Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментального исследования»

Поиск

1. Какие гипотетические конструкты характеризуют индивидуальные различия смысловых механизмов:

а) телеологичность поведения в противовес его каузальности;

б) общий уровень осмысленности жизни;

в) характер доминирующих потребностей;

г) уровень интеллекта.

2. Какие гипотетические конструкты характеризую индивидуальные различия смысловых механизмов:

а) соотношение ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции;

б) системная организация смысловых структур;

в) структурная организация смысловых систем;

г) надситуативная стабильность поведения.

3. Какие гипотетические конструкты характеризую индивидуальные различия смысловых механизмов:

а) временная локализация ведущих смысловых ориентиров;

б) телеологичность поведения в противовес его каузальности;

в) степень обобщенности смысловой регуляции;

г) степень осознанности смысловой регуляции.

4. Какой конструкт соответствует склонности ориентироваться на смысл своих действий, а не на их причину, ставя по отношению к ним вопрос «для чего» в противовес вопросу «почему»:

а) телеологичность поведения в противовес его каузальности;

б) общий уровень осмысленности жизни;

в) характер доминирующих потребностей;

г) уровень интеллекта.

5. Какой конструкт непосредственно связан с линией развития смысловой сферы в направлении прогрессирующей ее социализации, опосредования индивидуальной жизнедеятельности социальными регуляторами:

а) соотношение ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции;

б) системная организация смысловых структур;

в) структурная организация смысловых систем;

г) надситуативная стабильность поведения.

6. Какой конструкт представляет собой комплексное качественно-количественное описание структурной организации смысловой сферы, включающее в себя целый ряд параметров:

а) соотношение ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции;

б) системная организация смысловых структур;

в) структурная организация смысловых систем;

г) надситуативная стабильность поведения.

 

7. Какой конструкт можно рассматривать как энергетическую характеристику смысловой сферы, количественную меру степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл:

а) телеологичность поведения в противовес его каузальности;

б) общий уровень осмысленности жизни;

в) характер доминирующих потребностей;

г) уровень интеллекта.

8. Соотнесите название гипотетических конструктов, характеризующих индивидуальные различия смысловых механизмов, с иллюстрациями к ним:

Телеологичность поведения в противовес его каузальности 1.   А. Низкие баллы по шкале «Цели в жизни» опросника Дж. Крамбо и Л. Махолика даже при общем высоком уровне осмысленности жизни будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Высокие же баллы могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
Общий уровень осмысленности жизни 2.   Б. Неполноценное развитие именно этого аспекта регуляции связано с ипохондрической симптоматикой у психически больных разной нозологии, а также здоровых людей. «Особенности смысловой регуляции, приводящие к ипохондризации, связаны с обедненностью, суженностью связей с миром, невозможность ценностно-смыслового опосредования бытия, негибкостью, ригидностью позиций, ценностей, смыслов, мнений» (Сапарова, 1997, с. 78)
Соотношение ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции 3.   В. Соответствующие этому конструкту параметры получили операционализацию в методике предельных смыслов. Широте связей соответствуют такие структурные показатели МПС как количество предельных смыслов и продуктивность, степени иерархизированности – количество узловых категорий и индекс связности, а общую структуру позволяет содержательно охарактеризовать качественный анализ МПС
Структурная организация смысловых систем 4.   Г. Сочетание параметров, соответствующих данному конструкту, дает четыре идеальные типа жизненной позиции: действенную, импульсивную, созерцательную, страдательную
Временная локализация ведущих смысловых ориентиров 5.   Д. Процедура исследования методикой предельных смыслов вызвала у одной больной с пограничными психическими нарушениями катартический инсайт со следующим комментарием: «Я ведь никогда раньше не думала, зачем делаю с собой то или иное, думала лишь, за что мне это все достается!»
Степень осознанности смысловой регуляции 6.   Е. В. Франклу во время его работы в кризисном стационаре часто приходилось определять, можно ли выписывать пациента без риска, что он повторит попытку суицида. Он спрашивал его: «Вы знаете, что попали сюда именно потому, что пытались совершить самоубийство? Как Вы сейчас? По-прежнему ли Вы хотите совершить самоубийство?». Он выписывал только тех пациентов, которые подкрепляли отказ от прежних намерений обоснованием вроде этого: «О, доктор, Вы обещали, что Вы меня полностью вылечите и у меня начнется опять нормальная жизнь, какая была у меня до этого заболевания». Или: «Доктор, Вы же знаете, что я христианин, я осознал, какой тяжкий грех – лишить самого себя жизни». Или: «Я должен заботиться о семье, у меня есть важная работа»

 

9. Какой конструкт характеризует степень рефлексивного выделения себя личностью из потока своей жизни, осознания несовпадения своего "Я" и объективно разворачивающегося жизненного процесса:

а) телеологичность поведения в противовес его каузальности;

б) общий уровень осмысленности жизни;

в) характер доминирующих потребностей;

г) уровень интеллекта.

10. Какой конструкт соответствует восприятию мира как целого в пространственной протяженности и временной перспективе:

а) временная локализация ведущих смысловых ориентиров;

б) телеологичность поведения в противовес его каузальности;

в) степень обобщенности смысловой регуляции;

г) степень осознанности смысловой регуляции.

11. Охарактеризуйте людей с выраженной телеологической ориентацией:

а) большая независимость от ситуации и социального давления;

б) выраженная ориентация на будущее и протяженная временная перспектива;

в) полезависимость;

г) реактивность.

12. Охарактеризуйте каузально ориентированных людей:

а) хороший контроль над потребностями и эмоциями;

б) поленезависимость;

в) фиксация на прошлом и настоящем;

г) автономия.

13. Как феноменологически проявляется наполненность жизни субъекта каким-либо устойчивым смыслом:

а) в депрессии;

б) в стеничности;

в) в энергии, жизнестойкости;

г) в легкой подверженности психическим и соматическим заболеваниям и аддикциям.

14. Выберите верное утверждение:

а) переживание индивидуальной онтологической значимости жизни диагностирует методика «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонардо Махолика;

б) выборки пациентов с теми или иными клиническими проблемами обнаруживают более высокую степень осмысленности жизни, чем контрольные группы;

в) осмысленность жизни обнаруживает устойчивые связи с полом, возрастом, уровнем образования, IQ, религиозностью и доходом;

г) смысл жизни может быть найден любым человеком.

15. Укажите результаты обобщения исследований осмысленности жизни (И. Ялом):

а) отсутствие смысла жизни линейным образом связано с психопатологией;

б) осмысленность жизни положительно связаны с религиозными убеждениями;

в) осмысленность жизни не связана с трансцендентными ценностями, т.е. ценностями, которые выходят за пределы собственного "Я";

г) осмысленность жизни связана с членством в группах.

16. Укажите результаты обобщения исследований осмысленности жизни (И. Ялом):

а) осмысленность жизни не связана с увлечением каким-то делом и принятием четких целей в жизни;

б) мера осмысленность жизни не меняется на протяжении жизни;

в) смысл жизни нужно рассматривать в перспективе развития;

г) осмысленность жизни положительно коррелирует со шкалой депрессии MMPI.

17. Укажите характеристики человека с доминирующей ценностной регуляцией:

а) в большей мере подчиняет свое поведение сиюминутным желаниям;

б) для него более значима социальная идентичность;

в) склонен рассматривать интересы социальной группы, к которой он принадлежит как свои кровные интересы;

г) мало считается с окружающими.

18. Укажите характеристики человека с доминирующей потребностной регуляцией:

а) в большей мере подчиняет свое поведение принципам, «абсолютным», устойчивым, внеситуативным ориентирам;

б) мало учитывает отдаленные последствия своих поступков и решений;

в) в большей мере подчиняет свое поведение сиюминутным желаниям;

г) склонен рассматривать интересы социальной группы, к которой он принадлежит как свои кровные интересы.

19. Соотнесите вид смысла в классификации Б.С. Братуся с соответствующим ему характером смыслообразующего источника:

 

«эгоцентрические» 1.   А. Ценности малых групп
«группоцентрические» 2.   Б. Ценности больших социальных общностей и общечеловеческие ценности
«просоциальные» 3.   В. Потребности

 

20. Характеристикой какой жизненной позиции является сочетание осознанности и активности:

а) действенной;

б) импульсивной;

в) созерцательной;

г) страдательной.

21. Характеристикой какой жизненной позиции является отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего, что происходит, как неизбежного и неконтролируемого:

а) действенной;

б) импульсивной;

в) созерцательной;

г) страдательной.

22. Характеристикой какой жизненной позиции является сочетание активности и отсутствия осознанности, стремление управлять своей жизнью при неумении ее осмыслить, отсутствие в принятых решениях единой логики:

а) действенной;

б) импульсивной;

в) созерцательной;

г) страдательной.

23. Характеристикой какой жизненной позиции является сочетание осознанности и отсутствия активности, осознание событий своей жизни как чего-то отдельного от собственного "Я", внешний локус контроля или невротическая неуверенность в себе, своих силах и возможностях:

а) действенной;

б) импульсивной;

в) созерцательной;

г) страдательной.

24. Какие функции реализует «уход в осознавание», чрезмерная интеллектуализация:

а) компенсацию затруднений при переходе к активным действиям;

б) отражение целенаправленности;

в) рационализацию трудностей в переходе от планирования к воплощению замысла;

г) реализацию смысла своей жизни в ценностях переживания, наиболее насыщенной из которых является любовь.

25. Выберите верное утверждение о методах и методологии анализа смысловой сферы:

а) должны применяться только особые специфические методы и особая методология;

б) пригодны и достаточны методы, известные и применяющиеся в русле других подходов и направлений исследования;

в) смысловая реальность доступна для изучения разными методами, как специфическими, так и неспецифическими;

г) ввиду невозможности операционализации положений о смысловой сфере и смысловой регуляции их экспериментальное исследование невозможно.

26. На какие аспекты смысла могут быть направлены экспериментальные исследования:

а) феноменологический;

б) субстратный (регуляторный);

в) онтологический;

г) поведенческий.

27. При исследовании какого аспекта предметом выступают смысловые связи в картине мира, мировоззрение, субъективная семантика, образы в широком смысле слова:

а) феноменологического;

б) субстратного (регуляторного);

в) онтологического;

г) поведенческого.

28. При исследовании какого аспекта предметом выступают регуляторные влияния тех или иных индивидуальных особенностей смысловой сферы или индуцированных в экспериментальной ситуации смысловых установок на процессы практической или познавательной деятельности, на решение конкретных и более общих задач, вплоть до влияния на жизненный путь субъекта в целом:

а) феноменологического;

б) субстратного (регуляторного);

в) онтологического;

г) поведенческого.

29. Необходимо ли в исследованиях смысловой реальности обязательно учитывать место независимых и опосредующих переменных в структуре жизненных отношений?

а) нет;

б) иногда;

в) непременно;

г) да.

30. Расположите тезисы в порядке убывания обобщенности их методологического значения: от обобщенного принципа к его следствию для психологии и, наконец, к частному теоретико-методологическому принципу:

а) психические содержания можно изучать или субъективно, со стороны субъекта, или объективно, с позиции внешнего наблюдателя, но совмещение этих двух перспектив в одном исследовании невозможно;

б) принцип физики, согласно которому в данный момент времени можно установить либо координаты элементарной частицы, либо ее энергетическую характеристику, но не то и другое одновременно;

в) принцип дополнительности Н. Бора;

г) невозможно в одном исследовании получить одновременно феноменологическую и деятельностную характеристику некоторой смысловой структуры, т.е. содержательное описание соответствующего смысла и характеристику его регуляторного эффекта.

31. Укажите основные методические подходы к эмпирическому изучению смысловой реальности:

а) экспериментальный;

б) психометрический;

в) проективный;

г) квазиэкспериментальный.

32. Укажите основные методические подходы к эмпирическому изучению смысловой реальности:

а) количественно-феноменологический;

б) психосемантический;

в) качественно-феноменологический;

г) индивидуально-типологический.

33. Какие из указанных методических подходов относятся к линии объективного (субстратного) описания:

а) экспериментальный;

б) психометрический;

в) проективный;

г) квазиэкспериментальный.

34. Какие из указанных методических подходов относятся к линии субъективного (феноменального) описания:

а) проективный;

б) психосемантический;

в) качественно-феноменологический;

г) квазиэкспериментальный.

35. Какие принципы исследования смысловой сферы выделили Асмолов, Насиновская, Васина (1979):

а) личностной значимости ситуации исследования для испытуемого;

б) абсолютной определенности ситуации исследования;

в) неконтролируемости исследуемых переменных со стороны испытуемого;

г) контролируемости ситуации исследования со стороны исследователя.

36. Какие принципы исследования смысловой сферы выделили Асмолов, Насиновская, Васина (1979):

а) относительной неопределенности ситуации исследования;

б) изучения процесса в структуре целостной деятельности;

в) подверженности исследуемых переменных контролю со стороны испытуемого;

г) изучения изолированного действия.

37. Какие составляющие смысла жизни были обнаружены Д.А. Леонтьевым благодаря факторному анализу результатов ТСО:

а) наличие жизненных целей, призвания, намерений в жизни;

б) ответственность за выполнение возложенных обязанностей даже при наличии внутреннего протеста;

в) лидерство;

г) интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

38. Какие составляющие смысла жизни были обнаружены Д.А. Леонтьевым благодаря факторному анализу результатов ТСО:

а) наличие позитивных эмоциональных переживаний от проживания своей жизни;

б) ощущение успешности осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности;

в) ощущение человеком его способности влиять на ход собственной жизни;

г) уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора.

39. Соотнесите тот или иной фактор осмысленности жизни с временной перспективой или локусом контроля:

 

«Цели в жизни» 1.   А. Прошлое
«Верность ложному пути» 2.   Б. Настоящее, процесс
«Интерес и эмоциональная насыщенность жизни» 3.   В. Будущее
«Удовлетворенность самореализацией» 4.   Г. Внешний локус контроля
«Я - хозяин жизни» 5.   Д. Внутренний локус контроля как образ Я
«Управляемость жизни» 6.   Е. Внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение

 

40. Раскройте сущность понятия преградного смысла:

а) в ситуации проективного эксперимента неосознанно человек пытается завершить прерванное действие;

б) ситуация проективного эксперимента предлагает человеку условия замещающего действия и добросовестный человек непроизвольно обращается к своему опыту;

в) в ситуации проективного эксперимента человек пытается, иногда осознавая это, завершить прерванное действие;

г) проективная продукция в каком-то отношении изоморфна его субъективной реальности.

41. В чем сущность феномена смысловой референции (П.В. Яньшин, 1990):

а) в проективном рисунке находит отражение смысл "Я" испытуемых;

б) личностно-смысловое отношение к "Я" отражается в строении знака-образа;

в) в основе – коннотативная синонимия признаков, осуществляющаяся на глубинно-семантическом уровне;

г) рисунок может служить транслятором невербальных значений и невербализованных смыслов.

42. Выберите верное утверждение:

а) индивидуальный образ мира опосредует некоторые процессы психического отражения;

б) образ мира выступает источником субъективной определенности, позволяющей однозначно воспринимать объективно неоднозначные ситуации;

в) возникающая на основе образа мира система апперцептивных ожиданий порождает иллюзии и ошибки восприятий и представлений;

г) актуально воспринимаемое и представляемое содержание структурируется смысловыми структурами целостного образа мира.

43. На какой методологии основывается психосемантический подход к изучению смыслов:

а) «вычисления» жизненных смыслов тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств для испытуемого;

б) измерения локализации объектов в пространстве, образованном системой базовых семантических координат субъективной категоризации объектов и явлений;

в) предоставления испытуемому возможности структурировать или интерпретировать предложенный проективный материал в соответствии с его картиной мира;

г) факторного анализа массива оценок некоторого набора объектов по набору оценочных шкал.

44. Какая трактовка смысла соответствует психосемантическому подходу:

а) коннотативное значение;

б) эмоциональная сторона, эмоциональный заряд субъективных образов объектов, явлений или их символов;

в) личностный смысл;

г) жизненный смысл.

45. Укажите принципиальные особенности качественно-феноменологических подходов к изучению смыслов:

а) зарегистрированные данные представляют ценность сами по себе и могут обрабатываться с разных теоретических позиций;

б) их применение предполагает неосознанное структурирование образом мира актуально воспринимаемого и представляемого содержания;

в) их применение предполагает осознание респондентом тех или иных аспектов своего жизненного мира, опирается на это осознание и стимулирует его развитие и углубление;

г) их применение предполагает выход в онтологический план анализа.

46. Укажите основные моменты ситуации качественного феноменологического исследовательского интервью (Квале, 1996):

а) жизненный мир респондента как объект изучения;

б) извлечение скрытого смысла из невербальных аспектов беседы и возвращение этого смысла собеседнику в виде вербальных формулировок как один из приемов;

в) изучение смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении как методический прием;

г) относительная неопределенность ситуации исследования.

47. Какой вид анализа предполагает обработку смыслового дерева посредством выявления индивидуальных особенностей его структуры:

а) структурный анализ;

б) проективный анализ;

в) контент-анализ;

г) логический.

48. Какой вид анализа предполагает обработку смыслового дерева посредством выявления сравнительной частоты встречаемости в протоколах тех или иных типов категорий:

а) структурный анализ;

б) проективный анализ;

в) контент-анализ;

г) логический.

49. Какой вид анализа предполагает содержательную интерпретацию полученных смысловых цепей и структур под углом зрения отражения в них глубинных личностных особенностей смысловой сферы испытуемых:

а) структурный анализ;

б) проективный анализ;

в) контент-анализ;

г) логический.

Приложение № 6

Вопросы тестового контроля знаний по т еме 8:

«Смысловые аспекты психологической помощи»

1. Кем с начала 1960-ых годов стало осуществляться систематическое изучение изменений смысловой регуляции, сопровождающих психическую патологию?

а) С.Л. Рубинштейном;

б) А.Н. Леонтьевым;

в) Б.В. Зейгарник;

г) А.Г. Асмоловым.

2. В русле какого подхода те или иные особенности смысловой сферы личности рассматриваются не только как следствие болезненных измене­ний, но и как основа для компенсации заболевания, замещающей перестройки системы деятельностей больного:

а) патопсихологического;

б) психосемантического;

в) психологии отношений;

г) деятельностного.

3. Укажите последовательность вхождения в фокус исследовательских интересов тех или иных вопросов изучения смысловой сферы:

а) особенности мотивации и целеполагания;

б) опосредованность деятельности;

в) саморегуляция как осознанное управление своим поведением;

г) критичность.

4. Что является главным содержанием патологических изменений личности при ал­коголизме:

а) биологические осо­бенности болезни;

б) изменения мотивационной сферы;

в) превращение алкоголя в ведущий смыслообразующий мотив поведения;

г) постепенная утрата другими мотивами своей побудительной и смыслообразующей силы.

5. Какие изменения в структуре деятельности, поведении происходят при алкоголизме:

а) утрата осознанного характера поведения;

б) утрата ориентации на настоящее;

в) приобретение поведением характера импульсивного действия;

г) упрочение сложного опосредствованного характера строения поведения.

6. Выберите утверждение, верно характеризующее динамику смысловой сферы при ранней алкоголизации по Б.С.Братусю:

а) ориентация на группо­вые ценности не переходит в более широкую гуманистическую ориента­цию на общечеловеческие ценности и смыслы;

б) ог­раниченный группоцентрический уровень смысловых ориентации становится слишком высок, и происходит «сползание» на эгоцентрический и, затем, даже ситуационный уровень смыслов;

в) ориентация на группо­вые ценности переходит в более широкую гуманистическую ориента­цию на общечеловеческие ценности и смыслы;

г) доминирование группоцентрических ориентаций.

7. Какие смысловые установки, формирующихся у больных алкоголизмом, были описаны К.Г. Сурновой (1982):

а) установка к быстрому удовлетворению потребности при значительных затратах усилий;

б) установка к непринятию на себя от­ветственности за совершаемые поступки;

в) установка к малой опосредованности деятельности;

г) установка к пассивным способам защиты при встрече с трудностями.

8. Какие смысловые установки, формирующиеся у больных алкоголизмом, были описаны К.Г. Сурновой (1982):

а) установка к предпочте­нию эгоцентрических мотиваций альтруистическим;

б) установка к быстрому удовлетворению потребности при малых затратах усилий;

в) установка довольствовать­ся долговременным и не вполне адекватным потребности результатом деятельности;

г) установка довольствовать­ся временным и не вполне адекватным потребности результатом деятельности.

9. Какие особенности ценностно-смысловой переработки жизненного опыта присущи юношам-алкоголикам:

а) гедонистическое переживание времени;

б) ценностное переживание времени;

в) высокая значимость нас­тоящего;

г) дезактуализация настоящего.

10. Выберите характеристики мировоззренческих представлений хронических алкоголиков:

а) нарушение связности мировоззренческих представлений, их структурирован­ности и интегрированности в смысловые системы;

б) сложная связная структурная целостность представлений о предельных основаниях человеческих действий;

в) значительная упрощенность пред­ставлений о предельных основаниях человеческих действий и их мозаичность;

г) снижение регулирующей роли соз­нания;

д) склонность к защитным стилям поведения и отсутствие склонности учитывать позицию других людей.

11. Укажите личностные изменения, характерные для эпилепсии:

а) затрудненность осмысления частных действий в более общем контексте;

б) сужение деятельности, сосредоточение ее на отдельных деталях;

в) снижение смыслообразующей и по­будительной функции мотивов, проявляющееся в том, что осозна­ние важности тех или иных вещей не ведет к тому, что больные строят на этой основе свои действия;

г) сужение круга смысловых образований, сужение круга значимо­го.

12. Укажите личностные изменения, характерные для шизофрении:

а) превращение аккуратности и пе­дантичности из черты характера в определенное смысловое восприятие мира, социальную, межличностную позицию;

б) парадоксальная фиксация определенного круга смыслов, ко­торые при взгляде со стороны не кажутся действительно важными;

в) сужение мо­тивационной сферы, обеднение интересов при наличии одного жестко закрепленного, иногда гипертрофированного интереса;

г) нарушение сознательной саморегуляции, ригидность процессов смыслообразования, нарушение опосредствования, рассогласование декларируемых и реальных смыслов.

13. В чем состоят изменения смысловой сферы, наблюда­емые при параноидных состояниях:

а) возникновение сверхзначимого патологического мотива;

б) искажение возможности различения значения и смысла;

в) полное выпадение смыс­ловой регуляции и подчинение поведения чисто ситуационным факторам, внешней стимуляции;

г) самоподкрепление искаженной интерпретации действительности через призму сверхзначимого мотива.

14. Для каких больных характерно аспонтанное, ситуационное поведение:

а) больных с поражениями лобных долей;

б) соматических больных;

в) больных шизофренией;

г) престарелых больных с инволюционными изменениями.

15. Для каких больных характерно по­вышение значимости речевой деятельности, которая становится смыслообразующей:

а) больных афазией;

б) больных с поражениями лобных долей;

в) соматических больных;

г) больных шизофренией.

16. Для каких больных характерно сужение и обеднение смысловой сферы, системы ценностей, отмирание приобретенных со­циальных качеств, снижение уровня потребностей, отмирание и склеивание смысловых конструктов:

а) больных с поражениями лобных долей;

б) соматических больных;

в) больных шизофренией;

г) престарелых больных с инволюционными изменениями.

17. Для каких больных характерно снижение побудительной силы мотивов, влекущее за собой сужение круга мотивов, побуждающих к деятельности:

а) больных с поражениями лобных долей;

б) соматических больных;

в) больных шизофренией;

г) престарелых больных с инволюционными изменениями.

18. Для каких больных характерно сокращение временной перспективы и гипертрофия значимости настоящего:

а) больных с поражениями лобных долей;

б) тяжело соматических больных;

в) больных шизофренией;

г) престарелых больных с инволюционными изменениями.

19. Для каких больных характерна упрощенность и поляризованность содержательной структуры значимых для них отношений при выраженном аффективном заряде:

а) больных психопатией;

б) больных неврозом;

в) больных с кризисными и посттравматическими состояниями;

г) больных алкоголизмом.

20. Раскройте суть механизма нарушения опосредования потребностей у психопатических личностей:

а) невключенность своего «Я» в смысловые иерархические отношения с социально позитивными и негативными ценностями;

б) нарушение влияния на реализацию потребности таких опосредующих факторов как намерение, цель, оценка ситуа­ции, прошлый опыт;

в) нарушение влияния на реализацию потребности таких опосредующих факторов как прогноз будущих событий и последствий своих действий, самооценка, социальные нормы и т.д.;

г) нарушение стиля личности.

21. Раскройте суть механизма нарушения опредмечивания потребностей у психопатических личностей:

а) формирование мотивов, отчужденных от реальных потребностей, в т.ч перверзий;

б) сцепление, слияние отдельных смыслов;

в) реализация побуждающей функции мономотивов в импульсивных и навязчивых действиях;

г) реализация побуждающей функции мономотивов в целенаправленных и осознанных действиях.

22. Как Е.Т. Соколова определяет стиль невротической личности:

а) как систему взаимодействия индивидуальных генерализованных стра­тегий конструирования субъективно-пристрастной картины мира и образа Я;

б) как сцепленность, слитность отдельных смыслов Я;

в) как область самосознания;

г) как дифференциацию и специа­лизацию психических структур и процессов.

23. Укажите формально-динамические характеристики стиля личности:

а) интеграция психических структур и процессов;

б) дифференциация и специа­лизация психических структур и процессов;

в) образование мономотивов со сверхсильной побуждающей функцией;

г) образование связей между подсистемами личности, которые обеспечивают интеграцию «образующих» личности в единую подсистему.

24. В каком случае восстановление жизнедеятельности проис­ходит благодаря восполнению или формированию новых смысловых образований, способных задать новую направленность жизне­деятельности:

а) при неврозе;

б) в кризисных и посттравматических состояниях;

в) при психопатиях;

г) при алкоголизме.

25. Охарактеризуйте смысловую сферу больных, не сумевших справиться с последствиями кризиса:

а) саморегуляция осуществляется на основе осознанного смыслообразования;

б) сохраняется защитное отношение к травмирую­щей ситуации;

в) не происходит осмысления и переосмысления травмирующей ситуации, формирования новых смысловых ориентиров;

г) произошло переосмысление ситуации и перестройка смысло­вых отношений.

 

26. В чем функции поиска смысла согласно А.Н. Дорожцеву:

а) поиск новых установок по отношению к жизни;

б) восстановление снизившейся после кризиса самооценки;

в) обнаружение конкретного смысла;

г) достижение чув­ства контроля над ситуацией.

27. Укажите основной этиологический фактор, обусловливающий аномальное раз­витие личности и возникновение посттравматического стрессового расстройства:

а) смысловой конфликт;

б) смысловой удвоение в трансординарной ситуации;

в) обретение нового смыслового центра личности;

г) преодоление неудачного смыслообразования в смыслоутратной ситуации.

28. Раскройте сущность элиминации смысла как важнейшего пути травмотерапии личности по М.Ш. Магомед-Эминову:

а) чтобы обрести смысл, его надо удвоить;

б) чтобы обрести смысл, его надо осознать;

в) чтобы обрести смысл, его надо утратить;

г) чтобы обрести смысл, его надо освободить от защитных конструкций.

29. Раскройте суть стратегии «совладающего смыслового приписывания»:

а) замена травмирующих негативных смыслов реальной жизненной ситуации пози­тивными, но иллюзорными смыслами;

б) приписывание настоящей жизненной ситуации такого смысла, который помог бы преодолеть случившееся, нахождение в ней позитивных ценностей;

в) отнесе­ние события в прошлое;

г) расширение смысло­вого поля ситуации.

30. В чем суть смысловой терапии по Е.С. Мазур:

а) в выходе в рефлексивную позицию по отноше­нию к своей жизни и перестройке смысловых структур, реализация которых стала невозможной;

б) в отнесе­нии события в прошлое;

в) в приписывании настоящей жизненной ситуации такого смысла, который помог бы преодолеть случившееся, нахождении в ней позитивных ценностей;

г) в актуализации процессов саморегуляции, осоз­нании и трансформации тех смысловых образований личности, которые были нарушены критической ситуацией.

31. Какой подход можно проводить не только в рационально-когнитивном варианте, но и в суггестивном и даже в гипносуггестивном варианте:

а) смысловую терапию Е.С.Мазур;

б) аксиопсихотерапию В.П.Ларичева;

в) поиск смысла по А.Н. Дорожцеву;

г) травмотерапию личности по М.Ш. Магомед-Эминову.

32. Что наблюдается при алкоголизме, шизофрении и соматических заболеваниях:

а) доминирование одного мотива при обес­ценивании других;

б) защитное ограничение деятельности;

в) сдвиг смысла на опера­циональную сторону деятельности;

г) под­верженность ситуативным влияниям.

33. Что наблюдается при алкоголизме, шизофрении и неврозах:

а) доминирование одного мотива при обес­ценивании других;

б) защитное ограничение деятельности;

в) сдвиг смысла на опера­циональную сторону деятельности;

г) под­верженность ситуативным влияниям.

34. Что наблюдается при эпилепсии и афазии:

а) доминирование одного мотива при обес­ценивании других;

б) защитное ограничение деятельности;

в) сдвиг смысла на опера­циональную сторону деятельности;

г) под­верженность ситуативным влияниям.

35. Что наблюдается при алкоголизме, поражении лобных долей мозга и психопатиях:

а) доминирование одного мотива при обес­ценивании других;

б) защитное ограничение деятельности;

в) сдвиг смысла на опера­циональную сторону деятельности;

г) под­верженность ситуативным влияниям.

36. Что наблюдается при эпилепсии и неврозах:

а) доминирование одного мотива при обес­ценивании других;

б) нарушение осознания;

в) сдвиг смысла на опера­циональную сторону деятельности;

г) под­верженность ситуативным влияниям.

37. Какие формы поведения связаны с нарушением смысловой сферы:

а) разного рода правонару­шения и преступления, не связанные с какой-либо патологией психического функционирования;

б) самоубийства, аддикции, связанные с какой-либо патологией психического функционирования, и т.п.;

в) нарушения социализации, социопатии;

г) моральная дефективность, асоциальность, социальная дезадаптация.

38. Укажите теоретические взгляды, развивавшие проблему «социопатических» нарушений поведения:

а) показ полностью патогенного об­щества, неподчинение установлениям которого - единственный способ сохранить себя как личность в литературе XX века («451° по Фаренгейту» Р.Бредбери, «Мы» Е.Замятина, «1984» Дж.Оруэлла, «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Пролетая над гнез­дом кукушки» К.Кизи и др.);

б) концепция «Moral insanity» - моральной дефективности Л.С.Выготского (1983);

в) концепция метапатологий А.Маслоу (1999);

г) ценности диссидентской культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.63 (0.015 с.)