Тема 9. Смысловые аспекты жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Смысловые аспекты жизни



Смысл жизни как осознанная добродетель: античная версия.

Современные проблемы смысла жизни и акме. Отечественный феноменологический подход в изучении смысла жизни (В.Э.Чудновский, Г.А.Вайзер и др). Потребности в самоктуализации, в полноте жизни, в стремлении к свободе как источники смысла. Проблема монолитного смысла жизни. Отождествление понятия «смысл жизни с понятием «смысл всей жизни». «Большие» смыслы. Смысл как нечто бесконечное, сквозное, пронизывающее всю человеческую жизнь.

Влияние социального кризиса на структуру СЖО. «Единомыслие» как психологический механизм деформации смысложизненных ориентаций (В.Э.Чудновский). Кризис смысла в современном обществе и психоз: на примере параллелей из русской классики. Научное общество как институт смыслообразования. Новые вызовы и стратегии их преодоления. О возможностях обретения смыслов.

Ценностный подход к проблеме смысла С. Франка, В.И. Несмелова, В. Франкла, Б.С. Братуся. Смыслообразующие ценности по В. Франклу: ценности созидания, переживания, отношения.

«Ценность» как базовое понятие для решения проблемы смыслов по Р.Х.Шакурову. Классификация смыслообразующих ценностей на зависимые и независимые (внедеятельностные) ценности. Созидание зависимых ценностей в деятельности. Независимые ценности как объекты созерцания (напр., краски природы, музыка, тишина, трава, и др.). Значение ситуационных ценностей. Преимущества ценностной парадигмы в возможности осуществления анализа на уровне отношений «личность - мир». Связь между ценностью и смыслом. Феноменологическая, функциональная и генетическая стороны смысла. Феноменологический анализ как описание субъективных проявлений смысла в форме психических состояний, отношений, настроений, переживаний и т.д. Эмоциональное состояние как критерий оценки наличия/отсутствия смысла жизни. Отношение к жизни как к привлекательной ценности при наличии смысла жизни. Ретроспективная оценка смысла прожитой жизни как оценка вклада в создание ценностей. Актуальные переживания как текущая оценка смысла жизни. Внутренняя ценность жизни, заключенная в ней самой. Обнажение ценностной природы смысла в ситуациях выбора. Проявление генеральной потребности в оптимизации. Стремление к оптимуму как повышение ценности своей жизни и деятельности, их привлекательности. Решение всех проблем в русле потребности в оптимизации. Смысловая оценка трудовой деятельности. Оптимальный баланс приобретенных и теряемых ценностей как залог осмысленности деятельности, радостного отношения к сделанному выбору. Связь смыслообразования с возвращением утраченного. Констатация параметров смысла в словах «есть/нет», «больше/меньше», «сомневаюсь (трудно сказать)». Оценка психологической привлекательности баланса ценностей как механизм обнаружения смысла.

Смысловая структура жизненного пути. Детерминация судьбы человека его смыслом жизни в современной ситуации.

Смысл жизни в структуре ментальной модели мира. Экзистенциальная составляющая феноменов частной жизни. Парадоксальный смысл альтруизма. Возможное и должное: «скованные одной цепью» (Г.В.Иванченко). Жизнеутверждающая роль юмора в логотерапии В. Франкла (Л.В.Яновская). В. Франкл и Б. Беттельхайм. Последняя черта или обретение свободы через призму переживаний концентрационного лагеря (К Крутилин).

Психология смысла жизни по Д.Колесову. Самоценность и самоцельность жизни. Смысл как явление психической деятельности. Смысл жизни как ценность и как переживание. Переживание смысла как контроль качества целеполагания. Вопрос о смысле как проявление объективации. Соотношение воли и переживания смысла. Три ипостаси смысла. Жизненные ориентиры и факторы удовлетворенности при различном отношении к жизни. Идеологическое и прагматическое отношение к жизни. Отношение к жизни в условиях несвободы. Способность мысленно выходить за пределы наличной ситуации. Особенности отношения к жизни и субъективная модель жизни. Смысл и потребность. Внешняя и внутренняя стороны рассмотрения смыслов. Уверенность помогает смыслообразованию. Роль гедонистического подкрепления смыслообразования. Субъективная природа смысла. Особенности жизни. Характер цели жизни.

Смысл как оценка. Смысл как информационное понятие. Понимание и переживание смысла. Виды принимаемого, но не личностно значимого смысла. Смысл и удовольствие. О выражении «не имеет смысла». Уровень притязаний как мера оценки значимости. Поиск смысла в порученном деле. Смысл учебной деятельности и успеваемость. Поиск смысла и удовлетворение потребностей. Нахождение смысла не только в результате, но и в самой деятельности. Труд и потребность в нем для человека. Самоутверждение как производное наличия смысла и достижения успеха. Составляющие удовлетворенности жизнью.

Здравый смысл как проявление особого склада личности. Здравый смысл и логика. Взаимоотношения сознательного и бессознательного. «Конфликтовать могут только носители сувернитета». Различия между глупым и дураком. Здравый смысл как чувство реальности. Связь здравого смысла с реальностью. Связь здравого смысла с повседневностью. Особенности рассеянного человека. Время как критерий различения здравого смысла и научного мышления. Необходимость здравого смысла для использования достижений науки. Здравый смысл и эффективное использование времени. Здравый смысл и чувство меры. Отношение к здравому смыслу в советскую эпоху.

Основная литература

1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. — 335с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

3. Зоткин Н.Н. Смыслополагание в ситуации неопределенности. Автореф. дис. … канд. псих. н. М., 2000. – 16 с.(http://www.psycheya.ru/lib/avt­_­zot _ogl.html).­

4. Колесов Д. Психология смысла //Развитие личности. – 2003. - № 1. – С. 47-76.(http://rl-online.ru/articles/1-03/72. html).­

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487 с.

6. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ. Материалы XI симпозиума. – Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. – 2006. -169 с. Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 305 с.

7. Проблемы смысла в науках о человеке (к столетию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-25 мая 2005 г.) / Под ред.Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. – 278 с.

8. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2006. – 768 с.

9. Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 305 с.

Дополнительная литература

1. Белозеров В.М. Организация внутреннего мира человека и общества: Теория и метод частных композиций. М.: Летейа, 2002. – 868 с.

2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думка, 1984. — 207 с.

3. Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы совре­менной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). – 208 с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: Институт прак­тической психологии, 1995. — 356 с.

5. Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев: Политиз­дат Украины, 1990. — 223 с.

6. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов. М., 2001.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.

8. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.

Формы текущей аттестации

Проверка качества усвоения знаний по курсу «Проблемы смысла в психологии» проводится в течение всего семестра в устной и письменной форме. Основные формы контроля: контрольные и проверочные работы с вопросами репродуктивного и проблемного характера, бланковое тестирование, терминологические диктанты, развернутые аннотации и конспекты изученных студентами статей, выступления на коллоквиумах, составление библиографических списков по изученным темам.

Формы итоговой аттестации

Итоговая аттестация по курсу завершается устным экзаменом.

9. Рекомендуемая учебно-методическая литература

Основная:

1. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара: Бахрах- М., 2000.

2. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии. М.: Изд-во Моск. Псих.- соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 232 с.

3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. - 352 с.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423с.

5. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. — 335с.

6. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

8. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998. — 183 с.

9. Зинченко В.П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. – 2006. - № 5. –С. 100-113.

10. Зинченко В.П. Опыт анимации метафор смысла // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 59-63.

11. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии. Самара: ПФ ИРИ РАН – СамНЦ РАН- СГПУ, 2007. – 50 с.

12. Зоткин Н.Н. Смыслополагание в ситуации неопределенности. Автореф. дис. … канд. псих. н. М., 2000. – 16 с.(http://www.psycheya.ru/lib/avt­_­zot _ogl.html).­

13. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги xx века. М.: Смысл, 2000.- 487 с.

14. Колесов Д. Психология смысла //Развитие личности. – 2003. - № 1. – С. 47-76.(http://rl-online.ru/articles/1-03/72. html).­

15. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991 а. — 192 с.

16. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Пси­хология. 1986. № 3. С. 72-76.

17. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487 с.

18. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во Смоленс­кого гуманит. ун-та, 1997 а. — 396 с.

19. Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта. Самара: ПФ ИРИ РАН – СамНЦ РАН- СГПУ, 2007. – 39 с.

20. Проблемы смысла в науках о человеке (к столетию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-25 мая 2005 г.) / Под ред.Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. – 278 с.

21. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ. Материалы XI симпозиума. – Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. – 2006. -169 с.

22. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2006. – 768 с.

23. Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 305 с.

 

Дополнительная:

1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб: Печатный двор, 1993.- 323 с.

2. Анцыферова Л.И. Дорога, ведущая к смыслу // Психологический журнал. – Т. 21. - № 4. - 2000.- С. 120-121

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 336 с.

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1996 а - 768 с.

5. Асмолов А.Г., Братусъ Б. С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах иссле­дований смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979 № 3 С. 35-45.

6. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. — 486 с.

7. Белозеров В.М. Организация внутреннего мира человека и общества: Теория и метод частных композиций. М.: Летейа, 2002. – 868 с.

8. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. -319 с.

9. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 46—56.

10. Братусь B.C. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.

11. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 192 с.

12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 285 с.

13. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л.: Соцэкгиз, 1994. — 324с.

14. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психо­логические труды. М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 480 с.

15. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думка, 1984. — 207 с.

16. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.

17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педаго­гика, 1986 а. Т. 1.-318с.

18. Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального раз­вития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 157 с.

19. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 164 с.

20. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 142 с.

21. Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы совре­менной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). – 208 с.

22. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006, - 384 с.

23. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонима­ния. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 80 с.

24. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1971.-40 с.

25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиз­дат, 1977.-304с.

26. Леонтьев Д.А. Метод исследования смысловых связей в структуре об­раза мира // Экспериментальные методы исследования личности в кол­лективе: Тезисы Всесоюзной научно-методической конференции / Под ред. А.В.Петровского. Даугавпилс, 1985. Ч. 1. С. 64—66.

27. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992 б. - 16с.

28. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992 в.- 18с.

29. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998 б. - 247 с.

30. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руковод­ство). М.: Смысл, 1999. — 38 с.

31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -444с.

32. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: ПАРФ, 1998. — 494с.

33. Ментальность российской провинции. Сборник материалов IV-ой Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания. 1-2 июля 2004. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 463 с.

34. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. – 431 с.

35. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: Институт прак­тической психологии, 1995. — 356 с.

36. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989 а. — 287 с.

37. Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев: Политиз­дат Украины, 1990. — 223 с.

38. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2007. – 276 с.

39. Пелипенко А.А. Смыслогенез и структуры сознания (культурологичес­кий подход) // Мир психологии. 1999. №1 (17). С. 141—146.

40. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-509с.

41. Прохоров А.О. Отношение «смысл-состояние»: механизмы и закономерности взаимодействия. Самара: ПФ ИРИ РАН – СамНЦ РАН- СГПУ,2007. – 34 с.

42. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов. М., 2001.

43. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.

44. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутренне­го мира человека // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14—22.

45. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

46. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.

47. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 215 с.

48. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследо­вание). М.: Прометей, 1993. — 199 с.

49. Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № 1. С. 62—72.

50. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

51. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. —451 с.

52. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.

53. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. – 392 с.

54. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоре­тико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 158 с.

55. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.04 с.)