Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманно-личностный подход Ш.А. АмонашвилиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Автором сформулированы следующие ее основные установки: законы учителя:любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку; принципы:очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка; заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку; опоры в ребенке:стремление к развитию, к взрослению, к свободе; личностные качества учителя:доброта, откровенность и искренность, преданность. Целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания – самовоспитание. Концептуальные положения: – все положения личностного подхода педагогики сотрудничества; – ребенок как явление несет в себе жизненную Миссию, которой он должен служить; – ребенок – высшее творение Природы и Космоса; он несет в себе их черты – – целостная психика ребенка включает три страсти: к развитию, к взрослению и к свободе. Особенности содержания. Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.). Особенности методики: – обучение детей с шестилетнего возраста; – обучение стимулирует активность и самодеятельность детей, паритетное включение ребенка в учебный процесс; – широкое использование вариативности выбора действий, высокий потенциал творческих заданий; – обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию; – формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом. Урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это “костыли хромой педагогики”; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Школа Диалога Культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, И.Е. Берлянд)
В философии В.С. Библера в начале любого логического рассуждения лежат загадки. Они побуждают мысль работать, ориентируют ее в определенном направлении, но не предрешают полученных результатов. Фундаментальная загадочность бытия как парадоксальное начало содержит в себе возможности для практически необозримого многообразия логических решений. По Библеру, каждая культура имеет свой особый тип загадочности и свой специфический способ разгадывания (свой тип разума). В.С. Библер отвергает как логику индукции (перехода от частного к общему), так и логику дедукции – выведения многообразных определений разума из некоторого предположенного целостного определения (частного из общего). В противовес индукции и дедукции философская логика Библера предлагает логику общения (диалога)разумов различных культур. Творческое со-общение (диалог) современных типов философствования, по В.С. Библеру, оказывается возможным в ситуации, когда они обращены к общему началу – выраженной в парадоксах мышления фундаментальной загадочности бытия. Философские идеи разработаны В.С. Библером столь детально, предметно и так тесно сплетены с содержанием культуры во всей ее многогранности, что на их основании оказалось возможным в начале 80-х годов построить концепцию школьного образования – «Школу Диалога Культур». Новое понимание самих основ мышления, свойственного современной культуре, дает возможность по-новому понять и смысл образования. Целевые ориентации: осуществлять образование не просто человека знающего, образованного, а человека культуры с особым типом разумения, художественной восприимчивостью, нравственным сознанием; формировать диалогическое сознание и мышление, освобождать их от плоского рационализма, монофилии культуры; обновлять предметное содержание путём сопряжения в нем различных исторических культур, форм деятельности, смысловых спектров. Концептуальные положения: – Современное школьное обучение и современная психология освоения знаний должны исходить из коренных особенностей современного мышления и инновационных форм деятельности. В высочайших точках своего развития современное мышление и сознание есть столь же определение знания, сколь и теоретически осознанное определение незнания, т. е. определение тех проблем и трудностей, в которых возможно точно определить, что именно не знает современный ум, каковы методы и возможности осознания и переформулировки всех этих трудностей. Такое строение современного мышления сближает понятия высшего эшелона современной науки и исходные вопросы и изначальные понятия детского разумения, первоначального формирования школьного удивления. – Современное мышление строится по схематизму культуры, когда “высшие” достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры. В ХХ веке ценностные и духовные спектры разных форм культуры стягиваются в одном культурном пространстве, требуют от человека не однозначного выбора, но постоянного духовного сопряжения, взаимоперехода, глубинного спора в средоточии “вечных вопросов бытия” и непреходящих точек удивления. В диалоге разных культурных смыслов бытия – суть современного понятия, современной логики мышления. – Современная научно-техническая революция означает, что основную нагрузку труда берут на себя машины, автоматы и полуавтоматы, делом человека оказывается коренное культурное изменение самих изначальных форм деятельности и мышления. Основная форма человеческой деятельности должна протекать как деятельность самоустремлённая. Такой подход требует коренных изменений и содержания, и методов, и самих форм организации учебного процесса, и изменения самого типа школы. В данной технологии диалог не только выступает как средство обучения, но и определяет цели и содержание обучения, является формой его организации. Диалог имеет всеобщий смысл: – он представляет собой основной прием усвоения знаний и умений; – это диалог культур, общающихся между собой в средоточии основных вопросов бытия, основных “точек удивления” нашего разума; – постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта и теоретика как основа реального развития творческого мышления. Содержание образования в данной модели весьма своеобразно. 1–2-е классы – это классы, в которых завязываются те узелки понимания, что станут основными предметами диалогов в последующих классах. Это так называемые “точки удивления”: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента Обучение же в последующих классах соответствует последовательности и диалогу основных исторических культур, в основном – Европейской истории. 3–4-е классы – античная культура в них, по сути дела, единственный предмет изучения: античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика, физическая культура, характерная для античности… образуют целостное неделимое представление об основных смыслах античной культуры. Античное понимание мира и внутреннего Я ребёнка органически связывает загадки ранних классов с мышлением,необходимым для дальнейшего школьного образования. Основой проникновения в современный смысл античной культуры (как и других культурных циклов ШДК) является особое внимание к тем логическим революциям, в которых данная культура осознает себя как единое целое, смотрит на себя со стороны и в которых происходит коренная трансформация исторических культур. Основой учебного материала и основой создания школьниками своих собственных “текстов-произведений” является не учебник, а подлинные тексты античной культуры (Эврипида и Софокла, Пифагора и Архимеда) и их диалогическое сопряжение. 5–6-е классы – культура Средневековья: и математика, и труд, и искусство Средних веков смыкаются в одно целое. Ученики втягиваются в построение храма (архитектура, характерная и для Западного, и для Русского средневековья) и тем самым втягиваются в синтез основных форм труда, духовных исканий, форм мышления, особенностей механики и математики, характерных для этой эпохи и значимых в наше время. Само общение Учителя и Ученика строится в “режиме” реального общения, свойственного культуре Средних веков. Культура Средних веков насквозь пронизана пафосом веры и культа, т. е. построена так, чтобы формировать духовную жизнь человека как бы вне силового поля культуры, совсем в ином измерении. Это своеобразие средневекового мировосприятия надо чётко понять и воспроизвести его в другом аспекте, в проекции “на культуру”. Ясно, что и с культурологической, и даже с церковной точки зрения, “средневековый цикл современного диалога” бессмысленно и превратно обращать в “уроки религии”. В “средневековых классах” особое значение имеет развитие речевой культуры,>предельный авторитет Слова, первоначального Текста и его бесчисленных комментариев. В качестве одного из основных текстов (помимо, конечно, Библии) предполагается «Слово о полку Игореве» в сопряжении первоисточника с многочисленными переложениями на современный русский язык. 7–8-е классы – культура Нового времени (XVII–XIX вв.). Особое значение имеет культура Возрождения. Эпоха Возрождения значима как начало отстраненного, художественного мышления в противовес средневековому Слову. Глаз Леонардо да Винчи – вот исток познающего разума Нового времени. Исток, постоянно воспроизводимый в сознании, в мышлении современного школьника, как сжатая пружина основных мучений индивида – несакрального, действительно смертного, малого Я – бесконечной Вселенной, незамкнутому, закономерному процессу человеческой истории. Решающее значение имеет идея познающего разума, основанного на эксперименте, и идея “восходящего развития”, предполагающая открытое в бесконечность “пространство-время”… Культура Нового времени предполагает многопредметность с необходимыми межпредметными диалогами и сопряжениями, позволяющими сохранить целостной структуру знания (общие уроки учителей-словесников, естественников, физиков и др.). Кроме того, выделяются отдельные, но общающиеся между собой, классы “гуманитариев”, “математиков”, “естествоиспытателей” и т. д. 9–10-е классы – культура современности. Здесь сводятся воедино знания и умения, “загадки” и “отгадки”, наработанные во всех остальных учебных циклах. Существенными узлами, стягивающими расчлененные знания и “незнания” нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы конца XX века: личность и общество; культура и цивилизация; экологическая проблема; компьютерная революция. Причем гуманизация знаний пронизывает весь учебный процесс. Гуманитарными оказываются все “отсеки” единой культуры: и математика, и литература, и физика, и все формы производственной деятельности. 11-й класс – класс специально диалогический. Выпускники ШДК организуют диалоги между классами, возрастами, культурами. Вместе с преподавателями намечают основные темы и проблемы дискуссий, продумывают методы общения и совместной деятельности. Особенности методики. Реализация данной технологии требует коренных изменений и содержания, и методов, и самих форм организации учебного процесса, и изменения самого типа школы. Технология диалога включает следующий алгоритм: – диагностика готовности учащихся к диалогическому общению (базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения); – поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; – переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций; – продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; – проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия; – гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.). В «Школе Диалога Культур» предполагается идея равноправности участников учебного диалога. Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, выслушивая все варианты и доказательства, помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает каждому выразить точку зрения. Таким образом, основные принципы «Школы Диалога Культур» следующие: проецирование на весь процесс обучения особенностей современного мышления – мышления “человека культуры”; изучение содержания образования (последовательность классов) соответствует последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории, в их современном осмыслении; обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, обучение строится не на основе учебника, а на основе реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры. Автор программы для каждого класса – педагог вместе с детьми. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге. Вряд ли стоит добавлять, что при реализации данной технологии исключены всякие отметки. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное. Оно может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной власти, данного времени, в данном месте, для самого субъекта). Выделяют следующие обобщенные творческие способности личности: – самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; – умение перенести знания, умения и способы деятельности в новую ситуацию; – видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление); – умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление). Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существует группа технологий, в которых развитие творческих качеств личности является приоритетной целью, это: – технология выявления и развития творческих способностей на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности, разработанная педагогом-новатором, заслуженным учителем РФ Игорем Павловичем Волковым; – технология технического творчества (теория решения изобретательских задач – ТРИЗ) изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Г. Альтов); – технология воспитания общественного творчества, предложенная академиком РАО, автором методики коллективных творческих дел Игорем Петровичем Ивановым (1925–1991). Данные технологии направлены на развитие различных сфер личности, поэтому они имеют как общие, так и специфические особенности. Целевые ориентации: – по И.П. Волкову: ◦ выявить, учесть и развить творческие способности; ◦ фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт; – по Г.С. Альтшуллеру: ◦ обучить творческой деятельности; ◦ ознакомить с приемами творческого воображения; ◦ научить решать изобретательские задачи; – по И.П. Иванову: ◦ воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Концептуальные положения (общие для рассматриваемых технологий): – творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей; – развитие творческих способностей происходит в условиях работы свободных групп, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю; – реализация идей педагогики сотрудничества, предполагающей сотворчество ученика и учителя; – применение методик коллективной работы (мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия, игровые методики); – мотивация обучения – стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Реализация технологий развития творческих качеств личности ориентируется на известные возрастные этапы: – начальная школа: ◦ игровые формы творческой деятельности; ◦ знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей; ◦ освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы); ◦ обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты; ◦ формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам; – среднее звено: ◦ техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т. д.); ◦ участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; ◦ изобразительное творчество; – старшая ступень: ◦ выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше; ◦ исследовательские работы; ◦ литературные, художественные и музыкальные сочинения. Представим описание особенностей одной технологии из данной группы.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |