Предмет судебной медицины и история ее развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет судебной медицины и история ее развития



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

 

 

Специальность: врач (лечебное дело)

Факультет: лечебный

Курс: 6

Семестр: 11

Лекции: 26 часов

Семинарские занятия: 42 часа

Всего: 66 часов

 

Сыктывкар, 2006

 

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

 

1. Программа по предмету (2003 год).

2. Учебного плана по специальности “Лечебное дело” 2002 г.,

3. Государственного образовательного стандарта (2000 г.).

4. Квалификационной характеристики врача-выпускника медицинского ВУЗа

по специальности 040100 “Лечебное дело” (2000 г);

5. Модели специалиста.

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры медикобиологических наук КФ КГМА

протокол № _____ от ___________.

 

Зав. кафедрой к.м.н., доцент Иванов С.В.

 

 

Утверждена Центральным методическим советом КГМА

протокол № ______ от «____» _________________ 200 г.

 

Сектретарь ЦМС _________________________ _____________________________

 

 


1. Цели и задачи дисциплины.

Обеспечение обучающегося необходимой информацией для овладения знаниями в области судебной медицины с учетом его дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело»:

• обучение теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объёме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных следственных действий;

• ознакомление с морфологическими особенностями течения патологических процессов при различных видах внешних воздействий и экстремальных состояниях;

• ознакомление с правовой регламентацией и организацией судебно-медицинской экспертизы, ответственностью врача за причинение в процессе оказания медицинской помощи вреда здоровью и совершение профессиональных и профессионально-должностных правонарушений.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен иметь представление:

• о принципе, структуре и организации деятельности судебно-медицинской службы в Российской Федерации, работе подразделений Бюро судебно-медицинской экспертизы;

• об основных способах и методах лабораторного исследования объектов судебно-медицинской экспертизы и их использовании для разрешения вопросов, возникающих при расследовании уголовных и гражданских дел;

• о профессиональных и профессионально-должностных правонарушениях медицинских работников и ответственности за их совершение.

Студент должен знать и уметь применить (использовать) на практике:

• правовую регламентацию производства судебно-медицинской экспертизы, права, обязанности и ответственность эксперта;

• правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, установления ее причины и давности наступления;

• правила и особенности осмотра трупа на месте происшествия или его обнаружения, методики выявления вещественных доказательств биологического происхождения, правила их изъятия, упаковки и направления для исследования в соответствующую судебно-медицинскую лабораторию;

• правила и порядок производства судебно-медицинской экспертизы трупа в случаях насильственной и ненасильственной смерти человека;

• правила и порядок производства освидетельствования живых лиц с целью установления:

- степени тяжести вреда здоровью,

- состояния здоровья, притворных и искусственных болезней,

- пола, производительной способности, беременности и родов,

- возраста,

- состояния алкогольного опьянения;

• требования к оформлению документов при производстве судебно-медицинской экспертизы;

• причины и генез смерти взрослых и детей в случае насильственной и ненасильственной смерти;

• основные положения судебно-медицинской травматологии, сведения о механо- и морфогенезе повреждений;

• порядок направления объектов от трупа на дополнительные и лаборатор­ные исследования, принципы трактовки их результатов.

Студент должен иметь навыки:

• экспертного анализа обстоятельств происшествия по материалам дела и медицинским документам;

• описания повреждений, решения вопроса о прижизненном (посмертном) их образования, давности, последовательности и механизмах причинения;

• установления степени тяжести причиненного повреждением вреда здоровью;

• описания посмертных изменений и суждения по ним о давности наступле­ния смерти;

• описания морфологических изменений тканей и внутренних органов при исследовании трупа;

• формулирования диагноза и составления выводов (заключения) эксперта.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

• основы уголовного, гражданского, трудового и уголовно-процессуального законодательства;

• базовые знания нормальной и топографической анатомии, гистологии, общей и аналитической химии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии, хирургии, травматологии, тера­пии, акушерства и гинекологии, детских болезней;

• владение международной классификацией болезней, травм и причин смерти 10 пересмотра (МКБ-10).

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ВСЕГО ЧАСОВ  
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля зачет  

 

 

4. Содержание дисциплины.

 

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

 

№п/п/ РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  1. 1.
Предмет судебной медицины и история ее развития. Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.    
  1. 2.
Судебно-медицинская танатология. Осмотр трупа на месте его обнаружения.    
  1. 5.
Судебно-медицинская экспертиза трупа. Судебно-медицинская экспертиза трупа плода и новорожденного.    
  1. 7.
Общие вопросы судебно-медицинской травматологии.    
  1. 8.
Повреждения тупыми твердыми предметами.    
  1. 9.
Транспортная травма и падение с высоты.    
  1. 10.
Повреждения острыми предметами.    
  1. 11.
Огнестрельные повреждения.    
  1. 12.
Механическая асфиксия.    
  1. 13.
Повреждения и смерть от воздействия физических факторов.    
  1. 14.
Повреждения и смерть вследствие отравлений.    
  1. 15.
Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц.    
  1. 16.
Медико-криминалистическая идентификация личности. Установление биологического возраста. Лабораторные методики исследования вещественных доказательств биологического происхождения.    
  1. 18.
Судебно-медицинская экспертиза в случае привлечения медицинского работника к ответственности за некачественное оказание медицинской помощи, совершение профессионального или профессионально-должностного правонарушения.    

 

Тип расписания - цикловой (тринадцать лекций по два учебных часа и восемь пятичасовых практических занятия).

Изучение учебной дисциплины завершается зачетом.

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

 

РАЗДЕЛ 1.

ПРЕДМЕТ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Определение судебной медицины. Связь судебной медицины с другими медицинскими, естественными и юридическими науками. Предмет судебной медицины, система предмета. Методология судебной медицины. Краткая история развития судебной медицины. Роль отечественных ученых в развитии судебной медицины. Основные направления развития научных исследований в России и за рубежом.

РАЗДЕЛ 2.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

РАЗДЕЛ 3.

РАЗДЕЛ 4.

ОСМОТР ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ

Осмотр трупа на месте происшествия. Процессуальные и организационные формы участия в нем врача-специалиста. Методики обнаружения, изъятие и упаковки вещественных доказательств биологического происхождения, порядок их направления для лабораторных исследований. Предварительное суждение о причине смерти и давности ее наступления. Консультация при формулировании работником правоохранительных органов вопросов Постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа и вещественных доказательств биологического происхождения. Особенности осмотра места происшествия и трупа в зависимости от категории, рода и вида смерти.

 

РАЗДЕЛ 5.

РАЗДЕЛ 6.

РАЗДЕЛ 7.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ТРАВМАТОЛОГИИ

Понятие о травме и травматизме, его причинах и профилактике. Медицинская и медико-юридическая классификации повреждений. Факторы внешней среды, приводящие к образованию повреждений. Понятие об оружии, орудии и повреждающих предметах.

Механические повреждения и их классификация. Ссадины, кровоподтеки, раны, вывихи, растяжения, переломы, сотрясения, ушибы, размятая, расчленения. Представление о причинении особенной физической боли. Шок и коллапс. Сотрясение, ушиб, диффузное аксональное повреждение головного мозга, внутричерепные кровоизлияния. Причины смерти при механических повреждениях.

Методика судебно-медицинского исследования и описания механиче­ских повреждений. Диагностика их прижизненного (посмертного) образования, давности, последовательности и механизма причинения. Установление наиболее вероятного положения тела потерпевшего в момент причинения ему травмы и продолжительности его жизни. Определение способности к активным целенаправленным действиям лиц, получивших повреждения несо­вместимые с жизнью. Установление непосредственной причины смерти в случае комбинированной и сочетанной травмы.

Порядок сохранения объектов, полученных в процессе первичной хирургической обработки механических повреждений или иных медицинских вмешательств.

 

РАЗДЕЛ 8.

РАЗДЕЛ 9.

РАЗДЕЛ 10.

РАЗДЕЛ 11.

ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ

Общее понятие об огнестрельном оружии, его классификации и бое­припасах к нему. Строение патрона. Механизм выстрела и сопровождающие его явления, повреждающие факторы выстрела. Механизм и формирование огнестрельного повреждения. Морфологические признаки входной и выходной огнестрельных ран. Слепые, сквозные, касательные ранения. Раневой канал. Понятие о дистанции выстрела. Характеристика ранений при выстреле в упор, в пределах и вне пределов действия сопутствующих компонентов выстрела, феномен Виноградова. Повреждения, причиняемые дробью, их особенность в зависимости от дистанции выстрела. Повреждения при выстреле из оружия, снабженного глушителем, через преграду, холостым патроном, из самодельного оружия и снарядами различной конструкции. Судебно-медицинская экспертиза множественных огнестрельных повреждений, установление последовательности их возникновения. Взрывная травма и ее морфологические особенности. Лабораторные методики, используемые при производстве экспертизы огнестрельной травмы, характер разрешаемых вопросов. Возможности судебно-медицинской экспертизы огнестрельных повреждений. Характеристика повреждений, причиняемых выстрелом из газового оружия.

 

РАЗДЕЛ 12.

МЕХАНИЧЕСКАЯ АСФИКСИЯ

Понятие о гипоксии и механической асфиксии, их патофизиологической основе и видах. Признаки быстро наступившей (гипоксической) смерти. Странгуляционная асфиксия и ее виды (повешение, удавление петлей, удав­ление руками). Медико-криминалистическая оценка петли и странгуляционной борозды. Установление прижизненности сдавления шеи. Асфиксия вследствие сдавления груди и живота, закрытия носа и рта мягкими предметами, обтурации дыхательных путей инородными телами, аспирации рвотных масс или сыпучих веществ. Гипоксия в замкнутом ограниченном пространстве. Танатогенез и морфологические изменения при различных видах механической асфиксии, их судебно-медицинская оценка. Значение лабораторных методов в диагностике асфиксии.

Утопление и типы его танатогенеза. Утопление в пресной и соленой воде. Установление сроков пребывания трупа в воде. Оценка повреждений на трупе, извлеченном из воды (механизм возникновения, прижизненность образования, связь с наступлением смерти). Скоропостижная смерть и смерть от переохлаждения в воде.

 

РАЗДЕЛ 13.

РАЗДЕЛ 14.

РАЗДЕЛ 15.

РАЗДЕЛ 16.

РАЗДЕЛ 17.

РАЗДЕЛ 18

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

 

 

Специальность: врач (лечебное дело)

Факультет: лечебный

Курс: 6

Семестр: 11

Лекции: 26 часов

Семинарские занятия: 42 часа

Всего: 66 часов

 

Сыктывкар, 2006

 

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

 

1. Программа по предмету (2003 год).

2. Учебного плана по специальности “Лечебное дело” 2002 г.,

3. Государственного образовательного стандарта (2000 г.).

4. Квалификационной характеристики врача-выпускника медицинского ВУЗа

по специальности 040100 “Лечебное дело” (2000 г);

5. Модели специалиста.

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры медикобиологических наук КФ КГМА

протокол № _____ от ___________.

 

Зав. кафедрой к.м.н., доцент Иванов С.В.

 

 

Утверждена Центральным методическим советом КГМА

протокол № ______ от «____» _________________ 200 г.

 

Сектретарь ЦМС _________________________ _____________________________

 

 


1. Цели и задачи дисциплины.

Обеспечение обучающегося необходимой информацией для овладения знаниями в области судебной медицины с учетом его дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело»:

• обучение теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объёме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных следственных действий;

• ознакомление с морфологическими особенностями течения патологических процессов при различных видах внешних воздействий и экстремальных состояниях;

• ознакомление с правовой регламентацией и организацией судебно-медицинской экспертизы, ответственностью врача за причинение в процессе оказания медицинской помощи вреда здоровью и совершение профессиональных и профессионально-должностных правонарушений.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен иметь представление:

• о принципе, структуре и организации деятельности судебно-медицинской службы в Российской Федерации, работе подразделений Бюро судебно-медицинской экспертизы;

• об основных способах и методах лабораторного исследования объектов судебно-медицинской экспертизы и их использовании для разрешения вопросов, возникающих при расследовании уголовных и гражданских дел;

• о профессиональных и профессионально-должностных правонарушениях медицинских работников и ответственности за их совершение.

Студент должен знать и уметь применить (использовать) на практике:

• правовую регламентацию производства судебно-медицинской экспертизы, права, обязанности и ответственность эксперта;

• правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, установления ее причины и давности наступления;

• правила и особенности осмотра трупа на месте происшествия или его обнаружения, методики выявления вещественных доказательств биологического происхождения, правила их изъятия, упаковки и направления для исследования в соответствующую судебно-медицинскую лабораторию;

• правила и порядок производства судебно-медицинской экспертизы трупа в случаях насильственной и ненасильственной смерти человека;

• правила и порядок производства освидетельствования живых лиц с целью установления:

- степени тяжести вреда здоровью,

- состояния здоровья, притворных и искусственных болезней,

- пола, производительной способности, беременности и родов,

- возраста,

- состояния алкогольного опьянения;

• требования к оформлению документов при производстве судебно-медицинской экспертизы;

• причины и генез смерти взрослых и детей в случае насильственной и ненасильственной смерти;

• основные положения судебно-медицинской травматологии, сведения о механо- и морфогенезе повреждений;

• порядок направления объектов от трупа на дополнительные и лаборатор­ные исследования, принципы трактовки их результатов.

Студент должен иметь навыки:

• экспертного анализа обстоятельств происшествия по материалам дела и медицинским документам;

• описания повреждений, решения вопроса о прижизненном (посмертном) их образования, давности, последовательности и механизмах причинения;

• установления степени тяжести причиненного повреждением вреда здоровью;

• описания посмертных изменений и суждения по ним о давности наступле­ния смерти;

• описания морфологических изменений тканей и внутренних органов при исследовании трупа;

• формулирования диагноза и составления выводов (заключения) эксперта.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

• основы уголовного, гражданского, трудового и уголовно-процессуального законодательства;

• базовые знания нормальной и топографической анатомии, гистологии, общей и аналитической химии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии, хирургии, травматологии, тера­пии, акушерства и гинекологии, детских болезней;

• владение международной классификацией болезней, травм и причин смерти 10 пересмотра (МКБ-10).

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ВСЕГО ЧАСОВ  
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля зачет  

 

 

4. Содержание дисциплины.

 

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

 

№п/п/ РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  1. 1.
Предмет судебной медицины и история ее развития. Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.    
  1. 2.
Судебно-медицинская танатология. Осмотр трупа на месте его обнаружения.    
  1. 5.
Судебно-медицинская экспертиза трупа. Судебно-медицинская экспертиза трупа плода и новорожденного.    
  1. 7.
Общие вопросы судебно-медицинской травматологии.    
  1. 8.
Повреждения тупыми твердыми предметами.    
  1. 9.
Транспортная травма и падение с высоты.    
  1. 10.
Повреждения острыми предметами.    
  1. 11.
Огнестрельные повреждения.    
  1. 12.
Механическая асфиксия.    
  1. 13.
Повреждения и смерть от воздействия физических факторов.    
  1. 14.
Повреждения и смерть вследствие отравлений.    
  1. 15.
Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц.    
  1. 16.
Медико-криминалистическая идентификация личности. Установление биологического возраста. Лабораторные методики исследования вещественных доказательств биологического происхождения.    
  1. 18.
Судебно-медицинская экспертиза в случае привлечения медицинского работника к ответственности за некачественное оказание медицинской помощи, совершение профессионального или профессионально-должностного правонарушения.    

 

Тип расписания - цикловой (тринадцать лекций по два учебных часа и восемь пятичасовых практических занятия).

Изучение учебной дисциплины завершается зачетом.

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

 

РАЗДЕЛ 1.

ПРЕДМЕТ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Определение судебной медицины. Связь судебной медицины с другими медицинскими, естественными и юридическими науками. Предмет судебной медицины, система предмета. Методология судебной медицины. Краткая история развития судебной медицины. Роль отечественных ученых в развитии судебной медицины. Основные направления развития научных исследований в России и за рубежом.

РАЗДЕЛ 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.087 с.)