Проектирование и процесс решения педагогических задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование и процесс решения педагогических задач



Педагогическая технология и мастерство обусловлены характером решаемых учителем задач. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Обязательными компонентами педагогической задачи как системы являются:

– исходное состояние предмета задачи;

– модель требуемого состояния (требования задачи).

В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т. п.), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т. п.) субстанции, для которых характерны, соответственно, количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок. Такое понимание педагогической задачи согласуется с принятым в психологии, поскольку, описывая предмет задачи, исследователь может включить в него все существенные условия.

Таким образом, под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению [8, c. 414].

Педагогические задачи принято классифицировать по временному признаку. Различают три большие группы педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные [8, с. 416].

Стратегические задачи – это своеобразные “сверхзадачи”. Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре
человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи – это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления.

Процедура решения любой педагогической задачи включает четыре этапа:

1) постановку педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

Из содержания предыдущей части курса «Педагогика» уже известно, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирование (конструирование). Творческая мыследеятельность педагога включает последовательно осуществляемые анализ, прогноз и проект.

На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, который направлен на уяснение состояния ее основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется.
Анализ исходных данных
составляет основу для постановки педагогического диагноза – оценки общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования. Необходимость квалифицированного педагогического диагноза обязывает учителя овладевать методами и специальными методиками изучения личности, особенностей коллектива и состояния педагогического процесса в целом.

На основе анализа исходных данных и постановки диагноза осуществляется переход к прогнозированию. При этом педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата, определением необходимых и достаточных условий для эффективного осуществления педагогического процесса. Теоретическая формулировка конкретных задач завершается проектированием воздействий и взаимодействий. Следует иметь в виду, что при проектировании нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, поскольку сам предмет проекта совпадает с субъектом – учеником. Поэтому технология проектирования (конструирования) педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания образования и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся (как на группу школьников, так и каждого в отдельности). Другими словами, такая технология требует прогнозирования предположительных действий учащихся с учётом их возможных ошибок, ответных реакций на педагогические воздействия.

Проектирование (конструирование) педагогического процесса является одним из решающих условий его успешного осуществления. Анализ, прогноз и проект – неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений.

Когда педагогический проект разработан теоретически, наступает этап его реализации на практике. В завершении осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.006 с.)