Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Понимание и изучение смысла в деятельностном подходе

Поиск

Понятие пере­живания Л.С. Выготского как непосредственный ис­ток понятия смысла. Переживание как единица изучения личности и среды в их единстве. Определенность переживаний свойствами субъекта и предмета переживания. Переживание как внутреннее отношение ребенка к моменту действительности. Развитие ребенка через переживание среды и своей деятельности. Обязанность глубокого внутреннего анализа переживаний ребенка. «Мышление и речь». Анализ структуры и динамики речевого мышления. Семантическая трактовка вербальных смыслов в оппозиции «смысл─значение». Проблема строения человеческого сознания. Смысловое строение сознания как отношение к внешнему миру.

Комментарии А.Н.Леонтьева. Десемантизация понятия «смысл». Анализ дорефлексивных практических отношений субъекта с миром. Деятельность как опосредующее звено, обусловливающее качественную опреде­ленность переживания. Единство субъекта и его действительности, личнос­ти и среды в его деятельности. «Развитие психики» и «Методологические тетради». Смысл как отражение реальных жизненных отношений человека. Смысл как субъективно-объективная категория. Обусловленность динамики смысла динамикой деятельности. Смысловые ме­ханизмы животных и человека. Биологический и сознательный смыслы. Генетический анализ: смысл отдельных воздействующих свойств → смысл отдельных предметов → смысл межпредметных связей, смысл ситуаций. Феномен общественного сознания и его элементы ─ значения. Отражение в значении отношения предмета к коллективу, устойчивого в предмете, общественной потребности. Смысл как «для меня значение». Смысл действия как осознаваемое отношение предмета действия к его мотиву.

Смысл как ключевое объяснительное понятие те­ории деятельности. Структурное, генетическое и функциональ­ное его рассмотрение (40-ые гг.).

Генетический аспект как выявление за­кономерностей, факторов и детерминант порождения смысла, процессов и механизмов, лежащих в основе его формирования, раз­вития и изменения. Мотив как непосредственный смыслообразующий фактор. Полипотребностность и многосторонность смысла сложной деятельности. Поступок как действие с амбивалентным смыслом. Отраженный смысл. Связь действия с иерархией мотивов. Смыслообразующая и побудительная функции мотива. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы.

Функциональный аспект как представления о месте и роли смысла в процессах созна­ния и деятельности, о влиянии его на протекание деятельности и на особенности психических процессов. Демонстрация эмпирической зависимости эффективности действий от деятельности, в которую они включены, от отношения между мотивом и целью (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, З.М.Истомина и др). Феномен «горькой конфеты» как расхождение между мотивом деятельности и смыслом.

Механизм эмоциональной коррекции поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, 70-ые гг.). Приведение общей направленности и динамики поведения в соответствие со смыслом проблемной ситуации. Развитие предвосхищающего характера действий. Мотивационно-смысловая ориентировка в плане непосредственного восприятия, в плане во­ображения. Исследования мыслительной деятельности О.К.Тихомирова.

Структурный аспект как представление о месте личностного смысла в структуре деятельности, сознания и лич­ности, соотношении его с другими психологическими образова­ниями. Акцент на разведении личностного смысла и значения. Усвоение значений субъектом в ходе распредмечивания челове­ческой культуры. Объяснительный характер понятия смысл в контексте анализа сознания. Личностный смысл как образующая сознания наряду со значением и чувственной тканью. «Де­ятельность. Сознание. Личность» (1977). Лич­ность как связная система личностных смыслов. Анализ иерархических взаимоотношений мотивов.

Появление ряда родственных понятий, описывающих различные аспекты смысловой реальности с сер. 70-ых гг. В.К. Вилюнас: чрезмерная обобщенность и необходимость дифференциации понятия «смысл». Смысл мотива как ведущий по отношению к производным смыслам, которыми ситуативно наделяются представленные в со­знании цели. Разведение вербализованных и невербализованных смыслов. Вербализованные смыслы как продукт и результат решения «задачи на смысл», как подлинная «единица» сознания. Большая истинность невербализованного смысла. А.Г. Асмолов: смысловая установка ─ осознаваемая и неосознаваемая ─ как выра­жение личностного смысла в плане деятельности, готовность к совершению определенной деятельности.

Е.В. Субботский: смысловое образование как составляющая сознания. Анализ проявлений смысловых образований ребенка и возможностей влияния на них в ситуации лабораторного психологического эксперимента. Методический прием изменения позиции ребенка в ситу­ации, в системе его взаимоотношений с людьми.

Смысловое об­разование как специфическая базовая единица личности (Асмолов, Братусь и др., 1979). Его свойства: производность от ре­ального бытия субъекта, предметность, независимость от осознания и некодифицируемость в системе значений. Методический и методологический принцип опосредова­ния изменений смысловых образований изменениями дея­тельности субъекта. Его структуры: смыслообразующие мотивы, личностные смыслы и смысловые установки.

Слитность смыслового образования с областью «Я», ощущение внутренней необходимости действия как основной признак смыслового образования по Е.Е.Насиновской. Активно-действенный характер смысловых образований. Виды: смыслообразующие мотивы, смысловые установки и личностно-значимые эмоциональные пере­живания. Динамические, ситуаци­онные смысловые образования, складывающиеся в конкретных условиях развертывания деятельности, как объективная форма суще­ствования личностного смысла. Первая развернутая попытка представления дифференцированной картины смысловой сфе­ры личности.

Б.С.Братусь: понятие «смысловая сфера личности». Отсутствие ограничения смыслообразования связкой мотив ─ цель. Смыслообразование как цепь отношений меньшего к большему: отношения действия к мотиву, мотива к более широкому смыслообразующему мотиву и т.д., вплоть до смысла жизни. Сложная, многомерная смысловая структура как единица анализа личности. Функции смысловых образований: созда­ние эскиза будущего и нравственной оценки действий.

Понятие динамической смысловой системы А.Г. Асмолова как воплощение идеи единства аффекта и интеллекта. Производность ДСС от деятельности субъекта и от занимаемой им по­зиции. Собственное внутреннее движение ДСС. Составляющие ДСС. ДСС как единица анализа личности.

В.В. Столин: анализ отношений «личность—сознание». Виды смыслов. Смысл мотива. Позитивный смысл явления, способствующего достижению мотива, негативный ─ препятствующего достижению мотива. Конфликтный смысл усло­вий, содействующих достижению одного мотива и препятствующих достижению другого. Понятия преградных смыслов, преградной функции мотива. Классы внутренних преград. Поступок как действие с конфликтным личностным смыслом. Конфликтный смысл как единица строения само­сознания личности. А.В.Визгина: выявление взаимосвязей между различными структурами конфликтных смыс­лов «Я»и особенностями строения внутреннего диалога. Ф.Е.Василюк: внутренняя деятельность переживания критических ситуаций в устранении рассогласования между смысловой сферой личнос­ти и субъективной действительностью. В.В.Столин и М.Кальвиньо: смысловые конструкты как форма существования личностного смысла в сознании.

Изучение смысловых процессов в плоскостях сознания, деятельности, собственно личности (Е.Ю.Ар­темьева, Б.В.Зейгарник, В.А.Иванников, Б.С.Братусь, Д.А. Леонтьев, к. 80-ых гг.). Смысл по Е.Ю.Артемьевой как след взаимодействия с объектом, явлением, ситуацией в виде отношения к ним. Субъективные семантики. Механизмы опознания и сопоставления объектов по их семантическим кодам. Амодальная природа семантических кодов и проецируемость на семантики любой модальности. Б.В.Зейгарник: исследования саморегуляции и опосредствования в норме и патологии. Смысловые образования как регуляторная система. Связь смыслообразования с выходом за преде­лы ситуации. Развитие опосредованного поведения в онтогенезе, его на­рушение при психической патологии.

В.А.Иванников: волевая регуляция как намеренная регуляция сознательного по­буждения к действию. Механизм волевой регуляции. Приемы целенаправленного изменения/создания дополнительного смысла действия через реальную/во­ображаемую ситуацию. Роль познавательных процессов. Генезис развития приемов и средств волевой саморегуляции. Б.С.Братусь: система смысловых образований личности. Уровни смысловой сферы: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный. Прагматические, ситуационные смыслы. Смысло­вая вертикаль.

Ф.В.Бассин: «значащие пережи­вания» как предмет психологии. Нерасторжимость связи «значащих преживаний» с реальными жизненными ситуациями. Специфические за­кономерности их динамики. Рассмотрение смыслов в форме пережива­ний.

Единая об­щетеоретическая модель смысловой реальности Д.А. Леонтьева.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.006 с.)