Тема 4. Онтологический, феноменологический и деятельностный аспекты анализа смысловой реальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Онтологический, феноменологический и деятельностный аспекты анализа смысловой реальности



Онтология смысла. Понятие смыс­ловых образований как абстракция, не имеющая отчетливого он­тологического статуса. Место смысловой реальности в модели реальности, картине мира как онтологическая характеристика. Онтология смысла как объяснительная концепция, увязывающая представление о формах и закономерностях существования смысла с системой общепсихологических и общеантропологических представлений. 3 трактовки смысла по А.Н. Леонтьеву. Смысловое отношение как отношение между системой значимых для жизни воздействий. Проблема несовпадения объективного содержания сознания (знания), представленного значениями, и субъективного отношения к нему, или смысла. Смысл как субъективное отношение к предметному содержанию, отражающемуся в сознании. Рассмотрение смысловой реальности как субъектной, не рефлексируемой в сознании, но проявляющейся в активности субъекта. Смысл как отношение мотива деятельности к цели действия. Бытийное опосредование (мироопосредование) как источник пристрастности индивидуального сознания человека, т.е. смысла, по А.Г. Асмолову. Жизнь и предметная деятельность субъекта в мире, реализующая его реальные жизненные отношения, как источники пристрастности индивидуального сознания человека по А.Н. Леонтьеву.

Жизненный мир как категория, выдвигающаяся на передний план в новой, неклассической психологии. Жизненный смысл как понятие, объективно характеризующее место и роль объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни (Д.А. Леонтьев). Личностный смысл как форма познания субъектом его жизненных смыслов, презентации их в его сознании. Психологический субстрат смысла как понятие, характеризующее неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности. Определение смысла по Д.А. Леонтьеву как пристрастного отношения процессов психики к процессам жизни субъекта, его сознания к основам его бытия, опосредованное его практической жизнедеятельностью. Преодоление порожденного идеалистической философией гносеологического противопоставления субъекта и объекта. «человек окружен миром, своей комнатой, пейзажем, - он живет внутри мира и в нем действует; вокруг него плотные и теплые массы мира; он внутри внешнего мира, а не на границах его» (Бахтин, 1996, с.74). «человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию. В этом отношении бытие обступает нас со всех сторон» (Рубинштейн, 1973, с.262). Мы «… нигде не находим живое существо до и вне его связанности с миром. Оно изначально вживлено в мир, связано с ним материальной пуповиной своей жизнедеятельности» (Василюк, 1984, с.86). Обозначается объективного отношения между субъектом и каким-либо объектом или явлением действительности, характеризующеегося потенциальной возможностью взаимодействия между ними, в понятии жизненного отношения. Жизненный мир как организованная совокупность всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями. Границы как отличие жизненного мира от объективного. Способность субъекта своей активностью влиять на состояние своих жизненных отношений.

Общее предсатвление о смысловых структруах и смсыловой сфере личности. Данность жизненных смыслов и стоящих за ними жизненных отношений сознанию субъекта и включенность в его деятельность в превращенной форме смысловых структур и в форме системы смысловой регуляции. Фиксация жизненных отношений в превращенной форме конкретных предметов жизненного мира, психического образа, идеальных моделей должного, актуальных установок и обобщенных латентных диспозиций. Виды смысловых структур: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личностные ценности. Мотив, личностный смысл и смысловая установка как смысловые структуры, складывающиеся и функционирующие в пределах конкретной, отдельно взятой деятельности. Трансситуативный и «наддеятельностный» характер смыслового конструкта, смысловой диспозиции и личностных ценностей. Возможность изучения смысловой установки и смысловой диспозиции посредством фиксации особенностей протекания деятельности. Релевантность личностных смыслов и смысловых конструктов плоскости сознания, образу мира субъекта. Необходимость анализа различных форм самоотчетов для изучения личностных смыслов и смысловых конструктов. Навязывание испытуемому более или менее искусственно выделенного мотива как метод, позволяющий экспериментально выделить влияние мотива. Недостаточность использования в исследовании мотивов самоотчета испытуемого, внешнего наблюдения и беседы.

Генетическая видовая программа как основание, по которому животное упорядочивает свою жизнедеятельность. Объяснение организации человеком своих отношений с миром по «индивидуальному проекту» А.М. Лобка (1997). Возможность такого объяснения на основании культурного и индивидуального мифа.

Пути и механизмы порождения смыслов. Механизмы порождения смысла по Д.А. Леонтьеву: замыкание жизненных отношений, индукция смысла, полагание смысла, идентификация, инсайт, столкновение смыслов. Замыкание жизненных отношений как встреча субъекта с объектом или явлением, результатом которой становится спонтанное обретение этим объектом весомого жизненного смысла, т.е. важного места в жизни субъекта. Индукция смысла как придание смысла деятельности, изначально лишенной смысла, выполняемой под принуждением (смысловая рационализация). Сходство замыкания жизненных отношений с такими механизмами как импринтинг (Вилюнас, 1990), опредмечивание потребности (Леонтьев А.Н., 1871), фиксация установки (Узнадзе, 1966). Идентификация как присвоение смысловых ориентаций, характеризующих культуру данной социальной общности. Инсайт как внезапное усмотрение смысла там, где еще недавно его не было. Столкновение смыслов как сопоставление разных вариантов осмысления действительности и осознание относительности своего смыслового мира. Полагание смыслов как особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни.

Феноменологический аспект смысла: смысл в структуре сознания. Авторские представления о сознании. Несводимость сознания к осознанию, сознапние как «уровень, включающий в себя "механизмы" многих уровней разной "бессознательности"» (А.Н. Леонтьев). Сознание как бытийствующее сознание, постоянно выходящее за пределы самого себя и не укладываемое ни в одно определение (М.К. Мамардашвили). Направленность сознания не только вовне, но выполнение им также существеннейшей функции соотнесения, упорядочивания, трансформации ценностно-смысловых структур, определяющих бытие человека в мире (Ф.Е. Василюк). Организация сознания как множественного текста, состоящего из познавательных контуров; заданность функциональной цели сознания необходимостью понимания (А.Ю. Агафонов). «Сознание – нечто большее, чем психика, причем психика не входит в сознание как один из его блоков, а снимается им, изменяя свои свойства и находя в новом качестве свое место в системном строении человеческого сознания» (Д.А. Леонтьев). Образующие сознания по А. Н. Леонтьеву: личностный смысл, чувственная ткань сознания, значение. Психология переживания Ф.Е. Василюка (1984). Психология жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой (2006). Психология субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой (1986; 1999). Психология внутреннего диалога Г.М. Кучинского (1983). Психология субъективной семантики и экспериментальная психосеманитика В.Ф. Петренко и А.Г. Шмелева как направления исследований смысловой регуляции образа мира, далеко продвинувшееся в экспериментальном изучении субъективной реальности человеческого сознания. Слои субъективного опыта по Е. Ю. Артемьевой: перцептивный мир, семантиечский слой, образ мира. Перцептивный мир как система модальных образов упорядоченных друг относительно друга объектов. Семантический слой как структурированная совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. Образ мира как наиболее глубинный слой амодальных структур, образующихся при «обработке» семантического слоя. Последовательность ступеней генеза смысловых образований по Е.Ю. Артемьевой: предсмыслы как образные следы, зафиксированные в модальных свойствах; смыслы как следы внутри семантического слоя; личностные смыслы; составляющие образа мира. Гипотеза «первовидения». Актуалгенетическое предшествие поаспектному «аналитическому» восприятию образа его недифференцированного целостного семантического оценивания как суть гипотезы «первовидения». Первоначальное использование для характеристики объекта эмоционально-метафорических категорий, обозначающих отношение к объекту, и более поздняя логико-категориальная характеристика. Природа семантического оценивания в идентификации воспринимаемого объекта или ситуации со следом эмоционального состояния; в оценивании эмоций, возникших в процессе контактов с объектом в личном опыте испытуемого, или оценивании тех же эмоций, присвоенных при освоении общественного опыта.

Порядок появления компонентов сознания в процессе субъективированного отражения действительности по Д.А. Леонтьеву: образ мира, индивидуально-психологическая реальность (ядерные структуры образа мира), личностно-смысловая окраска, внутренний мир, рефлексия. Признание существования специфического содержания и законов формирования и развития внутреннего мира (С.М. Белозеров, В.Д. Шадриков, Д. А. Леонтьев и др.). Их значительная, хотя не полная независимость от мира внешнего. Устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие отношение человека к ним, и личностные ценности как основные составляющие внутреннего мира человека по Д.А. Леонтьеву.

Деятельностный аспект смысла. Морфологический подход к рассмотрению деятельности. Динамический подход как связанный с изучением моментов, которые характеризуют «собственно динамику, движение самой деятельности и ее структурных образующих» (Асмолов, Петровский, 1978). Порождение, формирование деятельности и ее мотива, развитие и трансформация деятельности, регуляция деятельности по ходу ее протекания как основные аспекты динамики деятельности. Предметная и смысловая регуляция деятельности. Смысловая регуляция деятельности как согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта. Операциональные смыслы элементов ситуации, операциональные смыслы ситуации и операциональные смыслы цели как смысловые образования, выделяемые Тихомировым в ситуативной смысловой регуляции конкретной деятельности. Смысл конечной цели как центральное структурное образование динамической смысловой системы по Васильеву и Тихомирову. Мотив как «…не переживаемое побуждение, а внешний предмет, отвечающий некоей потребности (или одновременно ряду потребностей), на который направлена деятельность в целом» по А.Н. Леонтьеву.

Функции динамической смысловой системы (ДСС) конкретной деятельности. Стабилизация протекания деятельности, сохранение ее устойчивости до тех пор, пока ее мотив остается в силе. Обеспечение естественного прекращения деятельности, когда она себя исчерпала, ее мотив реализовался и тем самым потерял свою побудительную силу. Искусственное прекращение деятельности в тех случаях, когда актуализировались другие, более значимые и неотложные мотивы, требующие немедленного осуществления иной деятельности. Н.А. Бернштейн о смысле двигательной задачи как важнейшей характеристике сенсомоторного действия.

Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности. Личность как высшая психологическая инстанция управления (регуляции) своим поведением. Личность – это не регуляция, а преодоление всяческих регуляций по Асмолову. Ориентировка в отношениях, связывающих субъекта с объективной действительностью; подчинение деятельности иерархии отношений, связывающих субъекта с объективной действительностью; овладение человеком своим поведением как функции личностной регуляции жизнедеятельности. Ориентировка в объективной действительности, в ее инвариантных свойствах как функция психики. Отражение в сознании человека на уровне личностной регуляции жизнедеятельности объективной действительности и отношений, связывающих субъекта с нею. Выделение субъектом себя из окружающего мира; выделение, презентация, структурирование субъектом своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности своим отношениям с миром, устойчивой структуре этих отношений как функции, конституирующие личность. Смысловая сфера как подструктура личности, являющаяся главной, конституирующей по Д.А. Леонтьеву.

Логики регуляции поведения. Логика удовлетворения потребностей - Потому что я хочу». Логика реагирования на стимул ─ «Потому что он первый начал». Логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции (связана с понятиями характер, стиль, установка, научение) ─ «Потому что я всегда так делаю». Логика социальной нормативности, социальных ожиданий ─ «Потому что все так делают». Логика смысла или логика жизненной необходимости ─ «Я сделал, потому что мне это важно». Логика свободного выбора ─ «А почему бы и нет?». Логики удовлетворения потребностей, реагирования на стимул, предрасположенности, стереотипа, диспозиции и социальной нормативности, социальных ожиданий как логики поведения, начинающиеся развиваться параллельно с момента рождения (если не раньше). Подростковый возраст как возрастной период, являющийся критическим для становления логики свободного выбора. Логики удовлетворения потребностей, реагирования на стимул, предрасположенности, стереотипа, диспозиции и социальной нормативности, социальных ожиданий как логики, использующиеся при попытках манипулировать поведением людей. Соотнесение типов манипулятивных действий с используемыми в них логиками поведения.

Уровни структуры личности в модели Б.С. Братуся (1988): собственно личностный или личностно-смысловой; индивидуально-исполнительский;

психофизиологический. Планы личности по А.Г. Асмолову (1984): план выражения и план содержания. Индивидуально-исполнительский уровень личности по Б.С. Братусю как несущий на себе печать характерологических черт. Уровни структурной организации личности по Д.А. Леонтьеву: уровень ядерных механизмов личности, смысловой уровень, экспрессивно-интрументальный уровень. Черты характера, способности и роли, включенные человеком в его репертуар, как типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешней оболочки, характеризующие экспрессивно-инструментальный уровень. Свобода и ответственность как механизмы высшего уровня (ядерные механизмы личности).

Смысл и эмоция. Синонимичность и взаимозаменяемость этих понятий по В.К. Вилюнасу. Характеристики смысловой реальности. Допустимость более широкого употребления понятия смысловой реальности, обозначающего не только вызвавшую его реакцию, но и соответствующий стимул. Конкретность и содержание явного или скрытого указания на те мотивы или другие смыслообразующие структуры, которые придают личностную значимость данному объекту или явлению. Отсутствие собственной качественной модальности. Нахождение своего выражения в эффектах пристрастного структурирования и искажения психического образа, в феноменах сгущения образа (в сновидениях), метафорах (в языке), монтаже (в кино), имеющих единую природу. Возможность возникновения соответствующего явления из неожиданного сочетания образов, взятых из разных контекстов, что может быть не замечено субъектом. Согласование смысловой реальности с рефлексивным типом восприятии искусства; связанность со сложными процессами когнитивной переработки, интерпретации и оценивания.

Характеристики эмоциональной реальности. Отнесение понятия при корректном употребление лишь к субъективным переживаниям. Специфический характер. Обладание собственной качественной модальностью. Согласованность с реактивным типом восприятия искусства. Выполнение вспомогательной функции презентации личностного смысла на осознаваемом уровне, не столько содержательным отображением его, сколько привлечением к нему внимания.

 

Основная литература

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. - 352 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423с.

3. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. — 335с.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998. — 183 с.

6. Зинченко В.П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. – 2006. - № 5. –С. 100-113.

7. Зинченко В.П. Опыт анимации метафор смысла // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 59-63.

8. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии. Самара: ПФ ИРИ РАН – СамНЦ РАН- СГПУ, 2007. – 50 с.

9. Зоткин Н.Н. Смыслополагание в ситуации неопределенности. Автореф. дис. … канд. псих. н. М., 2000. – 16 с.(http://www.psycheya.ru/lib/avt­_­zot _ogl.html).­

10. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги xx века. М.: Смысл, 2000.- 487 с.

11. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991 а. — 192 с.

12. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Пси­хология. 1986. № 3. С. 72-76.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487 с.

14. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.) / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. – 278 с.

Дополнительная литература

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1996 а - 768 с.

2. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 46—56.

3. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 192 с.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 285 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л.: Соцэкгиз, 1994. — 324с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиз­дат, 1977.-304с.

7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.

8. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. —451 с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.

10. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.15 (0.033 с.)