Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Понимание и изучение смысла в деятельностном подходеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие переживания Л.С. Выготского как непосредственный исток понятия смысла. Переживание как единица изучения личности и среды в их единстве. Определенность переживаний свойствами субъекта и предмета переживания. Переживание как внутреннее отношение ребенка к моменту действительности. Развитие ребенка через переживание среды и своей деятельности. Обязанность глубокого внутреннего анализа переживаний ребенка. «Мышление и речь». Анализ структуры и динамики речевого мышления. Семантическая трактовка вербальных смыслов в оппозиции «смысл─значение». Проблема строения человеческого сознания. Смысловое строение сознания как отношение к внешнему миру. Комментарии А.Н.Леонтьева. Десемантизация понятия «смысл». Анализ дорефлексивных практических отношений субъекта с миром. Деятельность как опосредующее звено, обусловливающее качественную определенность переживания. Единство субъекта и его действительности, личности и среды в его деятельности. «Развитие психики» и «Методологические тетради». Смысл как отражение реальных жизненных отношений человека. Смысл как субъективно-объективная категория. Обусловленность динамики смысла динамикой деятельности. Смысловые механизмы животных и человека. Биологический и сознательный смыслы. Генетический анализ: смысл отдельных воздействующих свойств → смысл отдельных предметов → смысл межпредметных связей, смысл ситуаций. Феномен общественного сознания и его элементы ─ значения. Отражение в значении отношения предмета к коллективу, устойчивого в предмете, общественной потребности. Смысл как «для меня значение». Смысл действия как осознаваемое отношение предмета действия к его мотиву. Смысл как ключевое объяснительное понятие теории деятельности. Структурное, генетическое и функциональное его рассмотрение (40-ые гг.). Генетический аспект как выявление закономерностей, факторов и детерминант порождения смысла, процессов и механизмов, лежащих в основе его формирования, развития и изменения. Мотив как непосредственный смыслообразующий фактор. Полипотребностность и многосторонность смысла сложной деятельности. Поступок как действие с амбивалентным смыслом. Отраженный смысл. Связь действия с иерархией мотивов. Смыслообразующая и побудительная функции мотива. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Функциональный аспект как представления о месте и роли смысла в процессах сознания и деятельности, о влиянии его на протекание деятельности и на особенности психических процессов. Демонстрация эмпирической зависимости эффективности действий от деятельности, в которую они включены, от отношения между мотивом и целью (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, З.М.Истомина и др). Феномен «горькой конфеты» как расхождение между мотивом деятельности и смыслом. Механизм эмоциональной коррекции поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, 70-ые гг.). Приведение общей направленности и динамики поведения в соответствие со смыслом проблемной ситуации. Развитие предвосхищающего характера действий. Мотивационно-смысловая ориентировка в плане непосредственного восприятия, в плане воображения. Исследования мыслительной деятельности О.К.Тихомирова. Структурный аспект как представление о месте личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности, соотношении его с другими психологическими образованиями. Акцент на разведении личностного смысла и значения. Усвоение значений субъектом в ходе распредмечивания человеческой культуры. Объяснительный характер понятия смысл в контексте анализа сознания. Личностный смысл как образующая сознания наряду со значением и чувственной тканью. «Деятельность. Сознание. Личность» (1977). Личность как связная система личностных смыслов. Анализ иерархических взаимоотношений мотивов. Появление ряда родственных понятий, описывающих различные аспекты смысловой реальности с сер. 70-ых гг. В.К. Вилюнас: чрезмерная обобщенность и необходимость дифференциации понятия «смысл». Смысл мотива как ведущий по отношению к производным смыслам, которыми ситуативно наделяются представленные в сознании цели. Разведение вербализованных и невербализованных смыслов. Вербализованные смыслы как продукт и результат решения «задачи на смысл», как подлинная «единица» сознания. Большая истинность невербализованного смысла. А.Г. Асмолов: смысловая установка ─ осознаваемая и неосознаваемая ─ как выражение личностного смысла в плане деятельности, готовность к совершению определенной деятельности. Е.В. Субботский: смысловое образование как составляющая сознания. Анализ проявлений смысловых образований ребенка и возможностей влияния на них в ситуации лабораторного психологического эксперимента. Методический прием изменения позиции ребенка в ситуации, в системе его взаимоотношений с людьми. Смысловое образование как специфическая базовая единица личности (Асмолов, Братусь и др., 1979). Его свойства: производность от реального бытия субъекта, предметность, независимость от осознания и некодифицируемость в системе значений. Методический и методологический принцип опосредования изменений смысловых образований изменениями деятельности субъекта. Его структуры: смыслообразующие мотивы, личностные смыслы и смысловые установки. Слитность смыслового образования с областью «Я», ощущение внутренней необходимости действия как основной признак смыслового образования по Е.Е.Насиновской. Активно-действенный характер смысловых образований. Виды: смыслообразующие мотивы, смысловые установки и личностно-значимые эмоциональные переживания. Динамические, ситуационные смысловые образования, складывающиеся в конкретных условиях развертывания деятельности, как объективная форма существования личностного смысла. Первая развернутая попытка представления дифференцированной картины смысловой сферы личности. Б.С.Братусь: понятие «смысловая сфера личности». Отсутствие ограничения смыслообразования связкой мотив ─ цель. Смыслообразование как цепь отношений меньшего к большему: отношения действия к мотиву, мотива к более широкому смыслообразующему мотиву и т.д., вплоть до смысла жизни. Сложная, многомерная смысловая структура как единица анализа личности. Функции смысловых образований: создание эскиза будущего и нравственной оценки действий. Понятие динамической смысловой системы А.Г. Асмолова как воплощение идеи единства аффекта и интеллекта. Производность ДСС от деятельности субъекта и от занимаемой им позиции. Собственное внутреннее движение ДСС. Составляющие ДСС. ДСС как единица анализа личности. В.В. Столин: анализ отношений «личность—сознание». Виды смыслов. Смысл мотива. Позитивный смысл явления, способствующего достижению мотива, негативный ─ препятствующего достижению мотива. Конфликтный смысл условий, содействующих достижению одного мотива и препятствующих достижению другого. Понятия преградных смыслов, преградной функции мотива. Классы внутренних преград. Поступок как действие с конфликтным личностным смыслом. Конфликтный смысл как единица строения самосознания личности. А.В.Визгина: выявление взаимосвязей между различными структурами конфликтных смыслов «Я»и особенностями строения внутреннего диалога. Ф.Е.Василюк: внутренняя деятельность переживания критических ситуаций в устранении рассогласования между смысловой сферой личности и субъективной действительностью. В.В.Столин и М.Кальвиньо: смысловые конструкты как форма существования личностного смысла в сознании. Изучение смысловых процессов в плоскостях сознания, деятельности, собственно личности (Е.Ю.Артемьева, Б.В.Зейгарник, В.А.Иванников, Б.С.Братусь, Д.А. Леонтьев, к. 80-ых гг.). Смысл по Е.Ю.Артемьевой как след взаимодействия с объектом, явлением, ситуацией в виде отношения к ним. Субъективные семантики. Механизмы опознания и сопоставления объектов по их семантическим кодам. Амодальная природа семантических кодов и проецируемость на семантики любой модальности. Б.В.Зейгарник: исследования саморегуляции и опосредствования в норме и патологии. Смысловые образования как регуляторная система. Связь смыслообразования с выходом за пределы ситуации. Развитие опосредованного поведения в онтогенезе, его нарушение при психической патологии. В.А.Иванников: волевая регуляция как намеренная регуляция сознательного побуждения к действию. Механизм волевой регуляции. Приемы целенаправленного изменения/создания дополнительного смысла действия через реальную/воображаемую ситуацию. Роль познавательных процессов. Генезис развития приемов и средств волевой саморегуляции. Б.С.Братусь: система смысловых образований личности. Уровни смысловой сферы: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный. Прагматические, ситуационные смыслы. Смысловая вертикаль. Ф.В.Бассин: «значащие переживания» как предмет психологии. Нерасторжимость связи «значащих преживаний» с реальными жизненными ситуациями. Специфические закономерности их динамики. Рассмотрение смыслов в форме переживаний. Единая общетеоретическая модель смысловой реальности Д.А. Леонтьева.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.006 с.) |