Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В случае привлечения медицинского работника к ответственности за некачественное оказание медицинской помощи, совершение провессионального или профессионально-должностного правонарушения

Поиск

Поводы, порядок организации и производства судебно-медицинской экспертизы в случаях привлечения медицинских работников к ответственности за некачественное проведение диагностики, лечения и реабилитации больного, совершение профессионального или профессионально-должностного правонарушениях. Понятие врачебной ошибки и несчастного случая, крайней необходимости в медицинской практике. Правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека. Медико-правовая оценка эйтаназии. Значение материалов судебно-медицинской экспертизы для анализа и профилактики нарушений в работе лечебно-профилактических учреждений и повышении качества оказания населению медико-социальной помощи.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература.

1. Судебная медицина: Учебник / В.Н.Крюков, Л.М.Бедрин, И.В.Буромский и др.; под ред. В.Н.Крюкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1998. - 464 с: ил. (Учеб. Лит. Для студентов медицинских вузов);

2. Судебная медицина: Учебник / Ю.И. Пиголкин, Е.Х. Баринов, Д.В. Богомолов, И.Н. Богомолова. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 360 с. (Серия «XXI» век»);

3. Практикум по судебной медицине и тестовый контроль; Учебное пособие / Под ред. В.Н.Крюкова, И.В.Буромского, Б.С.Николаева. - М: Медицина, 1998. - 320 с. - (Учеб. Лит. Для студ. Мед. вузов);

4. Атлас по судебной медицине / А.А. Солохин, В.Н. Крюков, П.П. Ширинский, Ю.И. Пиголкин; под ред. А.А. Солохина. - М: Медицина, 1998. - 512 с: ил.

5. Справочно-правовая система «Консультант»+.

6. Методическое пособие «Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений. Ижевск, ИГМА, 1997;

7. Методическое пособие «Судебно-медицинская экспертиза механической асфиксии», Ижевск, ИГМА, 1997;

8. Методическое пособие «Судебно-медицинская экспертиза живых лиц», Ижевск, ИГМА, 1997;

9. Методическое пособие «Судебно-медицинская экспертиза огнестрельной травмы», Ижевск, ИГМА, 1999;

 

б) Дополнительная литература

1. Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Гражданский процессуальный кодексы РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, комментарии к ним;

2. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (от 31 мая 2001 г., № 73-ФЗ; в редакции от 30 декабря 2001

3. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (№ 5487-1 от 22 июля 1993 г.; в редакции от 02 декабря 2000 г.);

4. Акопов В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 208 с;

5. Буромский И.В. Правовая основа медико-социальной деятельности: Учебное пособие. - М.: ООО Фирма «Светотон ЛТД», 2003. - 320 с;

6. Диагностикум механизмов и морфологии переломов при тупой травме скелета. Т. 1-5. - Новосибирск: Наука, 1996-2000;

7. Диагностикум механизмов и морфологии повреждений мягких тканей при тупой травме. Т. 6. - Новосибирск: Наука, 2001. - 142 с.

8. Крюков В.Н. Основы механо- и морфогенеза переломов. – М. Фолиум 1995.-232 с, ил.;

9. Новоселов В.П. Профессиональная деятельность работников здравоохра­нения: Ответственность, права, правовая защищенность. - Новосибирск: Наука, 2001. -312 с;

10. Осмотр трупа на месте его обнаружения: Руководство / Э.П.Александров, Г.И.Заславский, И.Е.Лобан и др.; под ред. А.А.Матышева. - СПб: Издательство «Лань», 1997. - 288 с, ил.;

П.Попов В.Л. Судебно-медицинская экспертиза: Справочник. - СПб.: Специальная литература, 1997. - 332 с;

12. Попов В.Л. Судебная медицина: Практикум. - СПб: Питер, 2001. - 320 с;

13. Попов В.Л., Шигеев В.Б., Кузнецов Л.Е. Судебно-медицинская баллистика. - СПб.: Гиппократ, 2002. - 656 с;

14. Сергеев В.В., Захаров CO., Ардашкин А.П., Тарасов А.А. Юридический анализ профессиональных ошибок медицинских работников. - Самара, 2000.- 144 с;

15. Солохин А.А., Солохин Ю.А. Руководство по судебно-медицинской экспертизе трупа. - М.: РМАПО, 1997. - 264 с;

16. Судебная медицина: Руководство для врачей А.Р.Деньковский, В.С.Житков, К.Н.Калмыков и др.; под ред. А.А.Матышева. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - СПб.: Гиппократ, 1998. - 544 с;

17. Судебно-медицинская экспертиза механической асфиксии; Руководство / В.И.Витер, Е.Ф.Газов, А.А.Матышев и др.; под ред. А.А.Матышева и В.И.Витера. Санкт-Петербург - Ижевск, 1993. - 219 с, ил.;

18. Сундуков В.А., Джуваляков Г.II. Секционная техника в практике судебно-медицинской экспертизы трупа / Учебно-методическое пособие. Аст­рахань: АГМА, 1996. - 140 с.

 

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Ознакомление с принципами, структурой и организацией деятельности судебно-медицинской экспертизы, ее объектами, основными способами и методиками их исследования - осуществляется в специально оборудованном учебном классе, с использованием ситуационных задач (заданий), макро- и микропрепаратов, муляжей, таблиц, фотографий, слайдов, видеофильмов и иных средств наглядного обучения.

Ситуационные задачи (задания), макро- и микропрепараты, таблицы, фотографии, слайды и видеофильмы создаются самостоятельно в необходимом количестве по всем разделам дисциплины на основе текущего экспертного материала или материалов, содержащихся в имеющих рекомендательный гриф Минздрава РФ Практикуме и Атласе (см. указатель рекомендуемой литературы - п. 5.1. пп. «а»). Коллекция учебных объектов по каждому разделу программы должна обеспечивать возможность изучения каждым студентом не менее чем одного объекта по каждому виду учебного задания.

Минимальный комплект наглядных учебных пособий должен отражать:

• Поводы для производства освидетельствования живых лиц;

• Критерии степени тяжести вреда здоровью;

• Особенности кровоподтеков и ссадин в зависимости от давности их образования и локализации;

• Медико-юридическую классификацию смерти;

• Динамику посмертных изменений;

• Методику установления давности наступления смерти;

• Виды секционных разрезов;

• Особенности техники исследования трупа новорожденного;

• Структуру патологоанатомического диагноза и экспертных выводов;

• Наименование частей холодного оружия, острых орудий и предметов;

• Наименование структурных элементов ран и переломов;

• Признаки зоны зарождения и развития разрушения кости и ее долома;

• Методику описания кровоподтеков, ссадин, ран, и переломов;

• Методику дифференциальной диагностики повреждений, причиненных тупыми и острыми предметами;

• Повреждающие факторы выстрела и взрывной травмы;

• Методику диагностики входной и выходной огнестрельной раны, причи­ненной пулей и дробью, установления дистанции выстрела;

• Причины развития и виды гипоксических состояний;

• Виды петель и методику описания образуемых ими странгуляционных борозд;

• Стадии мацерации кожи, вызванной пребыванием трупа в воде;

• Основные виды методик лабораторных исследований, используемых в судебной медицине, и их диагностические возможности;

• Методику составления словесного портрета;

• Критерии степени алкогольного опьянения.

Отработка практических навыков - достигается в процессе производства судебно-медицинского исследования трупа и освидетельствования живых лиц с последующим формулированием экспертного вывода и оформлением соответствующих судебно-медицинских документов.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебной базой для проведения занятий по судебно-медицинскому исследованию трупа и освидетельствованию пострадавших, подозреваемых и других лиц являются соответствующие отделы Бюро судебно-медицинской экспертизы. Чтение лекций и проведение остальных практических занятий осуществляется в специально для этих целей оборудованных аудиториях и учебных классах КФ КГМА.

Подготовка к проведению занятий и само проведение занятий предполагает использование материалов, инструментов, оборудования, обеспечивающее выполнение судебно-медицинских экспертиз (исследований трупа, освидетельствований живых лиц) в соответствии с номенклатурой, принятой в Бюро судебно-медицинской экспертизы и тематикой практических занятий. Кроме того - оборудование, инструменты и материалы, необходимые для изготовления и использования тестовых заданий, ситуационных задач, макро- и микропрепаратов, муляжей, таблиц, фотографий, слайдов, видеофильмов.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Изучение дисциплины включает лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов и итоговый контроль.

Оптимальной является «блок-модульная» система обучения, при которой несколько студенческих групп (их число определяется учебной частью вуза, исходя из возможностей кафедры (курса)) в течение отведенного программой времени проходят обучение только на данной кафедре (курсе).

В этом случае возможно построим, педагогический процесс так, чтобы тема очередной лекции (читается ежедневно) предшествовала теме очередного практического занятия

Конкретная тематики лекций и практических занятий в пределах настоящей программы определяется кафедрой самостоятельно с учетом регионального компонента (особенности криминогенной обстановки, структура объектов судебно-медицинской экспертизы) и основного направления научных исследований кафедры. Обоснование тематики лекций и практических занятий должно быть представлено в рабочей программе кафедры (курса).

На каждую лекцию, читаемую доцентом, на кафедре должен иметься план-конспект; на лекции, читаемые ассистентами - полный текст лекции, обсужденный и утвержденный на заседании кафедры (курса). На чтение лекций ассистентами должно быть получено разрешение учебной части вуза.

На каждое практическое занятие на кафедре (курсе) должна иметься методическая разработка для преподавателя, в которой должны быть отражены: цель и методические основы занятия, его содержание (с чем должны быть ознакомлены студенты, какие действия они должны произвести и какие практические навыки приобрести), методику проведения занятия и его хронокарту, исследуемые объекты (задания, препараты, муляжи и т.п.), вопросы для обсуждения со студентами, формы текущего контроля их знаний, рекомендуемая литература.

Практические занятия должны по возможности проводиться на текущем экспертном материале (лишь при отсутствии такового - с использованием влажных и костных препаратов, муляжей, фотографий, слайдов, схем и таблиц) и в максимальной степени предусматривать самостоятельную работу студентов (преподаватель работает в режиме консультанта), включающую составление ими судебно-медицинских документов.

По завершении обучения студенты сдают зачет, в качестве наиболее рациональной формы проведения которого можно рекомендовать проверку практических навыков в сочетании с использованием тестов и последующего собеседования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.007 с.)