Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Смысл как структурный элемент сознания и деятельности↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Подходы, в которых смысл действий и ситуаций для субъекта задается объективными отношениями. Подходы, в которых смысл выступает как чисто субъективная интерпретация действительности. Подходы, в которых смысл задается социальной общностью. 1920─30-е гг.: закладка теоретической основы исследований смысла под объективным углом зрения без использования понятия «смысл». Теория поля К. Левина. Термины валентности/требовательного характера объектов. Пристрастное восприятие объектов с определенной эмоциональной окраской как проявление требовательного характера. Полевое поведение как влечение к прогулке при виде определенного ландшафта; побуждение открывать дверь при виде ее; подниматься и спускаться при виде лестницы; стремление съесть шоколад, кусок пирожного и т.п. Различия требовательных характеров по интенсивности и знаку (притягательный/отталкивающий). Феноменология требовательных характеров: их изменения в зависимости от ситуации, в результате осуществления требуемых действий. А.Карстен: роль насыщения/пресыщения в актуализации отрицательного/положительного требовательного характера объекта, в приобретении положительного требовательного характера посторонними вещами и занятиями. Потребность как источник требовательного характера объектов. Производные требовательные характеры объектов, прямо не удовлетворяющих никакую потребность, но определяющих ее удовлетворение, например, приближением. Относительность границы между первичными и производными требовательными характерами. Стремление к формализации описания поведения. Понятие валентности как указание лишь на сам факт притягательной или отталкивающей силы. Детерминация поведения индивида в конкретной ситуации. Социальная обусловленность поведения ребенка. Индуцированная валентность как валентность, приобретенная посредством запрета, приказа или примера со стороны взрослого. Объяснение целенаправленного поведения животных Э.Толменом. Требование как врожденное или приобретенное побуждение избавиться/достичь определенных внешних объектов, физиологического состояния равновесия/напряжения. Экспериментальные исследования. Различное влияние на поведение разных целевых объектов при неизменности физиологического влечения. Определение различий в поведении отношением целевого объекта к состоянию влечения. Зависимость: уменьшение/увеличение силы влечения у подопытных животных → уменьшение/увеличение интенсивности требования к соответствующим целевым объектам → изменение характеристик поведения. Виды требований. Первичные: требования достижения положительных целевых объектов; требования избегания отрицательных целевых объектов; требования коротких путей достижения первых и избегания вторых. Интерес к психологической, а не пространственной дистанции. Производные: требования специфических видов целевых объектов и требования специфических объектов-средств (например, у человека - строго определенной пищи, сорта сигарет). Разногласия Левина и Толмена. Левин: слияние первичных требований цели, производных требований различных путей ее достижения и когнитивной оценки психологических расстояний до цели и направлений. Единое нерасчлененное понятие вектора.Требование как непосредственная причина поведения. Механизмы, лежащие за силами поля. Рассмотрение зависимости валентности от когнитивных представлений, в т.ч. на примере межкультурных различий. Толмен: строгое разведение когнитивных и мотивационных процессов, стоящих за выбором определенного поведения. Формализация теоретических положений. Ожидание и ценность как новые переменные в схеме детерминации поведения. Начало использования методов количественного анализа побудительной силы. Теория поведения Ж. Нюттена. Смысл как основа того, что «восприятие объекта часто становится приглашением, ожиданием начала релевантного поведения». Истоки смыслов не столько в прошлом субъекта, сколько в актуальных поведенческих структурах. Осмысленность окружающих нас объектов и ситуаций лишь в отношении к действующему субъекту. Обращенность вопроса «Что это?» к цели, которой служит данный объект, его роли в поведении и смыслу. Смысл ситуаций и объектов как побудитель и указатель направления конкретного поведения. Инвариантные смыслы и фундаментальные потребности. Конструирование осмысленных ситуаций при построении образа мира. Конституирование смысла поведения его конечной целью. Обретение отдельными поведенческими актами смысла в контексте целого. Экзистенциальная теория поведения Р. Мэя. Феноменологический язык. Желания как слияние энергии и смысла. Интенциональность как структура, придающая смысл опыту. Человек как в какой-то степени создатель своих смыслов на основе более широкой социальной смысловой матрицы. Психотерапия, любовь и дружба как осознание интенциональности другого и участие в его смысловой матрице. Совместная смысловая матрица взаимопонимания. Влияние смысла на поведение у Нюттена и Мэя через процессы когнитивной репрезентации действительности в сознании. Переход к рассмотрению смысла исключительно как феномена сознания. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Восприятие объективной действительности через призму системы конструктов. Конструкты как субъективные параметры категоризации и оценки событий. Необязательность словесного выражения конструктов. Проверка валидности конструктов в реальном поведении и их перестройка при неэффективном предсказании результатов. Развитие личности как обогащение, уточнение и иерархизация системы личностных конструктов. Проецирование субъективных смыслов событий в мир: «События не говорят, что нам делать, у них на лбу не написан их смысл … мы сами создаем на протяжении своей жизни те единственные смыслы, которые они для нас несут». Франзелла: определяющая роль контекста в формировании смысла. Выведение смысла самих личностных конструктов из отношений данного конструкта с другими. Преемственность позиций Франзеллы и представителей интеракционистского подхода. Интеракционистский подход: положение о детерминированности поведения человека в некоторой ситуации ее психологическим смыслом. Различение анализа среды и ситуаций под объективным углом зрения и субъективно воспринимаемых и осмысляемых ситуаций. Л.Нистедт: структурирование и осмысление ситуации индивидом в зависимости от внешнего сиюминутного контекста, характеристик субъективной семантики, текущих состояний субъекта. Д.Магнуссон: роль опыта и истории жизни личности, знаний, хранящихся в долговременной памяти в детерминации субъективного смысла ситуаций. Индивидуальность восприятий как причина возможности стольких интерпретаций одной ситуации, сколько в ней действующих лиц. Разная степень неоднозначности субъективной интерпретации разных ситуаций. Смысл внешних ситуаций по Э.Петерфройнду. Синтез теории психоанализа с современными процессуальными моделями переработки информации. Приобретение информацией смысла в широком информационном контексте. Непосредственная роль характера переработки информации, в частности генерализации и классификации в долговременной памяти. Зависимость смысла травмирующих ребенка событий от уровня его развития и зрелости, уровня интеллекта и эмоционального состояния. Изменяемость смыслов во времени. Возможность реинтерпретации одних и тех же событий в зависимости от опыта, развития способностей к переработке информации, изменения контекста и возникновения новых смыслов в процессе психоанализа. Феноменологическая психология. Описание жизни замкнутого в себе сознания. Ю.Джендлин: «Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию». Решающая роль непосредственно ощущаемого «допонятийного» смысла. Неполнота «допонятийного» смысла без воплощения в символических формах. Функционирование невербализованных смыслов в речи, мышлении, наблюдении, действии, в работе памяти и понимании. Решающее отношение между вербально символизированным смыслом и ощущением, из которого он рождается. Функциональные отношения между символами и непосредственно ощущаемыми смыслами. Отношения прямой соотнесенности, узнавания и экспликации как отношения, не рождающие новые смыслы. Отношения метафоры, схватывания, релевантности и иносказания как отношения, в которых рождаются новые смыслы или прежние получают новое символическое воплощение и обогащаются новым содержанием. Непрерывная динамика смыслов как их развитие и обогащение в потоке переживания, т.е. в личности. Основные характеристики переживаемых смыслов: потенциальная неисчерпаемость, возможность функциональных отношений с другими смыслами, порождающая новые смыслы; возможность новых символических воплощений отдельных аспектов переживаний. «Чувственный смысл» как телесное ощущение смысла. Словесная невыразимость чувственного смысла, глубинность, смутность, нечеткость, сложность и личностность. Техника фокусирования как метод доступа к чувственным смыслам. Трансформации чувственных смыслов в процессе осознания как преимущество техники. «Когда Ваш чувственный смысл ситуации меняется, меняетесь Вы — и, соответственно, Ваша жизнь». Рассмотрение смысла под социальным углом зрения. Способность субъектов атрибутировать смысл чужим действиям. Смедслунд: индивидуально-специфичный смысл объективных стимульных ситуаций как фактор, определяющий характер реагирования на них. Различение субъективного (прямого, узкого и полного) и социального смысла событий. Ограниченность социальных смыслов пределами данной конкретной общности. Доступность индивиду лишь смыслов, принадлежащих общности, в которую он входит/входил. Принципиальные ограничения возможностей межличностного познания. Множественность смыслов действия. Менцель: бессмысленность поиска «истинного» смысла действия; бесконечность его исследования. Акцентирование наибольшей важности смысла изучаемого действия для тех, кто поставил вопрос о смысле этого действия. Ромметвейт: тщетность поиска истинного социального смысла поступка. Незначительность пересечения индивидуальных смыслов конкретных действий и ситуаций даже для членов одной социальной группы. Решающая роль честной интроспективной оценки субъектом смысла действия. Концепция самообучающейся личности Л.Томас и Ш.Харри-Аугстайн, этогенический подход Р.Харре и социальная экология Дж.Шоттера (1970-е гг., Англия). Психолого-педагогическая концепция самообучающейся личности. Социальная природа смыслов. Истолкование личностных смыслов как центральное в понимании людьми самих себя. Процесс обучения как конструирование/реконструирование смыслов в направлении повышения их соответствия личным целям и реальным отношениям индивида. «Созидание смыслов, процесс достижения личностного знания и есть обучение». Пространство диалога как контекст личностного смысла. Взаимодействие смысловых систем в рамках ситуации межличностного взаимодействия. Взаимодействие индивидов с интеллектуальным фондом культуры как обучение. Необходимость обучения обучению ради его эффективности. Обучение обучению как развитие способности контролировать и перестраивать в определенные периоды жизни сами процессы конструирования смыслов. Свобода самообучающейся личности во взаимодействии со смысловой системой интеллектуального фонда культуры. Этогенетический подход Харре. Детерминированность поведения человека системой функционирующих в культуре правил. Ключевая роль социальных смыслов. Относительная универсальность, независимость социальных смыслов от конкретной культуры. Специфичность физически описываемых систем, служащих для выражения этих смыслов в каждой отдельной культуре. Единицы потока поведения. Действия как преднамеренные последовательности движений, словесные реплики, экспрессивные проявления. Поступки как действия, рассматриваемые под углом зрения их социального смысла, в более широком социальном контексте. Определение смысла отдельного элемента поведенческой цепочки его местом в ней (например, феноменологическое различение между двумя улыбками). Интенции субъекта как детерминанта социального смысла. Социокультурные шаблоны действий и процессов оценивания. Теория социальной экологии Дж.Шоттера. «Герменевтический» подход, направленный на раскрытие смыслов действий для субъекта. Неясность смыслов некоторых действий самому субъекту. «Для того, чтобы понять "смысл" чьих-то действий, почему он сделал то, что он сделал, необходимо составить представление об его актуальных взглядах на мир и на текущую ситуацию, а также о моральных и социальных правилах, регулирующих его поведение». Неизбежность использования телеологических понятий. Объяснение на языке целей, намерений и мотивов. Невозможность проведения герменевтической интерпретации смыслов действий традиционными методами наблюдения и эксперимента. Онтогенез способности придавать смысл своим действиям. Научение в раннем возрасте во взаимодействии ребенок─мать. Интерпретация матерью действий ребенка как фактор, определяющий интерпретацию действий самим ребенком. Развитие осмысления ребенком своего поведения. Механизм «самоосуществляющегося пророчества». Стремление расширить поле смыслов своих действий в более старшем возрасте. Прогрессивная рационализация действия, автономизация личности. Необходимость другого, чтобы быть самим собой. «…мне нужен ты — чтобы видеть, что мои движения отзываются в тебе, … что мои действия имеют смысл». Социальные миры как суть совместные продукты взаимодействия индивидов и, в частности, общих смыслов. «Чтобы понять действие, необходимо понять личный и социальный миры, в которых это действие осуществляется и имеет смысл…».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.012 с.) |