Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера



По мнению автора данной технологии, теория – катализатор творческого решения проблем, а знания – инструмент, основа творческой интуиции. Творческими способностями наделен каждый человек, но творчеству, как любой деятельности, нужно учиться. Для этого в содержание образования необходимо включить основные и доступные школьникам проблемы, характерные для современной науки и практики.

Теория решения изобретательских задач нацелена на развитие системного мышления, для которого характерны целостность (а не фрагментарность) мировосприятия, динамичность во времени и пространстве. Основой педагогической методики по реализации данной теории являются следующие положения:

– выявление и преодоление противоречий;

– развитие гибкости мышления, формирование умений работать в разных логиках;

– развитие интеллектуальной интуиции и широкого диапазона чувств;

– природосообразность (искусственные системы приближать к естественным системам);

– стремление к идеальности.

Методы ТРИЗ:

мозговой штурм ;

– морфологический анализ;

– эмпатия;

– метод фокальных объектов.

В педагогической практике успешно применяются следующие приемы:

– составление системного оператора (квадрат из 9 клеток);

– игра “Да-нетка”;

– составление “бинома фантазии” (по Дж. Родари);

– сравнение (поиск общего, исключение лишнего, поиск аналогов);

– предложение способов применения предмета.

Кроме этого, широко используются возможности развития творческих способностей на примерах литературной деятельности:

– сочинение сказки наоборот;

– применение приема “перевирания сказки”;

– введение в сказку нового персонажа;

– сочинение другого окончания сказки;

– досочинение («А что было потом?..») и т. д.

В процессе занятий изобразительной деятельностью применяют приемы, широко известные в психологии: рисуночные тесты “Кляксы Роршаха”, “Несуществующее животное” и др.; создание пиктограмм; дорисовывание геометрических фигур; “очеловечивание” неодушевленных предметов; выражение в цвете различных эмоций и чувств; рисование на бумаге, покрытой слоем клея; осуществление наблюдений за облаками, рисунками мороза на окнах и т. д.

В данной технологии творчества имеют место как индивидуальные, так и коллективные формы деятельности (эвристическая игра, “мозговой штурм”, коллективный поиск, метод проектов).

Школа адаптивной педагогики (Е.А. Ямбург)

Ямбург Евгений Александрович – заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы.

Прообразом адаптивной школы служит Маннгеймская система (см. лекцию по теме 4), в которой при сохранении классно-урочной системы учащиеся в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по классам на слабых, средних и сильных. Технология адаптивной педагогики опирается на идею о том, что массовая микрорайонная школа должна приспосабливаться, адаптироваться к каждому ребенку. С помощью такой технологии все дети будут усваивать учебный материал.

Целевые ориентации:

 формирование положительной Я -концепции учащихся через создание системы разноуровневого дифференцированного обучения;

 оказание дифференцированной помощи каждому учащемуся в построении индивидуальной траектории развития, с учетом психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, для обеспечения максимально возможной самореализации личности.

Концептуальные положения:

– интеграция педагогики, психологии, дефектологии, медицины;

– гуманистическая ориентация, демократизм, социальное равенство в получении образования;

– принцип дифференциации образования. Разделение учащихся на гомогенные классы с различным уровнем программ позволяет удовлетворить интеллектуальные потребности способных детей и дать необходимую помощь и поддержку слабым. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личностного статуса учащихся, не вносит разделение в школьное сообщество. В процессе обучения предусмотрен переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь;

– социальная направленность, педагогизация окружающей среды, обучение самоопределению, поиску области творческой самореализации учащихся.

Особенности содержания. Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, являются государственные образовательные стандарты. Дифференциация реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий: траектория базового стандарта; траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования; траектория компенсирующего обучения. Каждая траектория имеет ряд разветвлений и вариантов.

Особенности методики состоят в использовании приемов и методов педагогической поддержки:

– обучение без принуждения, основанное на интересе, на успехе, на доверии;

– урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и осознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

– одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

– использование опорных сигналов;

– формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

– взаимообучение, работа в парах (построение диалога);

– оптимальность темпа с позиции полного усвоения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.006 с.)