Технологии и предпринимательству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии и предпринимательству



Теория и методика обучения

Технологии и предпринимательству

Программа

и методические материалы по курсу

 

Владимир

 

УКД 378.937

ББК 65.050.2

 

Молева Г.А. Методические материалы по курсу “Теория и методика обучения технологии и предпринимательству”. – Владимир: ВГПУ, 2006. – с.

 

Методические материалы включают в себя пояснительную записку, программу, план семинарных занятий, инструкции и методические рекомендации к лабораторным работам, рекомендуемый список литературы, примерную тематику курсовых работ.

Предназначены для студентов и преподавателей педагогических вузов.

 

 

Составители: И.А. Богданова – доцент кафедры педагогики и методики преподавания «Технологии», И.А. Пасынков старший преподаватель.

 

Рецензент: В.Е. Емельянов – доцент, кандидат педагогических наук, директор Владимирского областного промышленного-коммерческого лицея.

 

 

Ответственный за выпуск - Молева Г.А.

Компьютерная верстка – Бутенко С.А.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГПУ

 

© Владимирский государственный педагогический университет, 2006

 

Оглавление

  стр
Программа курса «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству»………………………………………………………  
Семинар №1 Технология – парадигма современного образования……………………………………………………………….…..  
Семинар №2 Система профессиональной подготовки учителя к обучению технологии учащихся…………………………………………....  
Семинар №3 Проверка, оценка и контроль знаний и умений учащихся на уроках технологии………………………………………………………..  
Семинар №4 Системы трудового и производственного обучения……….  
Семинар №5 Урок технологии и его дидактические особенности……….  
Семинар №6 Организация и оборудование учебных мастерских и кабинетов технологии………………………………………………………..  
Семинар №7 Активизация учебно-трудовой деятельности учащихся в процессе обучения технологии……………………………………………...  
лабораторная работа № 1. Изучение и анализ программ образовательной области «Технология» (5 – 8 классы)…………………...  
лабораторная работа № 2. Анализ учебно-методической литературы по методике обучения технологии (5 – 8 классы)……………………………..  
лабораторная работа № 3. Разработка перспективно-тематического плана по технологии для 5 – 8 классов……………………………………..  
лабораторная работа № 4. Разработка плана-конспекта урока технологии……………………………………………………………………  
лабораторная работа № 5. Обработка методических приёмов показа трудовых действий…………………………………………………………...  
лабораторная работа № 6. Разработка письменных инструкций для проведения урока по технологии……………………………………………  
лабораторная работа № 7. Разработка дидактических материалов для проведения урока по технологии……………………………………………  
лабораторная работа № 8. Посещение урока технологии в общеобразовательной школе и его анализ………………………………….  
лабораторная работа № 9. Подготовка и проведение пробного урока и его анализ……………………………………………………………………..  
лабораторная работа № 10. Анализ учебных и учебно-производственных мастерских по технологии……………………………………………………  
Примерные темы курсовых работ…………………………………………...  
Рекомендуемая литература…………………………………………………..  

 

 

Программа курса

«Теория и методика обучения технологии и предпринимательству»

Пояснительная записка

 

В учебном плане по специальности 050502 «Технология и предпринимательство» предусмотрена учебная дисциплина «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству».

Курс «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» изучается в 6-7 семестрах, логически связан с другими дисциплинами общепрофессионального цикла (ОПД) «Психологией», «Педагогикой» и др.

Методика как предмет изучения рассматривает особенности и закономерности процесса обучения технологии в общеобразовательных учреждениях.

Цель курса – обеспечить методическую подготовку студентов - будущих учителей для проведения занятий по технологии в 5-11 классах общеобразовательных учреждений.

Задачами данного курса, последовательно раскрывающими цель обучения, являются:

1) обоснование и раскрытие целей и задач обучения школьников в образовательной области «Технология»;

2) обоснование содержания обучения технологии;

3) раскрытие форм, методов и средств обучения технологии;

4) проектирование процесса обучения технологии.

В программе освещены общие вопросы методики обучения технологии, содержится материал, раскрывающий методику обучения по отдельным разделам школьной программы, изучаемым в учебных мастерских. Этот материал излагается в обобщенном виде, т.е. даются лишь общие рекомендации по построению отдельных уроков.

Особое внимание уделяется раскрытию методики и применению принципов развивающего обучения на уроках технологии.

Курс должен нацелить студентов на глубокое изучение частных методик, вызывать интерес к передовому педагогическому опыту, к современным педагогическим технологиям.

Завершается курс зачетом - 6 семестр, курсовой работой - 7 семестр и экзаменом - 7 семестр на дневном отделении (на заочном отделении – зачетом - 7 семестр, курсовой работой - 8 семестр, экзаменом - 8 семестр).

Изучение учебной дисциплины обеспечивает подготовку студентов к итоговой государственной аттестации: к сдаче государственного экзамена и выполнению выпускной квалификационной работы по теории и методике обучения технологии и предпринимательству.

Тематический план курса

 

Наименование разделов и тем Распределение часов
Лекции Семинары Лабора-торные работы Самостоя-тельные работы
I II III IV V VI
1. Введение. Предмет и задачи курса.      
2. Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология».        
3. Трудовая подготовка учащихся в общеобразовательных учреждениях: история и развитие.        
4. Современная модель технологической подготовки школьников.        
5. Основы теории практического обучения. Производственный процесс и практическое обучение.        
6. Использование дидактических принципов в обучении технологии        
7. Системы трудового и производственного обучения        
8. Система подготовки учителя к обучению учащихся технологии        
8.1.1. Изучение и анализ программ по технологии (5-8 кл.)        
8.1.2. Изучение и анализ учебно-методической литературы по методике обучения технологии (5-8 кл.)        
8.1.3. Разработка перспективно-тематического плана по технологии (5-8 кл.)        
8.1.4. Разработка плана-конспекта урока по технологии (5-8 кл.)        
8.1.5. Посещение уроков технологии, их анализ        
8.1.6. Проверка, оценка и контроль знаний и умений учащихся на уроках технологии        
8.1.7. Отработка методических приемов показа трудовых действий        
8.1.8. Подготовка и проведение пробного урока и его анализ (5-8 кл.)        
8.2.1. Изучение и анализ программ по технологии (9 -11 кл.)          
I II III IV V VI
8.2.2. Изучение и анализ учебно-методической литературы по методике обучения технологии (9-11 кл.)        
8.2.3. Разработка перспективно-тематического плана (9-11 кл.)        
8.2.4. Разработка плана-конспекта урока по технологии (9-11 кл.)        
8.2.5. Разработка письменных инструкций для проведения урока по технологии.        
8.2.6. Разработка дидактических материалов для проведения урока по технологии.        
8.2.7. Анализ учебных и учебно-производст-венных мастерских школы и МУК.        
8.2.8. Подготовка и проведение пробного урока и его анализ (9-11 кл.)        
9. Урок технологии и его дидактические особенности        
10. Методы обучения технологии        
11. Формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся по технологии        
12. Дидактические средства обучения технологии        
13. Основы проблемного обучения на уроках технологии        
14. Методика формирования общеучебных умений у учащихся в процессе обучения технологии        
15. Организационно-технические условия обучения технологии        
15.1. Организация и оборудование учебных мастерских и кабинетов технологии        
16. Активизация учебно-трудовой деятельности в процессе обучения технологии        
17. Внеклассная работа по технологии        
18. Методика формирования графической грамотности на уроках технологии        
19. Методика обучения основам предпринимательства        
20. Методика обучения учащихся проектной деятельности        
Всего: 340        

Содержание

Тема 1. Предмет и задачи курса «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству».

Методика преподавания ТМТП – одна из профилирующих учебных дисциплин. Методика обучения технологии как отрасль педагогической науки. Связь методики с другими науками. Особая роль интегративного предмета «Технология» в общеобразовательной школе. Цели и задачи образовательной области «Технологии» в современной школе. Требования к учителю технологии.

Тема 2. Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология».

Теоретические и исторические методы исследования. Метод педагогического наблюдения.

Метод беседы. Анкетный опрос. Изучение учебной документации и продуктов обучения. Педагогический эксперимент.

Тема 3. Трудовая подготовка учащихся в общеобразовательной школе: история и развитие.

Обучение и труд учащихся в общеобразовательных учреждениях. Сущность труда как вид человеческой деятельности. О необходимости участия школьников в различных видах труда. Связь между содержанием образования и знаниями о труде.

Тема 4. Современная модель технологической подготовки школьников.

Модернизация образования. Технология – парадигма современного образования. Социально-экономические требования к современному образованию молодежи. Технологическое образование как система. Место и роль технологической подготовки школьников в системе общего и профессионального образования

Тема 5. Основы теории практического обучения.

Содержание понятия «практическое обучение», «производственное обучение». Производственное обучение и производство. Процесс практического обучения. Учебная характеристика и учебная классификация трудовых процессов (ТП). Деление ТП на группы по характеру их отношения к процессу обучения. Типичные трудовые профессии, основная характеристика трудовых процессов.

Тема 6. Использование дидактических принципов в обучении технологии.

Понятие принципов обучения. Генезис дидактических принципов. Классификация принципов. Воспитывающий характер обучения, научность обучения технологии. Связь теории с практикой, обучение технологии во взаимосвязи с окружающим миром. Систематичность и последовательность в обучении технологии. Наглядность в обучении; сознательность и активность учащихся в обучении технологии. Доступность и посильность труда для учащихся; прочность овладения знаниями, умениями и навыками.

Тема 7. Системы трудового и производственного обучения.

Понятие о системе обучения труду. Предметная система обучения труду. Операционная система. Операционно-предметная система. Моторно-тренировочная система (Система ЦИТа). Операционно-комплексная система обучения. Современные системы технологического обучения школьников.

Тема 8. Система подготовки учителя к обучению учащихся технологии.

Этапы подготовки: к учебному году, к полугодию, к теме. Перспективная и текущая подготовка учителя. Подготовка нормативных актов. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Особенности методики проведения занятий с учащимися по отдельным разделам (блокам) программы «Технологии».

Тема 9. Урок технологии и его дидактические особенности.

Урок как основная форма обучения. Структура уроков технологии. Основные этапы (структурные элементы) уроков технологии. Типы уроков технологии. Экскурсия. Формы организации учебной работы учащихся на уроке технологии.

Тема 10. Методы обучения технологии.

Методы обучения и их классификация. Методы передачи и усвоения учебной информации, их характеристика. Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков. Методы активизации учебной деятельности на уроках технологии.

Тема 11. Формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся по технологии. Классификация форм организации учебной работы. Фронтальная форма организации учебно-трудовой деятельности учащихся. Бригадно-звеньевая организация учебной работы. Индивидуальная форма организации учебной работы на уроках технологии.

Тема 12. Дидактические средства обучения технологии.

Функции дидактических средств. Классификация дидактических средств. Особенности применения отдельных дидактических средств. Новейшая оргтехника педагога. Особенности использования дидактических средств в процессе обучения технологии.

Тема 13. Основы проблемного обучения на уроках технологии.

Проблемность как система познания. Типы и виды проблемных ситуаций. Методика организации проблемных уроков.

Тема 14. Методика формирования общеучебных умений у учащихся в процессе обучения технологии.

Сущность умения учиться. Методика формирования интеллектуальных умений у учащихся в процессе обучения технологии. Классификация интеллектуальных умений. Содержание и характер умений как основа организации обучения технологии. Методика формирования общедеятельностных умений у учащихся в процессе обучения технологии.

Тема 15. Организационно-технические условия обучения технологии.

Организация и оборудование мастерских и кабинетов технологии. Правовые аспекты организации и оборудование школьных мастерских и кабинетов. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях. Обеспечение безопасных условий труда в школьных мастерских. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса и особенности выбора объектов труда.

Тема 16. Активизация учебно-трудовой деятельности в процессе обучения технологии.

Понятие активизации познавательной, учебно-трудовой деятельности школьников. Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения технологии. Приемы и методы, активизирующие учебно-трудовую деятельность учащихся.

Тема 17. Внеклассная работа по технологии.

Задачи и формы внеклассной работы. Организация работы кружка. Массовые формы внеклассной работы. Развитие личности на кружковых занятиях.

Тема 18. Методика формирования графической грамотности на уроках технологии.

Этапы систематизации графических понятий (по классам). Методика формирования начальных элементов графической грамотности. Использование современных компьютерных технологий при обучении графической грамотности.

Тема 19. Методика обучения основам предпринимательства.

Предпринимательство. Создание предприятий. Бизнес-план. Правовое обеспечение предпринимательства. Маркетинг. Менеджмент. Налоги. Этика и психология предпринимательства. Оценка производственной деятельности.

Тема 20. Методика обучения учащихся проектной деятельности.

Творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности. Понятие о проектном методе. Классификация школьных проектов. Психолого-педагогические подходы к организации деятельности учащихся при выполнении творческих проектов. Этапы проектной деятельности. Содержание работы на каждом этапе проектирования. Методика преподавания основных тем проекта.

 

Семинар №1

 

Тема: Технология – парадигма современного образования.

Цель: раскрыть содержание современного технологического образования.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каковы социально-экономические требования к современному и технологическому образованию молодежи?

2. Найдите отличия в целеполагании "Технологии" от традиционного трудового обучения.

3. Каковы место и роль технологической подготовки в системе общего и непрерывного профессионального образования?

4. Каково содержание технологической подготовки школьников на современном этапе?

 

Семинар №2

 

Тема: Система профессиональной подготовки учителя к обучению школьников технологии.

Цель: ознакомить с системой профессиональной подготовки учителя к обучению школьников технологии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные части системы профессиональной подготовки учителя технологии.

2. Что входит в понятие «перспективное планирование учебной работы»?

3. Дайте характеристику отдельных аспектов целостной педагогической деятельности учителя.

4. Какие требования предъявляются к специальной и методической подготовке учителя?

5. Какими личностными качествами должен обладать учитель технологии?

6. Каковы требования к аттестации учителя технологии?

Семинар №3

 

Тема: Проверка, оценка и контроль знаний и умений учащихся на уроках технологии.

Цель: ознакомить с методами проверки, оценки и контроля знаний и умений учащихся на уроках технологии.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите методы проверки знаний, умений и навыков. Каковы требования к уровню технологической подготовки учащихся?

2. По каким критериям оценивают правильность выполнения трудового движения?

3. Дайте методическую характеристику каждому методу проверки.

4. Какие типы тестовых заданий вы знаете?

5. Как проверить уровень сформированности общеинтеллектуальных умений (сравнение, установление сходства и различия, классификация и пр.)?

6. Какова дифференциация учебных заданий по уровням сложности?

7. Как оценить творческий проект?

 

Семинар №4

 

Тема: Системы трудового и производственного обучения.

Цель: ознакомить с системами трудового и производственного обучения в современной школе.

 

Вопросы для обсуждения

1. Дать определение системы трудового обучения.

2. В чем сущность предметной системы обучения?

3. Почему предметная система трудового обучения возникла первой?

4. Приведите примеры производственных систем обучения. Отличие систем производственного обучения от систем трудового обучения, используемых в общеобразовательных школах.

5. Охарактеризуйте конструкторско-технологическую систему обучения.

6. Сделайте таблицу, состоящую из двух колонок: в первой укажите системы трудового обучения; во второй колонке, соответственно, запишите их основные признаки.

 

 

Семинар №5

 

Тема: Урок технологии и его дидактические особенности.

Цель: ознакомиться с дидактическими особенностями уроков технологии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какими могут быть типы уроков по технологии? Их функциональные различия?

2. Какие дидактические требования предъявляются к уроку технологии?

3. Приведите примеры уроков разных типов.

4. Структура уроков технологии. От каких факторов зависит выбор структуры урока?

5. Заполните таблицу, состоящую из двух колонок: в первой укажите типы уроков технологии; во второй, соответственно, разработайте его примерную структуру.

 

 

Семинар №6

Тема: Организация и оборудование учебных мастерских и кабинетов технологии.

Цель: проанализировать правила организации и оборудование учебных мастерских и кабинетов технологии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Познакомьтесь с перечнем учебного оборудования по технологии для общеобразовательных учреждений России. Составьте классификацию оборудования учебных мастерских (технический труд, обслуживающий труд).

2. Что входит в понятие правовое обеспечение обучения по технологии?

3. Что должен знать учитель технологии о правилах организации труда в учебных мастерских?

4. Какие составляющие входят в санитарно-гигиенические нормы?

5. Чем должен руководствоваться учитель технологии при оборудовании школьных мастерских?

6. Какими критериями следует руководствоваться при выборе объектов труда?

7. Ознакомьтесь с литературой, в которой дается описание учебно-материальной базы по технологии, и нормативными документами по ее организации, перечнями типового оборудования и инструментов технических кабинетов и учебных мастерских общеобразовательных учреждений.

Семинар №7

Тема: Активизация учебно-трудовой деятельности учащихся в процессе обучения технологии.

Цель: ознакомление со способами активизации учебно-трудовой деятельности учащихся на уроках технологии.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Раскройте понятие активизации познавательной, учебно-трудовой деятельности школьников.

2. Предложите задание на развитие различных черт творческого мышления на уроках технологии.

3. Разработайте способы создания проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов и задач по любой теме предмета технологии.

4. Проанализируйте выборочно текст учебника или учебного пособия и вопросы к нему с точки зрения характера познавательной деятельности.

5. Разработайте и обоснуйте возможность сочетания заданий воспроизводящего и творческого характера при изучении конкретной темы по технологии.

6. Приведите примеры способов активизации учебно-трудовой деятельности учащихся на разных этапах урока технологии (организационная часть, подготовка учащихся к активной учебно-трудовой деятельности, основная часть, подведение итогов).

7. Заполните таблицу, состоящую из двух колонок: в первой укажите этап урока технологии; во второй – способы активизации учебно-трудовой деятельности учащихся.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Изучение и анализ программ образовательной области

"Технология" (5 – 8 классы)

Цель работы:

1. Изучить структуру и содержание действующих и экспериментальных программ.

2. Формировать умения анализировать и сравнивать структуру и содержание программ образовательной области "Технология".

Последовательность и содержание работы

1. Изучить "Пояснительную записку" к программе и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

- цели и задачи технологической (трудовой) подготовки учащихся в 5 – 8 классах;

- основные разделы программы;

- соотношение времени на теоретическое и практическое обучение.

2. Проанализировать содержание тематического плана программы и дать письменные ответы на следующие вопросы:

- основание для выбора варианта программы - охарактеризовать применительно к городской (к сельской) школе;

- особенности содержания программы применительно по направлениям: технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд;

- перечень основных знаний и умений, которые должны получить учащиеся в 5-8-ом классах (с учетом выбранного варианта программы);

- содержание практической работы, типовой перечень объектов труда.

3. Результаты анализа занести в таблицу:

 

Классы Разделы программы Основные знания и умения Практические работы
       
       

 

Лабораторная работа № 2

Анализ учебно-методической литературы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Разработка перспективно-тематического плана

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Разработка плана-конспекта урока технологии

Цель работы: формировать умения по проектированию урока технологии.

Последовательность и содержание работы

1. Из перспективно-тематического плана изучения темы выбрать один урок (занятие) для разработки плана-конспекта и его проведения в студенческой группе.

2. Ознакомиться с методической и специальной литературой и уточнить цели и содержание занятия.

3. Изучить учебники, учебные и методические пособия и отобрать необходимый материал. Отметить новые термины и понятия, выделить формируемые трудовые операции.

4. Выбрать рациональную структуру урока, исходя из его познавательной, развивающей и воспитательной целей.

5. Разработать содержание каждого этапа структуры урока и определить необходимое количество времени для его реализации.

6. Продумать методы и методические приемы обучения, формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся на уроке.

7. Разработать задания, обеспечивающие дифференцированный подход к учащимся.

8. Уточнить содержание и методику вводного, текущего и заключительного инструктажей (см. приложение 1).

9. Ознакомиться с критерями оценки знаний и умений учащихся в обучении технологии (см. приложение 3).

10. Составить план-конспект урока в соответствии с приложением.

Приложение 1

 

Содержание вводного инструктажа

· Сообщение темы и цели урока;

· актуализация необходимых знаний и способов действий (фронтальный, групповой или индивидуальный опрос учащихся, проверка домашнего задания);

· объяснение характера и назначения предстоящей работы, порядка выполнения упражнений или самостоятельной работы;

· разбор чертежей, схем, технических требований, демонстрация образцов (эталонов) предстоящей работы;

· ознакомление учащихся с материалами, инструментами, оборудованием; рассмотрение типичных ошибок, способов их предупреждения и устранения;

· объяснение и показ способов, приемов и последовательности выполнения заданий;

· объяснение и показ способов контроля и самоконтроля качества работы;

· объяснение и показ способов рациональной организации рабочего места при выполнении задания;

· рассмотрение правил безопасного труда учащихся;

· закрепление и проверка выполнения учащимися приемов и способов работы;

· дополнительные пояснения и показ приемов и способов работы;

· выдача заданий и распределение по рабочим местам.

Содержание текущего инструктажа

в процессе выполнения учащимися практического задания

(основная часть урока)

 

Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью проверки и контроля:

· начала работы, выполнения требований правил безопасного труда;

· правильности выполнения практического задания (технологического процесса и приема работы, исправления ошибок);

· организации рабочего места и ухода за оборудованием;

· выполнения технических и технологических требований;

· индивидуального выполнения заданий учащимися, имеющих отставание (опережение) по изучаемому учебному материалу;

· знаний, умений и навыков по изучаемой теме урока.

Текущий инструктаж может быть индивидуальным и групповым.

Содержание заключительного инструктажа

· Совместное обсуждение достижения целей урока;

· подведение итогов и анализ выполнения практических заданий классом, бригадами, отдельными учащимися;

· разбор типичных ошибок и характера недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;

· анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест;

· сообщение оценок (их комментирование);

· сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.

Приложение 2

Примерный план-конспект урока технологии

Дата: ___________________________________________________________

Класс: __________________________________________________________

Раздел программы: ______________________________________________

Тема урока: _____________________________________________________

Цели урока: воспитательная -

развивающая -

познавательная -

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование первоначальных умений и навыков и др.).

Структура урока (один из вариантов структуры урока):

Организация начала урока.

2. Теоретическая часть:

2.1. Подготовка учащихся к активной учебно-трудовой деятельности (постановка триединой дидактической цели урока, организация действий учащихся по ее принятию; актуализация опорных знаний и способов действий учащихся).

2.2. Усвоение новых знаний и способов действий учащихся (изучение нового учебного материала).

2.3. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Практическая часть

3.1. Вводный инструктаж.

3.2. Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

3.3. Заключительный инструктаж.

План урока:

- содержание изучаемого материала.

Материально-техническое оснащение:

- оборудование, перечень натуральных объектов, инструментов, материалов, наглядных пособий и др.

Новые понятия:

- перечень понятий формируемых на уроке.

Объект и содержание работы.

Конспект урока (повествование от первого или третьего лица, модель предстоящего урока).

Конспект урока должен отражать содержание структурных элементов (или этапов) урока: деятельность учителя и учащихся (содержание учебного материала, которое будет изображено (записано) на классной доске и в тетрадях учащихся: чертеж, формула, схема, упражнения, вопросы учащимся; методы обучения, формы организации учебно-познавательной, трудовой деятельности учащихся).

 

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

Приложение 3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

Рекомендации к проведению и анализу методики

Лабораторная работа №6

Лабораторная работа №7

Теоретической части курса

1. Осуществить детальный анализ содержания раздела программы, составив на его основе перечень знаний и умений с указанием необходимого уровня усвоения каждого из них.

2. Разработать контрольные вопросы первого уровня усвоения (тесты первого уровня усвоения), требующие ответа типа «да», «нет», тесты на различение или избирательные (выборочные), в которых дается несколько вариантов ответов, тесты-классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений.

3. Для удобства оценки степени усвоения теоретических знаний по каждому тесту в контрольной карточке необходимо приписать определенное количество баллов от 0,25 до 1 в зависимости от важности и трудности вопроса или задания. Суммарное количество баллов в каждой карточке должно равняться пяти (кроме 1 уровня, где сумма баллов должна быть меньше 5, так как это репродуктивный уровень усвоения). За правильное выполнение теста ученик(ца) получает соответствующее количество баллов, за неправильный или неточный ответ – ноль. Если набрано от 4,5 до 5 баллов – усвоение материала отличное, от 3,5 до 4,5 – хорошее, 2,5 до 3,5 – удовлетворительное, меньше 2,5 баллов – плохое.

4. Разработать карту пооперационного контроля практической работы.

Для этого выделить в технологии изготовления какого-либо изделия наиболее важные элементы, которые определяют соответствие заданной технологии и качество готового изделия. Например, технология обработки древесины в столярном изделии контролируется по следующим параметрам:

· качество изготовления изделия (поверхностей);

- точность обработки – соответствие заданным размерам с учетом допуска,

- соответствие заданной шероховатости поверхностей изделия,

- соответствие отношений поверхностей изделия заданным углам (90 0),

- качество отделки изделия (техническая эстетика);

· соблюдение правил ТБ при выполнении работы;

· соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

· выполнение правильных трудовых приемов, движений и технологических операций;

· параметры трудового движения, действия или операции:

- траектория,

- усилие,

- плавность,

- слитность,

- исключение лишних движений,

- темп,

- ритм,

- хватка инструмента,

- рабочая поза;

· соблюдение нормы времени на выполнение заданных операций;

· организация рабочего места;

· самостоятельность работы.

6. Для удобства оценки успешности усвоения учебного материала в карте пооперационного контроля, также как и в карточках контроля теоретических знаний, применена пятибалльная система. Полная оценка в 5 баллов разбивается по технологическим операциям в зависимости от их важности в технологическом процессе.

 

 

Лабораторная работа №8

 

Посещение урока технологии

в общеобразовательной школе и его анализ.

Цель работы:

1. Познакомить с методикой проведения урока технологии в школе.

2. Формировать умение анализировать педагогическую технологию урока.

Последовательность и содержание работы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.209 с.)