Тема 8. Смысловые аспекты психологической помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Смысловые аспекты психологической помощи



Психиатрически-психотерапевтические подходы к проблеме смысла. Патология смысловой регуляции. Систематическое изучение изменений смысловой регуляции, сопровождающих психическую патологию Б.В. Зейгарник (с нач. 60-ых гг.). Патопсихологический подход. Рассмотрение особенностей смысловой сферы личности не только как следствия болезненных измене­ний, но и как основы для компенсации заболевания, замещающей перестройки системы деятельностей больного. Последовательность вхождения в фокус исследовательских интересов тех или иных вопросов изучения смысловой сферы: особенности мотивации и целеполагания, опосредованность деятельности и критичность, саморегуляция как осознанное управление своим поведением.

Патологические изменения личности при ал­коголизме. Превращение алкоголя в ведущий смыслообразующий мотив поведения. Постепенная утрата другими мотивами своей побудительной и смыслообразующей силы. Утрата осознанного характера поведения и приобретение поведением характера импульсивного действия. Динамика смысловой сферы при ранней алкоголизации по Б.С.Братусю: ориентация на группо­вые ценности не переходит в более широкую гуманистическую ориента­цию на общечеловеческие ценности и смыслы; ог­раниченный группоцентрический уровень смысловых ориентации становится слишком высок, и происходит «сползание» на эгоцентрический и, затем, даже ситуационный уровень смыслов. Смысловые установки, формирующиеся у больных алкоголизмом, по К.Г. Сурновой (1982): установка к воображаемому удовлетворению потребности, установка к непринятию на себя от­ветственности за совершаемые поступки, установка к малой опосредованности деятельности, установка к пассивным способам защиты при встрече с трудностями, установка к предпочте­нию эгоцентрических мотиваций альтруистическим, установка к быстрому удовлетворению потребности при малых затратах усилий, установка довольствовать­ся временным и не вполне адекватным потребности результатом деятельности. Гедонистическое переживание времени и дезактуализация настоящего как особенности ценностно-смысловой переработки жизненного опыта юношей-алкоголиков. Характеристики мировоззренческих представлений хронических алкоголиков: нарушение связности мировоззренческих представлений, их структурирован­ности и интегрированности в смысловые системы; значительная упрощенность пред­ставлений о предельных основаниях человеческих действий и их мозаичность; снижение регулирующей роли соз­нания; склонность к защитным стилям поведения и отсутствие склонности учитывать позицию других людей.

Личностные изменения, характерные для эпилепсии: затрудненность осмысления частных действий в более общем контексте; сужение деятельности, сосредоточение ее на отдельных деталях; превращение аккуратности и пе­дантичности из черты характера в определенное смысловое восприятие мира, социальную, межличностную позицию; нарушение сознательной саморегуляции, ригидность процессов смыслообразования, нарушение опосредствования, рассогласование декларируемых и реальных смыслов.

Личностные изменения, характерные для шизофрении: парадоксальная фиксация определенного круга смыслов, не кажущихся при взгляде со стороны действительно важными; сужение мо­тивационной сферы, обеднение интересов при наличии одного жестко закрепленного, иногда гипертрофированного интереса; снижение смыслообразующей и по­будительной функции мотивов, проявляющееся в том, что осозна­ние важности тех или иных вещей не ведет к тому, что больные строят на этой основе свои действия; сужение круга смысловых образований, сужение круга значимо­го.

Изменения смысловой сферы, наблюда­емые при параноидных состояниях: возникновение сверхзначимого патологического мотива, искажение возможности различения значения и смысла, самоподкрепление искаженной интерпретации действительности через призму сверхзначимого мотива. Аспонтанное, ситуационное поведение больных с поражениями лобных долей. По­вышение значимости речевой деятельности, которая становится смыслообразующей, у больных афазией. Сужение и обеднение смысловой сферы, системы ценностей, отмирание приобретенных со­циальных качеств, снижение уровня потребностей, отмирание и склеивание смысловых конструктов престарелых больных с инволюционными изменениями. Снижение побудительной силы мотивов, влекущее за собой сужение круга мотивов, побуждающих к деятельности у соматических больных. Сокращение временной перспективы и гипертрофия значимости настоящего у тяжело соматических больных.

Упрощенность и поляризованность содержательной структуры значимых отношений при выраженном аффективном заряде у больных психопатией. Механизм нарушения опосредования потребностей у психопатических личностей. Нарушение влияния на реализацию потребности таких опосредующих факторов как намерение, цель, оценка ситуа­ции, прошлый опыт, прогноз будущих событий и последствий своих действий, самооценка, социальные нормы и т.д. Механизм нарушения опредмечивания потребностей у психопатических личностей как формирование мотивов, отчужденных от реальных потребностей, в т.ч. перверзий; как реализация побуждающей функции мономотивов в импульсивных и навязчивых действиях. Стиль невротической личности по Е.Т. Соколовой как система взаимодействия индивидуальных генерализованных стра­тегий конструирования субъективно-пристрастной картины мира и образа Я. Формально-динамические характеристики стиля личности: дифференциация и специа­лизация психических структур и процессов, образование связей между подсистемами личности, которые обеспечивают интеграцию «образующих» личности в единую подсистему.

Восстановление жизнедеятельности в кризисных и посттравматических состояниях

благодаря восполнению или формированию новых смысловых образований, способных задать новую направленность жизне­деятельности. Характеристика смысловой сферы больных, не сумевших справиться с последствиями кризиса. Сохранение защитного отношения к травмирую­щей ситуации. Отсутствие осмысления и переосмысления травмирующей ситуации, формирования новых смысловых ориентиров. Функции поиска смысла по А.Н. Дорожцеву: поиск новых установок по отношению к жизни, восстановление снизившейся после кризиса самооценки, достижение чув­ства контроля над ситуацией. Смысловой конфликт/смысловой удвоение в трансординарной ситуации (М.Ш.Магомед-Эминов) как основной этиологический фактор, обусловливающий аномальное раз­витие личности и возникновение посттравматического стрессового расстройства. Сущность элиминации смысла как важнейшего пути травмотерапии личности по М.Ш. Магомед-Эминову – «чтобы обрести смысл, его надо утратить». Стратегия «совладающего смыслового приписывания». Расширение смысло­вого поля ситуации как приписывание ей такого смысла, который помог бы преодолеть случившееся, нахождение в ней позитивных ценностей; отнесе­ние события в прошлое. Смысловая терапия по Е.С. Мазур. Выход в рефлексивную позицию по отноше­нию к своей жизни и перестройка смысловых структур, реализация которых стала невозможной. Актуализация процессов саморегуляции, осоз­нание и трансформация тех смысловых образований личности, которые были нарушены критической ситуацией. Аксиопсихотерапия В.П.Ларичева как подход, который можно проводить в рационально-когнитивном, в суггестивном и гипносуггестивном варианте.

Доминирование одного мотива при обес­ценивании других при алкоголизме, шизофрении и соматических заболеваниях. Защитное ограничение деятельности при алкоголизме, шизофрении и неврозах. Сдвиг смысла на опера­циональную сторону деятельности при эпилепсии и афазии. Под­верженность ситуативным влияниям при алкоголизме, поражении лобных долей мозга и психопатиях. Нарушение осознания при эпилепсии и неврозах.

Нарушения смысловой регуляции при девиантном развитии личности. Связь с нарушением смысловой сферы правонару­шений и преступлений, не связанных с патологией психического функционирования, нарушений социализации, социопатий, моральной дефективности, асоциальности, социальной дезадаптации. Теоретические взгляды, развивавшие проблему «социопатических» нарушений поведения: концепция «Moral insanity» - моральной дефективности Л.С.Выготского (1983) и концепция метапатологий А.Маслоу (1999). Показ полностью патогенного об­щества, неподчинение установлениям которого - единственный способ сохранить себя как личность в литературе XX века («451° по Фаренгейту» Р.Бредбери, «Мы» Е.Замятина, «1984» Дж.Оруэлла, «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Пролетая над гнез­дом кукушки» К.Кизи и др.). Ценности диссидентской культуры как индивидуальные ценности и смыслы, не совпадающие с социально принятыми.

Существование разных представлений о должном для себя и для других как выражение сути раздвоенности смысловой сферы преступников. Относительность разделения мотивации противоправного и правомерного поведения. Различия лиц, имеющих тюремный опыт, и лиц, впервые привлеченных к ответственности за правонарушения. Характеристики мотивационной сферы правонарушителей: содержательный сдвиг мотивации, как правило, к личностному, индивидуальному, субъективному, сиюми­нутному, эмоциональному, мнимому, второстепенному. Несформированность ценностной регуляции при отклоняющемся развитии в количественном отношении: низкий удельный вес ценностей по сравнению с потребностями как источников мотивации. Несформированность ценностной регуляции при отклоняющемся развитии в качественном отношении: ассимиляция в структуру личности преимуще­ственно ценностей малых девиантных, в частности криминальных групп; сугубо вне­шний характер макросоциальных ценностей. Картина гиперсоциализации - по отношению к малой референтной группе, а гипосоциализации - по отношению к макросоциальным общ­ностям. Механизм ценностного оформления потребностей при отклоняющемся развитии: то, что было ранее лишь «личным делом», получает в группе идеологическое обоснование, становится социально желательным, «отвязывается» от потребностных состояний и превращается в иде­ал (напр., гурманство, мировоззренчески обоснованный «коллекционерский» секс, возведение в культ в криминальных группах демонстра­тивной агрессии и т.п.). Существенные особенности «ценностно обедненного» типа личности: сужение временной перспективы, несформированность образа будущего; ощущение внутренней «пустоты»; ориентация человека на внешние критерии оценки.

Нарушение внутреннего мира у делинквентных подростков: нарушение планирования и целеполагания, суженное, упрощенное мировоззрение и сниженная когни­тивная сложность; пассивная позиция и сниженный контроль по отношению к собственной жизни; конфликтное самоотно­шение; низкий уровень осмысленности жиз­ни. Ослабление или недоразвитость смысловой регуляции жизнедеятельности как большая склонность прямо удовлетворять свои желания, реагировать на стимулы, применять стереотипы и действовать согласно ожиданиям референтной малой группы на ос­нове четырех низших регуляторных систем. Значимо более низкая осмысленность жизни девиантов. Большой удельный вес потребностей в смыслообразовании и меньший – ценностей. Содержательное «дублирование» ценностями потребностей. структурной организации смысловой сферы девиантов: узость отношений с миром, структурная упрощенность, существенное снижение осознанности смысловых ориентиров, критичности, рефлексии, регулирующей роли мировоззрения. Характерстика группы девиантов по параметру временной локализации: фиксированность на настоящем, нарушение перспективы будущего.

Методология смысловой саморегуляции и воздействия на смысловую сферу. Концептуальная схема смыслотехники. z:\Downloads\Архивы\Leont - а57#а57 Смыслотехнические воздействия, выделяемые по их объекту (мишени): воздействие на смыслостроительство, воздействие на смыслообразование (или искусственное смыслообразование), воздействие на смыслоосознание. Виды смыслотехнических воздействий по их характеру: целенаправленные (заданные), стремящиеся к определенному предвидимому эффек­ту; фасилитирующие, имеющие целью настолько, насколько это возможно, повысить эффективность соответствующих процессов и устранить ограничивающие их барьеры и блоки. Распространенность воздействий, стремящихся к определенному предвидимому эффекту в практике межлич­ностной манипуляции, рекламы, пропаганды, индоктринации («промывке мозгов»); в директивных методах воспитания и психотерапии; в прак­тике волевой саморегуляции. Распространенность воздействий, стремящихся к фасилитирующему эффекту в практике недирективной психотерапии и недирек­тивных подходов к воспитанию, некоторых тренингов. Соотнесение смыслотехнических воздействий разных масштабов со смысловыми структурами, при этом порождающимися или изменяющимися, со сферой реализации этого воздействия.

Влияние на конкретные поведенческие акты (действия) «здесь-и-теперь». - Ситуативные мотивы, личностные смыслы или смысловые установки. - Ситуация межличностной манипуляции или волевой саморегуляции. Изменение устойчивого отношения к конкретным вещам или людям. - Смысловые диспозиции и иногда конструкты. - Реклама, пропаганда, иногда психологическое консультирование. Формирование или изменение общих смысловых ориентаций. - Мировоззрение, самоотношение, система ценностей. - Практика воспитания, психотерапии и идейной индоктринации («промывки мозгов»). Классификационные основания для смыслотехнических воздействий: объект воздействия (мишень); масштаб изменений, планируемых субъектом воздействия; направленность на себя и других.

Смыслотехнические процедуры. Управление смыслообразованием. Воспитание воли как смыслотехническое воздействие, направленное на организацию извне специального тренинга процессов управления смыслообразованием. Психозащитная саморегуляция как смыслотехническое воздействие, направленное на ослабление побуждения по известному образцу «Лиса и виноград». Манипуля­ция (повы­шение значимости/обесце­нивание действия) как направленное на другого заданное воздействие на смыслообразование в рамках отдельного поведенческого акта. Практические приемы из арсенала средств волевой саморегуляции по В.А. Иванникову. Переоценка значимости мотива или предмета потребности. Изменение роли, позиции человека. Предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Обращение к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, к другим людям или божеству за поддержкой. Соединение заданного и принятого действия с новыми мотивами или с едиными целями и за счет этого переосмысление действия. Включение заданного действия в другое, более широкое и значимое для человека действие. Связывание заданного действия с возможностью затем осуществить другое желаемое человеком действие. Связывание действия с обещаниями и клятвами другим людям и себе, с самооценкой и самоободрением, со сравнением себя с другими людьми или литературными героями при выполнении необходимого действия. практические приемы из арсенала средств волевой саморегуляции по Ю. Кулю: привлечение или отвлечение внимания; селективность восприятия признаков объектов; контроль и подавление негативных эмоциональных состояний, препятствующих произвоьной саморегуляции; волевое ограничение и прекращение процесса обдумывания решения и взвешивания альтернатив, отсе­кающее часть информации и т.д. Утверждение В.К. Вилюнасуа «Главное в вос­питании — это убедить лицо, к которому оно адресовано, что нечто значимое для него в мире изменится или не изменится в зависимо­сти от его отношений и поступков». Признание мотивационного опосредствования квинтэссенцией воспитания.

Сопоставление ряда объектов с целью смыслового выбора как смыслотехническое воздействие, предполагающее воздействие на собственное смыслообразование с целью фасилитации формирования отношения к какому-то объекту. Смысловой выбор как построение общего пространства смысловых критериев сравнения всех альтернатив и выбор одной из них. Тренинг смыслового выбора как развернутая и экстериоризованная деятельность по экспликации и построению общего пространства критериев сравнения альтернатив. Альтернативы смыслового выбора в процедуре его смысловой аргументации (Мандрикова Е.Ю.). С. Мадди: обретение и образование личностного смысла в процессе личностных выборов человека. Выбор прошлого, т.е. фактичности. Выбор будущего, т.е. возможности. Осмысленно аргументированный выбор. Ситуативный, «безличный» выбор - аргументация особенностями ситуации, низкая мотивация выбора, безразличие к тому, чем заниматься. Осмысленные выборы неизменности и неизвестности. Превалирование при выборе неизменности аргументов с опорой на особенности деятельности и текущее состояние способностей, задатков и компетенции человека.

Использование приемов дискредитации и идеализации с целью формирования заданного отношения к конкретному объекту в самоубеждении и поиске достоинств или недостатков в объекте отношения. Раскрытие достоинств (реклама) в объекте отношения как воздействие на смыслообразование других с целью формиро­вания заданного отношения к конкретному объекту. Примеры смыслотехники отрицательного отношения. Манипулятивное притворное обесценивание чего-то, к чему стремится сам мани­пулятор, чтобы убедить конкурентов отказаться от этого и заполучить это самому. Клевета как механизм межличностной манипуляции. Политическая риторика («враги народа», «меньшевинстствующие идеалисты», «безродные космополиты» и др.).

Управление смыслоосознанием. Рефлексивный самоанализ и психоанализ как смысловые воздействия, осуществляющие фасилитацию осознания смысла на уровне своего и чужого поведения. Ригидное жесткое применение психоанализа с подведением психологических проявлений клиента под априорную теоретическую схему как заданное воздействие на раскрытие смысла на уровне поведенческого акта у себя и у других. Техника фокусинга Джендлинда и самоанализ как процессы самофасилитации осознания смысла отношения к конкретному объекту или человеку. Техника позитивной реинтерпретации Пезешкиана и «эффект Полианны» как заданное осознание (точнее, переосознание) смысла своего отношения к конкретным объектам или явлениям. Смыслотехника «эффекта Полианны»: игра героини популярной одноименной повести Элинор Портер, в соответствии с которой во всем необходимо находить хорошую сторону и радоваться всему, что происходит, т.е. поиск позитивного смыслообразующего контекста. Напр., позитивная реинтерпретация депрессии как способности глубокого эмоционального реагирования на конфликты, агрессивности как способности эмоционального и расторможенного реагирования. Техника сократического диалога по Франклу как смыслотехника заданного осознания или переосознания смысла отношения другого человека к конкретным объектам или явлениям. Цель использования техники сократического диалога: содействие нахождению и изменению смысла для клиента тех или иных событий, произвольное избирательное осознание определенных смыслообразующих связей и контекстов, придающих объекту анализа конкретный заранее известный смысл.

Приемы смыслотехнического воздействия, задающего изменения смысла: включение в структуру новых источников смысла, исключение имеющихся или изменение их смысла, влияние на смысловые связи, изменяющее их психологические характеристики. Приемы смыслотехнического воздействия, фасилитирующего изменения смысла: неспецифическое расширение круга смыслообразующих источников и смыслообразующих связей, увеличение мерности данного смысла, усложнение его структуры.

Соотнесите смыслотехнические приемы с их иллюстрацией. Изменение источников смысла. Подключение дополнительных мотивов. - Приемы поощрения/наказания (или их обещания), похвальбы/критики, клятва или обещание, подключа­ющие мотивацию самоуважения. Подключение смысловых конструктов через специфическое означивание объекта. - Выбор точного словесного ярлыка или знаково­го визуального образа-ярлыка в целях рекламы - «ум, честь и совесть нашей эпохи», ковбой Мальборо, и клеветы - «безродный космополит», «а еще в шляпе»; Косвенное означивание путем вписывания в определенный семантический контекст («Пусть всегда Кока-кола!»; «А вы знаете, какая его настоящая фамилия?»). Подключение смысловых диспозиций. - Ссылки на авторитеты (использование «звезд» спорта, эстрады, кино и театра в коммерческой и политической рекламе), ссылки на референтные группы. Подключение самоотношения, социальной и ролевой идентичности, архетипов и глубинных ценностей. - Обращения «Ты мужчина или нет?»; «Всем, кому небезразлична судьба России...»; «Если дорог тебе твой дом...» и т.п. Изменение или актуализация смысловых связей. - Создание впечатле­ния большой вероятности того, что действие приведет к желанно­му результату, малой цены этого, простоты, короткой временной дистанции - так наперсточники на улицах затягивают прохожих в свою игру, а АО «МММ» и другие пирами­дальные структуры завлекали вкладчиков; Создание впечатления сложности, неоднозначности, большой цены, которую придется заплатить, малой вероятности успеха. Изменение структуры альтернатив. - Создание ситуации ложного (непринципиального) выбора, маскирующего наличие бо­лее серьезных альтернатив («Можно собирать марки с зубчиками, можно и без зубчиков. Можно собирать штемпелеванные, можно и чистые. Можно варить их в кипятке, можно не в кипятке, просто в холодной воде. Все можно» — Ильф, 1961); Создание иллю­зии отсутствии выбора, когда он на самом деле есть («Безвыходная ситуация — та, простой и приемлемый выход из которой нас поче­му-то не устраивает» — А.Бирс).

Социально-культурные процессы смыслообразования и передачи смыслов от социума к личности. Принцип бытийного мирожизненного опосредования смысловых трансформаций. Внеличностные и межличностные формы смысла. Коллективная ментальность и общие смыслы. Смысл и значение. Групповые смыслообразующие контексты и пределы понимания. Смысловая координация и трансформация смыслов в совместной деятельности. Формирование общего смыслового поля взаимодействующих субъектов, в котором происходит сближение их смыслов. Проблема передачи смысла массовой аудитории. Социально-психологические техники эффективного преобразования смыслов слушателей и зрителей в желательном для источника воздействия направлении. Внеличностные формы существования смысла в «теле» культуры. Проблемы трансляции смыслов, содержащихся в произведениях культуры и искусства. Культура как поле коллективных смыслов. Искусство как механизм трансляции смыслов. Смысл и образование. Смысл жизни в психологии творчества.

Вопросы дисгармоничности, конфликтноcти смысловой сферы личности, условий возникновения «смысловых барьеров» (Л.И. Божович, Л.С. Славина). Феномены смысловой (семантической) разорванности сознания человека (В.Ф.Петренко). Проблема конфликтов осознаваемых и неосознаваемых смыслов. Проблема активной роли («внутренней работы») самого субъекта как в строительстве своих смыслов, так и в преодолении их рассогласования, противоречий, конфликтов. Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта (В.В. Знаков).

Методология психотерапии в свете димензиональной онтологии Виктора Франкла. Обретение смысла и развитие стрессоустойчивости. Личностный рост как условие формирования смысла жизни и акме. Переосмысление жизни в период перехода к духовному развитию личности. Болезнь, смысл жизни и акме. Трансформация смысла в терапии психологической травмы. Психотерапия родителей тяжело больного ребенка как поиск смысла. Экзистенциальный подход в консультировании родителей ребенка с соматическим заболеванием.

Технология реконструкции смысла жизни С.В. Дидковского. Системно-мыследеятельностный подход. Пространство жизни, пространства обсуждения её смысла и схематизации и реорганизации смысловых структур. Описание проблемы, цели, программы её достижения, результатов и способа их проверки на реализуемость как осознанное движение по этим пространствам. Восстановление смысла жизни путем приведения содержания схемы организациижизни в соответствие с условиями её реализации как задача реконструкции. Программа реконструкции: фиксация наличия проблемы смысла жизни, обсуждение деятельностного содержания жизни и перспектив ее развития, схематизация обсуждаемого содержания, анализ схемы и определение разрывов и противоречий в её структуре, разработка требований на реконструкцию схемы организации жизни, разработка проекта реконструкции схемы, реконструкция схемы организации жизни, восстановление схемы деятельностного содержания жизни, понимание перспектив жизни. Результаты: реконструкция схемы организации и деятельностного содержания жизни, обретение смысла жизни.

Основная литература

1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. — 335с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

3. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998. — 183 с.

4. Зоткин Н.Н. Смыслополагание в ситуации неопределенности. Автореф. дис. … канд. псих. н. М., 2000. – 16 с.(http://www.psycheya.ru/lib/avt­_­zot _ogl.html).­

5. Колесов Д. Психология смысла //Развитие личности. – 2003. - № 1. – С. 47-76.

(http://rl-online.ru/articles/1-03/72. html).­

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487 с.

7. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ. Материалы XI симпозиума. – Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. – 2006. -169 с.

8. Проблемы смысла в науках о человеке (к столетию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-25 мая 2005 г.) / Под ред.Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. – 278 с.

9. Дополнительная литература

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. — 486 с.

2. Белозеров В.М. Организация внутреннего мира человека и общества: Теория и метод частных композиций. М.: Летейа, 2002. – 868 с.

3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думка, 1984. — 207 с.

4. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: ПАРФ, 1998. — 494с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: Институт прак­тической психологии, 1995. — 356 с.

6. Соколова Е.Л. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.036 с.)