Тема 6. Становление смысла как психического явления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Становление смысла как психического явления



Задачи исследования психологической организации личности по Анцыферовой Л.И.: структурно-статичное и процессуально-динамическое исследование. Задачи исследования психологической организации личности по В.А. Петровскому: синхроническое и диахроническое. Концепция «личностный смысла – смысловые образования – смысловая сфера личности» в современной психологии личности как одно из наиболее продуктивных направлений. Недостаточность внимания к его исследованию. Преобладание структурно-функционального подхода над динамическим. Попытка рассмотреть динамику, пути и закономерности трансформаций смысловых структур.

Включенность любого структурного элемента личности в определяющие движения со стороны формы и содержания. Со стороны формы – включенность в непрерывное движение структур деятельности и сознания субъекта, в его практику. Со стороны содержания – включенность в более медленное, но вместе с тем и более гибкое движение системы отношений субъекта с миром. Отражение более или менее резких изменений отношений с миром в течении жизни субъекта в изменениях системы смыслов. «Большая динамика» развития смысловых образований как процессы рождения и изменения смысловых образований личности в ходе жизни человека, в ходе смены различных видов деятельности. «Малая динамика» развития смысловых образований как процессы порождения и трансформации смысловых образований в ходе движения той или иной особенной деятельности.

Механизмы «малой динамики». Классы смысловых процессов по Д.А. Леонтьеву: смыслообразование, смыслоосознание, смыслостроительство. Осуществление смыслообразования в системе «мотив- цель» или «мотив-условия» по А.Н. Леонтьеву; посредством иерархизированной структуры направленности человека по Б.А. Сосновскому. Распространение идеи смыслообразования «вниз», на систему «цель - условия» или «операции - условия» О.К. Тихомировым (1969; 1984), В.Е. Клочко (1978). Операциональный смысл как характеристика отношения элемента проблемной ситуации к цели субъекта. Распространение идеи смыслообразования «вверх», на иерархические отношения между мотивами разной степени общности Б.С. Братусем (1981). Смыслообразование как расширение смысловых систем на новые объекты и порождение новых производных смысловых структур. Процесс подключения новых объектов к существующей системе смысловых связей, в результате чего эти объекты встраиваются в систему жизненных отношений субъекта. Отсутствие содержательной трансформации смыслов при смыслообразовании. Разный масштаб значимости смыслообразующих процессов (по Д.А. Леонтьеву). Традиционное понимание смыслообразования как частный случай смыслообразования в широком смысле. Общая направленность процессов смыслообразования «сверху вниз», от полюса субъекта деятельности к полюсу ее объекта. Подчиненность процессов смыслообразования определенной логике. Рациональное познавательное отражение объективных взаимосвязей объектов и явлений действительности. Иррациональное отражение взаимосвязей объектов и явлений действительности как неосознаваемая «иная логика» психического отражения, объективированная в мифах и проявляющаяся в сновидениях. Глубинные структуры психики, выступающие носителями «иной логики»: «комплексы» (Юнг), особые глубинные структуры психики - «схематизмы» (Василюк, 1984), «интроекты» (Фрейд), «сценарии» (Берн) и т.п. Конденсация в схематизмах опыта отношений с миром (смыслового опыта). «Искривление пространства», в котором протекают смысловые процессы благодаря «схематизмам».

Смыслоосознание как характер динамики смысловых процессов, порожденных направленной на них работой сознания. Процессы осознания смысловых структур и осознания смысловых связей. Восстановление контекстов и смысловых связей, позволяющих решить задачу на смысл объекта, явления и действия. Осознание смысловых структур как констатация субъектом в ходе самоанализа присутствия в структуре регуляции жизнедеятельности определенных смысловых структур – мотивов, диспозиций и т.д. Осознание как результат самоанализа, применения специальных приемов психологического воздействия или спонтанный результат. Процесс осознания смысловых связей как направленная на мир рефлексивная работа сознания, заключающаяся в решении особой задачи. Определение места объекта или явления в жизнедеятельности субъекта как решение «задачи на жизнь» и «задачи на смысл» (что сие есть для меня?). Расширение контекста осмысления предметного содержания и вербализация смысла как результат решения «задачи на смысл». Вербализация как «воплощение смысла в значении». Способы наиболее продуктивного расширения контекста осмысления факта действительности: осознание всей протяженности смысловых связей от частного к целому, подключения новых смысловых контекстов.

Смыслостроительство как процессы, опосредованные особой внутренней деятельностью сознания по соизмерению, соподчинению и упорядочиванию отношений субъекта с миром. Содержательная перестройка жизненных отношений и смысловых структур при смыслостроительстве. Принципиально неосознаваемый характер процессов смыслостроительства. Развернутая концептуализация психологических механизмов перестройки отношений субъекта с миром в работах Ф.Е. Василюка (1984). Классы ситуаций, в которых отчетливо наблюдаются процессы смыслостроительства: критические ситуации - стресс, фрустрация, конфликт, кризис («эксвизитные ситуации» по Э.И. Киршбауму), ситуации контакта и взаимодействия с иным смысловым миром – с другой личностью, столкновение с художественно запечатленной реальностью в искусстве.

Критические ситуации как класс ситуаций, в которых имеет место столкновение субъекта с самим миром, в результате чего выявляется противоречие между реальными жизненными отношениями и их смысловой репрезентацией. Возможность перестройки ранее сложившихся структур деятельности, общения, личностных свойств и выход на иное, более совершенное качество саморегуляции и взаимодействия с миром как «перерыв постепенности» (Э.И. Киршбаум, 1986) или «удачное» переживание (Ф.Е. Василюк, 1984). «Перерыв постепенности» как трансформация смысловых структур личности в соответствии с трансформировавшимися жизненными отношениями.

Ситуации контакта и взаимодействия с другой личностью и столкновения с художественно запечатленной реальностью в искусстве как классы ситуаций, в которых имеет место столкновение субъекта с иной смысловой моделью мира, смысловой перспективой мировосприятия. Условия возникновения обоюдных смысловых перестроек в актах общения: диалог партнеров в высшем смысле слова; «встреча» с иной, причем равноценной точкой зрения на одни и те же обстоятельства, события, факты и т.п.; более или менее масштабное разрушение сложившихся смысловых структур. Роль концепции отраженной субъектности В.А. Петровского (1985, 1996) в анализе конкретных механизмов возникновения смысловых перестроек. Генетические формы проявления отраженной субъектности: запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний, представленность субъекта как идеального значимого другого, претворенный субъект. Запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний как переживание индивидом того влияния, которое непроизвольно оказывает на него данный субъект. Представленность субъекта как идеального значимого другого как переживание присутствия «внутри» себя второй, альтернативной смысловой перспективы, принадлежащей Другому во мне. Претворенный субъект как полное слияние и взаимопроникновение смысловой перспективы Я и Другого. Необходимые условия полноценного художественного восприятия: определенная внутренняя работа сознания, сотворчество читателя или зрителя; трансляция личностных смыслов создателя произведения искусства; протекание художественной деятельности в форме общения автора (исполнителя) со зрителями (читателями, слушателями). Инсайт как завершение художественного переживания, в котором взаимодействие смыслового содержания произведения с личным опытом реципиента привело к реальным трансформациям последнего. Вооружение субъекта механизмами преодоления реальных кризисов завтра, т.е. в будущем.

Филогенез смысловой регуляции. Уместность говорить о развитии смысловой сферы личности при столкновениями с изменениями закономерностей осуществления процессов смысловой регуляции. Описание развития смысловой сферы в терминах развития мотивационной сферы, эмоциональных процессов, развития смысловой сферы. Типология жизненных миров по Ф.Е. Василюку. Внешне легкий и внутренне простой жизненный мир, внешне трудный и внутренне простой жизненный мир: наличие в каждый данный момент времени лишь одного смыслообразующего источника (доминантной потребности). Сущность разведения биологического и органического по П.Я. Гальперину ─ даже низшие потребности человека не являются биологическими, в отличие от потребностей животного, т.к. они не определяют тип жизни, тип поведения, отношения к среде. Поиск элементарных смысловых механизмов поведения среди животных.

Уровни организации живой материи: раздражимости, элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, интеллекта. Непосредственное отношение любого воздействия к реализации потребностей живого организма в силу специфики его взаимодействия с диффузной средой на уровне раздражимости. Способность животного реагировать на воздействие, сигнализирующее о присутствии потребностно значимого объекта на уровне элементарной сенсорной психики. Возможность целостного восприятия вещей и выделения предмета потребности из ситуации на уровне перцептивной психики. Возможность временного отвлечения животного от присутствия в поле предмета потребности на уровне интеллекта. Приобретение условиями достижения предмета устойчивого производного биологического смысла на уровне интеллекта. Связь качественного скачка смысловой регуляции у человека с появлением возможности воспринимать объекты и явления в контексте индивидуальной жизнедеятельности и через призму социального опыта, совокупной общественной практики.

Линии и механизмы развития смысловой сферы личности в онтогенезе. Описание развития ребенка в онтогенезе как развития форм надбиологического, а именно мифологического освоения мира, развития мифологических механизмов субъективности (А.М. Лобок). Порядок возникновения форм субъективации мира в онтогенезе: меточная деятельность, магическая утилитарность, вариативная индивидуализация культуры, сознательное изобретательство, творчество на основе образования. Личностное осмысление предметов через устойчивое включение их в контекст индивидуальной жизнедеятельности как генетически первичная форма осмысления внешней действительности. Меточная деятельность как первичная персонификация предметного мира. Эмоциональные переживания, сопровождающие манипулятивную активность ребенка по отношению к данной игрушке, как смыслообразующее основание, придающее ей значимость. Эмоционально-знаковая память как психологическая основа меточной деятельности. Фиксация связь между прошлыми переживаниями и предметами окружающей действительности и актуализация пережитого на уровне смутного чувства, смутного образа как характеристики эмоционально-знаковой памяти. «Когда ребенок играет со СВОЕЙ игрушкой – это имеет для него совершенно особое значение: он одновременно играет как бы с ее прошлым, он играет со своей эмоциональной памятью, удерживаемой многочисленными следами прошлых событий» (А.М. Лобок). Буквальная трактовка следов, как отметин, царапин, вмятин, зазубрин. Этап магической утилитарности. Видение ребенком в обращении с предметами культурных образцов, примеров для подражания. Начало их активного освоения, копирования. Отношение маленького ребенка к освоению утилитарно-инструментальных свойств предмета через копирование действий взрослых как к обрядово-магической процедуре, деятельности ради нее самой. Этап вариативной индивидуализации культуры. Открытие всевозможностности предметов, возможности придания предметам новых смыслов, в том числе отсутствующих в культурных образцах. Школьный возраст как возраст сознательного изобретательства, сознательного творчества на основе образования.

Исследования возрастной динамики процессов организации внутреннего мира ребенка и его отношений с внешним миром В.С. Мухиной, А.М. Лобка, В.И. Слободчикова. Формы субъективности человека по В.И. Слободчикову. Разрыв биологической связи с матерью и вхождение в новые отношения с окружающим миром, опосредованные со-бытийностью со взрослыми как оживление. Выход человека за пределы его индивидуальности в область общечеловеческих жизненных смыслов как универсализация. Стадии возрастного развития по В.С. Мухиной. стихийное, не управляемое самосознанием формирование личности. Рождение осознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий. Выделение ребенком себя как персоны, носителя определенного имени (имя собственное, местоимение "Я" и определенный физический облик). Притязание на признание (имеющее как позитивное направление, так и негативное). Возникновение ощущения себя во времени, появление психологического прошлого, настоящего и будущего. Формирование мировоззрения, активной воли и собственных смыслов.

Удельный вес смысловой системы регуляции жизнедеятельности человека как показатель того, в какой степени его жизнедеятельность управляется им самим через личность, а не просто адаптивно подчиняется внутренним и внешним закономерностям. Линии и направления развития смысловой сферы в онтогенезе Д.А. Леонтьеву: иерархизация мотивов, их интеграция и соподчинение в единую структуру; распространение процессов осмысления за пределы наличной, актуально воспринимаемой ситуации, непосредственного перцептивного поля, в план представления, воображения, идеаторных содержаний сознания; прогрессирующее опосредование смысловой сферы социальными общностями и их ценностями; развитие сознания своих смысловых ориентаций и рефлексивного отношения к ним. Стремление ребенка к достижению непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, отказ от непосредственно приятного для достижения более важного или избегания нежелательного как проявления прогрессирующей интеграции, иерархизации и структурного усложнения механизмов смысловой регуляции (А.Н. Леонтьев, 1948). Совершение воображаемых действий, проигрывание в идеальном плане различных вариантов взаимоотношений с окружающими и тем самым получение возможности не только заранее представить, но и пережить смысл ситуации, действий, их последствий как когнитивное (идеаторное) опосредование смысловой регуляции, ее распространение за пределы налично данной ситуации в план прогнозов, представлений и фантазий (Запорожец, Неверович, 1974). Смена фазы адаптации в группе фазой индивидуализации внутри группы, а затем, при успешном нахождении баланса между тенденциями отождествления себя с группой и выделения себя из нее, - фазой интеграция личности с группой как прогрессирующее опосредование смысловой регуляции отношениями личности с социальными общностями, к которым она принадлежит (А.В. Петровский, 1987). Процессы развития ценностной регуляции поведения по Д.А. Леонтьеву. Процесс сокращения удельного веса потребностей и повышения удельного веса личностных ценностей в структуре источников смыслообразования. Процесс усвоения и интеграции в структуру личности индивидов ценностей социальных групп. Прогрессирующее осознание и способность рефлексивного отношения к своим смысловым ориентирам: «Можно даже говорить об определенной мифологической динамике личности: об интенсивности развития ее смысловых ориентиров… Реальным инструментом, позволяющим преодолеть тот или иной миф и выйти в пространство новых смысловых ориентиров, является рефлексивное размышление. То есть размышление, позволяющее взглянуть на мир собственного "Я", на мир собственных смыслонесущих ценностей, на мир собственного мифа глазами стороннего наблюдателя» (А.М. Лобок, 1997, с. 642). Трехлетний как точка «первого рождения личности», возраст формирования более или менее связного и целостного внутреннего мира, интегрированных механизмов смысловой регуляции по А.Н. Леонтьеву. Подростковый возраст как точка «второго рождения» личности, возраст приобретения внутренним миром и индивидуальными смысловыми ориентациями качеств самодостаточности и сверхценности.

Основная литература

1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487 с.

4. Проблемы смысла в науках о человеке (к столетию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-25 мая 2005 г.) / Под ред.Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. – 278 с.

5. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ. Материалы XI симпозиума. – Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. – 2006. -169 с.

6. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2006. – 768 с.

Дополнительная литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 336 с.

2. Белозеров В.М. Организация внутреннего мира человека и общества: Теория и метод частных композиций. М.: Летейа, 2002. – 868 с.

3. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. -319 с.

4. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 46—56.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л.: Соцэкгиз, 1994. — 324с.

6. Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы совре­менной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). – 208 с.

7. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006, - 384 с.

8. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонима­ния. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 80 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. – 431 с.

10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2007. – 276 с.

11. Пелипенко А.А. Смыслогенез и структуры сознания (культурологичес­кий подход) // Мир психологии. 1999. №1 (17). С. 141—146.

12. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-509с.

13. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутренне­го мира человека // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14—22.

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

15. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследо­вание). М.: Прометей, 1993. — 199 с.

16. Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № 1. С. 62—72.

17. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

18. Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 305 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.02 с.)