Тема 1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в формировании следующих качеств личности:

− понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

− знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

− воспитание нравственности, морали, толерантности;

− понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

− понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

− способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

− навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

− умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

− творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Учебная дисциплина «История» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы. Ее изучение предшествует освоению других дисциплин данного цикла: философии, социологии, психологии, политологии и др. Базовая часть дисциплины предполагает, что студент освоив данную дисциплину в объеме среднего образования знает некоторые закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории, умеет ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, владеет навыками выражения своих мыслей и мнения в области данной отрасли науки.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

− Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;

− Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);

− Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

− Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

− Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

− основные направления, проблемы, теории и методы истории;

− движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

− различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

− основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

− важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

− логически мыслить, вести научные дискуссии;

− работать с разноплановыми источниками;

− осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

− получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

− преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

− формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

− соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

− извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

 

 

Владеть:

− представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

− навыками анализа исторических источников;

− приемами ведения дискуссии и полемики.

 

 

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ

«Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент»)»

«Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»)»

(очная форма обучения)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия      
в том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа      
в том числе:      
Эссе      
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы      
Форма промежуточной аттестации экзамен      
Общая трудоемкость 144 часа 4 зачетные единицы      
     

 

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ

«Экономика (профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня»)», «Экономика (профиль «Мировая экономика»)»

(очная форма обучения)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия      
в том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа      
в том числе:      
Эссе      
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы      
Форма промежуточной аттестации экзамен      
Общая трудоемкость 144 часа 4 зачетные единицы      
     

 

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ

«Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»)»,

«Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент»)»

(заочная форма обучения)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия      
в том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа      
в том числе:      
Эссе      
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы      
Форма промежуточной аттестации экзамен      
Общая трудоемкость 144 часа 4 зачетные единицы      
     

 

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ

«Экономика (профиль «Экономика предприятий

И организаций (таможня)»)»

«Мировая экономика»

(заочная форма обучения)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия      
в том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа      
в том числе:      
Эссе      
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы      
Форма промежуточной аттестации экзамен      
Общая трудоемкость 144 часа 4 зачетные единицы      
     

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент»)»

«Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»)»

(очная форма обучения)

  № темы   Название модуля, темы   Количество часов
    Всего Аудиторные занятия   Самосто- ятельная работа
  лекции   семинары
  Модуль 1. История как наука        
1.1 История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки        
1.2 Исследователь и исторический источник        
  Модуль 2. Становление государственности в России в контексте мировой цивилизации        
2.1 Особенности становления государственности в России и мире        
2.2 Русские земли в XIII – XV веках и европейское средневековье        
2.3 Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации        
2.4 Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот        
  Модуль 3. Развитие мировой цивилизации в XX в – начале XXI века        
3.1 Россия и мир в XX веке        
3.2 Россия и мир в XXI веке        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика (профиль «Экономика предприятий и организаций

(таможня)»)», «Экономика (профиль «Мировая экономика»)»

(очная форма обучения)

  № темы   Название модуля, темы     Количество часов
    Всего Аудиторные занятия   Самосто- ятельная работа
  лекции   семинары
  Модуль 1. История как наука        
1.1 История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки        
1.2 Исследователь и исторический источник        
  Модуль 2. Становление государственности в России в контексте мировой цивилизации        
2.1 Особенности становления государственности в России и мире        
2.2 Русские земли в XIII – XV веках и европейское средневековье        
2.3 Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации        
2.4 Россия и мир XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот        
  Модуль 3. Развитие мировой цивилизации в XX в – начале XXI века        
3.1 Россия и мир в XX веке        
3.2 Россия и мир в XXI веке        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика (профиль «Экономика предприятий

И организаций (таможня)»)»,

«Экономика (профиль «Мировая экономика»)»

(заочная форма обучения)

 

  № темы   Название модуля, темы   Количество часов
    Всего Аудиторные занятия   Самосто- ятельная работа
  лекции   семинары
  Модуль 1. История как наука        
1.1 История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки        
1.2 Исследователь и исторический источник        
  Модуль 2. Становление государственности в России в контексте мировой цивилизации        
2.1 Особенности становления государственности в России и мире        
2.2 Русские земли в XIII – XV веках и европейское средневековье        
2.3 Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации        
2.4 Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот        
  Модуль 3. Развитие мировой цивилизации в XX в – начале XXI века        
3.1 Россия и мир в XX веке        
3.2 Россия и мир в XXI веке        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»)»,

«Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент»)»

(заочная форма обучения)

 

  № темы   Название модуля, темы   Количество часов
    Всего Аудиторные занятия   Самосто- ятельная работа
  лекции   семинары
  Модуль 1. История как наука        
1.1 История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки        
1.2 Исследователь и исторический источник        
  Модуль 2. Становление государственности в России в контексте мировой цивилизации        
2.1 Особенности становления государственности в России и мире        
2.2 Русские земли в XIII – XV веках и европейское средневековье        
2.3 Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации        
2.4 Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот        
  Модуль 3. Развитие мировой цивилизации в XX в – начале XXI века        
3.1 Россия и мир в XX веке        
3.2 Россия и мир в XXI веке        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

Мире

 

Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Территория России в системе Древнего мира.Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии. Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Восточные славяне в древности в VIII–XIII вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя. Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Пути возникновения городов в Древней Руси.

Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

 

НАЧАЛЕ XXI века

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основным видом учебной работы является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

− логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

− развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

− осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

− получение, обработка и сохранение источников информации;

− преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

− формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

− общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа;

− тестирование;

− контрольные работы студентов;

− творческая работа;

− итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов студенту предоставляется возможность выбора, предоставляется право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы соответствуют тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа проверяются следующие элементы подготовки студентов по истории:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание исторических терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:

1) выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

2) указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

3) определение хронологической последовательности;

4) установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

5) группировка исторической информации по указанному признаку;

6) определение общего явления для нескольких фактов.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

В процессе изучения дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) – 30 баллов.

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль   Максимальное количество баллов
  Модуль 1  
  Модуль 2  
  Модуль 3  
  ИТОГО  

 

Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведен в табл. 2.

Таблица 2

Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы

 

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
  Контрольная работа 0-4
  Тестирование 0-2
  Сдача коллоквиума 0-5
  Письменный реферат 0-5
  Блиц-опрос по определениям 0-1
  Ответ на теоретический вопрос 0-2
  Решение практических задач 0-2
  Доклад на семинаре 0-3
  Защита эссе 0-3
  Участие в деловой учебной игре 0-2
  Участие в научно-исследовательской работе 0-4
  Конспектирование источника 0-2
  Другие виды работ и способы контроля 0-2

 

Темы докладов (эссе), рефератов, контрольных и курсовых работ приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий.

Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в табл.3.

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
  Модуль 1 Блиц-опрос по определениям – 2[1] (1+1), тестирование – 2, письменный реферат - 5, ответ на теоретический вопрос – 4 (2+2), решение практических задач – 2, доклад на семинаре - 3, конспектирование источника - 2
  Модуль 2 Тестирование – 2, контрольная работа – 4, блиц-опрос по определениям - 1, ответ на теоретический вопрос – 4 (2+2), доклад на семинаре – 3, участие в научно-исследовательской работе – 4, конспектирование источника - 2
  Модуль 3 Сдача коллоквиума – 5, блиц-опрос по определениям – 2 (1+1), ответ на теоретический вопрос – 4 (2+2), защита лабораторной работы – 3, участие в деловой учебной игре – 2, курсовая работа – 8, участие в научно-исследовательской работе – 4, конспектирование источника - 2

 

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:

90-100 баллов - «отлично»;

70-89 баллов - «хорошо»;

60-69 баллов - «удовлетворительно»;

менее 60 баллов - «неудовлетворительно».

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям, диапазонбаллов для оценивания знаний студентов по результатам текущего и промежуточного контроля, перечень способов контроля, количество контрольных точек и т.д. определяются преподавателем с учетом содержания учебной дисциплины, применяемых методов обучения, используемых видов учебных занятий. Преподаватель на первом занятии доводит систему контроля знаний студентов, в том числе правила использования балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник.- М.: Проспект, 2009.

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

2. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М., 2009.

3. Гумилёв Л. История Евразии. – М., 2009.

4. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России. – М., 1996.

5. История государства Российского: В 4-х книгах. Кн.1: Т.I-III / Н. М. Карамзин. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. - 512.

6. История государства Российского: В 4-х книгах. Кн.2: Т.IV-VI / Н. М. Карамзин. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. - 512.

7. История государства Российского: В 4-х книгах. Кн.3: Т.VI-IX / Н. М. Карамзин. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. – 512.

8. История государства Российского: В 4-х книгах. Кн.4: Т.Х-ХII / Н. М. Карамзин. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. - 512.

9. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. - М.: Высш. образование, 2008. - 634 с.

10. История России: учебник для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. - 784 с.

11. История России: учеб.пособие / Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев; МГУ им. М. В. Ломоносова; Ист. фак. - М.: Проспект, 2009. - 336 с.

12. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 13-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 360 с.

13. История России: учеб. пособие для вузов / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - 2-е изд., перераб. идоп. - М.: Проспект, 2006. - 560 с.

14. История России XIX - начала XX вв.: учебник / В. А. Федоров, Георгиев В. А., Ерофеев Н. Д., Киняпина Н. С., Кошман Л. В.. под ред. В. А. Федорова; МГУ; Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 536 с.

15. Ключевский В.О. Курс русской истории-М., 1987.

16. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. - М.,1993.

17. Наше Отечество: опыт политической истории. М., 1991.

18. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К*, 2010. - 816 с.

19. Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. – М.: РГГУ, 2009.

20. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007.

21. Политическая история: Россия-СССР - Российская Федерация. – М.,1996.

22. Путин В.В. От первого лица. – М., 2000.

23. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

24. Россия. 1917 год: выбор исторического пути.- М., 1989.

25. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. - М.: ЭКСМО, 2006. - 1024 с.

26. Русская история: полный курс лекций / В. О. Ключевский; послесл. и коммент. А. Ф. Смирнова. - М.: Олма-Пресс: Образование, 2004. - 831 с.

27. Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

28. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989.

29. Скрынников Р.Г. Россия вначале XVII в. «Смута». – М., 1988.

30. Федоров В.А. Декабристы и их время.- М., 1992.

31. Хрестоматия по истории России: учеб.пособие/МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак.; авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

32. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

33.Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

34. История России: учебник / Орлов А.С., Георгиев В. А.; Георгиева Н. Г.; Сивохина Т. А.; МГУ им. М. В. Ломоносова; Ист. фак. - М.: Проспект, 2010. - 672 с.

35.Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

 

Методические рекомендации (указания)

1. Руководство по подготовке рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. – М.: РТА, 2010.

2. Сборник нормативных документов по управлению качеством образовательной деятельности Российской таможенной академии. – М.: РТА, 2008.

3. Руководство по организации и проведению итоговой государственной аттестации выпускников Российской таможенной академии. – М.: РТА, 2010.

Программное обеспечение

1. Информационно-справочная система академии.

2. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины.

3. Компьютерные презентации Power Point.

ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Аудио - и видео пособия по курсу «История».

2. Информационные технологии, компьютерные обучающие и контролирующие программы.

3. Книжный фонд библиотеки.

4. Карты, схемы по истории.

5. Учебно-методический комплекс дисциплины.

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение учебной дисциплины «История» студентами осуществляется в I семестре обучения.

При изучении тем дисциплины «История» следует иметь ввиду, что усвоение студентами теоретических проблем курса позволяет решить две основные взаимосвязанные задачи: во-первых, мировоззренческую, то есть показать, как на основе исторических знаний формируется современная научная картина мира и, во вторых, методологическую – показать как в современной исторической науке формируется целостная система принципов, методов и способов, позволяющих повышать эффективность и действенность познавательной и практической деятельности.

Анализ основных проблем курса осуществляется в тесной связи с другими учебными дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов, что позволяет использовать в единстве мировоззренческие и методологические знания для формирования научного мировоззрения, научного стиля мышления профессионального специалиста таможенных органов.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, а также самостоятельная работа.

Лекции являются основой образовательной подготовки студентов. Они носят научно-теоретический, проблемный и поисковый характер и позволяют раскрыть содержание основных тем курса, дают студентам представление о ходе исторического процесса.

На семинарских занятиях обсуждаются актуальные проблемы формирования научных знаний, этапы и закономерности их развития и становления на их основе современной картины мира.

Самостоятельная работа студентов направлена на систематическую и глубокую доработку и усвоение лекционного материала, обстоятельную подготовку к семинарам, изучение основной учебной и дополнительной монографической литературы по проблемам истории, выполнение практических упражнений и тестовых задач.

В процессе изучения курса предусмотрено написание рефератов и научных сообщений по актуальным проблемам истории, которые заслушиваются и обсуждаются на занятиях и являются одной из форм контроля самостоятельной работы студентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.175 с.)