![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: становление смысла как психического явления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Филогенез смысловой регуляции. 2. Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе по Е.В. Субботскому. 3. Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе по Д.И. Фельдштейну. 4. Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву. 5. Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе по А.Р. Лурия.
Семинар № 2 (по теме 7). Тема: Смысловая реальность как объект диагностики и Экспериментального исследования. 1. Смысл жизни как объект психологического исследования (akme31.narod.ru). 2. Методика исследования системы жизненных смыслов (hpsy.ru). 3. Интроспективные методы в изучении смысла. 4. Возможности изучения смысловой сферы личности посредством автобиографического текста. 5. Математические методы в исследованиях смысла.
Семинар № 3-4 (по теме 8). Тема: Смысловые аспекты психологической помощи. 1. Смыслы и психотерапия по Р. Х. Шакурову. 2. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации (akme31.narod.ru) 3. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности (tipa-biblioteka.narod.ru) 4. Прикладная логотерапия (по А. Лэнгле, гл. из книги Жизнь, наполненная смыслом - psychol.ras.ru). 5. Трансформация смысла в терапии психологической травмы. 6. Психотерапия родителей тяжело больного ребенка как поиск смысла. Семинар № 5 (по теме 9). Тема: Смысловые аспекты жизни. 1. Теория оптимизации Р.Х. Шакурова. 2. Механизмы смыслообразования по Р. Х. Шакурову. 3. Механизмы смыслообразования по Д.А Леонтьеву. 4. Осмысление подростками значимости собственной жизни в процессе личностного самоанализа (akme31.narod.ru). 5. Психологические аспекты смысла жизни в ранней юности akme31.narod.ru 6. Смерть и смысл жизни по Б.С. Братусю (rak.by). 7. Смысложизненные ориентации людей, не состоящих в браке (hpsy.ru) 8. Смысложизненные ориентации людей пожилого и старческого возраста (akme31.narod.ru). 9. Самопонимание субъекта как проблема психологии человеческого бытия по В.В. Знакову (akme31.narod.ru). Приложение №2 Вопросы тестового контроля знаний по т еме 4: «Онтологический, феноменологический и субстратный аспекты анализа смысловой реальности» 1. Какие грани смысловой реальности рассматривает Д.А. Леонтьев: а) онтологическую; б) герменевтическую;
в) феноменологическую; г) деятельностную. 2. Под онтологической характеристикой смысловой реальности понимает(ют)ся: а) общеантропологические представления о смысле; б) общепсихологические представления о смысле; в) трактовка личностного смысла как образующей сознания; г) место смысловой реальности в общей модели реальности, картине мира. 3. Кому принадлежит определение смысла как отношения мотива деятельности к цели действия: а) Д.А. Леонтьеву; б) А.Н. Леонтьеву; в) Л.С. Выготскому; г) С.Л. Рубинштейну. 4. Какая из трактовок смысла, данных А.Н. Леонтьевым, рассматривает смысловую реальность как субъектную, не рефлексируемую в сознании, но проявляющуюся в активности субъекта: а) смысловое отношение как отношение между системой значимых для жизни воздействий; б) смысл как субъективное отношение к предметному содержанию, отражающемуся в сознании; в) смысл как отношение мотива деятельности к цели действия; г) смысл как главное измерение человеческого бытия и сознания. 5. Какая из трактовок смысла, данных А.Н. Леонтьевым, рассматривает смысл в контексте проблемы несовпадения объективного содержания сознания (знания), представленного значениями, и субъективного отношения к нему, или смысла: а) смысловое отношение как отношение между системой значимых для жизни воздействий; б) смысл как субъективное отношение к предметному содержанию, отражающемуся в сознании; в) смысл как отношение мотива деятельности к цели действия; г) смысл как главное измерение человеческого бытия и сознания. 6. Что является источником пристрастности индивидуального сознания человека, т.е. смысла, по А.Г. Асмолову: а) значение; б) предметная деятельность субъекта в мире, реализующая его реальные жизненные отношения; в) жизнь; г) бытийное опосредование (мироопосредование). 7. Какая категория выдвигается на передний план в новой, неклассической психологии: а) деятельности; б) смысла; в) жизненного мира; г) личность. 8. Какое понятие объективно характеризует место и роль объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни: а) личностный смысл; б) жизненный смысл; в) образ мира в сознании субъекта; г) психологический субстрат смысла.
9. Какое понятие характеризует форму познания субъектом его жизненных смыслов, презентации их в его сознании: а) личностный смысл; б) жизненный смысл; в) образ мира в сознании субъекта; г) психологический субстрат смысла. 10. Какое понятие характеризует неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности: а) личностный смысл; б) жизненный смысл; в) образ мира в сознании субъекта; г) психологический субстрат смысла. 11. Какому психологу принадлежит определение смысла как пристрастного отношения процессов психики к процессам жизни субъекта, его сознания к основам его бытия, опосредованное его практической жизнедеятельностью: а) Д.А. Леонтьеву; б) А.Н. Леонтьеву; в) А.Г. Асмолову; г) С.Л. Рубинштейну. 12. Укажите высказывание, в котором преодолевается порожденное идеалистической философией гносеологическое противопоставление субъекта и объекта: а) «Действительность всегда лишь часть того, чем она могла быть» (Брудный, 1998, с.128); б) «человек окружен миром, своей комнатой, пейзажем, - он живет внутри мира и в нем действует; вокруг него плотные и теплые массы мира; он внутри внешнего мира, а не на границах его» (Бахтин, 1996, с.74); в) «человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию. В этом отношении бытие обступает нас со всех сторон» (Рубинштейн, 1973, с.262); г) мы «… нигде не находим живое существо до и вне его связанности с миром. Оно изначально вживлено в мир, связано с ним материальной пуповиной своей жизнедеятельности» (Василюк, 1984, с.86). 13. Каким понятием обозначается объективное отношение между субъектом и каким-либо объектом или явлением действительности, характеризующееся потенциальной возможностью взаимодействия между ними: а) жизненный мир; б) жизненное отношение; в) деятельность; г) практика. 14. Жизненный мир – это… а) новое жизненное отношение; б) объективный мир; в) организованная совокупность всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями; г) многообразие форм взаимодействия субъекта с миром. 15. Жизненный мир отличается от объективного …: а) границами; б) сложностью; в) состоянием жизненных отношений; г) ничем. 16. Способен ли субъект своей активностью влиять на состояние своих жизненных отношений: а) да; б) никогда; в) иногда; г) всегда. 17. Как жизненные смыслы и стоящие за ними жизненные отношения даны сознанию субъекта и включены в его деятельность: а) в превращенной форме смысловых структур; б) в форме значений; в) в форме мотивов; г) в форме системы смысловой регуляции. 18. Жизненные отношения фиксируются в превращенной форме следующих психологических квазиобъектов: а) психического образа; б) мысли; в) актуальных установок; г) конкретных предметов жизненного мира. 19. Жизненные отношения фиксируются в превращенной форме следующих психологических квазиобъектов: а) идеальных моделей должного; б) обобщенных латентных диспозиций; в) поступков; г) речевых высказываний. 20. Укажите виды смысловых структур: а) личностный смысл; б) операция; в) личностная ценность; г) смысловой конструкт. 21. Укажите виды смысловых структур: а) результат деятельности; б) смысловая установка; в) смысловая диспозиция; г) мотив. 22. Расположите психологические структуры в соответствии с формами одного и того же жизненного смысла – объективного места и роли денег в жизни человека:
23. Какие из указанных смысловых структур обладают трансситуативным и «наддеятельностным» характером: а) смысловой конструкт; б) смысловая диспозиция; в) личностный смысл; г) личностные ценности. 24. Какие смысловые структуры складываются и функционируют в пределах конкретной, отдельно взятой деятельности: а) мотив; б) личностный смысл; в) смысловой конструкт; г) смысловая установка. 25. Изучение каких смысловых структур возможно посредством фиксации особенностей протекания деятельности: а) смысловая установка; б) смысловая диспозиция; в) мотив; г) личностные ценности. 26. Какие смысловые структуры релевантны плоскости сознания, образу мира субъекта: а) личностные смыслы; б) мотивы; в) личностные установки; г) смысловые конструкты. 27. Для изучения каких смысловых структур необходим анализ различных форм самоотчетов: а) личностные смыслы; б) мотивы; в) личностные установки; г) смысловые конструкты. 28. Какой метод позволяет экспериментально выделить влияние мотива: а) самоотчет испытуемого; б) навязывание испытуемому более или менее искусственно выделенного мотива; в) внешнее наблюдение; г) беседа. 29. По какому основанию животное упорядочивает свою жизнедеятельность: а) генетической индивидуальной программе; б) генетической видовой программе; в) индивидуальному проекту; г) индивидуальному мифу. 30. На основании чего возможно объяснить организацию человеком своих отношений с миром по «индивидуальному проекту» (А.М. Лобок, 1997): а) объективной и витальной необходимости; б) культурного мифа; в) индивидуального мифа; г) генетической индивидуальной программы. 31. Какие механизмы порождения смысла выделены психологическим анализом (по Д.А. Леонтьеву): а) викарное научение; б) замыкание жизненных отношений; в) индукция смысла; г) полагание смысла.
32. Какие механизмы порождения смысла выделены психологическим анализом (по Д.А. Леонтьеву): а) идентификация; б) потребность; в) инсайт; г) столкновение смыслов. 33. Сутью какого механизма порождения смысла является встреча субъекта с объектом или явлением, результатом которой становится спонтанное обретение этим объектом весомого жизненного смысла, т.е. важного места в жизни субъекта: а) замыкание жизненных отношений; б) идентификация; в) индукция смысла; г) столкновение смыслов. 34. Сутью какого механизма порождения смысла является придание смысла (смысловая рационализация) деятельности, изначально лишенной смысла, выполняемой под принуждением: а) замыкание жизненных отношений; б) идентификация; в) индукция смысла; г) столкновение смыслов. 35. Какой из указанных механизмов порождения смысла отчасти схож с такими механизмами как импринтинг (Вилюнас, 1990), опредмечивание потребности (Леонтьев А.Н., 1871), фиксация установки (Узнадзе, 1966): а) замыкание жизненных отношений; б) идентификация; в) индукция смысла; г) столкновение смыслов. 36. Сутью какого механизма порождения смысла является присвоение смысловых ориентаций, характеризующих культуру данной социальной общности: а) индукция смысла; б) идентификация; в) инсайт; г) столкновение смыслов. 37. Сутью какого механизма порождения смысла является внезапное усмотрение смысла там, где еще недавно его не было: а) индукция смысла; б) идентификация; в) инсайт; г) столкновение смыслов. 38. Сутью какого механизма порождения смысла является сопоставление разных вариантов осмысления действительности и осознание относительности своего смыслового мира: а) индукция смысла; б) идентификация; в) инсайт; г) столкновение смыслов. 39. Сутью какого механизма порождения смысла является особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни: а) замыкание жизненных отношений; б) индукция; в) идентификация; г) инсайт; д) столкновение смыслов; е) полагание смыслов. 40. Соотнесите механизмы порождения смыслов с конкретными примерами их реализации:
41. Соотнесите авторские представления о сознании с именами их разработчиков:
42. Укажите образующие сознания по А. Н. Леонтьеву: а) личностный смысл; б) чувственная ткань сознания; в) значение; г) субъективная реальность. 43. Какое направление исследований смысловой регуляции образа мира далеко продвинулось в экспериментальном изучении субъективной реальности человеческого сознания: а) психология переживания Ф.Е. Василюка (1984); б) психология жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой (2006); в) психология субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой (1986; 1999); г) психология внутреннего диалога Г.М. Кучинского (1983). 44. Какие слои субъективного опыта выделяет Е.Ю. Артемьева: а) перцептивный мир; б) мир образов представлений; в) образ мира; г) семантический слой. 45. Система модальных образов упорядоченных друг относительно друга объектов – это…: а) перцептивный мир; б) мир образов представлений; в) образ мира; г) семантический слой. 46. Структурированная совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам – это …: а) перцептивный мир; б) мир образов представлений; в) образ мира; г) семантический слой. 47. Наиболее глубинный слой амодальных структур, образующихся при «обработке» семантического слоя – это …: а) перцептивный мир; б) мир образов представлений; в) образ мира; г) семантический слой. 48. Укажите последовательность ступеней генеза смысловых образований по Е.Ю. Артемьевой: а) составляющие образа мира; б) личностные смыслы; в) предсмыслы как образные следы, зафиксированные в модальных свойствах; г) смыслы как следы внутри семантического слоя. 49. Раскройте суть гипотезы «первовидения»: а) поаспектному «аналитическому» восприятию образа актуалгенетически предшествует его недифференцированное целостное семантическое оценивание; б) для характеристики объекта вначале используются эмоционально-метафорические категории, обозначающие отношение к объекту, и лишь позднее дается логико-категориальная характеристика; в) в условиях дефицита времени точность оценивания по ряду значимых эмоционально-оценочных шкал не ниже, но даже выше; г) при локальных поражениях мозга дольше всего сохраняются от распада семантические коды, обеспечивающие адекватную семантическую квалификацию объектов. 50. В чем состоит природа семантического оценивания: а) в обнаружении в памяти образов представлений о субъектно-объектных отношениях; б) в обнаружении в памяти образов представлений о вещах, объектах, ситуациях, явлениях; в) в идентификации воспринимаемого объекта или ситуации со следом эмоционального состояния; г) в оценивании эмоций, возникших в процессе контактов с объектом в личном опыте испытуемого, или оценивании тех же эмоций, присвоенных при освоении общественного опыта. 51. Расположите компоненты сознания по Д.А. Леонтьеву в порядке их появления в процессе субъективированного отражения действительности: а) образ мира; б) индивидуально-психологическая реальность (ядерные структуры образа мира); в) личностно-смысловая окраска, или личностный слой отражения по Б.С. Братусю; г) рефлексия; д) внутренний мир. 52. Охарактеризуйте специфическое содержание и законы формирования и развития внутреннего мира: а) они существуют; б) они не существуют; в) они во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего; г) они подчиняются закономерностям существования внешнего мира. 53. Что является основными составляющими внутреннего мира человека по Д.А. Леонтьеву: а) устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие отношение человека к ним; б) сознание; в) осознание; г) личностные ценности. 54. Соотнесите имена ученых с данными ими определениями рефлексии:
55. Какой подход связан с изучением моментов, которые характеризуют «собственно динамику, движение самой деятельности и ее структурных образующих» (Асмолов, Петровский, 1978, с. 72): а) филогенетический; б) морфологический; в) онтогенетический; г) динамический. 56. Укажите основные аспекты динамики деятельности: а) порождение, формирование деятельности и ее мотива; б) регуляция деятельности по ходу ее протекания; в) развитие и трансформация деятельности; г) решение «задачи на смысл». 57. Укажите виды регуляции деятельности: а) предметная; б) смысловая; в) осмысленная; г) субъектная. 58. Смысловая регуляция деятельности – это…: а) согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта; б) обеспечение адекватности операциональных характеристик особенностям ее предмета (объекта) и особенностям предметной действительности вообще; в) двоякая детерминация деятельности – со стороны ее субъекта и со стороны объекта; г) логика действия. 59. Какие смысловые образования выделяются Тихомировым в ситуативной смысловой регуляции конкретной деятельности: а) операциональные смыслы элементов ситуации; б) операциональные смыслы ситуации; в) операциональные смыслы цели; г) операциональные смыслы результата. 60. Какой элемент выделяется в качестве центрального структурного образования динамической смысловой системы Васильевым и Тихомировым:
а) мотив; б) смысл операции; в) смысл конечной цели; г) смысл ситуации. 61. Какое понятие характеризуется данным определением Д.А. Леонтьева - «…не переживаемое побуждение, а внешний предмет, отвечающий некоей потребности (или одновременно ряду потребностей), на который направлена деятельность в целом»: а) мотив; б) мотивационная установка; в) потребность; г) нужда. 62. Какие функции должна выполнять динамическая смысловая система (ДСС) конкретной деятельности: а) обеспечение естественного прекращения деятельности, когда она себя исчерпала, ее мотив реализовался и тем самым потерял свою побудительную силу; б) искусственное прекращение деятельности в тех случаях, когда актуализировались другие, более значимые и неотложные мотивы, требующие немедленного осуществления иной деятельности; в) стабилизацию протекания деятельности, сохранение ее устойчивости до тех пор, пока ее мотив остается в силе; г) дезинтеграцию деятельности. 63. Какой ученый говорил о смысле двигательной задачи как важнейшей характеристике сенсомоторного действия: а) П.К. Анохин; б) Н.А. Бернштейн; в) А.Р. Лурия; г) А.Н. Леонтьев. 64. Выберите утверждение, верно характеризующее личность: а) личность врожденна; б) личность – это не регуляция, а преодоление всяческих регуляций; в) личность – это высшая психологическая инстанция управления (регуляции) своим поведением; г) личность имеет всецело адаптивную направленность. 65. Охарактеризуйте функции личностной регуляции жизнедеятельности: а) ориентировка в объективной действительности, в ее инвариантных свойствах; б) ориентировка в отношениях, связывающих субъекта с объективной действительностью; в) подчинение деятельности иерархии отношений, связывающих субъекта с объективной действительностью; г) овладение человеком своим поведением. 66. Охарактеризуйте функции психики: а) ориентировка в объективной действительности, в ее инвариантных свойствах; б) ориентировка в отношениях, связывающих субъекта с объективной действительностью; в) подчинение деятельности иерархии отношений, связывающих субъекта с объективной действительностью; г) овладение человеком своим поведением. 67. Что отражается в сознании человека на уровне личностной регуляции жизнедеятельности: а) отношение к будущему; б) «самость» субъекта жизнедеятельности; в) объективная действительность; г) отношения, связывающие субъекта с объективной действительностью. 68. Какими функциями конституируется личность: а) выделением субъектом себя из окружающего мира; б) выделением, презентацией, структурированием субъектом своих отношений с миром; в) следование сиюминутным импульсам и внешним стимулам; г) подчинение своей жизнедеятельности своим отношениям с миром, устойчивой структуре этих отношений. 69. Какая подструктура личности является главной, конституирующей по Д.А. Леонтьеву: а) смысловая сфера; б) индивидуальность; в) характер; г) способности. 70. Соотнесите ту или иную логику регуляции поведения, жизни с соответствующими описательными терминами:
71. Какие логики поведения начинают развиваться параллельно с момента рождения (если не раньше): а) логика удовлетворения потребностей; б) логика реагирования на стимул; в) логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции; г) логика социальной нормативности, социальных ожиданий; д) логика смысла или логика жизненной необходимости; е) логика свободного выбора. 72. Какой возрастной период является критическим для становления логики свободного выбора: а) младенческий возраст; б) младший дошкольный возраст; в) подростковый возраст; г) не ранее 1 года. 73. Какая логика используется при попытках манипулировать поведением людей: а) логика удовлетворения потребностей; б) логика реагирования на стимул; в) логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции; г) логика социальной нормативности, социальных ожиданий; д) логика смысла или логика жизненной необходимости; е) логика свободного выбора. 74. Соотнесите типы манипулятивных действий с используемыми в них логиками поведения:
75. Какие уровни структуры личности рассматриваются в модели Б.С. Братуся (1988): а) собственно личностный или личностно-смысловой; б) психофизический; в) индивидуально-исполнительский; г) психофизиологический. 76. Какие планы личности различает А.Г. Асмолов (1984): а) план выражения; б) план содержания; в) инструментальный план; г) экспрессивный план. 77. Какой уровень личности по Б.С. Братусю несет на себе печать характерологических черт: а) собственно личностный или личностно-смысловой; б) психофизический; в) индивидуально-исполнительский; г) психофизиологический. 78. Какие уровни структурной организации личности выделяет Д.А. Леонтьев: а) уровень ядерных механизмов личности; б) смысловой уровень; в) психофизиологический уровень; г) экспрессивно-интрументальный уровень. 79. Какие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешней оболочки характеризуют экспрессивно-инструментальный уровень личности: а) черты характера; б) нервные процессы возбуждения и торможения; в) способности; г) роли, включенные человеком в его репертуар. 80. Укажите механизмы высшего уровня (ядерные механизмы личности): а) свобода; б) ответственность; в) роли; г) способности. 81. Какое из понятий допускает более широкое употребление по В.К. Вилюнасу: а) эмоция; б) смысл; в) никакое, т.к. они являются синонимичными и взаимозаменяемыми; г) эмоциональный. 82. Заполните таблицу характеристиками эмоциональной и смысловой реальности по Д.А. Леонтьеву,воспользовавшись аргументами из «справочника»:
«Справочник»: 1. При корректном употребление соответствующее понятие относится лишь к субъективным переживаниям; 2. Соответствующее понятие допускает более широкое употребление, обозначающее не только вызвавшую его реакцию, но и соответствующий стимул; 3. Всегда конкретна и содержит явное или скрытое указание на те мотивы или другие смыслообразующие структуры, которые придают личностную значимость данному объекту или явлению; 4. Носит неспецифический характер; 5. Не имеет собственной качественной модальности; 6. Имеет собственную качественную модальность; 7. Может находить свое выражение в эффектах пристрастного структурирования и искажения психического образа, в феноменах сгущения образа (в сновидениях), метафоры (в языке), монтажа (в кино), имеющих единую природу; 8. Возникновение соответствующего явления возможно из неожиданного сочетания образов, взятых из разных контекстов, что может быть не замечено субъектом; 9. Согласуется с рефлексивным типом восприятии искусства; 10. Согласуется с реактивным типом восприятия искусства; 11. Связана со сложными процессами когнитивной переработки, интерпретации и оценивания; 12. Выполняет вспомогательную функцию презентации личностного смысла на осознаваемом уровне, не столько содержательно отображая его, сколько привлекая к нему внимание. Приложение №3 Вопросы тестового контроля знаний по т еме 5: «Смысловые структуры, их связи и функционирование» 1. Определением какого понятия является данный текст: «…составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформации» (Д.А. Леонтьев, 1999)? а) психический образ; б) смысловая установка; в) субъективное; г) личностный смысл. 2. Укажите функцию личностного смысла: а) презентация субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в мире в целом; б) искажение объективной информации о мире; в) презентация субъекту в комплексе ощущений разных модальностей роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятельности; г) презентация субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятельности. 3. Укажите психологические механизмы реализации функций личностного смысла: а) механизм эмоциональной индикации; б) механизм наведения субъекта на действительный источник переживания; в) механизм презентации субъекту объективной информации о мире; г) механизм трансформации образа. 4. Какие феномены иллюстрируют механизм эмоциональной индикации: а) специфическая эмоциональная окраска значимых образов восприятия и представления; б) непосредственная оценка значимости образов, сопровождаемых эмоциями; в) оценка отношения соответствующих объектов и явлений к реализации потребностей субъекта на специфическом «языке» эмоций; г) наведение субъекта на действительный источник переживаний. 5. Что представляет собой психологический механизм трансформации психического образа: а) указание на те мотивы, которые придают личностную значимость данному объекту или явлению, на содержательные отношения между ними; б) наведение субъекта на действительный источник переживаний; в) структурирование образов целостной ситуации, в которой одни объекты или явления выступают на передний план, другие, напротив, затушевываются; г) изменение субъективных связей между элементами ситуации и искажение отдельных соотношений (пространственных, временных и др.). 6. Укажите факторы трансформации образа: а) устойчивые особенности структурирования личностью целостной картины мира; б) преходящее влияние сиюминутных мотивов; в) фиксация в личности диспозиционных структур и структур субъективной семантики; г) определенное априорное отношение к воспринимаемым объектам и явлениям, являющееся следом взаимодействия с ними. 7. Соотнесите экспериментальные факты с тем или иным феноменом трансформации образа:
8. В каких случаях временные интервалы оцениваются как более длинные: а) при оценке временных соотношений между событиями в масштабе всей жизни субъекта; б) когда они имеют личностный смысл барьера, отделяющего субъекта от значимых событий; в) когда они имеют личностный смысл ресурса, расходуемого впустую, без пользы; г) когда они имеют личностный смысл продуктивно используемого ресурса. 9. В чем состоит эффект каузальной атрибуции: а) человек практически не ожидает малозначимые и маловероятные события и, напротив, ожидает высокозначимые и высоковероятные; б) в оценке индифферентных к жизни субъекта ситуаций; в) при оценке собственных действий люди склонны в большей степени объяснять успех
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.119 (0.021 с.) |