Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментального исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Индивидуальные особенности смысловой регуляции и смысловой сферы личности. Гипотетические конструкты, характеризуют индивидуальные различия смысловых механизмов: телеологичность поведения в противовес его каузальности, общий уровень осмысленности жизни, соотношение ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции, структурная организация смысловых систем, временная локализация ведущих смысловых ориентиров, степень осознанности смысловой регуляции. Телеологичность поведения в противовес его каузальности как склонность ориентироваться на смысл своих действий, а не на их причину, ставя по отношению к ним вопрос «для чего» в противовес вопросу «почему» (катартический инстайт у больной после процедуры исследования методикой предельных смыслов: «Я ведь никогда раньше не думала, зачем делаю с собой то или иное, думала лишь, за что мне это все достается!»). Большая независимость от ситуации и социального давления людей с выраженной телеологической ориентацией. Фиксация на прошлом и настоящем у каузально ориентированных людей. Общий уровень осмысленности жизни как энергетическая характеристика смысловой сферы, количественная мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. Степень рефлексивного выделения себя личностью из потока своей жизни, осознания несовпадения своего "Я" и объективно разворачивающегося жизненного процесса Стеничность, энергия и жизнестойкость как феноменологические проявления наполненности жизни субъекта каким-либо устойчивым смыслом (Ср.: ответы пациентов, неудачно совершивших самоубийство, необходимые для их выписки из кризисного стационара: «О, доктор, Вы обещали, что Вы меня полностью вылечите и у меня начнется опять нормальная жизнь, какая была у меня до этого заболевания». Или: «Доктор, Вы же знаете, что я христианин, я осознал, какой тяжкий грех – лишить самого себя жизни». Или: «Я должен заботиться о семье, у меня есть важная работа» - по В.Франклу). Непосредственная связь соотношения ценностной и потребностной регуляции с линией развития смысловой сферы в направлении прогрессирующей ее социализации, опосредования индивидуальной жизнедеятельности социальными регуляторами. Связь неполноценного развитие именно этого аспекта регуляции с ипохондрической симптоматикой у психически больных разной нозологии, а также здоровых людей. Структурная организация смысловых систем как комплексное качественно-количественное описание структурной организации смысловой сферы, включающее в себя целый ряд параметров. Операционализация соответствующих конструкту параметров в методике предельных смыслов. Соответствие широте связей показателей количества предельных смыслов и продуктивности. Соответствие степени иерархизированности показателя количества узловых категорий и индекса связности. Качественный анализ МПС как характеристика общей структуры. Временная локализация ведущих смысловых ориентиров как восприятие мира как целого в пространственной протяженности и временной перспективе. Предмет рассмотрения в опроснике Дж. Крамбо и Л. Махолика по шкале «Цели в жизни». Низкие баллы по шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни как признак человека, живущего сегодняшним или вчерашним днем. Высокие баллы как признак не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Сочетание параметров, соответствующих степень осознанности смысловой регуляции. Идеальные типы жизненной позиции: действенная, импульсивная, созерцательная, страдательная. Смысловая реальность как объект экспериментального исследования. Результаты обобщения исследований осмысленности жизни (И. Ялом). Линейная связь отсутствия смысла жизни с психопатологией. Положительная связь осмысленности жизни с религиозными убеждениями, с членством в группах, с увлечением каким-то делом и принятием четких целей в жизни. Отрицательная корреляция осмысленности жизни со шкалой депрессии MMPI. Необходимость рассматривать смысл жизни в перспективе развития. Характеристики человека с доминирующей ценностной регуляцией. Большая значимость социальной идентичности. Склонность рассматривать интересы социальной группы, к которой он принадлежит, как свои кровные интересы. В большей мере подчинение своего поведения принципам, «абсолютным», устойчивым, внеситуативным ориентирам. Характеристики человека с доминирующей потребностной регуляцией. В большей мере подчинение своего поведения сиюминутным желаниям. Недостаточный учет отдаленных последствий своих поступков и решений. Виды смысла в классификации Б.С. Братуся: «эгоцентрические», «группоцентрические», «просоциальные». Соответствующая ориентация на смыслообразующийисточник: потребности, ценности малых групп, ценности больших социальных общностей и общечеловеческие ценности. Сочетание осознанности и активности как характеристика действенной позиции. Отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего происходящего, как неизбежного и неконтролируемого как характеристики страдательной жизненной позиции. Сочетание активности и отсутствия осознанности, стремление управлять своей жизнью при неумении ее осмыслить, отсутствие в принятых решениях единой логики как характеристики импульсивной жизненной позиции. Сочетание осознанности и отсутствия активности, осознание событий своей жизни как чего-то отдельного от собственного "Я", внешний локус контроля или невротическая неуверенность в себе, своих силах и возможностях как характеристики созерцательной жизненной позиции. Функции, реализуемые «уходом в осознавание», чрезмерной интеллектуализацией: компенсация затруднений при переходе к активным действиям, рационализация трудностей в переходе от планирования к воплощению замысла, реализация смысла своей жизни в ценностях переживания (напр., любви). Методология и методы исследования смысловой сферы личности. Интроспективные, бихевиоральные и психофизиологические методы в изучении смысла. Доступность смысловой реальности для изучения разными методами, как специфическими, так и неспецифическими. Анализ и обоснование условий использования разных неспецифических методических подходов к изучению смысловой реальности. Необходимость дифференциации при использовании неспецифических методов смысловых, эмоциональных, семантических и пр. феноменов. Направленность экспериментальных исследований на феноменологический и субстратный (регуляторный) аспекты смысла. Смысловые связи в картине мира, мировоззрение, субъективная семантика, образы в широком смысле слова как предмет при исследовании феноменологического аспекта. Регуляторные влияния индивидуальных особенностей смысловой сферы или индуцированных в экспериментальной ситуации смысловых установок на практическую или познавательную деятельность, на решение конкретных и более общих задач, вплоть до влияния на жизненный путь субъекта в целом как предмет при исследования субстратного (регуляторного) аспекта. Обязательная необходимость учета в исследованиях смысловой реальности места независимых и опосредующих переменных в структуре жизненных отношений. Принцип физики, согласно которому в данный момент времени можно установить либо координаты элементарной частицы, либо ее энергетическую характеристику, но не то и другое одновременно. Принцип дополнительности Н. Бора как обобщенный методологический принцип. Следствие принципа дополнительности для психологии: психические содержания можно изучать или субъективно, со стороны субъекта, или объективно, с позиции внешнего наблюдателя, но совмещение этих двух перспектив в одном исследовании невозможно. Невозможность в одном исследовании получить одновременно феноменологическую и деятельностную характеристику некоторой смысловой структуры, т.е. содержательное описание соответствующего смысла и характеристику его регуляторного эффекта как частный теоретико-методологический принцип. Методические подходы, относящиеся к линии объективного (субстратного) описания: экспериментальный и психометрический. Методические подходы, относящиеся к линии субъективного (феноменального) описания: проективный, психосемантический, качественно-феноменологический. Экспериментальный подход к изучению смысловой регуляции (Субботский, 1977; Асмолов, Братусь, 1979; Асмолов, Насиновская, Васина, 1979). Фиксация или экспериментальное вызывание поведения, отклоняющегося от оптимальной линии достижения цели. Доказательство невозможности объяснения отклонения недостаточной «технической оснащенностью» субъекта. Изменение позиции субъекта в социальной ситуации на формирующем этапе эксперимента. Приемы искусственного прерывания, сбоя деятельности, создание неопределенности. Принципы исследования смысловой сферы по Асмолову, Насиновской, Васиной (1979): личностной значимости ситуации исследования для испытуемого, относительной неопределенности ситуации исследования, неконтролируемости исследуемых переменных со стороны испытуемого, контролируемости ситуации исследования со стороны исследователя, изучения процесса в структуре целостной деятельности. Изучение феноменов перцептивной защиты и перцептивной бдительности (Ф.С. Сафуанов, Ю.А. Васильева, 1987). Психометрический подход. Тест Purpose In Life Дж. Крамбо и Л. Махолика / Тест СЖО Д.А. Леонтьева. Диагностика переживания индивидуальной онтологической значимости жизни, количественной меры наполненности жизни смыслом. Отдельные СЖО: наличие жизненных целей, призвания, намерений в жизни; ответственность за выполнение возложенных обязанностей даже при наличии внутреннего протеста; интерес и эмоциональная насыщенность жизни; ощущение успешности осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности; ощущение человеком его способности влиять на ход собственной жизни; уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора. Соответствие того или иного фактора осмысленности жизни временной перспективе, локусу контроля. «Цели в жизни» ─ будущее. «Интерес и эмоциональная насыщенность жизни» ─ настоящее, процесс. «Удовлетворенность самореализацией» ─ прошлое. «Я - хозяин жизни» ─ внутренний локус контроля как образ Я. «Управляемость жизни» ─ внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение. Возможность измерения интенсивности осмысленности жизни в целом, отдельных СЖО, уровня интернальности по отношению к жизни и своей свободе выбора. Выявление степени реализованности жизненных смыслов на разных этапах жизни. Недоступность качественной генерализованности СЖО, специфики социального контекста жизненных ситуаций. Опросник для определения содержания системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова. Классификация жизненных смыслов: альтруистический, экзистенциальный, гедонистический, статусный, коммуникативный, семейный, когнитивный, самореализация. Подсчет выраженности каждой из категорий. Проективный подход как субъективно-феноменологический. Изоморфность проективной продукции субъективной реальности исследуемого. Феномен проекции Понятие преградного смысла (Е.Т. Соколова, 1991). Непроизвольное обращение к своему опыту, неосознанные попытки завершения прерванного действия в условиях замещающего действия в ситуации проективного эксперимента. Семантические механизмы синестезии и метафоры. Феномен смысловой референции как закономерная связь личностного смысла и визуальной формы (П.В. Яньшин, 1990). Отражение личностно-смыслового отношения к "Я" в строении знака-образа. Коннотативная синонимия признаков, осуществляющаяся на глубинно-семантическом уровне, как основа феномена. Рисунок как транслятор невербальных значений и невербализованных смыслов. Частичное подтверждение параллелизма образно-графического и вербально-метафорического рядов. Обоснование других классов проективных методов. Механизм проекции: регуляция процессов воображения и реального поведения одними и теми же жизненными отношениями субъекта. Трактовка отражаемого в проективных рассказах как индивидуального образа мира обследуемого. Образ мира как целостное многомерное и многоуровневое представление действительности. Образ мира как источник субъективной определенности, позволяющей однозначно воспринимать объективно неоднозначные ситуации. Система апперцептивных ожиданий как источник иллюзий и ошибок восприятий и представлений. Структурирование актуально воспринимаемого и представляемого содержания смысловыми структурами целостного образа мира. Выбор пословиц как мировоззренческая проекция (Д.А.Леонтьев, Е.В.Тарвид). Тексты и артефакты культуры как объективированная форма существования психологических содержаний. Циркуляция содержаний между индивидуальными сознаниями и культурными мирами. Обобщенные суждения как структурные элементы мировоззрения. Пословицы как мировоззренческие обобщения, сформулированные этнокультурной общностью Селективный, избирательный характер непроизвольного усвоения пословиц. Ассоциирование любимой пословицы с событиями личного опыта. Предпочитаемые пословицы как индивидуальные руководящие принципы поведения. Феномен «приватизации» пословиц в психодиагностике. Смысл жизни как системная целостность ценностных отношений по И.А. Николаевой. Смысл как интегратор жизненных событий прошлого, настоящего, будущего и соответствующих ценностных отношений. Полиценность смысла как система. Операционализация как поиск системных эквивалентов смысла, доступных психологическому изучению. Задача описания всех личностных ценностей в их взаимодействии и полноте их содержательных, структурных и энергетических характеристик.Анализ содержания и характеристик потока образов сознания субъекта. Графические метафоры в передаче структурных и энергетических аспектов ценностных отношений. Просьба записать всех «других», «кто приходит на ум». Интерпретация множества «Других» как репрезентации системы ценностно-смысловых отношений субъекта на настоящем этапе жизни. Характеристика каждого «другого» 1-2 словами с размещением их на вертикальной оси ценностей «Высшее – Я – Низшее». Индивидуально-устойчивые характеристики содержания и размещения «других» на данной оси. Отличия системы ценностных отношений от иерархии ценностей, образованных субъектом в результате ранжирования списков. Объективация только личностные ценности, являющихся содержанием сознания. Объективация всех актуальных ценности субъекта за счет довольно большого количества «других». Объективация иерархии ценностей, структурных, энергетических, регулятивных аспектов. Возможности изучения смысловой сферы личности посредством автобиографического текста (Ю.Б. Шлыкова). Возможность исследования количества и содержания идентификаций личности в процессе ее становления. Описание событий жизни Другого как перенос источника собственной истории жизни на жизнь или достижения другого человека. Идентификация с Другим. Использование местоимения «Мы» как общая особенность конструирования автобиографического текста. Различие текстов по количеству идентификаций и по их содержанию. Связь содержания идентификаций с отношениями и видами деятельности, в которые включена личность. Определение нормальных, уникальных и отклоняющихся от нормы тенденций в развитии личности. Психосемантический подход к изучению смыслов. Измерения локализации объектов в пространстве, образованном системой базовых семантических координат субъективной категоризации объектов и явлений. Вычисление координат с помощью факторного анализа массива оценок некоторого набора объектов по ряду оценочных шкал. Коннотативные значения как предмет психосемантического анализа. Трактовка смысла как эмоциональной стороны, эмоционального заряда субъективных образов объектов, явлений, их символов. Параллель между коннотативным значением и личностным смыслом В.Ф.Петренко. Несовпадение эмоциональной и смысловой реальности. Эмоциональное отношение как первичное указание на смысл. Нивелирование индивидуальных особенностей изучаемого отношения в психосемантическом исследовании. Возможности анализа индивидуальных матриц. Раскрытие смысла при обращении к онтологическому плану анализа и учету места изучаемых объектов в системе жизненных отношений испытуемого. Семантический дифференциал. Репертуарные решетки. Методика ценностного спектра. Качественно-феноменологический подход. Принципиальные особенности качественно-феноменологических подходов к изучению смыслов. Самостоятельная ценность зарегистрированных данных и возможность их обработки с разных теоретических позиций. Осознание респондентом тех или иных аспектов своего жизненного мира, опора на это осознание как стимул развития и углубления жизненного мира. Основные моменты ситуации качественного феноменологического исследовательского интервью (Квале, 1996): жизненный мир респондента как объект изучения, извлечение скрытого смысла из невербальных аспектов беседы и возвращение этого смысла собеседнику в виде вербальных формулировок. Общепсихологические и пространственные характеристики СЖО (В.Э.Чудновский, Г.А.Вайзер и др). Влияние социального кризиса на их структуру. Невозможность дифференцировки неосознаваемых смысложизненных ориентаций от актуально осознаваемых и поверхностных. Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева. Изучение динамических смысловых систем сознания. Направленный процесс актуализации целеполагания как способ обнаружения глубинных смыслов. Построение графа или древа смысловых категорий. Способы обработки смыслового дерева: структурный анализ, содержательный (контент-анализ), проективный анализ. Структурный анализ как выявление индивидуальных особенностей структуры смыслового древа. Контент-анализ как обработка смыслового дерева посредством выявления сравнительной частоты встречаемости в протоколах тех или иных типов категорий. Проективный анализ как содержательная интерпретация полученных смысловых цепей и структур под углом зрения отражения в них глубинных личностных особенностей смысловой сферы испытуемых. Индивидуальная форма, диалогическая природа проведения, длительность, отсутствие стандартизированной процедуры содержательного анализа как факторы, затрудняющие применение МПС в широких срезовых исследованиях. Попытки преодоления поверхностности выявляемых смыслов с помощью внешних экспертов. Критерии глубины: полнота, яркость ощущений индивидуального смысла, четкость, правдоподобность, нетривиальность, конкретность иллюстрирующих примеров. Процессуальный подход к исследованию СЖО Г.В.Акопова, Н.Л.Быковой. Моделирование ситуации субъективации. Направленная рефлексия главных жизненных целей. Переход от актуальной жизненной ситуации к заданной идеальной. Трехуровневый процесс осознавания: от очевидных смыслов через конфликтные к потенциальным. Осмысление и выявление отношения к амбивалентным жизненным ситуациям как фактор становления нового содержания субъектности. Категории смыслового поля: саморазвитие, означивание ценности жизни, самореализация, статус, частная жизнь, гедонизм (как предметная самореализация через положительные эмоции); стабильность (социальный гомеостаз), деструктивность (как достижение целей посредством ауто- и интроагрессии). Структурная композиция СЖО различных социальных групп. Социально-интегрированная группа учащейся молодежи - трасситуационно-устойчивые и социально-типические СЖО на самореализацию, частную жизнь. Социально-аномированные учащиеся - ригидность ведущих СЖО на гедонизм и деструктивность и трансситуативная устойчивость СЖО на стабильность. Юноши, находящиеся в заключении, - противоречивость приоритетов СЖО в ситуации активизации субъектности (на частную жизнь, самореализацию и ОЦЖ) и в заданной идеальной ситуации (гедонизм). Связь изучения феноменов смысла жизни и надежды. Субъектно-позитивистский подход. Рассмотрение надежды как обобщенного ожидания благоприятного исхода событий, как разновидности локуса контроля личности, как одного из моментов саморегуляции поведения. Подходы к изучению надежды С.Р. Снайдера и К.Муздыбаева. Надежда как готовность к оценке возможного, возникающая при ожидании важного и труднодоступного блага, к последовательному поведенческому акту ради его достижения. Экзистенциально-онтологический подход. Духовно-интенциальная, интерсубъектно-диалогическая природа надежды. Надежда как духовно-диалогическое чувство, выражающее отношения к жизненным явлениям и ценностям, дающим психологическую опору и ориентацию в настоящей и потенциально возможной жизни. Интерсубъективно-диалогическая методика психодиагностики надежды Г.В. Дьяконова. Опросник: 6 комплектов утверждений по 23-м измерениям-параметрам чувства надежды. Основная литература 1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. — 335с. 2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с. 4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487 с. 5. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ. Материалы XI симпозиума. – Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. – 2006. -169 с. 6. Проблемы смысла в науках о человеке (к столетию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-25 мая 2005 г.) / Под ред.Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. – 278 с. Дополнительная литература 1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. — 486 с. 2. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. -319 с. 3. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 46—56. 4. Братусь B.C. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с. 5. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. № 2. Т. 18. С. 58-78. 6. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думка, 1984. — 207 с. 7. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 100с. 8. Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 157 с. 9. Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). – 208 с. 10. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006, - 384 с. 11. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 80 с. 12. Леонтьев Д.А. Метод исследования смысловых связей в структуре образа мира // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе: Тезисы Всесоюзной научно-методической конференции / Под ред. А.В.Петровского. Даугавпилс, 1985. Ч. 1. С. 64—66. 13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992 б. - 16с. 14. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992 в.- 18с. 15. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998 б. - 247 с. 16. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руководство). М.: Смысл, 1999. — 38 с. 17. Ментальность российской провинции. Сборник материалов IV-ой Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания. 1-2 июля 2004. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 463 с. 18. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1995. — 356 с. 19. Соколова Е.Л. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 128 с. 20. Соколова Е.Л. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с. 21. Соколова Е.Л. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 215 с. 22. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 158 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.013 с.) |