из них. где А –дерево; В –хвойное дерево; С –лиственное дерево. 5. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, не заменяя их другими признаками. где А –черный; не-А –нечерный. 6. В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, заменяя их исключающими признаками. где А –черный; В –белый. Отношения между понятиями используются во всех разделах человеческого знания, где требуется предельно точно выразить смысл понятия, уточнить его отношение к другим сходным понятиям, а также в педагогическом процессе, при построении схем, диаграмм.
Классификация. Типология. Логические операции предполагают уяснение отношений между понятиями не только по содержанию, но и по объему. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Ее сущность заключается в расчленении известного класса предметов, охваченных данным понятием, на более мелкие классы. Деление это такая логическая операция, в которой общее и отличительное, как две стороны каждой вещи, находят свое раздельное проявление - в подчинении видовых понятий общему роду и в соподчинении их между собой. Необходимо иметь в виду, что процесс логического деления понятий опирается на конкретные категории. Так, тот объем понятия, который подлежит делению, называется делимым понятием, а полученные видовые понятия носят названия членов деления. Существенный признак, по которому производится деление объема родового понятия на виды, называется основанием деления. Так, понятие "преступление" (делимое понятие) делится на такие понятия, как "умышленное преступление" и "неосторожное преступление". Они и составляют члены деления. А основанием в рассмотренном примере выступает такой существенный признак, как вина. В логике выделяют ряд видов деления понятий: дихотомия (т.е. деление на две части) трихотомия (т.е. деление на три части) политомия (т.е. многочисленное деление) Частным случаем деления понятия по видоизменению признака является классификация. Это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. От обычного деления она отличается относительно устойчивым характером. Классификация сохраняется весьма длительное время, если она имеет научный характер. Например, в зоологии и ботанике члены деления животного и растительного мира закреплены на постоянные места в виды системы: тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Построенная на научной основе классификация имеет большое значение, служит важным средством обнаружения закономерностей в определенной области естественных и социальных явлений. Обоснованная классификация может сыграть важную роль в развитии наших знаний, помочь предвидеть зарождение новых научных направлений. В процессе деления понятия необходимо соблюдать ряд правил, которые обеспечивают четкость и полноту деления. 1. Деление должно быть соразмерным. Это означает, что общий объем членов деления должен равняться объему делимого родового понятия, т.е. В+С=А. Например, в утверждении "звуки делятся на согласные и гласные" это правило учтено. Данное правило гарантирует от двух ошибок: а) неполного (с остатком) деления. Так, деление понятия "право" на государственное, административное, гражданское, уголовное будет неполным, с остатком; б) обширного (с избытком) деления. Например, утверждение "По значению имена существительные делятся на собственные, нарицательные и одушевленные" будет широким, с избытком. В этом предложении понятие "одушевленные" явно лишнее. 2. Деление должно производиться по одному основанию. Хотя объем одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название "подмена основания" Ошибочно, например, любимое обращение деда Щукаря из романа "Поднятая целина" М. Шолохова к односельчанам: "Уважаемые граждане и старушки!" Здесь смешаны два основания - обращение к людям, являющимся гражданами страны, и обращение к женщинам пожилого возраста. 3. Деление должно быть последовательным. Это означает, что делимое понятие должно представлять ближайший род для членов деления, а члены деления должны быть непосредственными видами делимого понятия. Нельзя переходить к подвидам, минуя непосредственно видовые понятия. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке "скачок в делении". Такую ошибку совершают, когда говорят: "Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные". Это неверно, так как средства массовой информации делятся на государственные и коммерческие, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов. 4.. Члены деления должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу, члены деления должны быть соподчиненными понятиями, их объемы не должны перекрещиваться. Нарушение этого правила связано с потерей основания деления. Например, при осуществлении классификации войн говорят: "Войны бывают справедливые, несправедливые, захватнические". Здесь допущена логическая ошибка. Захватнические войны относятся к числу несправедливых войн, и поэтому члены деления "несправедливые войны" и "захватнические войны" не исключают друг друга.
Суждений по типу предиката. П ростыми суждениями называются такие, которые содержат в себе лишь один субъект и один предикат, то есть одно утверждение или одно отрицание. Виды простого суждения: 1. Атрибутивным называется суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Атрибутивные суждения называют также категорическими. Атрибутивное, или категорическое, суждение состоит из субъекта, предиката и связки; его логическая схема S—Р, где S –субъект суждения, Р –предикат суждения, «—» –связка. Субъектом суждения называется понятие о предмете суждения. Понятие о признаке предмета называется предикатом суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом. Субъект и предикат называются терминами суждения. Субъект и предикат образуют суждение посредством связки. Устанавливая принадлежность или не принадлежность признака предмету, связка объединяет термины суждения в единое целое. Благодаря этой функции связка является необходимым элементом суждения. Некоторые суждения отражают принадлежность (или непринадлежность) предмету нескольких признаков. В этом суждении субъект имеет не один, а два или больше предикатов. 2. Суждением с отношением называется суждение об отношении между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения. Принята следующая запись суждения с отношениями: хRу, где х и у –члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R –отношение между ними. Запись читается: х находится в отношении R к у. Суждение с отношениями имеют структуру, отличающуюся от структуры атрибутивных суждений. Тем не менее они могут быть преобразованы в атрибутивные. 3. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.
Умозаключений. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением (выводом): Все живые организмы питаются влагой. Все растения – это живые организмы. Все растения питаются влагой. Все умозаключения делятся на непосредственные и опосредованные. В непосредственных умозаключениях вывод делается из одной посылки. Приведены примеры таких умозаключений: Все цветы являются растениями. Некоторые растения являются цветами. Верно, что все цветы являются растениями. Неверно, что некоторые цветы не являются растениями. В опосредованных умозаключениях вывод делается из нескольких посылок. Например: Все рыбы – это живые существа. Все караси – это рыбы. Все караси – это живые существа. Опосредованные умозаключения делятся на три вида: 1. Дедуктивные умозаключения (дедукция) (от лат. deductio – выведение) – это умозаключения, в которых из общего правила делается вывод для частного случая (из общего правила выводится частный случай). Например: Все звёзды излучают энергию. Солнце – это звезда. Солнце излучает энергию. 2. Индуктивные умозаключения (индукция) (от лат. inductio – наведение) – это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило (несколько частных случаев как бы наводят на общее правило). Например: Юпитер движется. Марс движется. Венера движется. Юпитер, Марс, Венера – это планеты. Все планеты движутся. 3. Умозаключения по аналогии (аналогия) (от греч. analogia – соответствие) – это умозаключения, в которых на основе сходства предметов (объектов) в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Например: Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь. Виды индукции. Индукция –процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивные умозаключения обычно дают нам не достоверные, а лишь правдоподобные заключения. В определении индукции в логике выявляются два подхода - первый, осуществляемый в традиционной (не в математической) логике, в которой индукцией называется умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности (т. е. от отдельных частных случаев мы пе-реходим к общему суждению). При втором подходе, присущем современной математической логике, индукцией называется умозаключение, дающее вероятностное суждение. Полная индукция - это умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов или явлений данного класса. (пример: Старший сын в семье Ивановых, Петя, ходит в школу. Средний сын в семье Ивановых, Кирилл, ходит в школу. Их младшая сестра Катя ходит в школу. Петя, Кирилл и Катя – дети в семье Ивановых. Следовательно, все дети семьи Ивановых посещают школу.) Неполная индукция - это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений. (пример: Железо – твердое тело; Медь – твердое тело; Золото – твердое тело; Платина – твердое тело. Следовательно, все металлы – твердые тела.) 26. Умозаключение по аналогии и его виды. Умозаключение по аналогии – индуктивное умозаключение, при котором на основе сходства двух объектов по каким- то признакам делается вывод об их сходствах по другим признакам. Аналогия свойств – сравниваются два предмета, а переносимым признаком является какое-либо свойство этих предметов. Аналогия отношений – сравниваются две группы предметов, а переносимым признаком является какое-либо отношение между предметами внутри этих групп. (пример умозаключения по аналогии: A имеет признаки: a, b, c, d, e………. B имеет признаки a, b, c, d………. Следовательно, В, по-видимому, имеет признак e.)
Предмет логики. Логика и другие науки. Логика –наука о правильном мышлении. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Предметом логики является мышление (представление окружающего мира) Мышление: абстрактное (понятие,суждение,умозаключение), конкретное(ощущение,восприятие,представление) Цель логики: сформулировать и систематизировать принципы, методы и средства функционирования и регулирования деятельности. Основная задача логики: отделение правильных рассуждений от неправильных. Правильные выводы называются обоснованными, последовательными или логичными. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично –это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.014 с.) |