Функции, виды и специфика проектирования в педагогике.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции, виды и специфика проектирования в педагогике.



богатой культуры были продуманы все действия, их последовательность, направления.

Чуть позднее, в 1989 г., появился первый самостоятельный труд, посвященный педагогическому проектированию, который был написан известным педагогом В.П. Беспалько. Распространение и развитие вычислительной техники являлось огромным стимулом в развитии педагогического проектирования. С приходом вычислительной техники в образовательные учреждения стали меняться методика обучения, появляться новые методы и формы обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но не всегда использовались вычислительные машины в педагогическом процессе, хотя информационные технологии сильно развивались, но остались лишь разновидностью педагогическихтехнологий.

Подведем итог сказанному.

Сущность педагогического проектирования заключается в создании образа предстоящей деятельности, возможно даже несколько вариантов образов, что ведет к прогнозированию результатов этой деятельности. В свою очередь, объектом педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогический процесс, педагогическая ситуация.

 

Основные функции проектной деятельности – исследовательская, прогностическая, преобразующая, нормирующая, конструктивная.

В современном образовании развиваются три основных вида проектирования – социально-педагогическое проектирование, психолого-педагогическое проектирование, образовательное проектирование. Каждый вид основывается на своей позиции анализа и построения проекта в сфере образования: социокультурной, психолого-педагогической, образовательной. Понятие «педагогическое проектирование» рассматриваем как собирательное, объединяющие все виды проектной деятельности. оно осуществляется в педагогических целях или их результат имеет педагогические последствия.

В зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях. Рассматриваем соотношение данных уровне и видов педагогического проектирования. А также их взаимосвязь.

Проектная деятельность педагога связана с запланированными изменениями в педагогической деятельности. Ее объектами становятся: образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты; педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты; содержание образования на всех уровнях его формирования; образовательное и информационно-коммуникативное пространство; социально-педагогическая среда, система педагогических отношений; все виды педагогической деятельности; личностные и межличностные структуры, профессиональная позиция; педагогические ситуации, качество педагогических процессов.

 

Замыслы, принципы и этапы педагогического проектирования.

Проектирование воплощает целостную связь выражаемого замысла, выражающего проекта и выраженного облика.

Принципы педагогического проектирования.

1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций – является главным.

Подчиняйте проектируемые педагогические системы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестко и детально не проектируйте, оставляйте учащимся и себе возможность для импровизации.

При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место обучающегося и мысленно прогнозировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, тем самым способствует их росту и развитию.

Проектирование педагогического объекта. Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта.

Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

 

Субъекты и объекты педагогического проектирования.

Начнём с субъектов. Именно они являются активными участниками проектной деятельности. Прежде всего, здесь стоит оговорить, что в педагогическом проектировании субъектами становятся как взрослые, так и дети.

В зависимости от вида и цели проектной деятельности субъектами могут выступать:

- учебные и творческие группы

- класс

- коллектив общеобразовательного учреждения

- профессиональное или сетевое сообщество

- менеджеры образования

- педагогический коллектив учреждения.

Объектами педагогического проектирования являются:

- личностный потенциал преподавателя;

- система педагогического образования;

- педагогическая ситуация;

- целостный педагогический процесс (единство целей, содержания, форм, методов, средств и приёмов).

 

Педагогических проектов на стадии конструирования.Содержание

Система педагогического образования в нашей стране представлена сегодня в виде проекта многоуровневого образования.

За основу её проектирования взяты стандарты высшего (или среднего) специального образования. Стандарты отражают три основных блока профессиональной подготовки преподавателя:

- общекультурный(философия, логика.политология, социология, культурология, язык и т.д. );

- психолого – педагогический;

- предметно – методический (введение в специальность и т.д.).

Содержание педагогического образования, закреплённое в стандартах, получает отражение на всех уровнях подготовки специалистов – бакалавр(не менее 4 лет обучения), специалист(не менее 5 лет обучения) и магистр (не менее 6 лет).

3. Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Она реализуется как ряд последовательно следующих друг за другом этапов. По сути, проектирование в этом случае воплощает общую идею в детально описанные конкретные действия.

 

Как осуществляется проектирование педагогического процесса?

Проектирование педагогического процесса традиционного, классического урока может выглядеть следующим образом:

- чётко сформулированная тема урока;

- конкретное определение цели урока;

- выделение образовательных задач в соответствии с темой и целью урока;

- определение оборудования, необходимого для эффективности урока (наглядность, звуковой ряд сопровождения урока и т. д.);

- определение основного хода урока;

- выводы по теме;

- творческое задание на дом;

- подведение итогов урока – выяснение у детей, что им понравилось, что заинтересовало, кто активно работал и т. д. Благодарность детям за хороший урок.

Давайте рассмотрим также пример проектированиявнеурочного воспитательного мероприятия. Его проект будет примерно выглядеть следующим образом:

- тема мероприятия

- цель

- определение места проведения, его оформление

- сценарий вечера

- заключительный этап вечера (то, что останется на память).

Как осуществляется проектирование педагогической системы?

Проектирование педагогической системы может осуществляться в нескольких вариантах:

- воспитательный проект работы школы

- проект концепции развития школы

- проект авторской программы.

Рассмотрим кратко каждый из этих вариантов.

Воспитательный проект работы школы.Для его разработки необходимо проделать примерно следующую работу:

1. Провести диагностирование школьников и их родителей с целью выяснения того, какой бы они хотели видеть свою школу.

2. Нужно корректно выяснить, дети каких национальностей и конфессий учатся в школе, для того, чтобы определить особенности общения, воспитания, религии и национальности (некорректно отмечать только праздник христианского рождества, если в школе учатся и дети – католики).

3. Разработать проект массовых деятельностных форм, которые бы заинтересовали детей и родителей.

4. Составить совместную программу дел школы.

5. Установить открытые связи школы с другими учреждениями микрорайона, города или области.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.01 с.)