Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции.



Трактовка ценностей в одном ряду с такими понятиями как мнение, представление или убеждение. Трактовка индивидуальных ценностей или ценностных ориентаций как разновидности или подобия социальных установок (отношений) или интересов. Трактовка, ставящая понятие ценности в один ряд с понятиями потребности и мотива, как понимание ценностей, предполагающее их самостоятельную побудительную силу. Указания на смысловую природу ценностей.

Уровни мотивационных структур по Е.Ю Патяевой: конкретно-ситуативные мотивационные образования, релевантные единичной деятельности; внеситуативные, устойчивые и обобщенные мотивационные образования. Трехуровневая схема структуры мотивации А.Г. Асмолова: источники мотивации; детерминанты направленности деятельности в конкретной ситуации; регуляторы протекания деятельности. Отнесение личностных ценностей по их функциональному месту и роли в структуре мотивации к классу устойчивых мотивационных образований по Е.Ю. Патяевой или источников мотивации по А.Г. Асмолову.

Различия между потребностями и личностными ценностями. Источник потребностей - индивидуальные отношения с миром, ценностей - коллективный опыт социальной общности. Относительная значимость и побудительная сила потребностей постоянно меняется, ценностей – неизменна. Сильная зависимость потребностей от момента и независимость ценностей. Субъективная локализация потребностей «внутри», а ценностей – «снаружи». Различия по характеру воздействий: потребности «толкают», а ценности «притягивают». Направление потребностями на желаемое состояние, а ценностями – в желательном направлении. Временная возможность насыщения и дезактуализации потребностей и невозможность этого для ценностей. Репрезентация потребностей в форме связей с объективными условиями жизни, ценностей – в форме идеала (модели должного). Индивидуальные критерии необходимости для потребностей и социальные (общие) – для ценностей. Разный удельный вес потребностного и ценностного компонента в структуре мотивации разных людей.

Описание в отечественной психологии механизма становления личностных ценностей понятием «интериоризация». Опосредование селекции, присвоения и ассимиляции индивидом социальных ценностей социальной идентичностью индивида и ценностями референтных для него малых контактных групп. Социализация как «… движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях (внутреннее, биологическое) к структуре, в которой главенствующую роль играют ценности (внешнее, социальное)».

Отнесение 6 элементов смысловой сферы личности к 3 уровням организации. Личностный смысл и смысловая установка как элементы первого уровня - структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения. Мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт как элементы второго уровня - смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня. Личностные ценности как элементы смысловой сферы личности, относимые к высшему уровню неизменных и устойчивых в масштабе жизни субъекта источников смыслообразования.

Развитие представлений о закономерностях структурной организации личности. Последовательность этапов в рассмотрении структурной организации личности в психологии. Представление о личностных чертах как рядоположенных единицах, различающихся лишь степенью генерализованности (например, теория черт Г. Олпорта). Представление об иерархии структурных элементов: иерархия, организованная без выделения фиксированных иерархических уровней (например, иерархия мотивов А.Н. Леонтьева); представление об иерархии структурных элементов, организованной по формально-динамическому признаку (например, диспозиционная модель В.А. Ядова); представление об иерархии структурных элементов, организованной по содержательному признаку (например, иерархическая «пирамида» человеческих потребностей А. Маслоу). Представление о гетерархической группировке структурных элементов в относительно автономные подсистемы (например, динамические смысловые системы А.Г. Асмолова (1984); Тихомирова, Терехова, (1969); Васильева, Поплужного, Тихомирова, (1980)). Отнесенность содержательно эквивалентных структурных элементов в структуре личности разных людей к разным уровням как признак иерархии структурных элементов, организованной по формально-динамическому признаку.

Динамическая смысловая система как относительно устойчивая и автономная иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое. Отдельность, невключенность в другие системы как конституирующая характеристика ДСС. ДСС как полноправная единица анализа личности, несущая в себе сущностные характеристики личности как целого. Возможность выделения у большинства людей отдельных ДСС, связанных с работой, семьей, спортом, досугом и т.п.. Личность как композиция, складывающаяся из нескольких ДСС (например, ДСС профессионального достижения, ДСС хобби, ДСС успеха у противоположного пола, ДСС физического развития, ДСС самодеятельного творчества, ДСС сексуальных отношений и т.д.). Зависимость вклада смысловой структуры в регуляцию жизнедеятельности от того, в какую ДСС она входит. Трактовка ДСС как единицы относительно устойчивой личностной структуры по А.Г. Асмолову. Трактовка ДСС, выступающей как целостность смысловой регуляции конкретной деятельности в конкретных ситуациях по Васильеву, Поплужному, Тихомирову. Различная степень устойчивости и разный удельный вес собственно смыслового компоненты в указанных двух моделях ДСС.

Возможность восстановления сколь угодно полной картины отражающейся в сознании иерархической структуры отношений субъекта с миром. Воссоздание картины отношений с миром посредством ее проекции в плоскость деятельности, разворачивающейся в конкретной ситуации. Воссоздание картины отношений с миром посредством ее проекции в плоскость сознания, рефлексии субъектом собственной личностной структуры. Мировоззрение как форма синтеза, взаимопроникновения объективной истинности и субъективного ее осмысления, его пропитанность смыслом, воспроизведение в нем явлений действительности в их не объективных, а смысловых связях (Иванов, 1986; Козловский, 1988). Меньшая подверженность содержания мировоззрения искажающему влиянию психологических защит по сравнению с содержанием Я-концепции. Обеспечение защиты самой формой формулирования смысловых ориентаций как мировоззренческих постулатов. Удобство изучения мировоззрения личности как проекции ее глубинной смысловой структуры. Направленность методики предельных смыслов (МПС) на качественный анализ смысловой структуры мировоззрения.

Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация. Аспекты смысложизненной проблематики, входящие в компетенцию философии, теологии, эссеистики, социологии, художественного творчества, психологии. Содержательный анализ смысла - в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать добрым, достойным, истинным в философии и др. Изучение эмпирических вариаций вербально формулируемых смыслов жизни у разных индивидов, в разных культурных группах, в разных культурах и социальных группах, их связи с макросоциальными переменными в социологии. Вопросы психологии в изучении смысложизненной проблематики. Вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла. Вопрос о том, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Аспекты проблемы смысла жизни по Г.Л. Тульчинскому: смысл жизни как социально-идеологическая модель должного; смысл жизни как объективная направленность жизнедеятельности; смысл жизни как субъективно осознаваемый смысл. Объективная осмысленность жизни – субъективные представления о смысле как базовая оппозиция, характеризующая аспекты проблемы смысла на уровне индивидуальной личности. Оппозиции: объективные основания смысла – представления о смысле; вербально формулируемые смыслы – невербально выражаемые смыслы; отсутствие смысла – обретение смысла.

Понимание смысла жизни как рефлексивной жизненной задачи, на которую человек должен найти ответ, но задачи, встающей не перед каждым, по К. Юнгу. Понимание смысла жизни как психологической структуры, характеризующей объективную направленность жизни, складывающейся у каждого человека к 3-5 годам без участия сознания и задающей общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль, по А. Адлеру. Понимание смысла жизни как врожденной мотивационной тенденции, присущей всем людям и являющейся основным двигателем поведения и развития личности, по В. Франклу. Определение смысла жизни в феноменологическом аспекте как более или менее адекватного переживания интенциональной направленности собственной жизни. Варианты отношения между смыслом жизни и его сознанием. Неосознанная неудовлетворенность: человек испытывает фрустрацию, пустоту, неудовлетворенность, не сознавая причин этого. Неосознанная удовлетворенность как жизнь, протекающая гладко и без рефлексии и приносящая чувство удовлетворения, не побуждая к раздумьям о смысле. Осознанная неудовлетворенность: человек испытывает чувство отсутствия смысла и активно, осознанно и целенаправленно этот смысл ищет. Осознанная удовлетворенность: человек в состоянии дать себе отчет о смысле своей жизни, это осознанное представление не расходится с реальной направленностью жизни и вызывает положительные эмоции. Вытеснение смысла жизни когда адекватное осознание объективной направленности жизни несет в себе угрозу для самоуважения.

Единая системная концепция смысловой реальности Д.А. Леонтьева. Множественность определений и методологических функций понятия смысл. Психика как смысл. Смысл как единица анализа психического по А.Ю. Агафонову. Обоснование и доказательство смысловой природы сознания.

Причины обращения к понятию смысла разных по исходным методологическим установкам направлений философии, психологической науки, социологии. Отражение в понятии смысла сущностной способности человека отделять себя от мира в качестве автономной целостности. Необходимость осмысления для регулирования отношений с миром выделившейся из него «субъектной единицы». Потребность любой общепсихологической теории в выделении и определении некоего психического регулятора отношений человека с миром (Г.Г. Дилигенский).

Основная литература

1. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара: Бахрах- М., 2000.

2. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии. М.: Изд-во Моск. Псих.- соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 232 с.

3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. - 352 с.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487 с.

5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во Смоленс­кого гуманит. ун-та, 1997 а. — 396 с.

6. Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта. Самара: ПФ ИРИ РАН – СамНЦ РАН- СГПУ,2007. – 39 с.

Дополнительная литература

1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб: Печатный двор, 1993.- 323 с.

2. Анцыферова Л.И. Дорога, ведущая к смыслу // Психологический журнал. – Т. 21. - № 4. - 2000.- С. 120-121

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 336 с.

4. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. — 486 с.

5. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 192 с.

6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 285 с.

7. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психо­логические труды. М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 480 с.

8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.

9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педаго­гика, 1986 а. Т. 1.-318с.

10. Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального раз­вития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 157 с.

11. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 164 с.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиз­дат, 1977.-304с.

13. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руковод­ство). М.: Смысл, 1999. — 38 с.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -444с.

15. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: Институт прак­тической психологии, 1995. — 356 с.

16. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. —451 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.016 с.)