Тема: становление смысла как психического явления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: становление смысла как психического явления.



1. Филогенез смысловой регуляции.

2. Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе по Е.В. Субботскому.

3. Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе по Д.И. Фельдштейну.

4. Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву.

5. Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе по А.Р. Лурия.

 

Семинар № 2 (по теме 7).

Тема: Смысловая реальность как объект диагностики и

Экспериментального исследования.

1. Смысл жизни как объект психологического исследования (akme31.narod.ru).

2. Методика исследования системы жизненных смыслов (hpsy.ru).

3. Интроспективные методы в изучении смысла.

4. Возможности изучения смысловой сферы личности посредством автобиографического текста.

5. Математические методы в исследованиях смысла.

 

Семинар № 3-4 (по теме 8).

Тема: Смысловые аспекты психологической помощи.

1. Смыслы и психотерапия по Р. Х. Шакурову.

2. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации (akme31.narod.ru)

3. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности (tipa-biblioteka.narod.ru)

4. Прикладная логотерапия (по А. Лэнгле, гл. из книги Жизнь, наполненная смыслом - psychol.ras.ru).

5. Трансформация смысла в терапии психологической травмы.

6. Психотерапия родителей тяжело больного ребенка как поиск смысла.

Семинар № 5 (по теме 9).

Тема: Смысловые аспекты жизни.

1. Теория оптимизации Р.Х. Шакурова.

2. Механизмы смыслообразования по Р. Х. Шакурову.

3. Механизмы смыслообразования по Д.А Леонтьеву.

4. Осмысление подростками значимости собственной жизни в процессе личностного самоанализа (akme31.narod.ru).

5. Психологические аспекты смысла жизни в ранней юности akme31.narod.ru

6. Смерть и смысл жизни по Б.С. Братусю (rak.by).

7. Смысложизненные ориентации людей, не состоящих в браке (hpsy.ru)

8. Смысложизненные ориентации людей пожилого и старческого возраста (akme31.narod.ru).

9. Самопонимание субъекта как проблема психологии человеческого бытия по В.В. Знакову (akme31.narod.ru).

Приложение №2

Вопросы тестового контроля знаний по т еме 4:

«Онтологический, феноменологический и субстратный аспекты анализа смысловой реальности»

1. Какие грани смысловой реальности рассматривает Д.А. Леонтьев:

а) онтологическую;

б) герменевтическую;

в) феноменологическую;

г) деятельностную.

2. Под онтологической характеристикой смысловой реальности понимает(ют)ся:

а) общеантропологические представления о смысле;

б) общепсихологические представления о смысле;

в) трактовка личностного смысла как образующей сознания;

г) место смысловой реальности в общей модели реальности, картине мира.

3. Кому принадлежит определение смысла как отношения мотива деятельности к цели действия:

а) Д.А. Леонтьеву;

б) А.Н. Леонтьеву;

в) Л.С. Выготскому;

г) С.Л. Рубинштейну.

4. Какая из трактовок смысла, данных А.Н. Леонтьевым, рассматривает смысловую реальность как субъектную, не рефлексируемую в сознании, но проявляющуюся в активности субъекта:

а) смысловое отношение как отношение между системой значимых для жизни воздействий;

б) смысл как субъективное отношение к предметному содержанию, отражающемуся в сознании;

в) смысл как отношение мотива деятельности к цели действия;

г) смысл как главное измерение человеческого бытия и сознания.

5. Какая из трактовок смысла, данных А.Н. Леонтьевым, рассматривает смысл в контексте проблемы несовпадения объективного содержания сознания (знания), представленного значениями, и субъективного отношения к нему, или смысла:

а) смысловое отношение как отношение между системой значимых для жизни воздействий;

б) смысл как субъективное отношение к предметному содержанию, отражающемуся в сознании;

в) смысл как отношение мотива деятельности к цели действия;

г) смысл как главное измерение человеческого бытия и сознания.

6. Что является источником пристрастности индивидуального сознания человека, т.е. смысла, по А.Г. Асмолову:

а) значение;

б) предметная деятельность субъекта в мире, реализующая его реальные жизненные отношения;

в) жизнь;

г) бытийное опосредование (мироопосредование).

7. Какая категория выдвигается на передний план в новой, неклассической психологии:

а) деятельности;

б) смысла;

в) жизненного мира;

г) личность.

8. Какое понятие объективно характеризует место и роль объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни:

а) личностный смысл;

б) жизненный смысл;

в) образ мира в сознании субъекта;

г) психологический субстрат смысла.

9. Какое понятие характеризует форму познания субъектом его жизненных смыслов, презентации их в его сознании:

а) личностный смысл;

б) жизненный смысл;

в) образ мира в сознании субъекта;

г) психологический субстрат смысла.

10. Какое понятие характеризует неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности:

а) личностный смысл;

б) жизненный смысл;

в) образ мира в сознании субъекта;

г) психологический субстрат смысла.

11. Какому психологу принадлежит определение смысла как пристрастного отношения процессов психики к процессам жизни субъекта, его сознания к основам его бытия, опосредованное его практической жизнедеятельностью:

а) Д.А. Леонтьеву;

б) А.Н. Леонтьеву;

в) А.Г. Асмолову;

г) С.Л. Рубинштейну.

12. Укажите высказывание, в котором преодолевается порожденное идеалистической философией гносеологическое противопоставление субъекта и объекта:

а) «Действительность всегда лишь часть того, чем она могла быть» (Брудный, 1998, с.128);

б) «человек окружен миром, своей комнатой, пейзажем, - он живет внутри мира и в нем действует; вокруг него плотные и теплые массы мира; он внутри внешнего мира, а не на границах его» (Бахтин, 1996, с.74);

в) «человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию. В этом отношении бытие обступает нас со всех сторон» (Рубинштейн, 1973, с.262);

г) мы «… нигде не находим живое существо до и вне его связанности с миром. Оно изначально вживлено в мир, связано с ним материальной пуповиной своей жизнедеятельности» (Василюк, 1984, с.86).

13. Каким понятием обозначается объективное отношение между субъектом и каким-либо объектом или явлением действительности, характеризующееся потенциальной возможностью взаимодействия между ними:

а) жизненный мир;

б) жизненное отношение;

в) деятельность;

г) практика.

14. Жизненный мир – это…

а) новое жизненное отношение;

б) объективный мир;

в) организованная совокупность всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями;

г) многообразие форм взаимодействия субъекта с миром.

15. Жизненный мир отличается от объективного …:

а) границами;

б) сложностью;

в) состоянием жизненных отношений;

г) ничем.

16. Способен ли субъект своей активностью влиять на состояние своих жизненных отношений:

а) да;

б) никогда;

в) иногда;

г) всегда.

17. Как жизненные смыслы и стоящие за ними жизненные отношения даны сознанию субъекта и включены в его деятельность:

а) в превращенной форме смысловых структур;

б) в форме значений;

в) в форме мотивов;

г) в форме системы смысловой регуляции.

18. Жизненные отношения фиксируются в превращенной форме следующих психологических квазиобъектов:

а) психического образа;

б) мысли;

в) актуальных установок;

г) конкретных предметов жизненного мира.

19. Жизненные отношения фиксируются в превращенной форме следующих психологических квазиобъектов:

а) идеальных моделей должного;

б) обобщенных латентных диспозиций;

в) поступков;

г) речевых высказываний.

20. Укажите виды смысловых структур:

а) личностный смысл;

б) операция;

в) личностная ценность;

г) смысловой конструкт.

21. Укажите виды смысловых структур:

а) результат деятельности;

б) смысловая установка;

в) смысловая диспозиция;

г) мотив.

22. Расположите психологические структуры в соответствии с формами одного и того же жизненного смысла – объективного места и роли денег в жизни человека:

Личностная ценность   1.   а) забывание долгов
Личностный смысл   2.   б) экспериментальные эффекты субъективной переоценки физических размеров монет
Смысловая установка   3.   в) преувеличенно бережное обращение с дорогими вещами
Мотив   4.   г) готовность взяться за тяжелую, нудную, но хорошо оплачиваемую работу
Смысловая диспозиция   5.   д) жизненная ориентация на достижение материального благополучия, богатства
Смысловой конструкт   6.   е) выбор знакомств, супруга по признаку материальной обеспеченности, богатства

 

23. Какие из указанных смысловых структур обладают трансситуативным и «наддеятельностным» характером:

а) смысловой конструкт;

б) смысловая диспозиция;

в) личностный смысл;

г) личностные ценности.

24. Какие смысловые структуры складываются и функционируют в пределах конкретной, отдельно взятой деятельности:

а) мотив;

б) личностный смысл;

в) смысловой конструкт;

г) смысловая установка.

25. Изучение каких смысловых структур возможно посредством фиксации особенностей протекания деятельности:

а) смысловая установка;

б) смысловая диспозиция;

в) мотив;

г) личностные ценности.

26. Какие смысловые структуры релевантны плоскости сознания, образу мира субъекта:

а) личностные смыслы;

б) мотивы;

в) личностные установки;

г) смысловые конструкты.

27. Для изучения каких смысловых структур необходим анализ различных форм самоотчетов:

а) личностные смыслы;

б) мотивы;

в) личностные установки;

г) смысловые конструкты.

28. Какой метод позволяет экспериментально выделить влияние мотива:

а) самоотчет испытуемого;

б) навязывание испытуемому более или менее искусственно выделенного мотива;

в) внешнее наблюдение;

г) беседа.

29. По какому основанию животное упорядочивает свою жизнедеятельность:

а) генетической индивидуальной программе;

б) генетической видовой программе;

в) индивидуальному проекту;

г) индивидуальному мифу.

30. На основании чего возможно объяснить организацию человеком своих отношений с миром по «индивидуальному проекту» (А.М. Лобок, 1997):

а) объективной и витальной необходимости;

б) культурного мифа;

в) индивидуального мифа;

г) генетической индивидуальной программы.

31. Какие механизмы порождения смысла выделены психологическим анализом (по Д.А. Леонтьеву):

а) викарное научение;

б) замыкание жизненных отношений;

в) индукция смысла;

г) полагание смысла.

32. Какие механизмы порождения смысла выделены психологическим анализом (по Д.А. Леонтьеву):

а) идентификация;

б) потребность;

в) инсайт;

г) столкновение смыслов.

33. Сутью какого механизма порождения смысла является встреча субъекта с объектом или явлением, результатом которой становится спонтанное обретение этим объектом весомого жизненного смысла, т.е. важного места в жизни субъекта:

а) замыкание жизненных отношений;

б) идентификация;

в) индукция смысла;

г) столкновение смыслов.

34. Сутью какого механизма порождения смысла является придание смысла (смысловая рационализация) деятельности, изначально лишенной смысла, выполняемой под принуждением:

а) замыкание жизненных отношений;

б) идентификация;

в) индукция смысла;

г) столкновение смыслов.

35. Какой из указанных механизмов порождения смысла отчасти схож с такими механизмами как импринтинг (Вилюнас, 1990), опредмечивание потребности (Леонтьев А.Н., 1871), фиксация установки (Узнадзе, 1966):

а) замыкание жизненных отношений;

б) идентификация;

в) индукция смысла;

г) столкновение смыслов.

36. Сутью какого механизма порождения смысла является присвоение смысловых ориентаций, характеризующих культуру данной социальной общности:

а) индукция смысла;

б) идентификация;

в) инсайт;

г) столкновение смыслов.

37. Сутью какого механизма порождения смысла является внезапное усмотрение смысла там, где еще недавно его не было:

а) индукция смысла;

б) идентификация;

в) инсайт;

г) столкновение смыслов.

38. Сутью какого механизма порождения смысла является сопоставление разных вариантов осмысления действительности и осознание относительности своего смыслового мира:

а) индукция смысла;

б) идентификация;

в) инсайт;

г) столкновение смыслов.

39. Сутью какого механизма порождения смысла является особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни:

а) замыкание жизненных отношений;

б) индукция;

в) идентификация;

г) инсайт;

д) столкновение смыслов;

е) полагание смыслов.

40. Соотнесите механизмы порождения смыслов с конкретными примерами их реализации:

 

замыкание жизненных отношений 1.   а)ставка французского физика 17 века Б. Паскаля на то, что во Вселенной есть смысл
индукция 2.   б)осознание себя болельщиком«Спартака»
идентификация 3.   в)любовь с первого взгляда
инсайт 4.   г)придание вторичной смысловой основы семейным отношениями после сватовства родителями в патриархальной модели брака
столкновение смыслов 5.   д)формирование наркотических и квазинаркотических зависимостей
полагание смыслов 6.   е)«истина появляется тогда, когда твоя, действительно испытанная тобою жизнь как бы всплывает в тебе очищенная и ясная»(Мамардашвили, 1995, с. 15)

 

 

41. Соотнесите авторские представления о сознании с именами их разработчиков:

Д.А. Леонтьев   1.   А. Сознание не сводимо к осознанию, это «уровень, включающий в себя "механизмы" многих уровней разной "бессознательности"»
А. Н. Леонтьев   2.   Б. Сознание - бытийствующее сознание, постоянно выходящее за пределы самого себя и не укладываемое ни в одно определение
М. Мамардашвили 3.   В. Сознание направлено не только вовне, но выполняет также существеннейшую функцию соотнесения, упорядочивания, трансформации ценностно-смысловых структур, определяющих бытие человека в мире
Ф.Е. Василюк 4.   Г. Сознание организовано как множественный текст, состоящий из познавательных контуров; функциональная цель сознания задана необходимостью понимания
А.Ю. Агафонов     5.   Д. «Сознание – нечто большее, чем психика, причем психика не входит в сознание как один из его блоков, а снимается им, изменяя свои свойства и находя в новом качестве свое место в системном строении человеческого сознания»

 

42. Укажите образующие сознания по А. Н. Леонтьеву:

а) личностный смысл;

б) чувственная ткань сознания;

в) значение;

г) субъективная реальность.

43. Какое направление исследований смысловой регуляции образа мира далеко продвинулось в экспериментальном изучении субъективной реальности человеческого сознания:

а) психология переживания Ф.Е. Василюка (1984);

б) психология жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой (2006);

в) психология субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой (1986; 1999);

г) психология внутреннего диалога Г.М. Кучинского (1983).

44. Какие слои субъективного опыта выделяет Е.Ю. Артемьева:

а) перцептивный мир;

б) мир образов представлений;

в) образ мира;

г) семантический слой.

45. Система модальных образов упорядоченных друг относительно друга объектов – это…:

а) перцептивный мир;

б) мир образов представлений;

в) образ мира;

г) семантический слой.

46. Структурированная совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам – это …:

а) перцептивный мир;

б) мир образов представлений;

в) образ мира;

г) семантический слой.

47. Наиболее глубинный слой амодальных структур, образующихся при «обработке» семантического слоя – это …:

а) перцептивный мир;

б) мир образов представлений;

в) образ мира;

г) семантический слой.

48. Укажите последовательность ступеней генеза смысловых образований по Е.Ю. Артемьевой:

а) составляющие образа мира;

б) личностные смыслы;

в) предсмыслы как образные следы, зафиксированные в модальных свойствах;

г) смыслы как следы внутри семантического слоя.

49. Раскройте суть гипотезы «первовидения»:

а) поаспектному «аналитическому» восприятию образа актуалгенетически предшествует его недифференцированное целостное семантическое оценивание;

б) для характеристики объекта вначале используются эмоционально-метафорические категории, обозначающие отношение к объекту, и лишь позднее дается логико-категориальная характеристика;

в) в условиях дефицита времени точность оценивания по ряду значимых эмоционально-оценочных шкал не ниже, но даже выше;

г) при локальных поражениях мозга дольше всего сохраняются от распада семантические коды, обеспечивающие адекватную семантическую квалификацию объектов.

50. В чем состоит природа семантического оценивания:

а) в обнаружении в памяти образов представлений о субъектно-объектных отношениях;

б) в обнаружении в памяти образов представлений о вещах, объектах, ситуациях, явлениях;

в) в идентификации воспринимаемого объекта или ситуации со следом эмоционального состояния;

г) в оценивании эмоций, возникших в процессе контактов с объектом в личном опыте испытуемого, или оценивании тех же эмоций, присвоенных при освоении общественного опыта.

51. Расположите компоненты сознания по Д.А. Леонтьеву в порядке их появления в процессе субъективированного отражения действительности:

а) образ мира;

б) индивидуально-психологическая реальность (ядерные структуры образа мира);

в) личностно-смысловая окраска, или личностный слой отражения по Б.С. Братусю;

г) рефлексия;

д) внутренний мир.

52. Охарактеризуйте специфическое содержание и законы формирования и развития внутреннего мира:

а) они существуют;

б) они не существуют;

в) они во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего;

г) они подчиняются закономерностям существования внешнего мира.

53. Что является основными составляющими внутреннего мира человека по Д.А. Леонтьеву:

а) устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие отношение человека к ним;

б) сознание;

в) осознание;

г) личностные ценности.

54. Соотнесите имена ученых с данными ими определениями рефлексии:

Леонтьев А.Н. 1.   А. рефлексия как самосознание или интроспекция
Узнадзе Д. Н. 2.   Б.процессы разрешения внутренних конфликтов в смысловой сфере, как критическая переоценка ценностей, наиболее общее выражение которой – вопрос о смысле жизни
Кон И.С. 3.   В.Рефлексия как объективация
В.В. Столин 4.   Г.рефлексия как решение «задачи на смысл»

 

55. Какой подход связан с изучением моментов, которые характеризуют «собственно динамику, движение самой деятельности и ее структурных образующих» (Асмолов, Петровский, 1978, с. 72):

а) филогенетический;

б) морфологический;

в) онтогенетический;

г) динамический.

56. Укажите основные аспекты динамики деятельности:

а) порождение, формирование деятельности и ее мотива;

б) регуляция деятельности по ходу ее протекания;

в) развитие и трансформация деятельности;

г) решение «задачи на смысл».

57. Укажите виды регуляции деятельности:

а) предметная;

б) смысловая;

в) осмысленная;

г) субъектная.

58. Смысловая регуляция деятельности – это…:

а) согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта;

б) обеспечение адекватности операциональных характеристик особенностям ее предмета (объекта) и особенностям предметной действительности вообще;

в) двоякая детерминация деятельности – со стороны ее субъекта и со стороны объекта;

г) логика действия.

59. Какие смысловые образования выделяются Тихомировым в ситуативной смысловой регуляции конкретной деятельности:

а) операциональные смыслы элементов ситуации;

б) операциональные смыслы ситуации;

в) операциональные смыслы цели;

г) операциональные смыслы результата.

60. Какой элемент выделяется в качестве центрального структурного образования динамической смысловой системы Васильевым и Тихомировым:

 

а) мотив;

б) смысл операции;

в) смысл конечной цели;

г) смысл ситуации.

61. Какое понятие характеризуется данным определением Д.А. Леонтьева - «…не переживаемое побуждение, а внешний предмет, отвечающий некоей потребности (или одновременно ряду потребностей), на который направлена деятельность в целом»:

а) мотив;

б) мотивационная установка;

в) потребность;

г) нужда.

62. Какие функции должна выполнять динамическая смысловая система (ДСС) конкретной деятельности:

а) обеспечение естественного прекращения деятельности, когда она себя исчерпала, ее мотив реализовался и тем самым потерял свою побудительную силу;

б) искусственное прекращение деятельности в тех случаях, когда актуализировались другие, более значимые и неотложные мотивы, требующие немедленного осуществления иной деятельности;

в) стабилизацию протекания деятельности, сохранение ее устойчивости до тех пор, пока ее мотив остается в силе;

г) дезинтеграцию деятельности.

63. Какой ученый говорил о смысле двигательной задачи как важнейшей характеристике сенсомоторного действия:

а) П.К. Анохин;

б) Н.А. Бернштейн;

в) А.Р. Лурия;

г) А.Н. Леонтьев.

64. Выберите утверждение, верно характеризующее личность:

а) личность врожденна;

б) личность – это не регуляция, а преодоление всяческих регуляций;

в) личность – это высшая психологическая инстанция управления (регуляции) своим поведением;

г) личность имеет всецело адаптивную направленность.

65. Охарактеризуйте функции личностной регуляции жизнедеятельности:

а) ориентировка в объективной действительности, в ее инвариантных свойствах;

б) ориентировка в отношениях, связывающих субъекта с объективной действительностью;

в) подчинение деятельности иерархии отношений, связывающих субъекта с объективной действительностью;

г) овладение человеком своим поведением.

66. Охарактеризуйте функции психики:

а) ориентировка в объективной действительности, в ее инвариантных свойствах;

б) ориентировка в отношениях, связывающих субъекта с объективной действительностью;

в) подчинение деятельности иерархии отношений, связывающих субъекта с объективной действительностью;

г) овладение человеком своим поведением.

67. Что отражается в сознании человека на уровне личностной регуляции жизнедеятельности:

а) отношение к будущему;

б) «самость» субъекта жизнедеятельности;

в) объективная действительность;

г) отношения, связывающие субъекта с объективной действительностью.

68. Какими функциями конституируется личность:

а) выделением субъектом себя из окружающего мира;

б) выделением, презентацией, структурированием субъектом своих отношений с миром;

в) следование сиюминутным импульсам и внешним стимулам;

г) подчинение своей жизнедеятельности своим отношениям с миром, устойчивой структуре этих отношений.

69. Какая подструктура личности является главной, конституирующей по Д.А. Леонтьеву:

а) смысловая сфера;

б) индивидуальность;

в) характер;

г) способности.

70. Соотнесите ту или иную логику регуляции поведения, жизни с соответствующими описательными терминами:

 

Логика удовлетворения потребностей 1.   А. «Потому что он первый начал»
Логика реагирования на стимул 2.   Б. «Потому что я всегда так делаю»
Логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции (связана с понятиями характер, стиль, установка, научение) 3.   В.«Потому что все так делают»
Логика социальной нормативности, социальных ожиданий 4.   Г. «А почему бы и нет?»
Логика смысла или логика жизненной необходимости 5.   Д. «Я сделал, потому что мне это важно»
Логика свободного выбора 6.   Е. «Потому что я хочу»

 

71. Какие логики поведения начинают развиваться параллельно с момента рождения (если не раньше):

а) логика удовлетворения потребностей;

б) логика реагирования на стимул;

в) логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции;

г) логика социальной нормативности, социальных ожиданий;

д) логика смысла или логика жизненной необходимости;

е) логика свободного выбора.

72. Какой возрастной период является критическим для становления логики свободного выбора:

а) младенческий возраст;

б) младший дошкольный возраст;

в) подростковый возраст;

г) не ранее 1 года.

73. Какая логика используется при попытках манипулировать поведением людей:

а) логика удовлетворения потребностей;

б) логика реагирования на стимул;

в) логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции;

г) логика социальной нормативности, социальных ожиданий;

д) логика смысла или логика жизненной необходимости;

е) логика свободного выбора.

74. Соотнесите типы манипулятивных действий с используемыми в них логиками поведения:

 

Логика удовлетворения потребностей 1.   А. Формирование установки
Логика реагирования на стимул 2.   Б. Наложение обязательств
Логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции (связана с понятиями характер, стиль, установка, научение) 3.   -
Логика социальной нормативности, социальных ожиданий 4.   В. Провокация
Логика смысла или логика жизненной необходимости 5.   -
Логика свободного выбора 6.   Г. соблазнение

 

75. Какие уровни структуры личности рассматриваются в модели Б.С. Братуся (1988):

а) собственно личностный или личностно-смысловой;

б) психофизический;

в) индивидуально-исполнительский;

г) психофизиологический.

76. Какие планы личности различает А.Г. Асмолов (1984):

а) план выражения;

б) план содержания;

в) инструментальный план;

г) экспрессивный план.

77. Какой уровень личности по Б.С. Братусю несет на себе печать характерологических черт:

а) собственно личностный или личностно-смысловой;

б) психофизический;

в) индивидуально-исполнительский;

г) психофизиологический.

78. Какие уровни структурной организации личности выделяет Д.А. Леонтьев:

а) уровень ядерных механизмов личности;

б) смысловой уровень;

в) психофизиологический уровень;

г) экспрессивно-интрументальный уровень.

79. Какие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешней оболочки характеризуют экспрессивно-инструментальный уровень личности:

а) черты характера;

б) нервные процессы возбуждения и торможения;

в) способности;

г) роли, включенные человеком в его репертуар.

80. Укажите механизмы высшего уровня (ядерные механизмы личности):

а) свобода;

б) ответственность;

в) роли;

г) способности.

81. Какое из понятий допускает более широкое употребление по В.К. Вилюнасу:

а) эмоция;

б) смысл;

в) никакое, т.к. они являются синонимичными и взаимозаменяемыми;

г) эмоциональный.

82. Заполните таблицу характеристиками эмоциональной и смысловой реальности по Д.А. Леонтьеву,воспользовавшись аргументами из «справочника»:

 

Характеристики смысловой реальности Характеристики эмоциональной реальности
   

 

«Справочник»:

1. При корректном употребление соответствующее понятие относится лишь к субъективным переживаниям;

2. Соответствующее понятие допускает более широкое употребление, обозначающее не только вызвавшую его реакцию, но и соответствующий стимул;

3. Всегда конкретна и содержит явное или скрытое указание на те мотивы или другие смыслообразующие структуры, которые придают личностную значимость данному объекту или явлению;

4. Носит неспецифический характер;

5. Не имеет собственной качественной модальности;

6. Имеет собственную качественную модальность;

7. Может находить свое выражение в эффектах пристрастного структурирования и искажения психического образа, в феноменах сгущения образа (в сновидениях), метафоры (в языке), монтажа (в кино), имеющих единую природу;

8. Возникновение соответствующего явления возможно из неожиданного сочетания образов, взятых из разных контекстов, что может быть не замечено субъектом;

9. Согласуется с рефлексивным типом восприятии искусства;

10. Согласуется с реактивным типом восприятия искусства;

11. Связана со сложными процессами когнитивной переработки, интерпретации и оценивания;

12. Выполняет вспомогательную функцию презентации личностного смысла на осознаваемом уровне, не столько содержательно отображая его, сколько привлекая к нему внимание.

Приложение №3

Вопросы тестового контроля знаний по т еме 5:

«Смысловые структуры, их связи и функционирование»

1. Определением какого понятия является данный текст: «…составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформации» (Д.А. Леонтьев, 1999)?

а) психический образ;

б) смысловая установка;

в) субъективное;

г) личностный смысл.

2. Укажите функцию личностного смысла:

а) презентация субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в мире в целом;

б) искажение объективной информации о мире;

в) презентация субъекту в комплексе ощущений разных модальностей роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятельности;

г) презентация субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятельности.

3. Укажите психологические механизмы реализации функций личностного смысла:

а) механизм эмоциональной индикации;

б) механизм наведения субъекта на действительный источник переживания;

в) механизм презентации субъекту объективной информации о мире;

г) механизм трансформации образа.

4. Какие феномены иллюстрируют механизм эмоциональной индикации:

а) специфическая эмоциональная окраска значимых образов восприятия и представления;

б) непосредственная оценка значимости образов, сопровождаемых эмоциями;

в) оценка отношения соответствующих объектов и явлений к реализации потребностей субъекта на специфическом «языке» эмоций;

г) наведение субъекта на действительный источник переживаний.

5. Что представляет собой психологический механизм трансформации психического образа:

а) указание на те мотивы, которые придают личностную значимость данному объекту или явлению, на содержательные отношения между ними;

б) наведение субъекта на действительный источник переживаний;

в) структурирование образов целостной ситуации, в которой одни объекты или явления выступают на передний план, другие, напротив, затушевываются;

г) изменение субъективных связей между элементами ситуации и искажение отдельных соотношений (пространственных, временных и др.).

6. Укажите факторы трансформации образа:

а) устойчивые особенности структурирования личностью целостной картины мира;

б) преходящее влияние сиюминутных мотивов;

в) фиксация в личности диспозиционных структур и структур субъективной семантики;

г) определенное априорное отношение к воспринимаемым объектам и явлениям, являющееся следом взаимодействия с ними.

7. Соотнесите экспериментальные факты с тем или иным феноменом трансформации образа:

 

Трансформации пространственных измерений в картине мира 1.   А. Женщины, позитивно оценивающие собственную внешность, склонны видеть себя более тонкими, чем они есть на самом деле, а женщины, недовольные своей внешностью, воспринимают свою талию более широкой, чем в действительности
Трансформации временных параметров 2.   Б. Феномен искажения расстояний и субъективного структурирования топографических характеристик среды обитания в масштабе города или отдельного района
Трансформации причинно-след- ственных отношений 3.   В. Переоценка длительности временных интервалов, в течение которых испытуемым приходилось разглядывать крупяного паука в стеклянной банке; более медленное течение времени в предчувствии неудачи, в ожидании
Трансформации вероятностных характеристик действительности 4.   Г. Более частое согласие с магическим объяснением случившегося в случае появления в пустой шкатулке марки (которую ребенок мог забрать себе), чем в обратных случаях, когда марка исчезала (специально сконструированная шкатулка имела двойное дно)
  Д. Эффект преувеличения по сравнению с нейтральным изображением изображений доллара и свастики
Е. При оценке собственных действий люди склонны в большей степени объяснять успехи личностными факторами, а неудачи - ситуационными, чем при оценивании действий других людей
Ж. Электрики, часто нарушающие технику безопасности и получающие травмы, оценивают травмы средней тяжести как частые при вероятности их получения в данной ситуации в 30 %, а осторожные электрики – уже при вероятности 20 %
З. Факт преувеличения детьми видимого размера монет по сравнению с аналогичными картонными кружками, причем степень искажения росла с увеличением достоинства оцениваемых монет

8. В каких случаях временные интервалы оцениваются как более длинные:

а) при оценке временных соотношений между событиями в масштабе всей жизни субъекта;

б) когда они имеют личностный смысл барьера, отделяющего субъекта от значимых событий;

в) когда они имеют личностный смысл ресурса, расходуемого впустую, без пользы;

г) когда они имеют личностный смысл продуктивно используемого ресурса.

9. В чем состоит эффект каузальной атрибуции:

а) человек практически не ожидает малозначимые и маловероятные события и, напротив, ожидает высокозначимые и высоковероятные;

б) в оценке индифферентных к жизни субъекта ситуаций;

в) при оценке собственных действий люди склонны в большей степени объяснять успех



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.243 с.)