Салернская школа.Арнольд из Виллановы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Салернская школа.Арнольд из Виллановы.



Салернская врачебная школа — первая медицинская школа в Западной Европе, была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики. Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Обучение в школе продолжалось пять лет. Город Салерно, благодаря школе, стал крупнейший медицинским центром Европы. В жизни Салернской школы различают два периода – греческий – от начала существования и Греко-арабский –серединаXII века. В XII веке в Салерно был написан фундаментальный трактат «О лечении заболеваний»лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «О приходе врача к больному».Особенной славой пользовалась гигиене,составленной врачами школы. Сохранилось еще много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе.В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы -прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии магистр университета в Монпелье. Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов), описаны и виды темперамента.его труд переводился на разные языки.

Салернский кодекс здоровья.

Салернский кодекс здоровья" написан в 14в.философом и врачом Арнольдом из Виллановы.. Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов), описаны и виды темперамента.его труд переводился на разные языки. Как правильно питаться, каков должен быть распорядок дня, что необходимо делать, чтобы чувствовать себя бодрым и веселым – этими вопросами задаются не только люди в XXI веке. Их поставил, а что самое главное – дал на них ответ, врач и философ Арнольд еще в XIV веке. Салернский кодекс здоровья – это древние секреты здоровья и успеха, которые остаются актуальными и по сей день.

 

Эпидемии в средние века и борьба с ними.

Средневековые города в Западной Европе возникли в IX—XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.).
В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы, узкие и кривые, недоступны для лучей солнца В таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность,распространению многих заразных также болезней способствовали также крестовые походы:1. проказа (или лепра). В средние века ее считали нелечимой и особо прилипчивой болезнью. Человека изгоняли,публично отпевали в церкви,затем помещали в лепрозорий после.Им предоставлялась свобода просить милостыню. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. 2. чума -болезнь классического средневековья. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения..эпидемии в эпоху Возрождения появляются сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф.Публичные бани, которые широко рекомендовались в то время в гигиенических и лечебных целях, в связи с эпидемией сифилиса были закрыты. В то же время в Америку в процессе конкисты были завезены новые, не известные там ранее болезни. Среди них — оспа. До введения оспопрививания по методу Дженнера Э.только в Европе ежегодно оспой заболевало у умирало много чел.

Борьба с эпидемиями:

1.лепрозории

2.карантин

3.создание санит. Условий в общественных банях.

 

Древнерусское врачевание.

Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа. Доступной для народных масс врачебной помощи не существовало до появления земской медицины. Еще во времена язычества медицина объединяла в себе и реальное знание целебных сил природы и веру в ее чудодейственные тайны. Среди врачевателей-язычников были волхвы,ведуньи ведьмы. Они занимались знахарством и гаданиями. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Они передавали свои знания от отца к сыну. В лечебной практике использовали средства растительного происхождения.

Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря. Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий излечивавший мазью прокаженных, и преподобный Агапит -ближайший ученик преподобного Антония,бесплатно лечил. Наряду с монастырской существовала и более древняя народная медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани,там и принимали роды и ухаживали за новорожденными. 28.Медицина в Волжской Булгарии и Казанского ханства. К 11 - 12вв. Булгарская медицина развивалась на уровне передовых медицинских школ Азии. Самая северная в мире мусульманская страна Волжская Болгария, естественно не оставалась в стороне от всего передового, в том числе медицине Передней Азии, Египта, Китая, Индии, Тибета, Древней Греции и Арабского мира. В Восточной Европе, вплоть до середины ХYI века, Волжская Болгария была ведущим государством оказывавшим огромное влияние на соседей, в том числе на Хазарский Каганат, Киевскую Русь, Крым, Кавказ, Сибирь, Владимирско-Суздольское и Московское княжества. Булгарская медицина вобрала в себя опыт всех предков булгар, проживавших на территории от Северного Китая до Ирака, от Оби до Ирана, и, кроме этого, активно использовала достижения соседей. "На развитие медицинских знаний, бесспорно, оказали воздействие труды восточных медиков, достигших в то время больших успехов. Среди них следует особо отметить крупнейшего ученого Х - нач. XI в. Абу Али Ибн-Сину.Сулейман Ибн Дауд ас-Саксини-Сувари (XI в.) приводит из трудов Абу-л-Ала Хамид Ибн Идрис аль-Булгари (язык не заплетите=)) и сведения по медицине.В частности, в них содержатся знания по эмбриологии: о возникновении и стадиях развития зародыша в чреве матери, образовании из капли по истечении срока дней сгустка крови, потом зародыша, оживлении зародыша..У булгарских врачевателей одним из основных способов диагностирования было прощупывание пульса больного В поэме "Кысса-и Юсуф" упоминается о медицинском инструменте - ланцете. Ланцеты - маленькие ножички с двусторонними лезвиями известны и в билярских коллекциях... При этом исследователи отмечают, что булгарская медицина была основана на прогрессивных традициях народной медицины. Так булгары широко применяли такие способы лечения как психотерапия, энергетическое воздействие и др.   29.Врачеватели Булгарского государства. (нет ответа)   30.Медицина в Московском государстве 15-17 вв. Аптекарский приказ,его функции и назначания.

В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей. Заморская торговля была причиной различных эпидемий. Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению предохранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест. Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. В конце XVI — начале XVII в. карантинные меры стали приобретать государственный характер. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Прекращались ввоз и вывоз всех товаров. Аптекарский приказ -был основан около 1620г.Сначала обслуживала она только царя и членов царской семьи. Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряжены с большими строгостями. Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате — «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа.

Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к середине XVII в. из придворного заведения он вырос в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно расширились. В его ведение входило: 1) приглашение на службу врачей контроль за их работой и ее оплатой. 2)подготовка и распределение врачей по должностям, проверка «докторских сказок» (историй болезней). 3) снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер. 4) судебно-медицинское освидетельствование. 5)собирание и хранение книг. 6) руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья.

В Аптекарском приказе было известно, в какой местности преимущественно произрастает то или иное лекарственное растение. Сложилась государственная «ягодная повинность», за невыполнение которой полагалось тюремное заключение. Важнейшей функцией Аптекарского приказа было обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии. Аптекарский приказ организовывал сбор лекарственных растений. В ведении Аптекарского приказа находились судебно-медицинская и всякая другая врачебная экспертиза. Сюда направлялись раненые и больные воины и прочий служилый люд для освидетельствования и лечения.

31 .становление опытного метода в медицине. леонардо да винчи

В XIV–XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, и прежде всего в Италии, произошли большие перемены. В недрах феодальной общественно-экономической формации зарождался новый капиталистический способ производства. Он требовал нового притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес средневековой схоластике с ее опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей ваук стала математика: "нет ничего более убедительного, чем число, мера и вес, если только они правильны",– писал английский врач У. Петти (см. с. 309). В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности (рис. 87). Они искали опору в реалистическом искусстве древних, особенно греков. Вот почему этот период позднего средневековья в Западной Европе получил название "Возрождение" (возрождение античной культуры Становлениеанатомии как науки

В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление, которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического средневековья.

Все эти черты ярко проявились в период становления анатомии как науки. Одним из ее основоположников был гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519).. Ему принадлежат ценные технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники; своими открытиями он обогатил физику, геометрию, механику, астрономию, геологию, ботанику, анатомию. Утверждая опытный метод в науке,Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и матки.

Работы Леонардо да Винчи на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии Андреаса Везалия, но остались неизвестными современникам. После его смерти все рукописи объемом около семи тысяч листов унаследовал его ученик, друг и компаньон Франческо Мельци, который систематизировал только то, что имело отношение к искусству. Остальное различными путями попало в частные коллекции и библиотеки Италии и других стран Западной Европы и долгое время не публиковалось. Со временем рукописи Леонардо стали собирать и во второй половине XVIII в. из его записей и рисунков было составлено 13 книг. Среди них: "Книга о животных", "О полете птиц", "Анатомические тетради" ("Quaderni d'Anatomia") и др. Таким образом труды Леонардо да Винчи по анатомии получили известность только в XVIII в. (уже после выхода в свет основополагающего труда Везалия), а изданы еще позднее (Турин, 1901).

Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа Френсиса Бэкона (Bacon, Francis, 1561–1626). Не будучи врачом, Бэкон во многом определил пути дальнейшего развития медицины. В своем труде "О достоинстве и усовершенствовании наук" он сформулировал три основные задачи медицины: "первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении' болезней, третья – в продолжении жизни". Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных факторов и развитии бальнеологии. Решение этих и многих других задач, выдвинутых Ф. Бэконом, потребовало столетий.

Современник Френсиса Бэкона выдающийся французский ученый Рене Декарт (Descartes, Rene, 1596–1650) в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам.

Р. Декарт явился типичным представителем я т р о ф и з и к и – направления в естествознании и медицине, которое рассматривало живую природу с позиций физики. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным, и механистические взгляды Декарта оказали положительное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания в эпоху нового времени. Однако наряду с материалистическим пониманием мира Декарт в ряде вопросов толковал явления идеалистически. Так, он считал, что мышление является способностью души, а не тела.

Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).

Наряду с Генрихом Неттесгеймским, Парацельс попытался связать чисто каббалистические идеи с алхимией и магическими практиками. Это положило начало целому ряду оккультно-каббалистических течений.[2]

По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия, а также Мема (тайна) — см. Каббала). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.

Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.012 с.)