Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Смысл как структурный элемент сознания и деятельности

Поиск

Подходы, в ко­торых смысл действий и ситуаций для субъекта задается объектив­ными отношениями. Подходы, в которых смысл выступает как чисто субъективная интерпретация действительности. Подхо­ды, в которых смысл задается социальной общностью. 1920─30-е гг.: закладка теоретической основы исследований смысла под объектив­ным углом зрения без использования понятия «смысл».

Теория поля К. Левина. Термины валентности/требовательного характера объектов. Пристрастное восприятие объектов с определенной эмоциональной окраской как проявление требовательного характера. Полевое поведение как влечение к прогулке при виде определенного ландшафта; побуждение открывать дверь при виде ее; подниматься и спускаться при виде лестницы; стремление съесть шоколад, кусок пирожного и т.п. Различия требовательных характеров по интен­сивности и знаку (притягательный/отталкивающий). Феноменология требовательных характеров: их изменения в зависимости от ситуации, в результате осуще­ствления требуемых действий. А.Карстен: роль насыщения/пресыщения в актуализации отрицательного/положитель­ного требова­тельного характера объекта, в приобретении положительного требовательного характера посторонними вещами и занятиями.

Потребность как источник требовательного характера объектов. Производные требовательные характе­ры объектов, прямо не удовлетворяющих никакую потребность, но определяющих ее удовлетворение, на­пример, приближением. Относитель­ность границы между первичными и производными требовательными характерами. Стремление к формализации описания поведения. Понятие валентнос­ти как указание лишь на сам факт притягательной или отталкивающей силы. Детерминация поведения индивида в конкретной ситуации. Социальная обусловленность поведения ребенка. Индуци­рованная валентность как валентность, приобретенная посредством запрета, приказа или примера со сто­роны взрослого.

Объяснение целенаправленного поведения живот­ных Э.Толменом. Требование как врожденное или приобретенное побуждение избавиться/достичь определенных внешних объектов, физиологического состояния равновесия/напряжения. Экспериментальные иссле­дования. Различное влияние на поведение разных целевых объектов при неизменности физиологического влечения. Определение различий в поведении отношением целевого объекта к состоянию влече­ния. Зависимость: уменьшение/увеличение силы влечения у подопытных животных → уменьшение/увеличение интенсивности требования к соответствующим целевым объектам → изменение характеристик поведения. Виды требований. Первич­ные: требова­ния достижения положительных целевых объектов; требования избегания отрицательных целевых объектов; требования корот­ких путей достижения первых и избегания вторых. Интерес к пси­хологической, а не пространственной дистанции. Производные: требования специфических видов целевых объектов и требова­ния специфических объектов-средств (например, у человека - строго определен­ной пищи, сорта сигарет).

Разногласия Левина и Толмена. Левин: слияние первичных требований цели, про­изводных требований различных путей ее достижения и когнитив­ной оценки психологических расстояний до цели и направлений. Единое нерасчлененное понятие вектора.Требование как непосредственная при­чина поведения. Механизмы, лежащие за силами поля. Рассмотрение зависимости валентности от когнитивных пред­ставлений, в т.ч. на примере межкультурных различий. Толмен: строгое разведение когнитивных и мотивационных процессов, стоящих за выбором определенного поведения. Формализация теоретических положений. Ожидание и ценность как новые переменные в схеме детерминации поведения. Начало использования методов количественного анализа побудительной силы.

Теория поведения Ж. Нюттена. Смысл как основа того, что «восприятие объекта часто становится пригла­шением, ожиданием начала релевантного поведения». Истоки смыслов не столько в прошлом субъекта, сколько в актуальных поведенческих структурах. Осмысленность окружающих нас объектов и ситуаций лишь в отношении к действующему субъекту. Обращенность вопроса «Что это?» к цели, которой служит данный объект, его роли в поведе­нии и смыслу. Смысл ситуаций и объектов как побудитель и указатель направления конкретного поведения. Инвариантные смыслы и фундаменталь­ные потребности. Конструирование осмысленных ситуаций при построении образа мира. Конституирование смысла поведения его конечной целью. Обретение отдельными поведенческими актами смысла в контексте целого.

Экзистенциальная те­ория поведения Р. Мэя. Феноменологический язык. Желания как сли­яние энергии и смысла. Интенциональность как структура, придающая смысл опыту. Человек как в какой-то степени создатель своих смыслов на основе более широкой соци­альной смысловой матрицы. Психотерапия, любовь и дружба как осознание интенциональности другого и участие в его смысловой матрице. Совместная смысловая матрица взаимопонимания. Влияние смысла на поведение у Нюттена и Мэя через процессы когнитивной репрезентации действительности в со­знании.

Переход к рассмотрению смысла исключительно как феномена сознания. Теория личностных конст­руктов Дж. Келли. Восприятие объективной действительности через призму системы конструктов. Конструкты как субъективные параметры категоризации и оценки событий. Необязательность словесного выражения конструктов. Проверка валидности конструктов в реальном поведении и их перестройка при неэффективном предсказании результатов. Развитие личности как обогаще­ние, уточнение и иерархизация системы личностных конструктов. Проецирование субъективных смыслов событий в мир: «События не говорят, что нам делать, у них на лбу не написан их смысл … мы сами создаем на протяжении своей жизни те единственные смыслы, которые они для нас несут». Франзелла: определяющая роль кон­текста в формировании смысла. Выведение смысла самих личностных конструктов из отношений данного конструкта с другими. Преемственность позиций Франзеллы и представителей интеракционистского подхода. Интеракционистский подход: положение о детерминированности поведения человека в некоторой ситуации ее психологическим смыс­лом. Различение анализа среды и ситуаций под объективным углом зрения и субъективно воспри­нимаемых и осмысляемых ситуаций. Л.Нистедт: структурирование и осмысление ситуации индивидом в за­висимости от внешнего сиюминутного контекста, характеристик субъективной семантики, текущих состояний субъекта. Д.Магнуссон: роль опыта и ис­тории жизни личности, знаний, хранящихся в долговременной памяти в детерминации субъективного смысла ситуаций. Индивидуальность восприятий как причина возможности стольких интерпретаций одной ситуации, сколько в ней действующих лиц. Разная степень неоднозначности субъективной интерпретации разных ситуаций.

Смысл внешних ситуаций по Э.Петерфройнду. Синтез теории психоанализа с совре­менными процессуальными моделями переработки информации. Приобретение информацией смысла в широком информаци­онном контексте. Непосредственная роль ха­рактера переработки информации, в частности генерализации и классификации в долговремен­ной памяти. Зависимость смысла травмирующих ребенка событий от уровня его развития и зрелости, уровня интеллекта и эмоцио­нального состояния. Изменяемость смыслов во времени. Возможность реинтерпретации одних и тех же событий в зависимости от опыта, развития способностей к пере­работке информации, изменения контекста и возникновения но­вых смыслов в процессе психоанализа.

Феноменологическая психология. Описание жизни замкнутого в себе сознания. Ю.Джендлин: «Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию». Решающая роль непосредственно ощущаемого «допонятийного» смысла. Неполнота «допонятийного» смысла без воплощения в символических формах. Функционирование невербализованных смыслов в речи, мышлении, на­блюдении, действии, в работе памяти и понимании. Решающее отношение между вербально символизированным смыслом и ощущением, из которого он рож­дается. Функциональные отношения между символами и непосредственно ощущаемыми смыслами. Отношения прямой соотнесенности, узнавания и экспликации как отношения, не рождающие новые смыслы. Отношения метафоры, схватывания, релевантности и иносказания как отношения, в которых рождаются новые смыслы или прежние получают новое символическое воплощение и обогащают­ся новым содержанием. Непрерывная динамика смыслов как их развитие и обогащение в потоке переживания, т.е. в личности. Основные характеристики переживаемых смыслов: потенциальная неисчерпаемость, возмож­ность функциональных отношений с другими смыслами, порождающая новые смыслы; возможность новых символических воплоще­ний отдельных аспектов переживаний. «Чувст­венный смысл» как телесное ощущение смысла. Словесная невыразимость чувственного смысла, глубинность, смутность, нечеткость, сложность и личностность. Техника фокусирования как метод доступа к чувственным смыслам. Трансформации чувственных смыслов в процессе осознания как преимущество техники. «Ког­да Ваш чувственный смысл ситуации меняется, меняетесь Вы — и, соответственно, Ваша жизнь».

Рассмотрение смысла под социальным углом зрения. Способность субъектов атрибутировать смысл чужим действиям. Смедслунд: индивидуально-специфичный смысл объектив­ных стимульных ситуаций как фактор, определяющий характер реагирования на них. Различение субъективного (прямого, узкого и полного) и социального смысла событий. Ограниченность социальных смыслов пре­делами данной конкретной общности. Доступность индивиду лишь смыслов, принадлежащих общности, в которую он входит/вхо­дил. Принципиальные ограничения возмож­ностей межличностного познания. Множествен­ность смыслов действия. Менцель: бессмысленность поиска «ис­тинного» смысла действия; бесконечность его исследования. Акцентирование наибольшей важности смысла изучаемого действия для тех, кто поставил вопрос о смысле этого действия. Ромметвейт: тщетность поиска истинного социаль­ного смысла поступка. Незначительность пересечения индивидуальных смыслов конкретных действий и ситуаций даже для членов одной социальной группы. Решающая роль честной интроспективной оценки субъектом смысла действия.

Концепция самообучающейся личности Л.Томас и Ш.Харри-Аугстайн, этогенический подход Р.Харре и социальная экология Дж.Шоттера (1970-е гг., Англия).

Психолого-педагогическая концепция самообучающейся лич­ности. Со­циальная природа смыслов. Истолкование личностных смыслов как центральное в понимании людьми са­мих себя. Процесс обучения как конструирование/ре­конструирование смыслов в направлении повышения их соответствия личным целям и реальным отношениям индивида. «Сози­дание смыслов, процесс достижения личностного знания и есть обучение». Про­странство диалога как контекст личностного смысла. Взаимодействие смысловых систем в рамках ситуации межличностного взаимодействия. Взаимодействие индивидов с интеллек­туальным фондом культуры как обу­чение. Необходимость обучения обучению ради его эффек­тивности. Обучение обучению как развитие способности контролировать и пере­страивать в определенные периоды жизни сами процессы конструи­рования смыслов. Свобода самообучающейся личности во взаимодействии со смысловой системой интеллектуального фонда культуры.

Этогенетический подход Харре. Детерминированность поведения человека системой функционирующих в культуре правил. Ключе­вая роль социальных смыслов. Относительная универсальность, независимость социальных смыслов от конкретной культуры. Специфичность физически описываемых сис­тем, служащих для выражения этих смыслов в каждой отдельной культуре. Единицы потока поведения. Действия как преднамеренные последовательности движений, сло­весные реплики, экспрессивные проявления. Поступки как действия, рассматриваемые под углом зрения их социального смы­сла, в более широком социальном контексте. Определение смысла отдельного элемента поведенческой цепочки его мес­том в ней (например, феноменологическое различение между двумя улыбками). Интенции субъекта как детерминанта социального смысла. Социо­культурные шаблоны действий и процессов оценивания.

Теория социальной экологии Дж.Шоттера. «Герменевтический» подход, направленный на раскрытие смыслов действий для субъекта. Неясность смыслов некоторых действий самому субъекту. «Для того, чтобы понять "смысл" чьих-то действий, почему он сделал то, что он сделал, необходимо составить представление об его акту­альных взглядах на мир и на текущую ситуацию, а также о мораль­ных и социальных правилах, регулирующих его поведение». Неизбежность использования телеологических понятий. Объяснение на языке целей, намерений и мотивов. Невозможность проведения герменевтической интерпретации смыслов действий традиционными мето­дами наблюдения и эксперимента.

Онтогенез способности при­давать смысл своим действиям. Научение в раннем возрасте во взаимодействии ребенок─мать. Интерпретация матерью действий ребенка как фактор, определяющий интерпретацию действий самим ребенком. Развитие осмысления ре­бенком своего поведения. Механизм «са­моосуществляющегося пророчества». Стремление расширить поле смыслов своих действий в более старшем возрасте. Про­грессивная рационализация действия, авто­номизация личности. Необходимость другого, чтобы быть самим собой. «…мне нужен ты — чтобы видеть, что мои движения отзываются в тебе, … что мои дей­ствия имеют смысл». Соци­альные миры как суть совместные продукты взаимодействия индивидов и, в частности, общих смыслов. «Чтобы понять действие, необходимо понять личный и соци­альный миры, в которых это действие осуществляется и имеет смысл…».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.012 с.)